Мелодией одной звучат печаль и радость»(2ч)
Не только народная музыка знает состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним светлые страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига...
Неизвестный художник. Портрет В. А. Моцарта
Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями. Сравните, например, характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры — Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта. (Вспомним, что именно этого композитора называли «богом солнца» за тот необыкновенный свет, что излучает его музыка.)
Первые же такты Концерта погружают нас в атмосферу грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта.
В. А. Моцарт (№ 10)
Нотный пример 6
В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. I часть. Фрагмент
Что слышится нам в этой музыке?
Спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой...
Начало II части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.
Нотный пример 7 (№11)
В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. II часть. Фрагмент
К. Хайд. Дом Моцарта
И. Бюхе. Моцарт за сочинением произведений. Фрагмент
Откуда такая грусть? Может быть, это преходящее настроение, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?
Прослушав Адажио, мы уже по-новому воспринимаем характер I части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить изначально?
|
Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях и чувствах людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником реального, живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.
Финал Концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.
Однако та ли это радость, что звучала в музыке I части? Можем ли мы снова охарактеризовать её словами «непринуждённая, по-детски чистая»?
Наверное, точнее было бы сказать о новой радости — радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.
Так в рамках одного произведения мы видим столь различные стороны одного эмоционального состояния.
Нотный пример 8 (№12)
В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром. III часть. Фрагмент
Вопросы и задания
1. Почему в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство?
2. Охарактеризуй настроение каждой из частей Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В. А. Моцарта.
3. Как ты считаешь, случайно ли использование композиторами крупных форм — симфоний, концертов, сонат — для воплощения мира человеческих эмоций? Объясни свой ответ.
Мелодией одной звучат печаль и радость»(2ч)
Изменчивость и подвижность музыкальных настроений, данных в последовательности, — это лишь одна сторона выражения прихотливого мира человеческих эмоций. Но бывают произведения, в которых даже самое светлое настроение даётся сразу во всём объёме различных нюансов. Они словно свидетельствуют о той неопровержимой истине, что в реальной жизни радость всегда соседствует с грустью, что привкус горечи, этот неизбежный спутник человеческого опыта и знаний, не покидает нас даже в минуты подъёма и воодушевления.
|
«Весна. Петроградская весна. Нигде так остро и волнующе не пахнет весной, как в этом холодном, сыром, но прекрасном городе. С моря веет новой, нарождающейся жизнью; в голове дурман от молодости, весны и счастья...»
А. Осмёркин. На набережной Невы
Это фрагмент из воспоминаний З. А. Прибы́тковой, друга великого русского композитора С. В. Рахманинова. В её воспоминаниях, в частности, упоминается и о том, как Сергей Васильевич, охваченный настроением расцветающей весны, пригласил сестёр Прибытковых послушать его музыку. «Я сейчас сыграю вам ваше настроение», — сказал он и заиграл самые свои весенние романсы... Среди этих произведений, проникнутых чувством вечно юной любви, был и романс «Здесь хорошо...».
Уже из слов романса видно, что в нём воспевается всё счастливое, всё светлое, чем дорога и ценна каждому из нас наша жизнь. И музыка романса в основе своей светла, но свет этот не блистающий, не лучезарный, а как будто чуть приглушённый нежностью и любовью, какой-то особой теплотой с едва уловимым оттенком печали. Может быть, совсем не случайно З. Прибыткова в начале описания этого эпизода говорит именно о петроградской весне, особенно остро ощущаемой в северном городе на Неве, где солнечный свет и тепло ценятся выше, чем в других городах.
|
А может быть, С. Рахманинов, подобно многим своим современникам, чувствовал тревогу и противоречивость самого времени: ведь XX век безвозвратно унёс ощущения безмятежности и наивной лёгкости, свойственные прежним временам.
С. Рахманинов (№ 13)
Нотный пример 9
С. Рахманинов. «Здесь хорошо...». На стихи Г. Галиной. Фрагмент
И словно в подтверждение этих настроений звучит строка из стихотворения А. Блока, написанного в весенний день 31 марта 1914 года:
Мелодией одной звучат печаль и радость...
И. Шишкин. У берегов Финского залива
Конечно, нельзя сказать, что из современной музыки совершенно исчезли настроения радости и лёгкости. Человеческая природа богата и сильна, она способна к преодолению самых тревожных и тяжких состояний. После нелёгких испытаний, какие принёс людям ХХ век, сама радость стала иной, более дорогой, более драгоценной. И может быть, поэтому состояния чистоты и светлого покоя, которыми отмечены некоторые современные музыкальные произведения, получают самые высокие и торжественные названия, самое тонкое и выразительное музыкальное воплощение.
Такова пьеса Д. Шостаковича «Бессмертие» — последняя в его одиннадцатичастной Сюите для баса и фортепиано на стихи Микела́нджело Буонарро́ти.
В этой части Шостакович процитировал свою первую детскую пьесу, когда-то написанную им для фортепиано. И в обращении к светлой наивности собственных детских лет он усмотрел символ вечного возрождения жизни, вечной её устремлённости в высоты юного, свободного, бессмертного духа.
Не из этого ли источника черпаем мы самую светлую радость, живущую среди людей, вопреки всему тёмному и тяжёлому, что омрачает жизнь? Бессмертие: не признающее никаких оков, властвующее над временем и пространством, глубоко предчувствуемое каждым, кто способен к высоким побуждениям, — не оно ли озаряет светом и лучшие страницы великих музыкальных творений?
Д. Шостакович
Нотный пример 10 (№14)
Д. Шостакович. «Бессмертие». Из Сюиты для баса и фортепиано. Стихи Микеланджело Буонарроти. Перевод А. Эфроса. Фрагмент
Микеланджело. Давид. Фрагмент
Микеланджело Буонарроти
Бессмертие
Здесь рок послал безвременный мне сон,
Но я не мёртв, хоть и опущен в землю:
Я жив в тебе, чьим сетованьям внемлю,
Затем, что в друге друг отображён.
Я словно б мёртв, но миру в утешенье
Я тысячами душ живу в сердцах
Всех любящих, и, значит, я не прах,
И смертное меня не тронет тленье.
Вопросы и задания
1. Как находят отражение в музыке романса С. Рахманинова «Здесь хорошо...» слова А. Блока «Мелодией одной звучат печаль и радость»?
2. Каким из средств музыкальной выразительности в первую очередь определяется переменное мерцание состояний радости и грусти в романсе?
3. По какому принципу осуществляется соотношение вокальной и фортепианной партий в произведении Рахманинова?
4. О чём рассказывает вокальная пьеса «Бессмертие» Д. Шостаковича?
5. Какие жанровые истоки можно услышать в её разделах?
6. Можно ли считать характер этого произведения радостным? Если да, то какая это радость?
*7. Как складывается драматургия музыкального образа в пьесе «Бессмертие» — по принципу развития монообраза или по принципу образных сопоставлений? Обоснуй свой ответ.
8. Общеизвестно, что Д. Шостакович признан величайшим мастером инструментовки.
При прослушивании произведения обрати внимание на выразительность звучания тембров, а также тембровых сочетаний. Какие инструменты можно выделить в первую очередь? Почему?