ЗНАНИЯ О МУЗЫКЕ НЕЛЬЗЯ ИЗОЛИРОВАТЬ




ОТ САМОЙ МУЗЫКИ.


Приложение 3

 

 

Схематическое изображение нейрона:

1 – тело нервной клетки с ядром и дендритами; 2 – нейрит; 3 – миэлиневая коробочка; 4 – конечные разветвления нейрита в мышечном волокне; 5 – перерыв в изображении нейрита.

 

(А. Д. Луков, К. К. Платонов. Психология. – М., Воениздат, 1964 г.)

 

Приложение 4

 

Группа поет слова вместе с педагогом, при этом надо обязательно всем хлопать в ладоши: короткие длительности – простой хлопок, долгие – с обхватом ладошек, для ощущения продленности звука.

Эмоциональное состояние, вызванное текстом песни, проявляется в мускульных движениях. В. М. Бехтерев называл двигательные реакции языком чувств, эмоциональной речью. (Вспомним Ш. Сузуки: дети разучивали мелодии в движении.)

Почему используются пуговицы? Потому что с ними можно выполнять действия самостоятельно (карандаши для этих целей менее удобны: они ломаются, дети их забывают, в результате уходит драгоценное время урока, создаются условия для появления в голосе учителя интонаций, не способствующих активной работе с положительным эмоциональным фоном).

ШАГ длится в течение нескольких уроков, до освоения его большинством (отстающим помощь – дополнительное пропевание слов по выложенным пуговицам – для того, чтобы определить свою ошибку).

 

Й шаг.

Пропевание слов два раза и выкладывание пуговиц на линейках или между ними. Например:

 

«Серый котик...»????;

«Матрешка...» ™™™;

 

Варианты на следующих уроках: пение слов на разной высоте в зависимости от персонажа. Например:

 

«Маленький пес...»????;

«Крался страшный волк...» ™™™™™;

 

Й шаг.

Объединение долгих и коротких звуков:

 

«На полянке ёжик...»????™™;

«Плачет кисанька...» ™™???.

 

Например:

 

«Медвежонок побежал...» ™™™™???;

 

с 3-й линейки на 1-ю добавочную (предлагают ученики);

 

«Утенок желтенький...»???™™™;

 

с ноты под 1-й линейкой к «до» между 3-й и 4-й и т.д.

 

Варианты пропеваются и сравниваются.

 

 

Дополнительные шаги слабо подготовленным детям: вначале только долгие и короткие длительности, или наоборот; затем между долгими короткие и наоборот. Помощь отстающим: каждый из них становится «учителем». Он проговаривает предложенные педагогом слова с хлопками в ладоши, затем их пропевает вся группа; или «проверяет» правильность задания у товарища, сравнивает со своим, находит ошибку.

 

Й шаг.

Педагог использует знания о местоположении нот на нотном стане. Задание: поем слова на «фа» 1-й октавы:

 

«Хитрая лиса...» ™™??™;

 

на ноте «ре» 1-й октавы:

«На горе береза...»????™™.

 

Варианты: по заданному ритму придумывание окончания фраз. Педагог начинает пение:

 

«На дороге...»?? ™™?..??

«У щеночка...»?????..™™

Сюда возможно включение транспозиции.

 

 

Й шаг.

Вводится понятие «органный пункт». Он используется и для создания двухголосия. Группа поет придуманные слова, педагог начинает петь в унисон, а затем переходит на терцию выше или ниже (позже – импровизация мелодии). Вариант: по знаку репризы, придумывание слов по выложенному ритму. Например:

 

«Ходит по дорожке...»????™™ :;

/ »Маленький щеночек...»; «Заинька ушастый...»/ и т.д.

 

Возможно: начало фразы поется по ручным знакам педагога или ученика (без изменения, закрепление новой или трудной интонации – рефрен), окончание – импровизация-досочинение того, кто придумал слова...

 

 


Приложение 5

 

В этой серии рисунков показано развитие мозга человека (вид сбоку) на эмбриональных стадиях и у плода. Рисунки основной серии (внизу) все приведены в одном масштабе. Первые пять эмбриональных стадий (вверху) проиллюстрированы увеличенными рисунками, чтобы яснее показать детали. Три основные части головного мозга (передний, средний и задний мозг) образуются как выпуклости головного конца нервной трубки. У людей полушария головного мозга со временем нарастают на средний и задний мозг, а также частично закрывают мозжечок. Характерные для головного мозга извилины и борозды не обнаруживаются до середины периода внутриутробного развития. Если предположить, что полностью развитый головной мозг содержит порядка 100 миллиардов нейронов и что после рождения фактически не добавляется новых нейронов, то можно вычислить, что в период развития нейроны должны образовываться со скоростью более чем 250 000 в минуту.

 

(У. Коуэн. Развитие мозга. // Мозг. Сб. статей. – М., изд. «Мир», 1984 г.)

 

Приложение 6

 

Обертоновый звукоряд

 

Приложение 7

 

Схема гармонического тяготения

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

В. П. Казначеев. Вместо предисловия 4

Промолчать не смогу... 5

Глава 1. Законы природы 7

Глава 2. Особенности природы восприятия 23

Глава 3. Природа саморазвития 42

Глава 4. Наследственные программы 61

Глава 5. Разрушение наследственных структур

(Продолжаем соединять следствия с причинами) 85

Глава 6. Потребности и желания 111

Глава 7. Начало конфликтов и их развитие 175

Глава 8. Осторожно: слово! 190

Глава 9. Память

Познавательный психический процесс 209

Глава 10. Темперамент 235

Глава 11. Чувства 243

Глава 12. Неврозы 278

Глава 13. Психологическая защита 289

Пауза о счастье

Часть I 301

Часть II 307

Глава 14. Левое и правое полушария.

История разрушения 310

Выводы 343

Приложения 363

 

 

Об авторе*

Мария Алексеевна Котляревская-Крафт, заслуженный работник культуры Российской Федерации, широко известна в музыкальном мире как опытный педагог, автор популярных учебников «Сольфеджио» для подготовительного, 1–6 классов детских музыкальных школ.

В роду Марии Алексеевны немало именитых предков, и среди них – несколько поколений музыкантов. Ее дед по материнской линии Михаил Михайлович Котляревский был губернатором города Вильно, статским советником при императоре Николае II. Бабушка – баронесса Вильгельмина Розеншильд-Паулин (в замужестве Штейн). Тетя, сестра отца – известный скульптор и художница Вера Федоровна Штейн по окончании Петербургской академии художеств в 1913 году получила премию за скульптуру А. С. Пушкина (сейчас находится в Пушкинском зале Эрмитажа). Премией была стажировка во Франции у Огюста Родена. В последние годы жизни работала в Новосибирске. Выполненные ею скульптурные композиции украшают Новосибирский государственный театр оперы и балета.

Дед Марии Алексеевны по отцовской линии Ф. Ф. Штейн упоминается в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «Штейн Федор Федорович – пианист и педагог (1819–1893). С раннего детства концертировал с большим успехом. Впервые приехал в Россию в 1836 г. и концертировал в Петербурге и Ревеле; основал в Ревеле музыкальное общество. В 1872 г. получил профессуру в Петербургской консерватории. Штейн был выдающийся пианист и замечательный импровизатор. Шуман, Шопен и другие знаменитые музыканты, с которыми Штейн был дружен, высоко ценили его дарование».

Отец – Алексей Федорович Штейн – закончил Петербургскую консерваторию, стал ее профессором, встречался с П. И. Чайковским и А. Рубинштейном, близко знал А. Глазунова и А. Лядова. Переехав в 1933 году в Новосибирск, А. Ф. Штейн стал основателем музыкальной школы № 1, именно эту школу впоследствии закончила и его дочь. Он долгое время преподавал в Новосибирском музыкальном училище. Многие новосибирские музыканты хранят память о нем как о замечательном педагоге. Мать – Татьяна Михайловна Котляревская – была профессором Ташкентской консерватории.

В основу книги М. А. Котляревской-Крафт «Промолчать не смогу…» положены лекции, прочитанные студентам Новосибирского музыкального колледжа и педагогам музыкальных школ во многих городах России. Первое издание книги, вышедшее в свет в 2000 г., получило широкий общественный резонанс, было с живым интересом воспринято педагогической, музыкальной общественностью Новосибирска и за его пределами. Книга интересна воспитателям, родителям, студентам, всем, кого волнуют проблемы гармоничного развития и образования подрастающего поколения.

Главный редактор газеты «Sibirische Zeitung plus» отличник народного просвещения России, член Союза журналистов России В.Н.Крылов


Котляревская-Крафт М. А.

Промолчать не смогу... – Новосибирск, 2003. – 376 с.

 

ISBN – 5 – 7241 – 0076 – 2

 

Автор книги, педагог с 67-летним стажем, заслуженный работник культуры России М. А. Котляревская-Крафт (ей принадлежит также целый ряд популярных учебников «Сольфеджио» для подготовительного, 1 – 6 классов детских музыкальных школ), опираясь на свой музыкально-педагогический опыт, с болью сердца говорит о важнейших проблемах образования и воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ – так можно обозначить главное направление книги.

«НЕ НАВРЕДИ!» – древний девиз врачей автор книги адресует педагогам.

 

Книга предназначена для широкого круга читателей – воспитателей, учителей, музыкальных педагогов, родителей.

 

ISBN – 5 – 7241 – 0076 – 2

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: