Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.




Природа истины

1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)

· Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)

· Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

· Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

· Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом. Это воспроизведение объекта в человеческом сознании так, как он существует сам по себе, вне зависимости от человека и его сознания.

Целью познавательных усилий является достижение истины. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к взглядам мыслителей древности, в частности к Аристотелю. Платон воспринимал истину как вечно неизменное, абсолютное свойство идеальных объектов. В соответствии с подходом И. Канта истина — это "согласие мышления с самим собой". По Г. Гегелю, истина есть процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.

Под истиной в философии понимается достоверное, правильное знание. "Слово — истина — в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету",— писал французский философ Р. Декарт. Философы-эмпирики считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными: что дается нам в ощущениях, то и есть в действительности. Отсюда цель науки — чистое описание фактов чувственного познания, к которым приспосабливается мысль. Для рационалистов критерием истины является разум. За истинное принимаются теоретически обоснованные знания, когда по законам логики из неких общих посылок (аксиом) выводятся все прочие суждения.

В своем споре и рационалисты, и эмпирики допускали возможность обретения человеком истинного знания. Наряду с ними были философы, отрицающие эту возможность, которые получили название агностики (в переводе с греческого агностицизм — недоступный познанию).

В марксистской философии истина определяется как соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной действительности. Чтобы отличить истину от заблуждения, необходимо выяснить, насколько наше знание соответствует действительности.

Марксистская философия утверждает, что любая истина объективна. Термин "объективность" означает независимость от сознания субъекта. Однако необходимо иметь в виду, что таким свойством обладают лишь вещи, предметы, процессы, но истинными или ложными могут быть только знания о вещах, а не сами вещи. Объектив-ность истины, с точки зрения философии марксизма, означает, что содержание знания совпадает с объективной дейстительностью и в этом смысле не зависит от сознания субъекта, "ни от человека, ни от человечества". Но в то же время истина субъективна по форме выражения. Ее оформление, то есть способ объективации во внешнем мире, в сфере науки зависит от особенностей тех людей, которые формируют данную теорию. Таким образом, значение объективной истины имеют все достоверные знания людей, все положения науки, в которых отражается объективная действительность.

Некоторые философы исходят из того, что любые знания субъективны, т. е. зависят от познающего субъекта. В таком случае ни о какой объективной истине не может быть и речи, и вслед за древнегреческим мыслителем

Протагором мы можем сказать: "Что каждому кажется, то и достоверно". Критику такого взгляда дал Ари-стотель: если прав Протагор, значит, "что одно и то же существует и не существует, что оно и плохо, и хорошо, что другие противолежащие друг другу высказывания также верны, ибо часто одним кажется прекрасным одно, а другим — противоположное". Но "придавать одинаковое значение мнениям спорящих друг с другом людей нелепо; ведь ясно, что одни из них должны быть ошибочны".

Развивая в дальнейшем взгляды Аристотеля, многие философы пришли к выводу о существовании объективной истины, независимой от восприятия людей, их пристрастий и интересов.

В любых знаниях, несомненно, присутствует субъективное, связанное с особенностями органов чувств, нервной системы, деятельности головного мозга, с нашими способностями, интересами, отношением к миру.

Может ли объективная истина быть выражена в человеческих знаниях сразу целиком, полностью? Иными словами, достижима ли абсолютная истина!

Абсолютная истина — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание. Знание предполагает активную работу мысли, а думать — значит сомневаться. Таким образом, претензия на абсолютное знание противоречит установке на критичность — необходимой черте научного познания.

Абсолютная истина полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнута при дальнейшем развитии познания. С одной стороны, абсолютная истина недостижима, поскольку мир бесконечен и неисчерпаем. Если под абсолютной истиной понимать полное и исчерпывающее знание о мире в целом, которым человек может располагать в какой-то конечный момент времени, то, бесспорно, такая абсолютная истина недостижима. Но из утверждения о недостижимости абсолютной истины может следовать вывод о невозможности для человечества получения полного и достоверного знания о мире. В теории познания, как и во всех областях науки, следует рассуждать диалектически, то есть не считать готовым и неизменным наше знание, а рассматривать конкретно, как из незнания появляется знание, каким образом неистинное, неполное знание становится более полным и более точным.

Большинство философов рассматривают абсолютную истину как образец или предел, к которому стремится наше знание. Но формы знания носят относительный характер. Они формируют истину в каких-то исторически конкретных, преходящих формулах, высказываниях, теориях, развитие познания, с этой точки зрения, можно представить как длительный, непрекращающийся процесс движения относительных истин, который приводит к накоплению и обогащению человеческого знания. Возможности познания зависят от реальных исторических условий своего времени и определяются уровнем развития производства, духовной культуры, имеющимися средствами наблюдения, эксперимента. В итоге на каждом этапе мы получаем знания неполные, незавершенные, невечные. Но по мере накопления знаний одни относительные истины заменяются другими, более полными и глубокими.

Абсолютная истина предстает в таком случае как бесконечная сумма относительных истин, которые формулирует человечество на протяжении всей истории своего развития. Этот процесс никогда не может завершиться.

 

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

 

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

6. практика.

Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

Формы практики:

материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);научный эксперимент.

Функции практики:

1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);

2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);

3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);

Критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

 

Социальное познание.

Социальное познание- познание общества.

Особенности социального познания:

1. субъект и объект познания совпадают

2. общество - сложный объект для изучения, так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.

3. ограничены возможности наблюдения и эксперимента

4. субъективность изучающего человека

5. многообразие выводов и оценок по одним и тем же явлениям.

Принципы социального познания:

1. конкретно-исторический подход- рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности - наиболее устойчивые, существенные связи (промышленный переворот)

2. руководство научными методами.

3. Соблюдение дистанции к объекту - объективность

4. выбор значимого в явлении

Факт- событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях.

Виды социальных фактов:

1. действия, поступки людей или социальных групп (поход Олега)

2. продукты человеческой деятельности

- материальные (пирамиды)

- духовные (живопись)

3. словесные действия: мнения, суждения, оценки (Святослав «Иду на Вы»)

Чтобы факт стал научным его необходимо правильно интерпретировать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: