Традиционное ремесло Дымковская игрушка




 

Дымковская игрушка – один из старейших художественных промыслов России не утратил своей популярности. Без дымковских фигурок уже много десятилетий не обходится не одна выставка народного искусства.

Бытует легенда, что происхождение промысла связано с событиями глубокой древности. Однажды ночью встретились близ города два дружественных войска и, не узнав друг друга в темноте, вступили в бой. Много людей погибло в том случайном бою. С тех пор и пошла традиция каждую весну справлять тризну по погибшим. Со временем эта история забылась. Торжество, утратив свой трагический смысл, превратилось в массовые народные гулянья – праздник свистуньи, или свистопляски, на котором полагалось свистеть и кидаться расписными шарами из глины. [3]

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. [4]

Сохранился традиционный процесс изготовления дымковской игрушки, включающий в себя лепку из красной глины, сушку, обжиг, побелку, роспись темперными красками и украшение сусальным золотом. Каждая игрушка как раньше, так и сейчас вбирает в себя не только руку автора, но его внутренний мир, эмоциональный настрой. [5]

Художественная эволюция дымковской игрушки еще не изучена.

Коллекции дымковской игрушки в музеях достаточно обширны и разнообразны, однако мало изучены и опубликованы.

Промыслы живут не только благодаря сохранению традиций, но и при условии появления новых сюжетов. Это называется естественным развитием. Мастерицы 20-30-х годов XX века существенно обогатили набор образов дымковской игрушки. [3]

В XX веке возникла серьезная угроза существованию дымковского промысла. В слободе Дымкове появились мастерские по изготовлению более дешевых гипсовых изделий, пользовавшихся, однако, большим спросом как у местного населения, так и в других городах. Часть игрушечниц подрабатывала «на гипсах», занимаясь их раскраской. Лишь одна мастерица продолжала по старинке лепить игрушки из глины. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853 – 1938). Именно ее творчество стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц. Возможно, ранними ее работами являются три игрушки из собрания Кировского художественного музея.

А.А. Мезрина придавала орнаменту большое значение и разрабатывала отдельно для каждой игрушки, проявляя удивительную выдумку и изобретательность не только в рисунке узоров и композиции, но и в их колористических вариантах.

Живые позы, жесты рук и особенно лица с кукольным грозно-удивленным выражением выделяют работы А.А. Мезриной из множества других.

Выделяются произведения М.А. Лалетиной. Мастерица не очень заботилась о красоте линий и скульптурной законченности. Но главное в работах М. А. Лалетиной является роспись, незамысловатый по характеру орнамент, состоящий из простейших кружков, косых клеток, волнистых линий и полос, но исполненной по фигуре, в таком разнообразии цветовых оттенков и экспрессивной живописной манере, что позволяет видеть М.А. Лалетиной своеобразного мастера-живописца.

Фигурки-миниатюры делала и старшая дочь М.А. Лалетиной - Александра Ивановна Мезрина. Каждая игрушка мастерицы выполнялась любовно, тщательно и аккуратно.

А.И. Мезрина была неистощима на выдумку самых разнообразных деталей и атрибутов, особенно в одежде: шляпок необычных фасонов, рисованных или плоских лепных фестонов по краям юбок и передников, самобытных орнаментов из традиционных горошин и полос. Цвет ее росписи не столь приглушенных оттенков.

Е. А. Кошкина, мастерица, известная своим творчеством в 1930-е годы. Почерку Е.А. Кошкиной присуща одна деталь: круглое улубление-вмятина, сделанная пальцем внутри купола, словно последняя "точка", поставленная мастерицей в завершении работы над ступкой.

Каждая отдельная дымковская фигурка несла в себе яркий образ-тип, конкретный собирательный, увиденный в жизни и отраженный условным светом игрушечного мира, где любой персонаж становился оправданным и убедительным.

Особенностью творчества Е. А. Смирновой, является внимание к лепке, способность передать характер персонажа вариантом пластического решения Мастерица достигла пластической выразительности, монументальности образа. Способность создавать бесчисленные варианты одного сюжета Е.А Смирнова особенно ярко продемонстрировала в многофигурной, состоящей из тридцати четырех деталей композиции "В ночном", исполненной в 1977 г.

По-своему оживила традиционные образы Н.Н. Суханова, яркая индивидуальность которой определяет ее особое место в истории дымковской игрушки. Мир образов Н.Н. Сухановой - это сказка, наполненная отдельными реалиями, подчиненными особенном эмоциональному строю творчества мастерицы. Ее образы не только праздничны, нарядны, радостны, то характерно для дымковской игрушки. Они овеяны нежной грустью, хрупки. Работам Н.Н. Сухановой свойственно редкое качество: удивительное соответствие пластики и росписи содержанию образов, их гармония.

Произведения Л.А. Ивановой разнообразны по сюжетам: ей равно удаются и сказочные, и литературные, и жанрово-бытовые композиции.

Собственный типаж Л.А. Иванова создала в изображениях барынь. Барыни Л.А. Ивановой не просто нарядны. Каждая демонстрирует необычный фасон платья, украшенного вылепленными рюшами, оригинальными узорами орнаментальной росписи.

Игрушки Н.П. Трухина отличаются особым многообразием тем, сюжетов, образов и средств их воплощения. Во всех работах ярко выявляется индивидуальность автора в понимании традиционного искусства. Орнаменты мастерицы традиционны по мотивам.

Н.П. Трухина первая ввела в дымковскую игрушку героико-революционную тему.

Цвет в дымковской игрушки может быть активным в раскрытии содержательного образа, или дополнять сюжетную основу. Таким активным средством цвет становится в творчестве В.П.Племянниковой.

В.П.Племянникова много размышляет над традициями дымковской игрушки, обращается к наследию пролого, осваивает примеры старых мастеров.

Несколько рассмотренных манер дымковских мастериц, наглядно подтверждают общую закономерность развития народного искусства в соотношении коллективного и индивидуального канона, сложившимся не одним поколением мастеров.

Решающую роль в судьбе всего промысла, а значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц сыграл вятский художник-пейзажист, знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893 – 1948). С пятнадцати лет он увлекся кустарным творчеством дымковчанок, сумев разглядеть в их работах настоящее искусство. Он зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы.

Желание полнее выразить все свои способности, вероятно, сопровождаемое соответствующими советами А.И. Деньшина, привело к усилению декоративного начала в игрушках, выразившемуся прежде всего в яркости цветового решения и появлении орнамента и росписи.

С началом Великой Отечественной войны дымковский промысел опять оказался заброшенным. Кировское товарищество художников, к которому относились дымковские мастерицы, было распущено, дымковчанки остались без работы. Однако вскоре оптимистичная дымковская игрушка вновь стала пользоваться успехом. В 1942 году производство дымковской игрушки было возобновлено.

Для произведений современных мастериц характерны тематическое разнообразие, повествовательность языка, яркость, тщательная проработка деталей и орнаментов. Очевидны и традиционные элементы, связывающие эту игрушку с изделиями мастериц прошлого. [4]

В конце 1970-х годов в городе Кирове, а потом в Москве состоялись выставки, на которых были показаны работы пятнадцати дымковских мастериц. Эти выставки подводили итог их двадцатилетнему пути в искусстве. Выставки показали, что в создании игрушки работает интересное молодое поколение, с которым началась новая эпоха в истории промысла.

Дымковский промысел до сих пор не имеет серийного производства. Каждая игрушка является ручной работой, выполненной по всем канонам, которые складывались веками. У каждой мастерицы свой узнаваемый почерк, каждое изделие уникально и неповторимо. Благодаря этому промысел не теряет своей популярности. Праздник свистопляски давно не отмечается, поэтому дымковские игрушки утратили свое ритуальное значение. Теперь они служат яркими сувенирами и напоминанием о богатой истории и культуре русского народа.

Основная технологическая цепочка в создании дымковской игрушки – подготовка глины, лепка, сушка, обжиг, побелка, роспись, украшение сусальным золотом – осталась в принципе неизменной. Но прогресс внес существенные поправки в течение ХХ века.

Рождение выставочной игрушки, особенно композиции, в дымковском промысле сейчас очень напоминает рождение станкового произведения.

Свою задумку мастерица воплощает в эскизах, выполненных на бумаге или в глине. Затем идет поиск вариантов решения темы в цвете, орнаменте, аксессуарах. Цель, которую преследует мастерица, - это создание художественного образа, наиболее полно выражающего замысел художника. Для осуществления своей идеи она изучает традиции промысла в музейных коллекциях (зарисовки, копирование). [6]

Дымковские игрушки - наряду с другими художественными промыслами - повествуют о богатстве и самобытности русской культуры.

Во всех школах и детских садах России, студиях детского творчества изучается дымковская игрушка. История этого промысла тесно связана с историей нашей страны. Сами фигурки и роспись, покрывающая их, отражают быт и верования русских людей. Кроме того, процесс изготовления и декорирования игрушек достаточно прост, чтобы его могли освоить даже маленькие дети, разумеется в значительно упрощенном виде.

Дымковская игрушка, которая известна сегодня, отражает русский быт XIX века. Образы барынь и кавалеров, щеголяющих в пышных нарядах, появились в более позднее время. Тем не менее мастера бережно хранят традиции и приемы, сложившиеся в период зарождения этого искусства. [3]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: