Муниципальный этап
Всероссийской олимпиады школьников по истории
Класс
Максимальная оценка – 100 баллов
Время на подготовку – 180 мин
Задание 1. Выберите по 1 верному ответу в каждом задании (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл - 4).
1.1. Какое восточнославянское племя, согласно «Повести временных лет» было покорено Святославом Игоревичем?
1) волыняне;
2) дулебы;
3) вятичи;
4) кривичи.
1.2. Ингигерда была:
1) женой норвежского короля Олафа II;
2) дочерью Ярослава Владимировича;
3) владетельницей Альдейгаборга (Ладоги);
4) сестрой шведского короля Олафа.
1.3. По какому водоему в землях восточных славян НЕ проходил торговый путь «из варяг в греки»?
1) Онежское озеро;
2) Западная Двииа;
3) Ока;
4) Ловоть.
1.4. Впервые ассигнации в Российском государстве были введены в обращение в годы правления:
1) Елизаветы Петровны;
2) Екатерины II;
3) Александра I;
4) Николая I.
Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом блоке (1 балл за полностью правильный ответ, максимальный балл – 3).
2.1. Кому из русских князей НЕ удалось получить ярлык на великое княжение владимирское?
1) Юрию Всеволодовичу;
2) Даниилу Александровичу;
3) Дмитрию Ивановичу;
4) Михаилу Ярославичу;
5) Ивану Ивановичу;
6) Юрию Даниловичу.
2.2. Какие из указанных ниже положений связанных с Северной войной являются верными?
1) Лашманы занимались заготовкой корабельного леса;
2) Название Ингерманландия происходит от имени Ингигерда;
3) Аландский конгресс завершил войну;
4) Гетман И. Мазепа умер в ссылке в Сибири;
5) Шведская крепость Нотебург после захвата русскими получила наименование Орешек;
6) На протяжении войны русская армия комплектовалась даточными людьми.
2.3. Укажите названия российских городов, сохранившие турецкое наименование с османских времен.
1) Анапа;
2) Керчь;
3) Геленджик;
4) Феодосия;
5) Азов;
6) Перекоп.
2.1. | 2.2. | 2.3 |
Задание 3. По какому историческому критерию образованы ряды (1 балл за каждый ряд, всего за ответ 3 балла).
3.1. 1681, 1700, 1713, 1739
___________________________________________________________
3.2. Д. В. Ухтомский, Н.А. Львов, С.И. Чевакинский, И.Ф. Мичурин, А.В. Квасов
___________________________________________________________
3.3. Ф.М. Апраксин, Г.И. Головкин, П.А. Толстой, А.И. Остерман, Карл Фридрих Голштинский,
___________________________________________________________
Что (кто) является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение (1 балл за каждый ряд, всего за ответ 3 балла).
3.4. Речь Посполитая, Дания, Саксония, Османская империя, Пруссия.
___________________________________________________________
3.5. Тявзинский мир, Абоский мир, Нерчинский мир, Фридрихсгамский мир, Кардисский мир.
___________________________________________________________
3.6. баскак, басма, ярлык, конюший, численник, бунчук
___________________________________________________________
Задание 4. Установите соответствие между правителями Российского государства и их современниками – иностранными правителями. В перечне справа есть лишнее имя (по 2 балла за каждое соответствие, максимальный балл – 10)
А) Иван IV Васильевич 1) Джордж Вашингтон
Б) Михаил Фёдорович 2) Сююмбике
В) Алексей Михайлович 3) Ислам-Гирей III
Г) Елизавета Петровна 4) Улуг-Мухаммед
Д) Павел 5) Густав II Адольф
6) Мария Терезия.
А | Б | В | Г | Д |
Задание 5. Установите правильный хронологический порядок присоединения новых земель к Российской империи. (3 балла за полностью верный ответ).
А) Курляндия;
Б) Восточная Грузия;
В) Ингерманландия;
Г) Крым;
Д) Полоцк.
Задание 6. Подберите соответствия нижеприведенным историческим терминам, относящимся к денежному обращению. (По 1 баллу каждый за верный ответ; всего 5 баллов)
1. Ефимок | А) название денежных банкнот после реформы середины XIX век |
2. Ногата | Б) название европейского талера, широко использовавшегося в России в XVII веке |
3. Ассигнация | В) счетная единица на Руси, равная 3 копейкам |
4. Денга | Г) название бумажных заменителей медных денег во второй половине XVIII века |
5. Алтын | Д) серебряная монета арабского происхождения, использовавшаяся в денежном обращении средневековой Руси |
Е) серебряная монета, чеканившаяся в Великом княжестве Московском в конце XIV – XVI веках. |
Задание 7. Вставьте пропущенные слова в таблицу (по 1 баллу за каждую вставку; всего 12 баллов).
«Став императрицей, ______1______ начала возвышать иностранцев, в особенности ____2____ и подвергла опале _____3_____ знать. Власть в стране фактически принадлежала вице-канцлеру ____4____ и фавориту _____5_____, вызванному ею из _____6_______. Во главе армии стоял фельдмаршал _____7______. Верховный _______8________ был упразднен. Инакомыслие жестоко преследовалось: всех лиц, казавшихся опасными, подвергали репрессиям и ссылали в Сибирь. Ужесточение ___9____ права и налоговой политики в отношении крестьян приводили к бегству разорившихся крестьян на окраины России. Содержание двора обходилось в пять раз дороже, чем при Петре Великом, несмотря на то, что денег в казне не было.
Однако в сфере образования произошли некоторые позитивные изменения: был учрежден Сухопутный ____10______ кадетский __11____ для дворян, при Сенате было создано училище по подготовке чиновников, при Академии _____12_______ открылась семинария на 35 юношей. К этому же времени относится организация почты, а также введение полицейских подразделений для поддержания порядка в больших городах».
Задание 8. Укажите в таблице названия и годы войн и походов, из-за которых появились представленные ниже русские медали. (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16).
Номер | Война |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 |
Задание 9. Выполните задания по карте (9 баллов)
1. Какое событие изображено на карте? (1 балл)
2. В какие годы оно произошло? (1 балл).
3. Каковы были причины этого события? (до 3 баллов)
4. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2» (1 балл).
5. Напишите название реки, обозначенной буквой «А», в период событий, изображённых на схеме (1 балл).
6. Укажите цифру, где на схеме обозначено место пленения предводителя вооружённых отрядов (1 балл).
7. Что произошло с ним после пленения? (1 балл)
Номер | Война |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 |
Задание 10. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника и применение исторических знаний по курсу истории России. (Всего 7 баллов)
«…По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остаётся в сём роде, но в женском поколении последнее царствовавшего, как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужское лицо женскому; однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право непосредственно пришло...
Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Они суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднений при переходе из рода в род».
1. Укажите название источника? (1 балл)
2. Кто является его автором? (1 балл)
3. Когда он возник? (1 балл)
4. Какой порядок наследования престола действовал в Российской империи до принятия данного закона? (1 балл)
5. Кем и когда он был определён? (1 балл)
6. В чём автор видит преимущества вновь принятого закона по сравнению с прежним порядком наследования престола? (1 балл)
7. Чем было обусловлено изменение закона? (1 балл)
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 |
Задание 11. Историческое сочинение-эссе (25 баллов).
Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите из того, что Вы:
1) ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает);
2) можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание);
3) располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме;
4) владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки
зрения.
1. «В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем… Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем «Мудрый» – пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа». (А.Ю. Карпов).
2. «Победа на Куликовом поле сгубила Мамая, но не создала какого-либо перелома в русско-татарских отношениях. Облегчение участи Великоросии придет лишь в конце XV века. Но это не умаляет, однако, крупного исторического значения битвы» (А.Е. Пресняков).
3. «Главным содержанием опричнины стали совершенно беспрецедентные и бессмысленные убийства ради убийств» (Л.Н. Гумилев).
4. «Если бы Борис родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире. Но, рожденный подданным, с необузданной страстию к господству, не мог одолеть искушений там, где зло казалось для него выгодою» (М.Н. Карамзин).
5. А.Л. Ордин-Нащекин во многом предупредил Петра и первый высказал много идей, которые осуществил преобразователь (В.О. Ключевский).
6. «А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога: жила бы только Россия во славе и благоденствие». (Петр I).
7. «Он позволил свергнуть себя с престола как ребенок, которого посылают спать» (Фридрих II о Петре III).
8. «Пугачевцев победили, переказнили, но победители испугались и все же умерили свой аппетит. Скажем иначе: вообще в России с крестьян «драли три шкуры», но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачев – содрали бы все десять» (Н.Я. Эйдельман).
9. «В основе деятельности Екатерины II лежала не просто определенная философия власти, а некая вера, высокое стремление к достижению общих, абстрактных идей создания совершенного строя и общества в России (Е.В. Анисимов).
10. «Зарождение декабризма, десятилетняя история тайных обществ, а вслед затем и восстание 14 декабря 1825 г. были серьезными симптомами явного неблагополучия в политическом строе России» (С.В. Мироненко).
Для заполнения жюри:
Баллы Итого: баллов
Подписи проверяющих:
_______________________ (Фамилия, И.О.)
_______________________ (Фамилия, И.О.)
_______________________ (Фамилия, И.О.)
_______________________ (Фамилия, И.О.)