Редактор оценивает, как развивается тема, раскрывается авторский замысел. Отобранные снимки должны иметь смысловую связь, поэтому полезно еще раз просмотреть последовательно весь материал, чтобы не нарушилось смысловое единство. Фотоснимки могут объединяться на полосе как по формальному, так и по содержательному признаку. Формальный решает задачи временного (хронологического) показа событий, выделяет авторскую принадлежность, содержательный признак обеспечивает подбор снимков на определенную тему.
Чтобы замысел автора был выражен наиболее полно, а тема раскрыта глубоко, фотоповествование должно содержать документальную и образную информацию, которую передают факты, отраженные на снимках. Это особенно важно для художественно-публицистических жанров фотосообщения, которые основаны на поиске художественно-документального образа. Для них характерно слияние информационной основы с художественным воплощением, использование широкого спектра изобразительных средств, с помощью которых можно не только воздействовать на логическое мышление читателя-зрителя, но и вызывать за счет эстетических достоинств снимка определенные эмоции. Фотоинформация в таких жанрах предполагает глубокое проникновение в сущность явлений и широкое использование художественных средств для образного осмысления действительности.
Идея — главная мысль произведения. Благодаря ее синтезирующей роли факты соединяются, между ними образуется связь. Поэтому материал, отобранный для публикации, должен быть достаточно полным. Одной из важных проблем здесь является нахождение оптимального варианта. Недостаток, а также избыток фактического материала затрудняют прочтение фотоповествования. В первом случае возникает ощущение недосказанности, во втором — замедляется его восприятие.
Не менее значима для воплощения идеи произведения упорядоченность материала, его соподчиненность. В основе систематизации фотокадров лежит логика авторской мысли и взаимосвязь фактов. Таким образом, оптимальная полнота и упорядоченность материала составляют основные предпосылки для воплощения идеи произведения. Положительный результат достигается, если идее подчинены оба компонента — и визуальный, и вербальный.
В процессе объединения фотографий в единую серию эмоциональное звучание отдельного снимка существенно меняется в зависимости от характера фотографий, соседствующих с ним, а также от расположения кадров друг относительно друга и их последовательности. Иногда для раскрытия замысла возникает необходимость включения в фотоиздание других типов иллюстраций. Ими могут быть рисунки и карты. В этом случае важно четкое разделение функций между изображениями разного назначения. 'Одновременно противопоставляемые элементы визуального ряда, какими могут быть фотография и рисунок, взаимно влияют друг на друга, и в результате вымысел становится чуть достовернее, а изображенная на фотоснимке реальность — чуть условнее.
Работа над макетом
Отобрав лучшие снимки, редактор раскладывает их в соответствии с кадропланом и все передает художнику, которому предстоит подготовить предварительный (рабочий) макет издания. При подготовке макета указывается место для текста, определяется его размер.
Текст, для фотоальбома дорабатывается в редакции после составления макета и подбора фотоматериала. Художник создает образ будущей книги, имея перед собой определенный план работы (сценарий, кадроплан), но и его можно считать автором. Он осуществляет композиционный монтаж фотографии, вкладывая свои мысли и представления о задуманной теме.
Монтаж фоторяда
Важнейшим средством композиционного построения фоторяда, основанном на сочетании, сопоставлении фотокадров в пределах книжного или журнального пространства, служит монтаж. Это средство выражения мыслей и чувств автора, средство выделения в контексте главного. Используя соответствующие композиционные приемы, можно активно управлять вниманием читателя-зрителя, организовать процесс восприятия всего произведения, направляя поток ответных эмоций зрителя по определенному руслу к определенной идее. Причем последовательность эмоциональных переживаний читателя-зрителя предусмотрена автором и обусловлена последовательным развитием темы. Любой художественный замысел предполагает, что главное в произведении будет каким-либо способом выделено, подчеркнуто.
Для того чтобы монтируемые кадры могли вступать во взаимодействие, необходимы определенные условия. Важно найти общность между фотокадрами (тематическую, идейную, формальную, ассоциативную). Однако наличие общих признаков, по которым монтируются фотоснимки, — только одна сторона дела. Развитие мысли или чувства требует, чтобы в композиционном построении один кадр отличался от другого, одновременно дополняя его. Только в этом случае возможно раскрытие общего смысла произведения. Динамика монтажа заключается в том, что кадры продолжают друг друга, дают почву для сопоставления.
Работа над композиционным монтажом фотографического ряда разбивается на три ступени: соединение двух кадров на развороте, композиция монтажной фразы, связь между монтажными фразами.
Первая ступень — соединение двух кадров на развороте. Мерой пространственности издания, его «метрической единицей» является разворот. Это на первый взгляд условное деление психологически оправдано. Глаз читателя-зрителя не способен воспринимать сразу все элементы на всем протяжении книжного пространства. Однако площадь книжного разворота человек может охватить одним взглядом, а затем рассматривать подетально. Разворот книги в повествовании выступает как образно-смысловая единица. Книжные развороты в совокупности выстраивают художественный образ. Полнота визуальной информации фотоиздания зависит от композиционного взаимодействия каждого разворота.
Не забывая о целостности всего «книжного организма», редактор считает разворот единицей изобразительного пространства. Два соседних кадра, помещенных на одном развороте, воздействуют на читателя-зрителя практически одновременно. Соподчиненность для них наиболее значима. Важно и то, что все предшествующие развороты существуют у воспринимающего изображение уже как след в памяти, а последующие находятся в области неизвестного.
Кроме того, существенны следующие особенности монтажа снимков в фотоиздании:
• разноформатность монтируемых фотоизображений (используется как средство выделения главного изображения, соподчинения кадров и т.д.);
• возможность включения в монтаж графических элементов;
• возможность, а часто и необходимость включения в монтаж текста;
• возможность для читателя возвращаться к просмотренным кадрам.
Это только наиболее важные, общие случаи, так или иначе проявляющиеся при композиционном объединении фотоснимков.
Далее можно выделить различные типы связи фотоматериала:
• сопоставление равнозначных кадров (психологически воспринимается как перечисление);
• сопоставление контрастирующих кадров (здесь нет противопоставления, кадры ограничиваются сравнением);
• смысловое дополнение (это параллельный показ двух или нескольких фотографий, относящихся к одному явлению или факту и поэтому взаимодополняющих друг друга);
• ассоциативное дополнение. Кадры также взаимно дополняют друг друга, но соотносятся между собой не по смыслу, а по эмоциональным признакам. В основе лежит эмоциональное созвучие;
• визуальное дополнение. Предполагает явное сходство, воспринимаемое прежде всего как зрительное подобие. Это сознательно используемый' элемент повтора зрительных ощущений, но за ним обычно кроется определенный замысел автора.
На практике в подобных случаях нужно особенно тщательно следить за тем, чтобы такое сочетание кадров не порождало связи вопреки замыслу автора.
Связи фотокадров могут строиться и на уровне противопоставления:
• противопоставление кадров по смыслу;
• эмоциональное противопоставление кадров. В основе может лежать чувственный контраст. При этом за эмоциональным противопоставлением кроется и смысловой контраст, но передается он через разницу в эмоциональной реакции;
• визуальное противопоставление кадров. Это еще один способ косвенного подхода к раскрытию смысла. В основе — явное различие в пластической форме изображения, зрительная разница или противоположность.
Как видим, широкий диапазон сопоставлений, противопоставлений, дополнений превращает композиционный монтаж фотокадров в активное изобразительное средство, в средство изложения авторской мысли любой сложности.
Связь кадров на одном развороте дополняется связью между соседними разворотами. Ведь книжное издание представляет собой по форме блок чередующихся разворотов. Поэтому, если брать монтаж в целом, важны и принципы композиционного расположения фотоснимков на развороте (когда предполагается непосредственная зрительная связь между фотоизображениями), и принципы последовательного монтажа, подобного кинематографическому. Таким образом, в организации фотоиздания монтаж выполняет самостоятельные функции, создавая композиционную целостность произведения; динамику движения (не механическое движение подобно кино, а умозрительное: развитие сюжета, движение мысли); ритм; идею; образ; оценочное отношение.
В фотоальбоме М. Маркова «Отныне и навсегда» есть разворот, где на левой полосе дан снимок, показывающий момент закрепления звезды на башне Кремля, на правой — момент спуска двуглавого орла на фоне кремлевских стен. Каждый снимок композиции представляет собой самостоятельный локальный сюжет. Однако в результате композиционного объединения хроникальные снимки репортажного плана приобретают совершенно иное звучание: вместе они не столько показывают факты, сколько символизируют начало новой эпохи в нашей стране. Этот символический смысл, поддержанный удачно найденной подписью, соотносит изображение с событием, которое визуально не показано на снимке, — с Октябрьской революцией 1917 г. Кадры связаны здесь единой мыслью. Тем не менее каждый из них показывает определенный этап совершающегося перед объективом акта: первый — укрепляется звезда, второй — снимается орел. Кажется, было бы логичнее соблюдать естественную последовательность в показе этих двух этапов. Поскольку обычно в нашем восприятии левый кадр всегда есть начало, а правый — его продолжение, то слева нужно было бы поместить кадр с орлом, хронологически предшествующий кадру, показывающему установку звезды. Но автор книги нарушает эту последовательность, меняя кадры местами, и, кроме того, смещает правый кадр вниз. Почему автор так поступил? Дело в том, что здесь важны не отдельные факты, а событие в целом. Оно имеет смысл только как единое действие, без разделение на этапы. Сделанная автором перестановка разрушает ненужную хронологическую связь между снимками, тем самым выдвигая на первый план связь смысловую и обнажая идейное соподчинение компонентов. Объединение кадров в связное композиционно завершенное единство чаще всего не ограничивается задачей взаиморасположения двух соседних кадров.
Вторая ступень — композиция монтажной фразы. Монтаж в фотоповествовании может объединять любое количество кадров. В подобных случаях тема часто излагается поэтапно. Она как бы дробится на отдельные «подтемы», в которых снимки локально связаны между собой. Такие «куски» общей композиции называют монтажной фразой. Композиция монтажной фразы подчиняется смысловому делению фотоблоков, т.е. нескольких разворотов. Не забывая о целостности всего книжного «организма», разворот остается единицей изобразительного пространства, которое находится в распоряжении художника издания. Исходя из этого монтажное объединение фотоизображений в книге целесообразнее всего строить «поразворотно». При этом разворот как ограниченное пространство может содержать целую монтажную фразу. Если возникает необходимость монтажную фразу продолжить на нескольких разворотах, то прибегают к особым приемам, обозначающим границы каждой фразы.
Разрабатывая монтажную фразу, художник фотоиздания должен решить, какие кадры и в каком сочетании показать сразу, затем — какие кадры и в какой последовательности показать один за другим. Для того чтобы монтируемые кадры могли вступать во взаимодействие, необходимы определенные условия. Основанием для объединения могут быть:
• общность темы. На снимках — разнообразные факты, относящиеся к одному кругу явлений (сюжет одного снимка схож с сюжетом другого);
• общность идеи. На снимках — факты, относящиеся к различным или даже противоположным явлениям жизни, но связанные общей авторской идеей;
• общность сюжета. Здесь могут быть такие основания для объединения: сюжет одного снимка схож с сюжетом другого, серия снимков входит в один сюжет, т.е. каждый кадр представляет собой часть одного сюжета;
• общность формальных признаков. Фотокадры похожи по композиции, форме, внешнему виду, структуре снятых объектов. Здесь за визуальным подобием кроется авторское сравнение смысла монтируемых кадров;
• общность ассоциативная. Она предлагает умозрительное сопоставление фотокадров, не имеющих на первый взгляд ничего общего. Нужно «поймать», почувствовать что-то общее между двумя изображениями. Сходство здесь может быть обнаружено в характеристике изображенных объектов (одинокое дерево — одинокий человек), в их состоянии (смеющиеся лица — радостный солнечный пейзаж), в общей эмоциональной окраске (гроза — война) и т.д.
Общая закономерность здесь такая: чем больше общих признаков связывает кадры монтажной фразы, тем легче воспринимается монтаж как единое целое.
Однако наличие общих признаков, по которым монтируются фотоснимки, — это только одна сторона дела. Развитие мысли или чувства требует, чтобы один кадр существенно отличался от другого. Только в этом смысле возможно какое-то продвижение мысли художника, развитие его художественной идеи, раскрытие общего смысла произведения. Динамика монтажа заключается в том, чтобы кадры дополняли или продолжали друг друга, чтобы они давали почву для сопоставления. При воспроизведении единичной фотографии скрытый образный потенциал снимка не принимает участия в коммуникации. То же образное начало снимка иначе работает в окружении других фотоизображений. Сопоставление может усиливать содержательное и художественное значение стоящих рядом кадров, может гасить их, и всякий раз происходит трансформация содержания фотоснимков.
Разберем несколько разворотов в фотоальбоме «Юрий Абрамочкин. Фотографии» (М., 1986).
В композиционном монтаже (рис. 25-26) слева мы видим зреющие колосья, справа — автомобильные колонны везут пшеницу. Здесь понятна смысловая связь фотокадров. Но их изобразительная структура столь различна, что монтажного объединения они не получают. Снимок слева, изображающий зреющие колосья, — цветной. Сделан он в технике изогелия и выглядит скорее вирированным, чем цветным. Справа помещен черно-белый фотокадр. Он дан в очень контрастной печати, к тому же движение автомашин направлено в обратную от соседнего кадра сторону. Это еще больше разрывает линейную взаимосвязь снимков.
На развороте (рис.) размещены два снимка. На левом дано изображение рабочего, стоящего у огромного рулона металлической ленты. Справа — пейзаж, снятый через иллюминатор самолета. Композиционным центром в обоих снимках становится овал. Вероятно, редактор и художник намеревались создать перекличку замкнутых овалов. Однако эти кривые линии переклички снимков не обеспечивают. Слишком разнороден материал съемки.
Странно выглядит сопоставление кадров на другом развороте (рис.). Левый снимок вызывает тревогу. Это звонкий красный цвет, всполох, тревога. Таково восприятие человека. И радостные эмоции рыбака на черно-белом снимке на соседней стороне никак не увязаны с тревожным кроваво-красным пейзажем озера. Рыбак улыбчив, благодушен, по композиции взгляд его направлен к зареву, но это не делает фрагмент целостным по содержанию.
Можно назвать удачным монтаж снимков на развороте (рис.). Здесь на обеих полосах альбома кадры хотя и разных жанров (слева — снимок в стиле натюрморта, полевой цветок дан крупным планом, справа — жанровая зарисовка, где мы видим двух наездников на холмистых степных просторах), но оба сюжета лиричны, снимки создают настроение успокоения, в природе чувствуется гармония. Увязываются кадры и тонально.
На развороте смонтированы четыре снимка дирижера большого симфонического оркестра Всесоюзного радио и Центрального телевидения Владимира Федосеева. На левой полосе (рис.) даны три снимка, в каждом из которых мастер запечатлен во время дирижирования, но в разные мгновения. На правой полосе (рис.) представлен портрет В. Федосеева, где дирижер поправляет очки. Не все кадры, фиксирующие различные движения Федосеева в процессе работы, удачны по выбору момента съемки. Вряд ли представляет интерес фотография в середине страницы, так как зафиксированный момент мало характерен и по содержанию средний кадр дублирует нижний. На развороте (рис.) помещены снимки Ирины Дерюгиной. На одной стороне альбома — изображение, где она слушает музыку, сидя на полу, на другой — танцует с лентами. Казалось бы, сочетание вполне логичное: спортсменка обдумывает танец, затем его исполняет. Все же композиция получилась разомкнутой. Оба снимка включают в себя элементы движения, и каждое из них направлено от центра к краям разворота. Это разобщает снимки, связанные один с другим тематикой и персонажем. Думается, было бы выгоднее поменять их местами на развороте, тогда движения в кадре были бы направлены к центру, что служило бы объединению фотоснимков.
Примером продуманного монтажа кадров можно назвать разворот (рис.). Здесь задается тематическое размещение. Именно на этом развороте проступает удивительный закон композиционного монтажа: удачное монтажное сопоставление снимков дает зрителю почву для размышлений. И подчас возникает образ того, чего нет ни на первом, ни на втором из сопоставляемых снимков, но что рождается при их соединении. На левой странице изображена молодая пара в момент встречи на шумной улице, на правой странице — пожилые люди, мирно беседующие на скамье. Совмещение этих кадров однозначно рождает у зрителя ощущение быстро текущего времени, расцвета жизни и приближающегося конца.
При композиционном монтаже следует учитывать, что включаемый в книгу снимок выполняет такую же роль, что и слово в литературной фразе. Целостное впечатление от монтажной фразы создается только единством включенных в нее кадров — «слов». Предполагается, что часть смысла всей фразы выражается одним кадром, а другая часть — соседствующими кадрами. При этом общий смысл членится на несколько кадров. Следовательно, каждый отдельно взятый снимок имеет в общем фразовом единстве ограниченную задачу. Он, как правило, не должен исчерпывающе полно выражать общий смысл фразы.
Фотография в монтажной фразе может выполнять локальную роль завязки, служить развитию темы, выражать кульминационный момент или, наконец, выполнять роль финального, завершающего аккорда. Это функциональное разнообразие кадров, входящих в фотоповествование, выражается не только в их содержании, но и форме. Предполагается и определенное чередование планов, и разнообразие ракурсов, и тональная ритмика и разнообразие форматов, так как выразительная сущность монтажа заключается в его ритме и композиционном построении. Главное — надо четко представлять себе, какую роль выполняет данный фотоснимок в составе монтажной фразы, и исходя из этого определять границы изображаемого и по смыслу, и по форме.
Создавая макет будущего издания, художник учитывает и другие особенности монтажа. Два соседних кадра, помещенных на одной странице или развороте, воздействуют на читателя-зрителя практически одновременно, если только каким-либо композиционным приемом не определена их очередность, последовательность или обособленность друг от друга. Поэтому для выражения смысла, возникающего при совместном «прочтении» фотографий, особое значение приобретает внутрикадровая композиция.
Третья ступень — установление связи между монтажными фразами. В этом случае художник фотоиздания использует отдельные приемы монтажа, выработанные режиссерами кино.
Повествовательный монтаж обеспечивает движение, развитие повествования. Переход от одного кадра к другому сам по себе не имеет выразительного значения, поэтому фотоповествование, подобно кинорассказу, должно быть рядом последовательных изображений, «из которых каждое «включает» в себя и объясняет предыдущее»*. В то же время каждый разворот или фотография воспроизводит новые события и факты, включает новые элементы. В противном случае создается впечатление многословия, перегруженности, тормозящее движение рассказа.
Так, в фотоальбоме «Сын Отечества» (М.: Планета, 1995), рассказывающем о жизни маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова, соблюдается хронологический принцип изложения. Фотоповествование начинается с показа мест, откуда родом Г. К. Жуков. Затем перед читателем-зрителем встают кадры времен Великой Отечественной войны. Заканчивается рассказ картинами мирных дней. На первый взгляд это простое перечисление фактов жизни. Фотокадры сменяют друг друга во временной последовательности. Вместе с тем повествовательный монтаж предполагает не просто констатацию событий жизни. Так, внутри изложения встречаются и другие формы сочетания кадров. К примеру, в главе «Вечер жизни» серия фотокадров воспроизводит Г. К. Жукова в разных состояниях: в горячих спорах, в радостном воодушевлении, в тяжелых раздумьях. Мы видим его на отдыхе с женой и дочерью, среди родственников, на Параде Победы, в кабинете за работой над «Воспоминаниями», во время беседы с А. Т. Твардовским. Эти кадры, дополняя друг друга, помогают воссоздать образ великого полководца нашего времени.
Ритмический монтаж проявляется в пластическом соотношении фотокадров на книжном развороте и определяется их количеством, размером, цветом, жанром, стилем и т.п. Ритмическая организация разворота фотоиздания играет такую же важную роль, как и ритмическое построение главы, части, фразы литературного произведения. Она подчиняется вполне определенным закономерностям. Нередко ритмический монтаж включает в себя требования соразмерности или симметрии. Понятие же «симметрия» предполагает равновесие. Равновесие в свою очередь достигается за счет повторения определенных явлений, элементов через определенные периоды. Повторяемость нередко проявляется в зрительных аналогиях.
Например, на одном из разворотов книги «Камчатка — страна вулканов» одно изображение показывает картину долины гейзеров, а другое — вулкан. Оба снимка передают природу в одно и то же время года — зимой. Оба решены в цвете. При этом почти совпадают цветовые тональности: голубизна неба, голубоватый снег. Другой пример из фотоальбома «Женская военная судьба». Чеыре фотографии на развороте рассказывают о победных днях 1945 г. На одной — застолье в украинской деревне, где женщина-воин поднимает бокал, на другой — старики встречают русского офицера. На третьем снимке изображена встреча детей и солдата. На четвертом мы видим детей, сидящих на руках у воина. Весь фотофрагмент передает радость победы в разных уголках родины, за которую сражались наши солдаты. Во всех кадрах, передающих одно событие в различных эпизодах, повторяется общее ликование народа.
Существуют и другого рода повторы, выходящие за пределы книжного разворота. Такие повторы могут стать лейтмотивом ко всему произведению. В фотоальбоме «Волшебный мир аквариума» изображение морского дна с галькой и растениями окаймляет всю книжную развертку (пример кольцевой симметрии). Подобно основной теме музыкального произведения оно как бы рефреном проходит через всю книгу.
Если бы сущность ритмического монтажа заключалась лишь в механической повторяемости, он не мог бы нести никакой смысловой нагрузки. Повторы, о которых говорилось, организуют произведение, расчленяя его на смысловые части, сообщают произведению характер устойчивости, законченности, управляют восприятием читателя-зрителя, помогая акцентировать, заострять внимание на существенном и важном.
«Понятие ритма, — пишет А. Моль, — связано с понятием ожидания: после какого-то события ожидают следующего, и это является критерием ритма»*. Ожидание события — необходимое условие, которое порождает движение, ритмический монтаж, создает движение внутри визуальной фразы.
Параллельный монтаж осуществляется путем сопоставления кадров, когда отдельный кадр вызывает у зрителя ощущение неудовлетворенности, любопытства, вызванное отсутствием или, наоборот, наличием какого-либо элемента в кадре. В результате читатель-зритель стремится установить ассоциативную связь в увиденном; в последующих снимках он должен найти ответы на вопросы, возникшие прежде. Внутреннее движение (динамика) достигается логическим несоответствием содержания кадров предположениям читателя, так как в результате стыковки двух кадров содержание снимков обретает иной смысл, иное значение.
Параллельный монтаж кадров в фотоиздании может быть основан на следующих связях:
• аналогия, ассоциация. Сочетание («стыковка») двух кадров ведет к образованию метафоры. Например, на развороте фотокниги «Святое Белогорье» (Белгород, 1995) три фотографии: на одной — голубое небо и летящий голубь, на другой — самолет на постаменте на фоне такого же голубого неба, на третьей — поле голубых цветов. Данный фрагмент рождает мысли о бесценности человеческой жизни, о красоте жизни. Это своего рода гимн миру, в котором есть что беречь;
• противопоставление. Как известно, развитие, движение происходит через нарушение повторяемости, симметрии, пропорций. Движение достигается через противодействие, противоположности. В фотоиздании противодействие иногда выступает в виде противопоставления элементов повествования и вводится не только в пределах книжного разворота, но и в процессе развития повествования как противопоставление различных тем. Прием противопоставления фотокадров проявляется в двух видах: визуальное противопоставление и смысловое. Рассмотрим пример визуального (или формального) противопоставления. На одной фотографии разворота — рабочий трудится на солнцепеке. По его лицу и обнаженному телу струится пот. Рядом на снимке — водолаз, только что поднявшийся из воды. Металлический костюм его обледенел на морозе. Под скафандром — заиндевевшее лицо и шапка водолаза. Построенное на чисто внешних элементах, это противопоставление подчеркивает определенную мысль: человеку не страшны никакие трудности. Его не пугают ни жара, ни суровая стужа, работа под водой и в безводной пустыне.
Яркий пример сочетания визуального и смыслового противопоставления фотокадров — фотокнига «Живая Антарктика». Здесь противопоставление используется как композиционный прием построения всей книги. В основу ее композиции положено деление последовательного ряда фотографий на две параллельные линии. Верхний цикл фотографий воспроизводит жизнь на поверхности Антарктиды, нижний — подводный мир. Иногда они сливаются в общие панорамы. Такая организация материала поддерживает устойчивый интерес читателя, направляя и концентрируя его внимание на воссоздание в его представлении целостной картины жизни в Антарктике. В результате подобное визуальное противопоставление, неся определенный смысл, трансформируется в сознании читателя в художественный образ:
• одновременность действия. Кадры, помещенные на развороте, отображают действия, происходящие в один и тот же момент. Так, например, в фотокниге «Святое Белогорье» в главе «Стольный град Белгород» разворот содержит три снимка, изображающих праздник в дневное время: стоят девушки в народных костюмах, надувная кукла-матрешка, исполнение русского народного танца. На следующем развороте — четыре кадра вечерней съемки: вечернее небо, музыканты, праздничный салют, оркестр на сцене. Эта визуальная фраза на двух разворотах передает события Одного дня — утром и вечером, что создает общую картину дня Победы, передается радость людей;
• разновременность событий. Сближение разных событий независимо от времени, места действия с целью придать содержанию фотографии символическое звучание. Приведем пример из фотокниги «Храм Христа Спасителя в Москве» (М., 1995). На одном из ее разворотов помещена большая фотография с изображением храма Христа Спасителя. В дальнейшем изложении авторы используют кадры храма, сделанные разными авторами с разных точек съемки в разное время года. Сочетание каждого из этих снимков с другими кадрами о Москве придает теме новое звучание, иной смысловой оттенок. Содержание соседнего снимка вносит новое значение, а оба кадра в результате их сопоставления обретают пафос и символику.
Психологический монтаж помогает раскрыть характер и содержание какого-либо явления через воспроизведение его в различных состояниях. В фотоальбоме Д. А. Донского «Анатолий Карпов» автор рассказывает о пути спортсмена к победе. Фотоаппарат зафиксировал шахматиста в различных психологических состояниях во время турниров, во время встречи в аэропорту, на отдыхе после состязания, в диалоге с партнером, в сценах награждения, в эпизодах сборов и перелетов. Кроме того, в альбоме много кадров, передающих психологическое состояние других участников соревнований: задумчивость спортсменов в момент шахматного состязания, реакция наблюдателей соревнований, звонки спецкоров о результатах шахматных игр, грустное прощание в аэропорту.
Психологический монтаж можно использовать, если нужно выделить какое-либо явление, чтобы сконцентрировать на нем внимание читателя-зрителя. При этом отдельный снимок может быть представлен в разных планах: в одних случаях план укрупняется, в других — размеры кадра могут постепенно уменьшаться до изображения отдельной детали, на которой автор хочет остановить внимание читателя. Кроме того, из композиционно сложного снимка автор может выделить какой- либо фрагмент и расположить его на книжном развороте рядом с основным снимком. Данный прием характерен для фотоальбома «Анатолий Скурихин. Фотографии» (М„ 1988), где автор воспевает человеческий труд. В этом издании многие развороты содержат снимки общего плана и фрагментов, много портретов. Например: на колхозном току — женщина поднимает сноп колосьев, завод Магнитки — сталевар у печи, награждение знатного металлурга — он же крупным планом, домна Кузнецкстроя — портрет монтажников, доярка разливает молоко в огромные бидоны — ряд рук держат ведра, из которых льется молоко в бидоны.
Таким образом, редактор оценивает фоторяд с точки зрения всех особенностей композиционного монтажа:
• степени реализации авторского замысла, раскрытия темы повествования, последовательности сюжета, полноты и убедительности, достоверности передачи содержания;
• степени взаимосвязи отдельных частей и целостности композиции;
• качества подачи съемочного материала, соблюдения естественной соразмерности последовательности объектов, сочетания временной и пространственной непрерывности изобразительных явлений, четкого соотнесения различных планов, форматов, тонов, ракурсов в общей композиции.
При подготовке макета художник продумывает и характер заверстки текста, и его объем.
В фотоизданиях на снимках обычно изображены объекты в естественных объемах, в натуральном трехмерном пространстве. А иллюзорная трехмерность пространства, изображенного на фото, находится в некотором противоречии с плоскостью страницы. Это противоречие усугубляется, если на этой же странице помещены элементы оформления явно плоскостного характера, подчеркивающие двухмерность страницы. Задача художника — внести организующее начало в соотношение между «объемными» и «плоскостными» элементами издания.
Трехмерность пространства на снимке особенно подчеркивается, если его поместить навылет — без полей. Фрагментарность снимка, предполагающая продолжение изображения за пределами кадра, влияет на характер использования фотографии в книге больше, чем глубина изображенного пространства.
Со снимками, имеющими замкнутую композицию, работа проходит иначе. Они не требуют мысленного продолжения пространства за своими границами. Незамкнутая композиция «сопротивляется» любым попыткам ограничить изображение. Такие фотокадры труднее заключить в рамки или ограничить полями, не вызвав диссонанса между характером изображения и характером его публикации.
В целом снимки, помещаемые навылет, без полей, подчеркнуто не ограничены, поэтому их воображаемое «продолжение» мыслится легче. Напротив, снимки, заключенные в рамку или ограниченные полями, локализуются и в некоторой степени теряют способность «продолжаться» за пределами кадра.
Характерно, что фоторепродукции живописных полотен в книгах по искусству, как правило, публикуются с полями, выполняющими роль рамы. Поля показывают границы картины. Однако в тех же изданиях фрагменты картин часто располагаются на всей полосе без полей. Отсутствие зримых границ изображения подчеркивает его фрагментарность.
Возможность «отображать» зримую натуру за границами кадра часто объясняется наличием на снимке среды, не представляющей собой законченного объекта в пределах изображаемого пространства. Даже линия горизонта, уходящая за кадр, уже явно указывает на какое-то продолжение за его пределами.
Перед художником может стоять задача максимально локализовать фотоизображение, прервать связи, ведущие за пределы снимка. Здесь можно использовать не только рамки, чистое поле, отбивку текстом, но и такой способ, как преднамеренное удаление среды с фотооригинала. Среду удаляют либо специальными приемами съемки, либо особыми приемами получения позитива: применение масок в процессе печати, травление негатива или позитива, ретушь.
В издательской практике вместо травления часто применяется вырезка из целого кадра тех элементов изображения, которые необходимо выделить из среды. Этот прием используется в целях видоизменения сути изображения. Изолированное и внедренное в новую среду изображение приобретает иное звучание, иной смысл, а в сочетании с другими элементами ему придается характер, не предусмотренный первоначальным замыслом автора.
На этом, в частности, базируется искусство фотомонтажа. Он предполагает замену натуральной связи объекта с окружающим миром новыми связями, создаваемыми волей художника. Меру сохранения естественности связей при этом выбирает художник. Он же создает и новую среду, новые пространственные соотношения между элементами изображения.
Существуют некоторые особенности верстки, имеющие непосредственное отношение к композиции фотоизображений. Размер кадра может стать определяющей характеристикой для выявления выразительности фотоснимка. Чем крупнее снимок, тем активнее воздействует его содержание на читателя-зрителя.
Наиболее «доходчив» кадр, помещенный изолированно от текста, на отдельной странице книги. Полосные фотоиллюстрации на правой стороне разворота обладают большей самостоятельностью, они несут более важную смысловую нагрузку в фотоповествовании. Фотография на левой полосе рассматривается как дополнение к тексту.
Полуполосное фотоизображение немного уступает по силе воздействия полосной. Из двух полуполосных снимков активнее тот, рядом с которым есть свободное пространство, без текста.<