Тема. «Профилактика заболеваний в различных периодах детского возраста».




1. Мотивация изучения темы: Вопросы профилактики заболеваний детей и подростков представляют собой ключевые аспекты педиатрии. Более чем 100 лет назад выдающийся педиатр Михаил Степанович Маслов (1961) так определил задачи педиатрии: «Являясь наукой о растущем и формирующемся организме человека, педиатрия на основе углубленного изучения особенностей детского организма в разные возрастные периоды ставит главной целью создание наилучших условий для всестороннего его развития и наибольшей устойчивости по отношению к вредным факторам. Поэтому основное направление педиатрии — профилактическое».

Суть педиатрии как медицины развития можно свести к четырем большим разделам: защита, обеспечение, адекватная стимуляция, контроль и ранняя коррекция отклонений в развитии (И. М. Воронцов). Именно в антенатальном периоде, раннем детстве лежат истоки болезней взрослого человека, закладывается фундамент здоровья. В частности, в России зарегистрировано открытие, формула которого такова: устойчивость или чувствительность к опухолевому росту определяется событиями перинатального периода (А. Г. Маленков).

С увеличением продолжительности жизни на протяжении XX века ряд мероприятий общественного здравоохранения, которые способствовали такому успеху, были направлены на детское население и представляли собой одно из самых значимых достижений профилактической медицины в этом столетии. В качестве примеров можно привести разработку программ вакцинации, мероприятий по обеспечению безопасности транспортных средств, контроль распространения инфекционных заболеваний, внедрение здоровых и безопасных пищевых продуктов, улучшение контроля за здоровьем беременных женщин, родильниц и новорожденных детей, внедрение в клиническую практику вопросов планирования семьи, фторирование питьевой воды, а также осознание опасности табакокурения. Педиатры инициировали решение этих и многих других проблем, связанных с наукой, общественным здравоохранением и государственной политикой, которые напрямую влияют па здоровье детского населения; для этого педиатрам пришлось выступать в роли преподавателей, защитников, ученых и просто специалистов по вопросам детского здоровья.

На уровне отдельных пациентов профилактическая деятельность всех медицинских работников сводится к наблюдению за состоянием здоровья ребенка.

Профилактическая педиатрия— система мероприятий, способствующих предупреждению заболеваний и инвалидизации. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику.

Первичная профилактиканаправлена на предупреждение развития заболеваний, в основном инфекций, за счет профилактических прививок, асептики, пастеризации (и других методов обеззараживания молока и других пищевых продуктов, воды). Примерами первичной профилактики неинфекционных заболеваний могут быть специфическаяпрофилактика рахита, железодефицитных анемий.

Вторичная профилактика выявление лабораторных и других предвестников, ранних признаков заболевания с целью предупреждения развития его тяжелых проявлений. Например, скрининг программы на выявление врожденного гипотиреоза, наследственных заболеваний; обнаружение признаков патологии при плановой диспансеризации в анализах мочи, крови, туберкулиновых пробах, осмотрах специалистов (ортопеда, окулиста, невропатолога и др.); пенициллиновая терапия при стрептококковых инфекциях носоглотки.

Третичная профилактика комплекс мероприятий, направленных на предотвращение прогрессирования ограничения функций, нарастания инвалидизации уже при выявленном заболевании: антистрептококковая профилактика у детей, перенесших атаку ревматизма; диетотерапия при гастроэнтерологических заболеваниях, метаболических нефропатиях; ортопедическая коррекция у детей с церебральными параличами, грубыми врожденными костнымианомалиями, не поддающимися радикальному лечению, и др.

В рамках третичной профилактики в педиатрии различают медицинские абилитацию и реабилитацию. Абилитация имеет целью воссоздание функций, которых ребенок не имеет. Методы абилитации включают реконструктивную и пластическую хирургию, протезирование с помощью технических средств, обучение и социальную абилитацию, то есть вхождение детей в общество, «умение жить по возможности полноценно с дефектом или болезнью». Реабилитация — восстановление или компенсация утраченных или нарушенных функций с помощью медицинских, педагогических, физических, профессиональных мер и средств.

Таким образом, основной задачей здравоохранения является профилактика заболеваний у детей и формирование здорового образа жизни детей и подростков, для чего необходимо:

· раннее выявление заболеваний у детей на уровне первичного звена медицинской помощи;

· развитие качества и доступности медицинской помощи;

· подготовка квалифицированных специалистов и сотрудников здравоохранения;

· внедрение в практику поликлиник и стационаров новых технологий.

2. Цели занятия. ПК 4.1- 4.9; ПО 1.

Учебные цели:

Знать:

З 1 - роль фельдшера в сохранении здоровья ребёнка и общества.

З 2 - факторы риска заболеваний:

- периода новорожденности (заболевания беременной женщины, гестозы, хронические очаги инфекции, вредные привычки, генетические факторы, социальные, экологические, инфекционные факторы и др.);

- у детей раннего возраста (алиментарные нарушения, гипо- и гипервитаминозы, нарушение режима дня и гигиенических правил ухода, недостаточное внимание со стороны взрослых и наличие стрессов у ребенка, гиподинамия, негативное влияние окружающей среды, наличие пищевых, бытовых, эпидермальных аллергенов и др.);

- у детей дошкольного и школьного возрастов.

З 3 - роль и значение диспансерного наблюдения, принципы организации групп диспансерного наблюдения детей периода новорождённости, раннего, дошкольного и школьного возрастов;

З 4 - особенности организации диспансеризации и роль фельдшера в выявлении ранних симптомов заболеваний у детей грудного и раннего возраста, в обеспечении регулярности обследования диспансерных больных детей у врача; осуществлении медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы.

З 5 - принципы диспансеризации при различных заболеваниях - учет детей с хроническими заболеваниями, динамическое наблюдение групп диспансерного учета, ведение документации групп диспансерного учета;

З 6 - группы диспансерного наблюдения при различной патологии - дети с факторами риска, с функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями;

З 7 - профилактику нарушений физического и психического развития детей и подростков; первичную и вторичную профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний детей грудного и раннего возраста: рахита, хронических расстройств питания, аномалий конституции;

З 8 - роль фельдшера в организации и проведении профилактических осмотров у детей разных возрастных групп; первичной и вторичной профилактики наиболее часто встречающихся острых и хронических детских болезней, немедикаментозных и медикаментозных профилактических воздействий на пациента;

З 9 - закономерности влияния факторов окружающей среды на развитие и здоровье ребёнка;

З 10 - методику санитарно-гигиенического просвещения; значение иммунитета;

З 11 - принципы организации прививочной работы с учетом особенностей региона;

З 12 - пути формирования здорового образа жизни дошкольников и школьников, детей с факторами риска развития различной патологии;

З 13 - роль фельдшера в организации и проведении патронажной деятельности;

З 14 - виды скрининговой диагностики при проведении диспансеризации детей разного возраста;

З 15 - нормативные документы, регламентирующие профилактическую деятельность в здравоохранении; медицинскую документацию, отражающую проведение профилактики среди детей и подростков.

Уметь:

У 1. Организовывать и проводить занятия в Школах здоровья для родителей; консультировать родителей новорожденного по вопросам ухода за пупочной ранкой, кожей, слизистыми оболочками, по вопросам вскармливания, соблюдения режима, предупреждения гипогалактии, сохранению естественного вскармливания, проведению массажа, гимнастики, закаливания и др;

У 2. Обучать родителей и подростков сохранять и поддерживать максимально возможный уровень здоровья; разрабатывать практические рекомендации по индивидуальной профилактике конкретных заболеваний, по снижению риска развития заболеваний, снижению отрицательного воздействия на здоровье факторов внутренней и внешней среды, раннему выявлению заболеваний, особенно у новорождённых и детей раннего возраста

У 3. Применять в практической деятельности нормы и принципы профессиональной этики;

У 4. Организовывать и проводить профилактические осмотры детей разных возрастных групп; проводить первичную и вторичную профилактику наиболее часто встречающихся заболеваний детей грудного и раннего возраста: рахита, хронических расстройств питания, аномалий конституции; профилактику нарушений физического и психического развития детей и подростков; вести учет проведенных профилактических обследований и оздоровительных мероприятий;

У 5. Проводить санитарно-гигиеническую оценку факторов окружающей среды, влияющих на возникновение и развитие патологии у детей.

У 6. Обучать родителей и их детей дошкольного и школьного возраста способам здорового образа жизни;

У 7. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения различных возрастов;

У 8. Определять группы риска развития различных заболеваний у детей;

У 9. Осуществлять скрининговую диагностику заболеваний у детей разных возрастных групп при проведении диспансеризации;

У 10. Организовывать на закрепленном участке диспансеризацию детей с факторами риска, с функциональными отклонениями, хроническими заболеваниями;

У 11. Осуществлять диспансерное наблюдение за детьми; проводить патронаж на закрепленном участке; проводить специфическую и неспецифическую профилактику;

У 12. Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия на закрепленном участке;

У 13. Организовывать и поддерживать здоровье сберегающую среду;

У 14. Организовывать и проводить патронажную деятельность на закрепленном участке;

У 15. Проводить оздоровительные мероприятия по сохранению здоровья у здоровых детей.

Домашнее задание.

А. Список литературы:

Основные источники:

1. Проведение профилактических мероприятий / под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015.

2.Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 464 с.

3. Крюкова Д.А. Здоровый человек и его окружение:учеб пособие / Д.А. Крюкова, Л.А. Лысак, О.В. Фурса; под ред. Б.В. Кабарухина. Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 381 с.

4. Организация сестринской деятельности / под ред. С.И. Двойникова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.

Дополнительные источники:

1. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и основы экологии человека. Серия учебники и учебные пособия. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 512 с.

2. Полякова А.Н., Стародумов В.Л., Денисова Н.Б. Общая гигиена, санология и экология: Руководство для студентов факультета высшего сестринского образования медицинских вузов/ Под ред. проф. Т.В. Рябчиковой. - М.; ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2015. - 224 с.

3. Гайнутдинова С.В., Неделько О.И. Гигиеническое воспитание населения. Изд. 2-е изм. и доп. - Казань: КМК, 2012. - 42 с.

Нормативно-правовая документация: Нормативно-правовые акты, регламентирующие профилактическую деятельность по ДНР

Ссылки на электронные источники информации:

Информационно – правовое обеспечение:

1. Система «Консультант»

2. Система «Гарант»

Профильные web – сайты Интернета: Министерство здравоохранения и социального развития ДНР



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: