ПОНЯТИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТЕКСТЕ




ВВЕДЕНИЕ

 

Каждая эпоха в истории развития человечества основывается на какой-либо философской базе, имеет свои отличительные черты, свое начало и свой конец. Меняют человеческие мировоззрения, открытия в науке несут мысль вперед и, как следствие, меняется эпоха. Мы, люди, живущие в XXI веке, являемся представителями эпохи постмодерна. Этот термин традиционно закреплен за обозначением эпохи постсовременности. Для обозначения философии, искусства, культуры данной эпохи используется термин «постмодернизм».

Постмодернизм как художественная система оформился и утвердился в конце 60-х - начале 70-х годов. Главным признаком эпохи постмодернизма можно считать ощущение эволюционного кризиса, присутствие которого испытало на себе как сознание индивидуума, так и коллективное бессознательное, и связано было с чувством изжитости. По мнению В. Курицына, особенностями постмодернизма являются «интерактивность» и «виртуальность» [5;10]»С появлением сетей массовой коммуникации, Internet, с усилением в нашей жизни роли компьютеров появилась возможность замены реального мира компьютерной иллюзией. Таким образом, теперь мы все в большей или меньшей степени соприкасаемся с виртуальной реальностью, существование которой порой ставит под сомнение существование действительной реальности. Именно на этом сомнении, как основном принципе и строятся все произведения постмодернистской эстетики» [7].

Еще одна характерная черта этого направления - римейк, палимпсест, эстетика чужого слова, т.е. разные формы реализации гибридно-цитатного мышления - основного признака постмодернистского текста. Так созданы многие постмодернистские произведения («Жизнь насекомых» В. Пелевина и «Стрекоза и муравей» И.А. Крылова, «Из жизни насекомых» Карела и Йозефа Чапеков). «Рус-арт» - «перепрочтение» хрестоматийных текстов русской классической литературы с целью разрушения их стереотипного восприятия»[10;144]-стал одним из ярчайших постмодернистских явлений (Владимир Сорокин, Евгений Попов).

Одними из ярчайших личностей русского постмодернизма являются также Виктор Ерофеев и Виктор Пелевин, в сфере пристального наблюдения которых находится постсоветский человек.

Виктор Олегович Пелевин (родился в 1962, по некоторым источникам в 1967 году), «ясное солнышко нашей литературы» [5;20]является одним из наиболее ярких и читаемых писателей последнего десятилетия. После окончания Московского энергетического института и Литинститута Пелевин в течение нескольких лет был сотрудником журнала «Наука и религия», где готовил публикации по восточному мистицизму, философия которого затем отразилась в его творчестве. Первое его опубликованное произведение - сказка «Колдун Игнат и люди» (1989). Первым осознанно написанным как постмодернистский текст становится роман «Омон Ра» (опубликован в журнале «Знамя» в 1992 году) Далее следует целый ряд постмодернистских текстов: повесть «Желтая стрела», романы «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «Generation P» и т.д. Пелевин - лауреат многих литературных премий: «Золотой шар» (1990 - «Затворник и Шестипалый»); «Великое Кольцо» (1990 - «Реконструктор»; 1991 - «Принц Госплана»; 1993 - «Бубен верхнего мира»); Малая Букеровская премия (1992 - сборник «Синий фонарь»); «Бронзовая улитка» (1993 - «Омон Ра»); премия «Интерпресскона» (1993 - «Омон Ра»; 1993 - «Принц Госплана»); «Странник» (1995 - эссе «Зомбификация»).

Большинство критиков относят Пелевина к писателям постмодернистского направления: «постмодернистской ориентации Пелевин не скрывает, а наоборот, настаивает на ней»[8], «постмодернизм - это то, как пишет Пелевин»[6].Но есть и другие мнения о его творчестве: «полное название Пелевинской школы будет Русский Классический Пострефлективный Постмодернизм»[4];»Пелевин - представитель поп-арта»[7]. Так как писатель он нынче модный и даже культовый, критиковать Пелевина стараются все. «Писать о Пелевине может доставить истинное удовольствие любому рецензенту, критику, литературоведу или эссеисту. Нет, наверное, сегодня более цельного писателя, все творчество которого легко структурируется и разлагается на легко анализируемые, но в то же время будящие мысль конструкции. Пелевин как будто специально пишет для последующего анализа его произведений рецензентами»[9].

Имя Виктора Пелевина упоминается также в учебных пособиях по новейшей русской литературе и энциклопедиях: «Русская проза второй половины 80-х - нач. 90-х г.г. XX в. Г. Нефагиной, «Русские писатели XX века: биографический словарь» под редакцией П.Николаева, «Энциклопедия для детей» под редакцией М.Аксеновой, «Новейшая русская литература 1987-1999» Н.Шром, «Постмодернизм: Энциклопедия», «Русская постмодернистская литература: Учебное пособие» И.С. Скоропановой.

Однако большой работы, монографии о творчестве Пелевина пока нет, и все написанное когда-либо на эту тему - это, в основном, газетные и журнальные статьи: публикации в «Огоньке» (А. Вяльцев, С. Кузнецов, Б. Минаев), в журнале «Знамя» (А. Генис, К. Степанян, Л. Филиппов), в «Литературной газете» (Р. Арбитман, П.Басинский) и другие, а также материалы, размещенные в сети Интернет.

В каждом своем произведении Виктор Пелевин описывает воображаемую картину жизни: это мнимая прямая, проходящая через несколько плоскостей и тем самым являющаяся их связующим звеном. Герои пелевинской прозы одновременно и находятся в каждой плоскости, и существуют лишь виртуально. Они в некоторой степени являются оптическим трюком, как в случае, когда перед вами два предмета - один вблизи, другой вдалеке: сфокусировав взгляд на ближнем предмете, вы видите дальний нерезко, размыто, и наоборот. И только тогда предмет становится для вас четким и реальным, когда попадает в поле вашего зрения.

Таким образом, если провести еще одну аналогию, пелевинские герои как будто являются диапозитивами в проекторе; либо кадры проектируются на экран, либо, при его отсутствии, луч растворяется в темноте. Руководителем процесса в данном случае является читатель: как он повернет проектор, с какой стороны взглянет на экран, так и отпечатается изображение в его сознании. Вот как комментирует эту ситуацию критик А. Генис: «В героях Пелевина больше и от насекомых, и от людей. Собственно, между ними вообще нет разницы, насекомые и люди суть одно и то же. Кем их считать в каждом отдельном эпизоде, решает не автор, а читатель» [2].

Основной темой пелевинского творчества можно считать буддистский тезис «мир - это только мое впечатление». Но Пелевин развил его гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Для него любая проблема сводится к тому, что человеку часто навязывают это впечатление, заменяют его чужим, а он этого не осознает.

В творчестве Виктора Пелевина некоторые критики выделяют два этапа. Для Пелевина I этапа творчества характерна тенденция к демифологизации. Причем объектом, как правило, становятся грани идеологической мифологии, принадлежащие советской эпохе («Омон Ра», «Чапаев и Пустота» и др.), а также мифологии начала постсоветской эпохи («Жизнь насекомых», «Generation ‘П’»). Как правило, демифологизация в исполнении Пелевина связана с разборкой идеологических клише на составные части, каждая из которых порождает собственный вариант мифологии. При этом варианты исключают друг друга. Характерными приемами Пелевина являются обращение к стилистике компьютерной игры (Пелевин одним из первых в русской литературе обратился к этому приему), обращение к буддистскому дискурсу. Сам Пелевин как-то обозначил свое творчество как «русский буддизм».

В 2000-е годы Пелевин после паузы в несколько лет начинает новый этап в своем творчестве, который связан, прежде всего, с романами «Священная книга оборотня» и «Empire’V’». В этих текстах в качестве языка Пелевин избирает язык современной массовой культуры, включающий в себя неомифологию кинематографа, компьютерной игры, массовой литературы, телевидения, прессы, Интернета. Пелевин обращается к использованию обратного по отношению к первому периоду своего творчества приему: если ранее он разрушал мифы, то теперь он их создает. Это обращение делает последние романы Пелевина действительно многоадресными. Использование языка массовой культуры приближает текст Пелевина к постмодернизму западной модификации.

Целью данного исследования является выявление особенностей постмодернистского мышления в романе В. Пелевина «Священная книга оборотня».

Задачами данного исследования являются следующие:

Дать представление о понятии «постмодернистское мышление» и особенностях его реализации в литературном тексте.

Осветить наиболее значительные литературоведческие работы, посвященные особенностям проявления постмодернистского мышления в романе В. Пелевина «Священная книга оборотня».

Рассмотреть роман В. Пелевина «Священная книга оборотня» в свете парадигмы И. Хассана.

Исследовать реализацию принципа мифологизирования реальности в романе В. Пелевина «Священная книга оборотня» как отражение специфики постмодернистского мышления.


ПОНЯТИЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В ЛИТЕРАТУРНОМ ТЕКСТЕ

 

Понятие «постмодернизм» используют применительно к сфере философии, литературы и искусства, для характеристики определенных тенденций в культуре второй половины XX - начала XXI века в целом. Оно служит для обозначения: 1) нового периода в развитии культуры; 2) стиля постнеклассического научного мышления; 3) нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства; 4) нового художественного направления (в архитектуре, живописи, литературе и т. д.); 5) художественно-эстетической системы, сложившейся во второй половине XX в.; 6) теоретической рефлексии на эти явления (в философии, эстетике). Термин «постмодернизм» применяется в области эстетики и в литературной критике наряду с дублирующими терминами «постструктурализм», «поставангардизм», «трансавангард» (в основном в живописи), «искусство деконструкции», а также совершенно произвольно. Это связано с тем, что мы имеем дело с относительно новым культурным феноменом, представления о котором продолжают уточняться. [Скороп] Первоначально оформившись в русле постструктуралистских идей, этот комплекс затем стал все больше осознавать себя как «философию постмодернизма». [Ильин]

Ведущими теоретиками постмодернизма являются Барт, Батай, Бланшо, Бодрийяр, Делез, Деррида, Джеймисон, Гваттари, Клоссовски, Кристева, Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др. Термин «Постмодернизм» впервые был употреблен в книге Р.Ранвица «Кризис европейской культуры» (1917); в 1934 использован у Ф.де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала 20 в., радикально отторгающих литературную традицию; с 1939 по 1947 в работах Тойнби было конституировано содержание понятия «Постмодернизм» как обозначающего современную (начиная от 1-й мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна; в конце 1960 - 1970-х данное понятие использовалось для фиксации новационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего, вербальные его формы), и было апплицировано на такие сферы предметности, как экономико-технологическая и социально-историческая; начиная с 1979 (после работы Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании») утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом (К. Батлер, В. Вельш, Т. Д'ан, Д. Дэвис, Ч. Дженкс, А. Ле Во, Д. Лодж, Дж. Мадзаро, А.Б. Олива, У. Спейнос, У. Стейнер, А. Уайлд, Д. Фоккема, Д. Форворд, И. Хассан и др.). [Энц] Постмодернизм является результатом переработки и переосмысления опыта прошлого, поэтому вбирает в себя основные элементы парадигм предшествующих эпох и воспроизводит их на гибридно-цитатном уровне. Таким образом, основная категория постмодернизма - цитата. Именно поэтому постмодернистский текст многоязычен (по меньшей мере, двуязычен) - в нем использованы элементы различных знаковых систем, многих семиотик. Язык постмодернистского произведения можно охарактеризовать как гибридно-цитатный сверхъязык симулякров. [Скороп] Постмодернистский текст представляет собой многоуровневое образование. Каждый читатель в зависимости от своей индивидуальности может рассмотреть как один уровень, так и несколько. Восприятие текста от этого не пострадает.

Постмодернистская философия генетически во многом восходит к неклассическому типу философствования (начиная с Ницше), и, в частности, - к постструктурализму, структурному психоанализу, неомарксизму, феноменологии, философии Хайдеггера, традициям «постнаучного мышления» и «поэтического мышления», а также к традициям семиотики и структурной лингвистики и, в поздних своих версиях, - к философии диалога, теории языковых игр. В основе эстетики постмодернизма лежит постструктуралистский тезис «мир (сознание) как текст». [Скороп] Можно сказать, что постмодернизм синтезировал теорию постструктурализма, практику литературно-критического анализа деконструктивизма и художественную практику современного искусства и попытался обосновать этот синтез как «новое видение мира». [Ильин] Для постмодернизма характерно специфическое видение мира как хаоса.

К настоящему времени утвердилась точка зрения, согласно которой «постмодернизм - эпоха не столько в развитии социальной реальности, сколько сознания» (З. Бауман). Современная культура осмысливает себя как «постмодерн», т.е. пост-современность, как действие, которое разворачивается «после времени» - в ситуации «свершенности» и «завершенности» истории. Аналогично этому, современная философия конституирует себя не только как пост-современная (собственно, post-modernism), но и как пост-философия, что предполагает отказ от традиционных для философии приоритетов. Так, философия постмодернизма отказывается от дифференциации философского знания на онтологию, гносеологию. Постмодернизм подвергает резкой критике саму идею бинарных оппозиций как таковую, мыслит себя вне противопоставлений субъекта и объекта, мужского и женского, внутреннего и внешнего, центра и периферии. В целом, если современное культурное состояние может быть зафиксировано посредством понятия «постмодерн», то состояние осознающей его ментальности - посредством понятия «Постмодернизм». В этом плане исследователи настойчиво подчеркивают рефлексивный характер постмодернизма как феномена культуры: «постмодернизм как таковой есть не что иное, как современность для самой себя» (З.Бауман). [Энц]

Традиционно выделяют западную (американской и западноевропейской) и восточную (восточноевропейской и русской) модификации постмодернизма. Для западной модификации постмодернизма характерны более тесная привязанность к постструктуралистско-постмодернистской теории, использование многообразных образцов западной массовой культуры в качестве одного из языков гибридно-цитатного сверхъязыка симулякров. По своему тону произведения представителей западной модификации в зрелый период развития постмодернизма относительно оптимистичны. Восточная модификация отличается от западной меньшей привязанность к теории, обращением к языку социалистического реализма как к языку массовой культуры, большей политизированностью, четко выраженной нотой пессимизма.

Русский постмодернизм за рубежом считают самым авангардным. По наблюдениям Вячеслава Курицына, он «очень часто манифестируется через радикальные, подчеркнуто эпатирующие приемы. Специфически окрашивающий его компонент - юродствование».

Национальное своеобразие постмодернистского произведения определяют: язык (как первичная семиотическая система), использованный для создания языка литературного; доминирование в тексте деконструируемых цитации из данной национальной культуры; внимание к проблемам, особо важным для страны, которую представляет данная литература, или непосредственно к национальной проблематике, рассмотренной сквозь призму культурфилософии; национальный склад мышления, тип юмора, иронии и некоторые другие признаки более частного характера.

В развитии постмодернизма в русской литературе можно выделить три периода, три волны: конец 60-х-70-е гг. - период становления; конец 70-х-80-е гг. - утверждение в качестве литературного направления, в основе эстетики которого лежит постструктуралистский тезис «мир (сознание) как текст» и основу художественной практики которого составляет деконструкция культурного интертекста; конец 80-х-90-е гг. - период легализации». [Скороп]

Особые споры вызвал вопрос о взаимоотношениях постмодернизма и модернизма. Существует точка зрения, согласно которой постмодернизм - новая фаза в развитии модернизма. Некоторые исследователи расценивают постмодернизм как эстетику переходного периода, готовящую замену усталых художественных форм на новые. Особенно убедительны наблюдения американского исследователя Ихаба Хассана, выявляющего своеобразие постмодернизма именно путем сопоставления его с модернизмом.

 

Модернизм Постмодернизм
закрытая замкнутая форма открытая разомкнутая антиформа
цель игра
замысел случай
иерархия анархия
мастерство/логос исчерпывание/молчание
предмет искусства/законченное произведение процесс/перфоманс/хеппенинг
дистанция участие
творчество/тотальность/синтез деконструкция/антисинтез
присутствие отсутствие
центрирование рассеивание
жанр/границы текст/интертекст
семантика риторика
парадигма синтагма
метафора метонимия
селекция комбинация
корни/глубина ризома/поверхность
интерпретация/толкование противоинтерпретация/неверное толкование
означаемое означающее
чтение письмо
повествование/большая история антиповествование/малая история
основной код идиолект
симптом желание
тип мутант
фаллоцентризм полиморфность/андрогинизм
паранойя шизофрения
истоки/причины различие/след
Бог-Отец Святой дух
метафизика ирония
определенность неопределенность
трансцендентное имманентное

 

Если суммировать основные признаки постмодернизма, выделенные Хассаном, выстраивается следующая их классификация:

«1) Неопределенность, включающая в себя все виды неясностей, двусмысленностей, разрывов повествования, перестановок. <...>

) Фрагментарность. Художник-постмодернист занимается деконструкцией, предпочитает коллаж, монтаж, используя готовый или расчлененный литературный текст. <...>

) Деканонизация, относящаяся ко всем канонам и всем официальным условностям. <...>

) Безличность, поверхностность. Постмодернизм отказывается от традиционного «я», усиливает стирание личности, подчеркивает множественность «я».

) Непредставимое, непредставляемое. Искусство Постмодернизма ирреалистично и антииконографично. Литература Постмодернизма ищет пределы, обыгрывает свое «истолщение», приговаривая себя к молчанию. <...>

) Ирония. <...>

) Гибридизация, или мутантное изменение жанров, порождающее неясные формы: «паралитература», «паракритика», «нехудожественный роман». <...>

) Карнавализация. <...> Карнавализация означает центробежную силу языка, «веселую относительность» предметов, участие в диком беспорядке жизни, имманентность смеха. <...>

) Перфоманс, участие. <...> Театр становится действующей нормой для деканонизирования общества.

) Конструктивизм... Постмодернизм... конструирует реальность. <...>

) Имманентность. <...> При помощи новых технических средств стало возможным развить человеческие чувства - охватить мир от тайн подсознания до черных дыр в космосе и перевести его на язык знаков, превратив природу в культуру, в имманентную семиотическую систему»

Именно в трудах Хассана постмодернизм «выделился» из постмодерна, «отделился» от модернизма, теория постмодернизма получила системное оформление. [Скороп] Те признаки, которые выделяет Хассан в постмодернистском произведении, очень точно характеризуют специфику проявления постмодернистского мышления. Таким образом, для реализации цели данного исследования можно воспользоваться парадигмой Хассана, «наложив» ее на текст романа В. Пелевина «Священная книга оборотня». Но прежде обратимся к мнению на этот счет, сформировавшемуся в пространстве русской литературной критике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: