ВИКТОРИНА «Наш Коми край»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»г.Усинска

Коми посиделки

Составитель:

Нигматуллина Наталья Александровна

Учитель начальных классов.

Усинск

Г.

Цель: Формирование у детей интереса к культуре, обычаям коми народа, посредством приобщения к народным играм,песням, литературному творчеству.

Задачи:

1.Расширять представления детей о Республике Коми.

2..Совершенствовать певческие и танцевальные навыки детей.

3.Способствовать развитию творческой активности детей.

4.Развиватьметкость быстроту реакции, ловкость.

5.Воспитание уважения к обычаям и традициям коми народа.

Ресурсное обеспечение: Народные костюмы, коми народные инструменты, фонограммы коми народных песен, деревянные палки, игрушки диких животных, маленькие мячи, шаньги.

Ход мероприятия:

Хозяйка в коми костюме накрывает стол, ставит рыбники, шаньги, варенья и приговаривает:

 

- Кöнiкöзяйка – сэнi и пирöг эм. Талунмеордöунагöстьяслоктасны. Колöнеунагажöдчыштны, праздник öдталун– миянреспубликалöн чужан лун. Сегодня ко мне много гостей придет. Будем веселиться, ведь сегодня праздник – день рождение нашей республики. (Звучит коми народная музыка.В зал заходят дети в национальных костюмах, с блюдами национальной кухни.)

 

Хозяйка:

- Видзаоланныд, дона гöстьяс! Здравствуйте, гости дорогие! Рада я гостям!

Дети:

-Бур лун, дона кöзяйка! Праздник сегодня – день рождения нашей республики. На праздник наши угощенья да наши песни, игры танцы (блюда ставят на стол).

Хозяйка:

- Гости дорогие, проходите, садитесь.

Хозяйка:

-Нашей любимой Республике Коми исполняется 100лет! Прекрасен и удивителен наш северный край. В нем живет замечательный народ коми, со своей историей, древней культурой, народным искусством. Все это отражается в его самобытности, в силе духа и стремлении раскрыть всю суть духовного богатства удивительно скромных, трудолюбивых, бесконечно добрых людей живущих на этой земле.

 

Стихи читают дети.

1.Что мы родиной зовем?

Край, в котором мы растём,

И берёзки, вдоль которых,

Взявшись за руки, идём.

2.Что мы родиной зовём?

Солнце в небе голубом.

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

 

3.Что мы родиной зовём?

Край, где мы с тобой живём.

 

4.Все живём мы в Коми- крае

Здесь Родина наша и наша судьба.

И будем говорить мы о крае родном,

О крае, в котором мы с вами живем.

 

5. Что может быть родней родного

Отчизны, края, где живешь?

И дома отчего, святого,

Где жизнь по смыслу узнаешь.

 

6. Где снег особенный зимою,

И летний дождь душе милей.

Не зря зовем все то, родное

Мы малой родиной своей.

 

7.Нет белоночья безбрежней,

Когда цветут тополя…

Нет в мире земли белоснежней,

Чем Коми- родная Земля!

 

8.Я скажу, своих чувств не тая,

Что люблю Коми Край свой родной!

Он влечет чарует меня

Величавой своей красотой.

 

9.Это Коми земля, это наша краса,

Край родной и навеки любимый!

 

Песня «Маръямоль» (дети играют на коми народных инструментах)

Хозяйка:

- Я хочу узнать, как хорошо вы знаете свой любимый Коми край и задать вам вопросы, а вы должны дружно отвечать.

 

ВИКТОРИНА «Наш Коми край»

1. В какой республике мы живём?

2. Столица Республики Коми?

3. Назовите старинное название столицы нашей Коми Республики?

4. Почему республика называется Коми?

5. Почему наш город называется Усинск?

6. Какие города Коми вы еще знаете?

7. Как называется дом, в котором живут оленеводы, из чего он сделан?

8. Как называется обувь, одежду которую шьют из оленьего меха?

9. Назови животных Республики Коми.

10. Какие полезные ископаемые Республики Коми ты знаешь?

Хозяйка:

- После трудового дня коми народ любил веселиться, петь песни, танцевать. Летом водили хороводы, зимой катались на санках с горки.Всех приглашаю на хоровод «Доли-шели».

 

Хозяйка:

- На праздники накрывали праздничные столы, угощали друг друга.

У каждого народа своя кухня. Коми народ к праздникам готовил свои национальные блюда. А какие блюда знаете вы?

Дети:

- Рыбники, картофельный суп, шаньги, сочни, пироги, колобки, картошка с грибами, творог со сметаной, топлёное молоко.

Хозяйка:

- Конечно же, были блюда из овощей.А какие овощи выращивали коми, вы узнаете, отгадав загадки.

 

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

(лук)

 

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

На грядке нет сочнее …(помидора)

 

Летом в огороде,

Свежие, зелёные,

А зимою - в бочке,

Крепкие, солёные.

(огурец)

 

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко,

Под кустом…(картошка)

Сто одёжек и все без застёжек.

(капуста)

 

Хозяйка:

-Очень любил коми народ капусту, готовили заварную всем селом, улицей на празднике «Чомор». Народ составил много пословиц, загадок и песен о капусте. Давайте поиграем в народную игру «Капуста», но в начале нужно посчитаться (Считалка на коми языке.).

 

Игра «Капуста»

Дети берутся за руки, водящий ведёт за собой по кругу, образуя несколько кругов. Все приговаривают «Капуста растёт, растёт...»

 

Хозяйка:- Хорошая и крепкая выросла капуста, видно, в среду семена сеяли. Коми народ говорил: Не сей капусту в четверг, а сей в среду, тогда и капуста вырастет.

- Мы живём с вами в северном, крае. Наш край богат нефтью, углём, лесом. В обширных северных лесах водится много зверей, в реках – рыбы, в тундре разводят оленей. Издавна здесь жили сильные и смелые люди, они занимались охотой, рыбалкой, заготовкой ягод и грибов.Наши мальчики -будущие охотники, надо быть сильным, ловким и смелым. Хотите силу свою богатырскую померить?

Игра «Перетяни палку»

Два игрока встают напротив друг другу, берутся за палку и тянут. Кто вытянет, тот и победил.

 

Игра «Охотничий язык»

Хозяйка:

- У охотников, есть свой особый тайный охотничий язык, в котором животные не называются своими именами, а имеют особые названия. Угадайте, каких животных могли так называть и почему?
Вöркань – лесная кошка - …(рысь)
Сьöдбöж - черный хвост -….(горностай)
Кузьбöж – длинный хвост - ….(лисица)
Лёк зверь – плохой зверь -…(волк)

Кузь кок – длинная нога - …(лось)

К нам пришли лесные животные и они вам загадают загадки друг о друге:

1.Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. (олень .)

2.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее.. (лиса)

 

3.Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его.. (медведь)

 

4.Всё время по лесу рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Из кустов зубами щёлк,
Кто, скажите, это?.. (волк)

 

5. Летом сер, зимою бел —
Чтоб никто его не съел. (заяц)

 

6.Не мышь, и не птица,
В лесу резвится.
По деревьям летает,
Шишки собирает. (белка)

 

7. Пи, пи, пи — она сказала,
Сразу в норку убежала.
Что же это за малышка?
Это маленькая…(мышка)

 

Хозяйка:

-Основные орудия охоты коми охотников были лук со стрелами, сети, копье, а также ловушки, капканы. Ребята, а вы знаете поговорки про охоту? (дети говорят поговорки)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: