Дифференциация работы по степени и характеру помощи учащимся




Такой способ дифференциации, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Возможны три вида помощи: стимулирующая, направляющая и обучающая.

Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не включился в самостоятельную работу. Учитель его ободряет, разъясняет задание, помогает в организации деятельности. Стимулирующая помощь также оказывается ученику, допустившему ошибку. Учитель указывает на ошибку и предлагает выполнить проверку.

Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который приведет к выполнению работы или исправлению ошибки, то есть дается подсказка, помогающая актуализировать знания, облегчающая выполнить задания.

Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель раскрывает перед учеником путь выполнения задания, сообщает о том, что нужно делать.

Обучающую помощь целесообразно строить в виде беседы, в которой учитель намечает в общем виде последовательность действий, а ученик осуществляет их на конкретном материале. Оказание любой помощи должно прекращаться, как только ученик делает попытку выполнить задание самостоятельно.

Дифференциация по степени помощи позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности. Ученику предлагаются задания с учетом зоны ближайшего развития. Л. С. Выготский писал, что зона ближайшего развития определяется тем кругом задач, которые ребенок может решить под руководством взрослых и в сотрудничестве с более умными сотоварищами, то есть не самостоятельно, а с некоторой помощью. Это определяет перспективы развития каждого ученика. «Что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет сделать завтра самостоятельно».

Таким образом, оказывая ученикам дозированную помощь, уменьшал или увеличивая ее объем и варьируя ее характер, можно

учесть темп продвижения каждого ребенка, его собственную траекторию развития и усвоения учебного материала.

Наиболее полно отвечает всем этим требованиям направляющая помощь. Выделяют два основных типа такой помощи.

Первый тип помощи — в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений.

Учащимся с низкой обучаемостью сначала предлагаются более простые задания, выполнение которых дает возможность подготовиться к решению основного задания.

Ученикам с высокой обучаемостью сразу дается основное задание, и, если они быстро справятся с ним, может быть предложено дополнительное задание.

Схематично это выглядит следующим образом:

Так, при работе над составной задачей в качестве вспомогательного задания может быть предложена простая задача, помогающая решить составную. Простая задача, как правило, является частью составной.

Второй тип помощи — в виде «подсказок»: карточек - помощниц, карточек - консультаций

Учащимся третьей группы (с высокой обучаемостью) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся первой и второй групп оказывается помощь различного уровня. Карточки - помощницы либо являются одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально

Методика работы с карточками может быть различной.

Вариант 1.

Ученик получает несколько карточек - помощниц при выполнении одного задания Сначала предлагается карточка с небольшой степенью помощи. Если такая подсказка не помогла, то предлагается следующая карточка уже с большей помощью и т. д. Помощь увеличивается до тех пор, пока ученик не сможет выполнить задание самостоятельно

Вариант 2.

Ученику предлагается карточка с необходимым уровнем помощи. В этом случае учитель должен хорошо ориентироваться в том, какая помощь нужна каждому ученику.

При любом варианте методики важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику должна уменьшаться. В итоге ученик научится выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи. Подсказки можно предлагать не только в виде карточек, но и в виде записей на доске, а также подбирать необходимый материал в учебнике.

Используется также работа в паре. В этом случае один ученик является помощником консультантом для другого.

 

 

Варианты дифференциации

1 вариант

(в комплексе с фронтальной)

1) Учитель излагает материал всем

2) учащиеся 2[1] – 3 уровня работают самостоятельно с другими источниками, а с 1 материал разбирается повторно, уточняются отдельные моменты, выделяются основные положения:

а) ученики со средними и низкими возможностями,отвечая на вопросы учителя, обобщают и систематизируют знания,

б) с высоким, отличающимся познавательной самостоятельностью, расширяют и углубляют знания.

2 вариант

(На отдельных уроках, материал трудный)

Ученикам третьей группы дать специальные задания, а с остальными работать над едиными заданиями.

3 вариант

(На отдельных уроках, материал легкий)

1) Объяснить всему классу

2) 2 – 3 группам дать задания
1 группе объяснить вторично

4 вариант

(закрепление)

2, 3 группы работают над источниками (отбор материала, запись, составление графиков и т.д.)

с учениками 1 группы материал разбирается повторно в форме беседы.

5 вариант

Постепенное усложнение типов заданий:
1) по образцу, 2) репродукция, 3) реконстуктивно – вариативные

4) творческие

6 вариант

- Творческая работа по составлению задач, упражнений и т.д.

- Дифференцированные домашние задания выдаются в начале изучения темы и рассчитаны на весь период ее изучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: