ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ПСИХОМОТОРИКИ ЛИЦ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ




Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями проводится логопедом и музыкальным руководителем в начале коррекционного обучения. Оно является частью комплексного, динамичного обследования лиц с речевой патологией различными специалистами: логопедом, невропатологом, психиатром, психологом, отоларингологом и др.

Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личностных особенностей, состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.

У лиц с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, могут наблюдаться частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе. Лого-ритмическое (помимо логопедического) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния лиц с нарушениями речи. Задания по логоритмическому обследованию можно использовать в целях дифференциальной диагностики в случаях отклонений развития (алалия — олигофрения, алалия — задержка речевого развития, сенсорная недостаточность — снижение слуха, дислалия — дизартрия и т. д.).

Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб. Прием: педагог показывает шесть движений для рук (подросткам, взрослым), четыре движения (для школьников), три движения (для дошкольников) и предлагает их повторить.

Упражнение для рук: руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз.

Прием: повторить за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного» движения.

Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

Исследование произвольного торможения движений. Прием для взрослых и подростков: проделать одновременно три движения одной рукой и два движения другой. Правой: вперед, в сторону, вниз. Левой: вперед, вниз.

Отметить: плавные и точные движения обеих рук; обе руки одновременно начинают движение, при раздельном их движении.

Для дошкольников: маршировать и остановиться внезапно по сигналу.

Исследование статической координации движений. Прием для взрослых, подростков, школьников: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения —16 секунд, выполняется по три раза для каждой ноги.

Для школьников, дошкольников — проба та же, время выполнения —5 секунд, по два раза для каждой ноги.

Прием для пациентов всех возрастных групп: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения—15 секунд для подростков и взрослых; 5 секунд для дошкольников и школьников.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

 

Исследование динамической координации движений. Прием для взрослых и п од р ос т к о в: проделать одновременно асимметричные и противоположные движения руками на четыре счета. Правой: на «раз» — поднять руки вперед, ладонь открыта, на «два» — сжать кулак, на «три» — разжать кулак, на «четыре» — опустить руку вниз. Задание повторить четыре раза, чтобы пациент запомнил движения. Левой: на «раз» — отвести руку в сторону, кулак сжать, на «два» — разжать кулак, на «три» — сжать кулак, на «четыре» — руку опустить вниз. Задание повторить также четыре раза. Затем предлагается соединить движения правой и левой рук.

Отметить: выполняет пробу правильно; с некоторым напряжением со второго-третьего раза; темп замедлен, испытуемый использует зрительный контроль; пробу выполнить не удается.

Прием для школьников и дошкольников: маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежуток между шагами.

Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно со второго-третьего раза; напрягается, движения рук и ног скованные; чередование шага и хлопка не удается.

Прием для всех возрастных групп: выполнить подряд шесть плавных приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках (для дошкольников — три приседания).

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками, крайне напрягается, становится на всю ступню.

Исследование внимания. Прием для исследования устойчивости внимания у подростков, взрослых, школьников: выполнить за логопедом 15—20 движений, но на одно движение позже.

Отметить: на каком по счету движении движение испытуемого ошибочно сольется с движением логопеда.

Прием для исследования переключаемости внимания у подростков и взрослых: предлагается заучить четыре движения для рук в определенной последовательности, например в стороны, вперед, вверх, вниз, затем предлагается мысленно проделывать эти движения, соблюдая определенный темп; по данному сигналу испытуемый показывает движение, на котором он мысленно остановился.

Отметить: есть (нет) нарушение темпа движения; нарушение последовательности в выполнении движения.

Прием для исследования распределения внимания у дошкольников: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой: вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.

Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: