Национально-православные традиции российского предпринимательства.




Предпринимательство- это индивидуальное или коллективное занятие каким либо видом экономической деятельности. Предпринимательство: индивидуальное, групповое и государственное. Бывает мелким, средним и крупным. В феодальной России пред-во носило сословный характер. Привилегии у дворянства. Система православных ценностей выдвигала приоритет духовно-нравственных идеалов. Вопросы поиска правда и смысла жизни. Внутреннее преобразование личности. Русский православный менталитет: соборность(органическое слияние общего и единичного) и солидарность.

Религиозные обряды занимали главное место в жизни человека. Русские предприниматели пытались соединить реальные жизненные дела и стремление к спасению души. Богатство стоило тратить на благие дела, так они считали. Бог дал его в пользование и потребует отчета о них.

Т.В.Прохоров- работа о богатении. Говорил: «Человеку стоит стремиться к капиталу». Без него не было бы достижений в разных областях. Очень важно когда капитал достигается самим человеком. В.И.Прохоров(его отец) отказался от пивоварения, считал это не благоугодным делом. Прохоровы делали очень много для своих рабочих(родильный дом, школы и тд). За основу брали- честность, правильность, трудолюбие.

Купец Медведев «Памятная книга» о неудачах предприятия. Причина неудач- наличие грехов в предпринимательской деятельности.

Была четкая иерархия предпринимательской деятельности. Высшее- производство необходимых товаров. Второе- торговля. Третье- ростовщичество. Соборное уложение 1649 года осуждало выдачу денег под проценты, это было богопротивным делом.

Примеры распоряжения своим богатством на благие дела. Строительство храмов Новгорода связано с пожертвованием Цирковых. Строгановы- строительство Сольвычегодской церкви и строительство строгановской школы иконописи. 17 век- формирование народного ополчения. 19 век- вклады на ополчение в войне 1812 года. Деньги отправлялись и на социальные нужды. Открывались школы, лицеи на деньги предпринимателей. Отказ от расточительства позволял собирать большие капиталы. Меценаты: Морозовы, Рахмановы, Рябушинские, Хлудовы.

Борьба за прибыль в условиях капитализма

Примеры жестокости к рабочим были по всей стране. Это вылилось в борьбу за свои права. Положение рабочих России не отличалось от западных рабочих, а если и были отличия, то русским все равно было хуже. Продолжительность работы по 13-14 часов в 60-70 года. Текстильная промышленность- 14-16 часов. Женщины и дети работали также по 12 часов, как и мужчины. Их доля была всего лишь 50% от того, что мог заработать мужчина. Больше всего женщины и дети работали на вредных предприятиях. Было очень много травматизма, были большие штрафы по 30-40% от зарплаты.

Способы борьбы- это забастовки. Забастовка на Никольской мануфактуре Морозова в Орехово- Зуеве в январе 1885 года. Предприятие славилось большими штрафами. З/п с 1882 года по 1884 год снизилась в 5 раз. В 1885 снизилась на 25%. Написали «Требования по общему согласию рабочих». Отдали владимирскому губернатору. Он подписал. Но условия все таки не выполнялись. В итоге стачка.

Образ предпринимателя на этом этапе развития России был очень многогранен. Капитализм привносил новые ценности и вытеснял старые. Кто- то занимался благотворительностью, кто-то делал это на показ.

 

Билет

Общество и бизнес на современном этапе: теории модернизации

Теории общественных мыслей Россия 40г 19в

1. Западничество. Грановский Белинский Боткин. Превращение России в передовую державу. Идеалы – свобода личности, гражданское общество

2. Славянофилы. Хомяков Аксаковы. Россия должна идти своим путём. Коллективизм и соборность.

Традиции западничества в теории модернизации а славянофилы в теории социальной самобытности.

Модернизация. Гайденко, Давыдов, Рябов – законы современной хозяйственной жизни, современный наукоёмкие технологии являются универсальными для всех стран.

Билет

особенности развития в пост-индустриального общества

60-70е годы в США появляется мысль что в обществе падает трудовая и профессиональная этика, труд ориентирован на удовлетворение материальных потребностей. Сегодня новые технологии приводят к уменьшению значимости человека и у него появляется больше свободного времени. Труд возвращается к индивидуальным творческим формам.

Несбит, Эбурдим(американские исследователи) – молодое поколение американцев менее привязаны к своему рабочему месту чем их родители.

К 80-м годам переход от поточного производства к индивидуальному. Новый виток безработицы так как людей заменили машины.

80-е годы. Появление микро-производства.

Культурой является реклама. Материальные блага как цель жизни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: