Информационная система соединяется с правом и управлением (причем на разных уровнях — на уровне страны в целом, республики, края, области, района и т.д.). С точки зрения социального управления она имеет и присущую только ей внутреннюю организацию, структуру, в которую, как нам представляется, можно включить:
1) субъекты системы;
2) объекты системы;
3) информационные связи, свойственные функциональным правовым образованиям, системам;
4) потоки социально-правовых сведений и данных;
5) информационные массивы;
6) языки, с помощью которых реализуются информационные процессы в правовых образованиях, системах;
7) технические средства, используемые в информационно-правовой деятельности;
8) алгоритмы и программы решения управленческо-правовых задач.
Следует отметить, что субъекты исследуемой информационной системы — это те, кто повседневно, постоянно сталкиваются, работают с социально-правовой информацией и регулируют ее движение, развитие. К их числу относятся органы прокуратуры, суда, юстиции, внутренних дел, работники местной администрации, депутаты, дружинники и другие субъекты.
Объекты системы выступают в основном в качестве источников, а иногда и приемников социально-правовых сведений и данных.
Между субъектами и объектами устанавливаются многочисленные информационные связи, которые представляют собой сложнейшие информационные схемы коммуникативного типа, структурно отображающие существующие совокупности взаимосвязей как внутри правовых образований, систем, так и вне них. Говоря о системе информационных связей в сфере управленческо-правовой реальности, можно констатировать здесь множество типов информационных схем. В частности, в механизме правового регулирования это информационные связи между органами, применяющими нормы гражданского, хозяйственного, финансового и других отраслей права, информационные отношения между механизмом правового регулирования и механизмом правотворчества, правопорядка и другими правовыми образованиями.
Итак, в рамках любого правового образования, системы устанавливается множество связей как внутри данного образования, так и с компонентами других правовых образований, систем. Необходимо отметить, что эти связи чрезвычайно громоздкие с точки зрения содержания и направленности. Они переплетаются как внутри правовых образований, систем, так и вне них. В ряде случаев рассматриваемые информационные связи не упорядочены, запутаны, носят формальный характер и дублируют друг друга. Информационные связи в области права при этом недостаточно исследованы. Поэтому одной из задач, требующих решения в условиях создания гражданского общества, является совершенствование механизма информационных связей в области управленческо-правовой реальности.
В соответствии со сложившимися информационными связями в правовых образованиях, системах движутся потоки информации. Эти потоки в разных системах разные. Например, в государственном аппарате «движутся» законы, постановления и распоряжения исполнительно-распорядительных органов, материалы прокурорских проверок, приговоры судов и т.д.
Информация, обращающаяся в правовых системах, обрабатывается в основном вручную работниками местной администрации, судьями, прокурорами, государственными арбитрами, следователями и другими специалистами. Хранение этой информации осуществляется, как правило, с помощью простейших средств — карточек законодательных материалов. Карточек по учету директив, приказов, распоряжений, книг по анализу преступности, нарушений трудовой и производственной дисциплины, папок с докладами по изучению вопросов, касающихся борьбы с отдельными видами правонарушений в микрорайонах и т.д. В то же время для обработки и хранения информации — статистических данных, нормативных материалов, анкет и др. — в области права на разных этапах используются также различные типы вычислительной техники — от простых до самых сложных.
2.2. О программе правовой информатизации деятельности
правоохранительных органов
Под информатизацией деятельности правоохранительных органов следует понимать процесс создания оптимальных условий максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей структур, органов суда, прокуратуры, юстиции, МВД и других правоохранительных структур на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов.
Для обеспечения информатизации деятельности этих органов предстоит построить общенациональную информационную систему, охватывающую все правоохранительные органы, юридические учреждения и организации.
Что касается системы информатизации деятельности правоохранительных органов, то она формируется давно и имеет свою ведомственную нормативную основу.
В частности, работа по информатизации судов, органов и учреждений юстиции проводится на базе предпроектного обследования данных органов и учреждений, проведенного в 1990 г., а также многочисленных решений и плана поэтапного внедрения средств вычислительной техники в деятельность органов юстиции и судов на 1991–1994гг., утвержденных министром юстиции.
В настоящее время в судах, органах и учреждениях юст иции используется следующее прикладное программное обеспечение: «Зарплата», «Кадры», «Регистрация религиозных и общественных организаций», «Статистическая отчетность», «Нотариат», «АРМ секретаря канцелярии по гражданским и уголовным делам», «База данных по законодательству».
В целях упорядочения работы по внедрению компьютерного и программного обеспечения в деятельность судов, органов и учреждений юстиции 21 октября 1992 г. была создана комиссия, которая пришла к следующим выводам:
Работа по информатизации и компьютеризации судов, органов и учреждений юстиции Российской Федерации проводится в соответствии с планом, утвержденным 18 марта 1991 г. Министерством юстиции. Согласно плану в течение 1991–1995 гг. должны быть автоматизированы все Верховные суды республик в составе Российской Федерации, областные (краевые) суды, министерства юстиции и органы юстиции.
В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации «Об информационных системах Конституционного Суда Российской Федерации» от 21 сентября 1992 г. началась работа по созданию информационных комплексов Конституционного Суда (в области законодательства, рассмотрения обращений и жалоб, контроля и др.).
Цель информатизации заключается в том, чтобы создать на всей территории Российской Федерации единую автоматизированную информационную среду, которая будет наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней управления при осуществлении ими своих функций — надзора за исполнением законов, расследования преступлений и законодательной инициативы.
В АСИО-Прокуратура должны быть предусмотрены следующие уровни объединения вычислительных и информационных ресурсов Прокуратуры РФ:
— базы данных аппарата Президента, парламента и правительства Российской Федерации; информационно-вычислительные сети министерств и ведомств, в том числе и юридического профиля; центральная ИВС Генеральной прокуратуры России; региональные ИВС органов прокуратуры;
— автономно функционирующие АРМы прокуроров, следователей, работников аппарата кадров; локальные вычислительные сети городских, районных и приравненных к ним органов прокуратуры; региональные информационно-вычислительные сети (РИВС);
— объединяющие ЛВС городских, районных и областных органов прокуратуры, а также АРМы, автономно функционирующие на втором и третьем уровнях управления;
— центральная информационно-вычислительная сеть (ЦИВС), обслуживающая аппарат Генеральной прокуратуры РФ; глобальная отраслевая информационно-вычислительная сеть (ГИВС), объединяющая ЦИВС и РИВС.
Для создания АСИО-Прокуратура необходима полная информатизация городских и районных прокуратур.
Анализ показал, что первая очередь автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры (АСИО—Прокуратура), которая является развитием существующих в органах прокуратуры информационных систем, состоит из четырех подсистем: Законодательство, Жалоба, Статистика, Кадры.
Защита информации от несанкционированного доступа обеспечивается как программными средствами (системой паролей при входе в задачу), так и организационными методами.
Информатизация деятельности органов МВД в сфере борьбы с преступностью основывается также на многочисленных нормативных актах. Из этих нормативных актов видно, что информация в органах внутренних дел накапливается в информационных фондах трех уровней:
локальных — в горрайлинорганах внутренних дел;
региональных — в МВД республик, ГУВД городов, УВД административных краев, областей и УВДТ;
федеральных — в МВД Российской Федерации.
На основе этих фондов действует достаточно мощная трехуровневая информационная система.
На местном уровне горрайлинорганов внутренних дел на основе документов первичного учета формируют банк данных оперативно-розыскного и оперативно-справочного назначения. В этот банк включается информация: о зарегистрированных событиях и фактах криминального характера и других правонарушениях; о правонарушителях и преступниках; о предметах преступного посягательства; об орудиях совершения преступления и другая информация, представляющая интерес для органов внутренних дел.
На региональном уровне (ИЦ, МВД, УВД) на основе локальных информационных фондов горрайлинорганов формируются региональные информационные фонды, где накапливаются сведения: о лицах, проходящих по материалам и делам оперативного учета, а также по уголовным делам; о лицах осужденных за совершение преступлений; о лицах, разыскиваемых и без вести пропавших, неопознанных трупах граждан; о лицах, совершивших административные правонарушения; о лицах, состоящих под административным надзором; о лицах, отбывших наказание в местах лишения свободы, спецкомендатурах, колониях, поселениях; о лицах, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, и другие.
Кроме того, формируются криминалистические коллекции поддельных денежных знаков и ценных бумаг, поддельных документов, оттисков печатей и штампов, образцов почерка и подписей, линейных спектров веществ, фонограмм, запахов, образцов тканей и материалов. Создаются криминалистические картотеки дактилоскопических следов с мест совершения нераскрытых преступлений, трассологических объектов, следов обуви и транспорта, следов оружия на пулях и гильзах и др.
На федеральном уровне (ГИЦ МВД РФ) создается информационный фонд, в состав которого входят: пофамильная и дактилоскопическая картотеки осужденных и подучетных лиц; досье по тяжким, особо опасным и межрегиональным видам преступлений; досье на особо опасных рецидивистов, профессиональных преступников и авторитетов уголовной среды; оперативная информация об организованных и коррумпированных преступных группах; сведения о преступлениях и правонарушениях, совершенных иностранными гражданами и в отношении них и т.д.
Информационные потоки специального назначения формируются и циркулируют внутри отраслевых служб, а также поступают в интегрированные банки общего пользования в целях актуализации массивов или информационного обеспечения конкретных оперативных мероприятий.
Концепция не предполагает механического объединения ИБД нижних уровней в федеральный ИБД, чтобы на верхних уровнях не накапливать избыточную информацию с большим количеством всевозможных признаков.
На федеральном уровне в рамках АСИО-МВД создаются три типа автоматизированных систем (АИС) и задач, имеющих конкретное функциональное назначение, в том числе оперативно-розыскное, оперативно-справочное, статистическое, управленческое и производственно-экономическое назначение.
Указанные системы, как правило, имеют многоуровневый характер, т.е. их информационное обеспечение базируется на аналогичных системах, функционирующих на нижестоящих уровнях управления. Они предназначены для информационного обслуживания руководства МВД, Штаба и всех отраслевых служб центрального аппарата МВД, а также органов внутренних дел второго уровня в соответствии с регламентом информационного взаимодействия в сфере борьбы с преступностью.
2.3. Характеристика информационно-поисковой системы (ИПС)
«Законодательство»
В последние годы в нашей стране ведутся большие работы по созданию информационно-поисковых систем по законодательству. Заметных успехов в этой области достигли Министерство юстиции, Московский университет и другие организации и учреждения. Разработанные ими ИПС получили признание и используются в деятельности государственных органов, предприятий, фирм и компаний. Остановимся на характеристике ИПС «Законодательство».
Информационно-поисковая система «Законодательство» представляет собой совокупность информационных правил сбора, переработки, поиска и использования социально-правовой информации, а также технических средств информатики, обеспечивающих оптимальную реализацию информационно-правовых процессов в различных сферах жизнедеятельности и прежде всего в сфере бизнеса и предпринимательства.
Как документальная и многофункциональная система, она содержит тексты нормативных юридических актов Российской Федерации и некоторых иных государств по многим областям: собственность; предприятия и их формы; налоги с предприятий; приватизация и инвестиции; аренда; банковская деятельность; валютные операции; внешнеэкономическая деятельность; нормы трудового права; пенсии, компенсации и социальная защита граждан и т.д.
ИПС «Законодательство» осуществляет многочисленные функции, которые реализуются подсистемами: ведения информационной базы, ретроспективного поиска информации, избирательного распространения сообщений и данных, тиражирования информационных массивов, выдачи текстов нормативных юридических актов или извлечений из них, планирования, контроля и управления осуществляемыми работами.
Для удобства пользования все тексты нормативных актов систематизированы и структурированы. Имеющаяся на настоящий момент информация расположена в системе согласно сложившимся общественным отношениям. Например, раздел «законодательство о собственности» предусматривает различные формы собственности, а раздел «формы предпринимательской деятельности» выходит на подразделы «акционерные общества», «биржи», «арендные предприятия», «объединения» и т.д.
Общий принцип хранения информации в ИПС «Законодательство» базируется на трех основных понятиях: «Подразделы», «Информация» и «Реквизиты» нормативного акта. Благодаря этому система является простой, открытой и позволяет пользователю по своему усмотрению перестроить структуру и расположение нормативных актов, а также получить личную, удовлетворяющую его требованиям картотеку юридических актов, документов. Кроме того, есть возможность дополнять ИПС новыми правовыми актами, юридическими документами.
2.4. Характеристика информационно-поисковой системы (ИПС)
«Договор»
Информационно-поисковая система «Договор» — это одно из первых эффективных информационных образований в сфере гражданско-правовых и хозяйственно-правовых отношений. Она была разработана юристами и компьютерщиками акционерного общества «Сэнити» (г. Москва) и используется в ряде бизнес-структур при решении разнообразных правовых проблем.
Под ИПС «Договор» понимается деятельность различных субъектов управления и регулирования (юристов, экономистов, руководителей и др.), направленная на сбор, обработку и использование социально-правовой и иной информации в области экономики в целях решения конкретных хозяйственно-правовых и гражданско-правовых задач.
Характерными особенностями этой системы являются:
— наличие в ИПС не только массива необходимых норм хозяйственного и гражданского права, но и всех образцов договоров и соглашений, которые используются в настоящее время в экономико-правовых отношениях;
— наличие в системе не только механизма учета договоров, но и картотек различных предприятий, фирм, концернов и др., которые являются участниками соответствующих экономико-правовых отношений;
— тесная функциональная взаимосвязь между действиями предприятий, фирм, концернов и др. и механизмом учета договоров, что гарантирует целостность системы данных и исключает возможность многократного дублирования информации;
— наличие в ИПС гибкой системы справочников, которые позволяют заинтересованному субъекту производить необходимую классификацию предприятий, фирм, компаний и др. и договоров по функциональным признакам;
— использование в ИПС специальной подсистемы, которая дает возможность пользователю получать сведения о фактических затратах по сметам календарных планов договоров;
— наличие в ИПС необходимых данных из области бухгалтерского учета и финансовой деятельности.
ИПС «Договор» — гибкая документальная система с большими аналитическими возможностями. Она оснащена подвижными и легко управляемыми структурами: справочниками, схемами, таблицами и т.д. В этом смысле она может использоваться практически на любом предприятии, в любой фирме, организации, причем нередко без изменения имеющихся в системе программ.
ИПС «Договор» может работать как в автономном режиме, так и в связи с подсистемами бухгалтерского и финансового учета. Во втором варианте функционирования возможности ИПС существенно расширяются.
2.5. Характеристика информационно-поисковой системы (ИПС)
«Квалификация»
Информационно-поисковая система (ИПС) «Квалификация» — это совокупность организационно-технических, алгоритмических и лингвистических средств, предназначенных для автоматизации процессов манипулирования информацией в уголовно-правовой области и выполняющих конкретные функции информационно-правового обеспечения: сбор, накопление, обработку, хранение, передачу, поиск и предоставление правовой и иной информации по запросам пользователей.
ИПС «Квалификация» предоставляет пользователям полезную уголовно-правовую и иную юридическую информацию. Причем это представление осуществляется с помощью современных информационных, языковых средств. Взаимодействие с ИПС осуществляется в терминах уголовного права и освобождает пользователя от знаний, связанных с организацией хранения информации в системе, т.е. этот процесс носит интеллектуальный характер.
ИПС «Квалификация» обеспечивает пользователю:
а) представление по его требованию:
— определенных сведений о нормах уголовного права;
— данных сопоставительной таблицы УК РФ;
— отдельных положений смежных областей права, необходимых пользователю при анализе бланкетных норм УК;
— полных текстов постановлений Пленумов Верховного Суда РФ;
— обзоров судебной практики, указаний и разъяснений Верховного Суда РФ, военных трибуналов, а также Прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры по вопросам квалификации преступлений;
— картотек судебной практики по уголовным делам Верховного Суда РФ и военных трибуналов;
б) подборку по вопросам пользователя руководящих разъяснений Пленумов Верховного Суда, обзоров, картотек судебной практики и иной информации базы по определенным темам (группам тем) и др.;
в) выдачу по требованию пользователя:
— определений и научных комментариев по 1000 конкретным уголовно-правовым понятиям, по всему массиву уголовного законодательства;
— сведений о признаках состава конкретного преступления и разграничительных признаках смежных преступлений;
— правил квалификации единичного преступления и изменения его квалификации.
С точки зрения структуры ИПС «Квалификация» состоит из двух основных блоков:
а) ввода информации;
б) манипулирования информацией.
Каждый из этих блоков содержит множество разделов. Вот отдельные из них:
1) уголовно-правовое понятие;
2) состав преступления;
3) норма уголовного права;
4) информационная база;
5) разграничение преступлений;
6) правила квалификации единичного преступления;
7) правила квалификации совокупности преступлений;
8) правила изменения квалификации и др.
В частности разделы 1, 2, 3 и 5 тесно связаны между собой и построены на единой информационной базе. Разделы 6, 7 и 8 представляют собой описание правил квалификации, безотносительно к конкретным понятиям.
Основным информационным объектом ИПС «Квалификация» является УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ, которое определяется через: наименование и определение понятия; структуру понятия; смежные понятия и разграничительные признаки; иерархическое дерево понятий; составы преступлений, элементом которых является данное понятие; положения уголовного закона, использующие данное понятие в своей конструкции;
Формальное представление понятия — СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ определяется посредством: описания состава преступления; детализированных признаков данного состава; конструкции основного состава; оценочных признаков, используемых при описании состава; квалификационных признаков; разграничительных признаков смежных составов преступлений; и через наказания по данному составу.
Формальное представление понятия — ПОЛОЖЕНИЕ ЗАКОНА характеризуется через: наименование нормативного акта и органа, его принявшего; номер и дату принятия акта, даты внесения изменений, дополнений и отмены акта; место его опубликования и нахождения (сборники, журналы и другие источники с указанием года издания, номера и страниц); номер статьи по республиканскому нормативному акту; заголовок и текст статьи и т.д.
Формальное представление ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫохватывает прежде всего руководящие постановления Пленумов Верховного Суда РФ и республик: наименование постановления и органа, его принявшего; номер и дату принятия постановления; место его опубликования и нахождения; общее количество пунктов постановления и др.
РАЗГРАНИЧЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ осуществляется здесь путем поэлементного сопоставления составов преступлений и выявления разграничительных признаков. И все это подкрепляется информационной базой.
Содержание информационной базы ИПС составляют введенные в память системы тексты действующих нормативных актов и иных документов, а именно:
— уголовное законодательство РФ, а также сопоставительная таблица уголовных кодексов всех республик;
— соответствующий нормативный материал (законы, акты Президента и Верховного Совета РФ, ведомственные инструкции и указания) по вопросам уголовной ответственности;
— руководящие постановления Пленумов Верховного Суда РФ по вопросам квалификации преступлений;
— обзоры судебной практики Верховного Суда РФ и военных трибуналов;
— указания и разъяснения по вопросам квалификации различных видов преступлений Прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры;
— ответы на вопросы читателей, связанные с квалификацией преступлений, опубликованные в различных юридических изданиях, и т.д.
Для качественного функционирования системы ее информационная база должна регулярно пополняться и обновляться. При этом должны учитываться требования быстро меняющейся уголовно-правовой теории и практики.
Функционирует информационно-поисковая система «Квалификация» на основе тех же принципов, что и ИПС «Законодательство».
2.6. Системы управления базами социально-правовых данных (СУБСПД)
и дальнейшее развитие программ информационного поиска в области права
Многие юридические сведения, необходимые пользователю, хранятся, как правило, в памяти ЭВМ, образуя базу социально-правовых данных. Специальные программы, предназначенные для поиска юридической информации в рассматриваемой базе данных по запросам пользователя, называются системами управления базами социально-правовых данных (СУБСПД). Базу социально-правовых данных вместе с СУБСПД часто называют базой юридических данных.
Основное назначение СУБСПД для персональных компьютеров — автоматизация работы с юридическими картотеками, журналами, списками и т.д. в государственных органах, на предприятиях, в бизнес-структурах и др.
Подходы к решению разных задач по обработке социально-правовых данных существенно отличаются друг от друга. Например, поиск правовой информации в письмах граждан, осуществляемый в Министерстве юстиции, и подготовка юридических отчетов в каком-либо акционерном обществе происходят по-разному. Для решения конкретной задачи по обработке социально-правовых данных требуется настройка СУБСПД.
Не так давно системы управления базами данных создавались для решения сложных юридических задач, связанных с проектированием «АСУ-Прокуратура», «АСУ-Юстиция», «АСУ-МВД» и других. Настройка таких систем требовала много труда и времени, а также знаний юристов и программистов — специалистов по АСУ.
Использование персональных компьютеров позволило автоматизировать поиск социально-правовой информации, необходимой отдельному специалисту или небольшой прокуратуре, предприятию и т.д. При этом программное обеспечение стало таким, что системы управления базами юридических данных обеспечивают решение конкретных задач юристами без участия программистов (пример — охарактеризованные выше ИПС — «Законодательство» и «Квалификация»).
Основой рассматриваемой базы данных является запись. Обычно в информационно-правовых системах, действующих в государственных органах, на предприятиях и в коммерческих структурах, приходится иметь дело с достаточно большим числом однотипных записей. Например, список предприятий, находящихся на правовом обслуживании, содержит многие сведения (в соответствующей книге учета): название предприятия, характеристика его основных и оборотных средств, сведения о долгах этого предприятия, спорах, фамилия, имя и отчество директора, его телефон и др. База данных, представленная в виде таблицы, очень удобна в работе. Поиск социально-правовой и иной информации можно проводить по любому столбцу или комбинации столбцов. Табличные базы социально-правовых и иных данных обычно называются реляционными.
Информация о предприятиях, принятых на правовое обслуживание в акционерном обществе, может быть представлена в реляционной базе данных в виде специальной таблицы, где найдут отражение все интересующие потребителей сведения (номер по порядку, название предприятия, характеристика их основных средств, сведения о долгах и др.).
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ.. 3
1.1. Информационные технологии в правовой сфере. 3
1.2. Аппаратное обеспечение персонального компьютера. 3
1.2.1. Процессор. 4
1.2.3 Мониторы.. 5
1.2.4. Клавиатура. 6
1.2.5. Принтеры.. 7
1.3. Компьютерные сети. 8
1.4. Программное обеспечение персонального компьютера. 8
1.4.1. Операционные системы: назначение и функции. 9
1.4.2. Инструментальная система Norton Commander. 10
1.4.3. Программная среда Windows. 10
1.4.4. Прикладные системы.. 11
Раздел 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫВ ОБЛАСТИ ПРАВА.. 13
2.1. Понятие и структура информационной системы в области права. 13
2.2. О программе правовой информатизации деятельности правоохранительных органов 14
2.3. Характеристика информационно-поисковой системы (ИПС) «Законодательство» 17
2.5. Характеристика информационно-поисковой системы (ИПС) «Квалификация». 19
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 23