Звучит ария Мефистофеляиз оперы Ш.Гуно «Фауст».




Слайд

Титульный лист.

Слайд

Цели и задачи.

Слайд

Фёдор Иванович Шаляпин. Кто этот человек, который будоражил умы и сердца мастеров русского искусства конца 19 – начала 20 века, отчего все они испытывали на себе сильнейшее влияние шаляпинского творчества? Каким необыкновенным магнетизмом обладал этот певец, каждое выступление которого являлось событием, рождало новые творческие замыслы у живописцев, скульпторов, графиков, создавших галерею шаляпинских портретов, где он предстает в самых разных образах и состояниях.

Звучит ария Галицкого «Грешно таить» из оперы А. Бородина «Князь Игорь»

4 слайд
Родился великий бас в самой, как говорится, «глубинушке Руси» - в крестьянской семье в деревне Сырцево, Вятской Губернии.

Интерес к пению пришел к мальчику после того, как он случайно зашел на вечернее богослужение и услышал пение ровесников. Его отдали в церковный хор, гдеи состоялась его первое вокальное выступление. Так бы юноша и продолжал петь в хоре наравне со взрослыми, если бы не поход в Казанский театр.

В своих мемуарах «Страницы из моей жизни» Шаляпин вспоминал: «Не отрывая глаз я смотрел на сцену, буквально, разинув рот». Это был решающий момент в жизни 12-летнего мальчика: невиданная магия навсегда захватила сердце юноши. Шаляпин решает связатьсвою жизнь с театром.

Ни тяжелая работа с 14 лет грузчиком буквально «до потери сознания», ни с треском провальные прослушивания в музыкальных театрах не могли сломить желания Шаляпина стать певцом.

5 слайд
В 17 лет Фёдор Иванович поступает в драматическую труппу В.Б.Серебрякова, где был готов работать без жалованья, только бы быть рядом с театром. Такой пыл не мог не обратить на себя внимания. Его зачислили в хор.


«Домой я почти бежал, торопясь учить, - вспоминал певец. - И всю ночь провозился с нотами, мешая спать своему товарищу по комнате». Выступление прошло на ура.

В 1891 году Шаляпин оказывается в Грузии, где талантливого юношу замечает русский оперный певец и педагог Дмитрий Усатов, который ставит юному певцу голос. Именно в Тифлисе Шаляпин приобрел славу и признание, и из певца-самоучки превратился в профессионального артиста.

Закончив сезон, Федор отправляется покорять Петербург, но глубоко разочаровывается в Мариинском театре: его редко выпускают на сцену и не дают творческой свободы.
6 слайд
На одном из спектаклей Шаляпина замечает и приглашает в свою труппу Мамонтов Савва Иванович, известный меценат и владелец частного театра.

Шаляпин вспоминал: «С.И.Мамонтов сказал мне: «Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если вам нужны будут костюмы, скажите, и будут вам костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!» Все это одело душу мою в одежды праздничные, и впервые в жизни я почувствовал себя свободным, сильным, способным побеждать все препятствия».


Московская публика валом валила на мощный голос красавца Шаляпина. Во время работы в труппе певец полностью раскрыл свои вокальные и артистические способности.

Звучит ария Мефистофеляиз оперы Ш.Гуно «Фауст».


Позже, в 1895, Шаляпина пригласили в Мариинский театр, где он имел ошеломляющий успех. Сценическая жизнь певца превратилась в грандиозный триумф, и он становится всеобщем любимцем.

С 1899 года Шаляпин одновременно стал солистом Московского Большого театра и Санкт-Петербургского Мариинского театра, и началась пора его триумфальных зарубежных гастролей. Мир встретил Шаляпина на бис. Федор Иванович едва успевал подписывать контракты на гастроли: США, Китай, Япония…

В 1902 году писатель Леонид Андреев в статье о Шаляпине обратился к художникам с призывом запечатлеть образ гениального певца и его творения, создать ему «прекрасную долговечную статую». Слова писателя нашли отклик у современников Фёдора Ивановича, особенно у его друзей-художников.


7 слайд
Долгие годы художник К.А.Коровин дружил с Ф.И. Шаляпиным. Это две творческие личности, которые вдохновляли и взаимовлияли друг на друга: Коровин неплохо пел, а Шаляпин под влиянием Коровина и его друзей, начал рисовать и лепить.

8 слайд
Константин Коровин пишет портрет Шаляпина в солнечной и уютной атмосфере курортного городка Виши во Франции. Мы с вами чувствуем, что образ Шаляпина создан другом, который глубоко понимает состояние певца и чутко воспринимает его внутренний мир. Портрет удивительно передает ощущение силы, свежести и здоровья, которыми дышала в то утро вся фигура Шаляпина.

Статный, мужественный, певец сидит у стола в невысоком кресле, одетый в светлый костюм, белую рубашку со стоячим воротником, повязанным синеватым шелковым бантом, который выдает его артистическую натуру. Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. Он непринужденно закинул ногу на ногу, дружески беседуя с художником. Лучезарная улыбка озаряет лик музыканта.Ясные глаза открыты навстречу заоконному миру. Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дня.

Ощущение праздничности подчеркнуто убранством стола. На сияющей белой скатерти сгруппированы ваза с ярким свежим букетом роз в пышной зелени, стеклянное изысканное блюдце с фруктовым ассорти, хрустальным графином, высокой бутылкой с золотистым ликером и бокалом, в котором, как рубин сверкает вино.

Импрессионизм явлен в динамичных мазках масляной краски, в удачно пойманном мгновении яркой жизни замечательного деятеля искусства, которым так восхищался художник Коровин.

Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру Терещенко, чем огорчил певца. В творческих кругах появились сплетня, что из-за этого Шаляпин с Коровин поссорились, на что он отвечал: «К Коровину мои дружеские отношения такие же, как и прежде. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял»

9 слайд
Шаляпин и Головин познакомились во время работы в Большом театре; именно тогда и началось их сотрудничество. Художник выполнял для Шаляпина эскизы костюмов.


10 слайд

В 1912 году Головин изобразил знаменитого оперного певца в одой из его лучших ролей - в роли Бориса Годунова. Шаляпин предстает на фоне тяжелого занавеса в образе величественного и властного царя Бориса. Артист позировал сразу же после спектакля в гриме и костюме – коронационном царском наряде. Написав голову артиста, художник самостоятельно, без модели, продолжил работу над портретом, уделив много внимания изображению костюма: он иллюзорно передает мерцание тяжелой золотой парчи и блеск драгоценных камней затканного тонким узором и расшитого жемчугом царского облачения. Приглушенные контрасты света и тени подчеркивают резкие черты выразительного лица и суровость взгляда, устремленного вдаль. В позе царя торжественность и властность.

По свидетельству историка и графика Пётра Ивановича Нерадовского, портрет Шаляпина в роли Бориса Годунова был заказан Головину специально для экспозиции Русского музея. Мы с вами видим на портрете трагедийный образ, очень богатый, сложный, противоречивый по своему внутреннему содержанию: Борис, как человек умный, огромного честолюбия, достигший "высшей власти", но, в соответствии с пьесой достигшего его путем злодеяния — убийства царевича Дмитрия.

11 слайд
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл "замечательным" и "бессмертным" и ценил его как человека с кроткой душой. "Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиев». - говорил певец о художнике.

12 слайд
Как-то в 1921 году Шаляпин пришел домой к Кустодиеву, чтобы обсудить оформление декораций к спектаклю "Вражья сила". Дело было зимой, Шаляпин предстал перед художником в шикарной бобровой шубе: «Такая богатая у вас шуба, её бы написать, – выказал Кустодиев предложение певцу. Тогда Шаляпин поведал художнику историю, что шубу эту ему выдали в Петроградском Совете, как оплату за концерт. Безусловно, эта шуба была «национализирована» у кого-то из неугодных большевикам богачей. Кустодиев предложил увековечить шубу на полотне, понимая,что именно она поможет более точно раскрыть образ Шаляпина. Художник писал картину будучи прикованным к кровати, испытывая постоянные боли. Федор Шаляпин прилагал все усилия, чтобы подбодрить Б.Кустодиева: во время встреч они вспоминали родную Волгу, пели душевные песни: серьезно и сосредоточенно, словно погружаясь в некий священный ритуал.

Изумительный расчет и виртуозное мастерство Б.Кустодиева стали залогом создания удивительного полотна:портретполучился живым и праздничным.


Звучит «Из-за острова на стрежень».


13 слайд
Шаляпин гуляет по улицам городка в предвкушении, что все зрители оценят его талант по достоинству. Он охватывает взглядом бурлящее народное гуляние. Кустодиев правдиво изображает индивидуальные черты характера певца, такие как самовлюбленность и самолюбование.

На Шаляпине распахнутая бобровая шубу, хотя на улице еще морозно. На манерно отставленном мизинце у Шаляпина дорогой перстень. На ногах- замшевые ботинки, а в руках трость из ценного дерева. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. В нижнем левом углу Кустодиев изобразил дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, прогуливающихся в сопровождении секретаря артиста Исайи Дворищина.

Все это, однако, барство - показное, которое не заслоняет размаха широкой натуры великого певца, в котором мощно выразилась творческая стихия русского народа.

Звучит фрагмент «Масленица».

Это последний портрет Шаляпина, написанный в России. Уехав на гастроли, певец больше не возвращался на Родину. С этим портретомФедор Иванович не расставался до своей смерти. Именно этот портрет Шаляпин ценил выше всех других своих портретов - за широту, размах и «русский дух», которые были так ему близки. Здесь образ певца воплотил в себе ту Русь, которую так любили Кустодиев и Шаляпин.


14 слайд
Несколько десятилетий имя певца в России было забыто, но между тем он продолжал блистать за границей. Дочь Шаляпина Ирины Федоровны вспоминала, как ее отец тосковал по простой русской еде: хороших щах с грудинкой, вобле и вятских рыжиках.

Иллюстрацией к внутреннему состоянию артиста является один из последних портретов Шаляпина, созданный в эмиграции художником Василием Шухаевым.

Портрет акцентирует внимание на лице Федора Шаляпина. Художник запечатлел голову певца крупным планом. Такой композиционный прием позволяет зрителю прочувствовать душевное состояние певца на тот момент: нет ни жизнерадостности, ни удали, присущей Шаляпину. Художник, как психолог, видел его внутренний надлом.

15 слайд
В 1937 году врачи диагностировали у певца рак крови. Через год, великий бас скончался у себя в парижской квартире.Долгое время его прах был захоронен во Франции, и лишь в 1984 году его останки были перенесены на Новодевичье кладбище Москвы.

В 50-е предпринимались вялые попытки вернуть доброе имя Шаляпина, но в полную силу его голос зазвучал с пластинок только в 70-е. В 1995 годуФедору Ивановичу посмертно вернули звание Народного артиста СССР. Так, наконец, состоялось возвращение певца на Родину.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: