Понятия качества и безопасности медицинской деятельности, экспертиза качества медицинской деятельности




 

В соответствии сФЗ-323 понятие «медицинской деятельности» шире понятия «медицинской помощи». Так, согласно пункту 10 статьи 2 медицинская деятельность представляет собой профессиональную деятельность:

- по оказанию медицинской помощи,

- по проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий,

- а также профессиональную деятельность, связанную с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

То есть оказание медицинской помощи и проведение медицинских экспертиз – это отдельные направления медицинской деятельности.

Пункт 3 статьи 2 ФЗ-323 дает понятие медицинской помощи как комплекса мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг, а пункт 4 раскрывает понятие медицинской услуги как медицинского вмешательства или комплекса медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Хотя ФЗ-323 содержит понятие только «качества медицинской помощи », по всему тексту закона контроль увязывается с «качеством медицинской деятельности » и дополняется понятием «безопасность », которое в законе не раскрывается.

Согласно пункту 21 статьи 2 ФЗ-323 качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Также понятие «качество медицинской помощи» содержится в приказе Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», согласно которому качество медицинской помощи – система критериев, позволяющих определить качество оказания медицинской помощи как в определенном медицинском учреждении, у определенного врача, на определенной территории, так и отдельному больному.

В то же время 323-ФЗ определено, что в отношении «качества медицинской помощи » проводится экспертиза, а в отношении «качества и безопасности медицинской деятельности » – контроль.

В соответствии со статьей 87 ФЗ-323 контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в формах государственного контроля, ведомственного контроля и внутреннего контроля. Полномочиями по государственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности обладает Росздравнадзор на основании Положения о Росздравнадзоре.

В рамках проведения проверки ФАС России требованием от 29.09.2014 № 1 у Росздравнадзора были запрошены параметры качества и безопасности медицинской деятельности, которые проверяются Росздравнадзором в рамках контрольных мероприятий. Согласно представленной информации при проведении проверок по качеству и безопасности медицинской деятельности Росздравнадзор руководствуется Положением о государственном контроле качества медицинской деятельности, а также утвержденными порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.

Вместе с тем Положение о государственном контроле качества медицинской деятельности лишь определяет порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, но не содержит каких-либо параметров качества и безопасности медицинской деятельности. В соответствии с частью 2 статьи 64 ФЗ-323 критерии оценки качества медицинской помощи формируются на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, то есть порядки и стандарты являются базовыми документами для разработки соответствующих критериев, но при этом не содержат их. В связи с изложенным, ссылка Росздравнадзора на вышеуказанные документы при определении параметров качества и безопасности медицинской деятельности является некорректной.

В соответствии с требованиями подпунктов 2, 4 пункта 2 статьи 87 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем определения показателей качества деятельности медицинских организаций и создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг. В настоящее время вышеуказанные показатели и система оценки не утверждены.

В соответствии с Положением о государственном контроле качества медицинской деятельности в рамках проверок соблюдения прав граждан в сфере охраны здоровья граждан, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи должна проводиться экспертиза качества медицинской помощи, оказанной пациенту. Экспертиза качества медицинской помощи является одним из видов медицинских экспертиз, которые являются отдельным направлением медицинской деятельности.

В соответствии со статьей 58 ФЗ-323 медицинская экспертиза - проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

Статья 64 ФЗ-323 содержит определение экспертизы качества медицинской помощи и порядок ее проведения. Согласно данной статье экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.

Требованиями частей 3, 4 статьи 64 ФЗ-323 установлено, что:

1. Если медицинская помощь оказана вне рамок обязательного медицинского страхования, то экспертизу качества медицинской помощи необходимо проводить в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако в настоящее время данный порядок Минздравом России не установлен.

2. Если медицинская помощь оказана в рамках обязательного медицинского страхования (далее также ОМС), то экспертизу качества медицинской помощи вправе проводить только страховые медицинские организации и фонды обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об ОМС.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время законодательно предусмотрено два вида экспертизы качества медицинской помощи, осуществление которых регулируется разными нормативными правовыми актами.

1. Экспертиза качества медицинской помощи вне рамок ОМС.

Большая часть всего объема медицинской помощи оказывается в рамках ОМС. Вместе с тем, даже вне рамок ОМС, как следует из ответа Росздравнадзора, проведение экспертизы качества медицинской помощи до 01.01.2015 не предусмотрено, в связи с тем, что:

- Минздравом России не утвержден порядок проведения экспертизы качества медицинской помощи вне рамок обязательного медицинского страхования;

- Минздравом России не утверждены критерии оценки качества медицинской помощи (согласно статье 101 ФЗ-323 положения статьи 64 относительно критериев оценки качества медицинской помощи вступают в силу с января 2015 года).

Как уже было указано выше, экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. Однако порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи в силу положений статьи 37 ФЗ-323 не устанавливают требований к своевременности или правильности медицинской помощи, к порядку планирования ее результата.

Таким образом, несмотря на предусмотренную ФЗ-323 и Положением о государственном контроле качества медицинской деятельности обязанность проведения экспертизы качества медицинской помощи, оказанной пациенту, в настоящее время ее проведение не представляется возможным.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию. Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности), экспертиза качества медицинской помощи относится к работам (услугам), составляющим медицинскую деятельность, и подлежит лицензированию.

В то же время для проведения экспертизы качества медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования страховые медицинские организации и фонды обязательного медицинского страхования не имеют соответствующие лицензии на медицинскую деятельность, а также не требуют наличия таких лицензий у экспертов, привлекаемых к проведению экспертизы качества медицинской помощи.

Согласно Методическим указаниям о порядке ведения реестров экспертов качества медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования, направленным письмом ФФОМС от 17.02.2011 № 822/30-5/и, эксперт качества медицинской помощи может быть штатным сотрудником территориальных фондов или страховых медицинских организаций, участвующих в проведении экспертизы качества медицинской помощи, а также привлекаться для выполнения работ по экспертизе качества медицинской помощи на условиях заключения гражданско-правовых договоров. Однако в письме ФФОМС от 24.01.2008 № 282/30-4/и «О лицензировании СМО» страховым медицинским организациям дается разъяснение, что законодательство о лицензировании медицинской деятельности «не распространяется на страховые медицинские организации, которые в силу специфики их правового статуса, определенного федеральным законодательством, осуществляют контроль качества медицинской помощи без лицензии на медицинскую деятельность». В письме также говорится, что «страховая медицинская организация не осуществляет непосредственно медицинскую деятельность по определенным видам работ (услуг), а только осуществляет контроль качества медицинской помощи, оказанной соответствующими медицинскими учреждениями».

Вместе с тем, ФАС России отмечает, что законодательством не предусмотрено наделение территориальных фондов и страховых медицинских организаций особым статусом, позволяющим им осуществлять без лицензии работы (услуги), подлежащие лицензированию, а, следовательно, такая деятельность территориальных фондов и страховых медицинских организаций (проведение экспертизы качества медицинской помощи) без лицензии на медицинскую деятельность незаконна. Кроме того, Положение о лицензировании медицинской деятельности не содержит никаких изъятий, касающихся осуществления экспертизы качества медицинской помощи в рамках программ ОМС без наличия соответствующей лицензии, а значит экспертиза качества медицинской помощи как работа (услуга) в рамках медицинской деятельности должна лицензироваться вне зависимости от того, в рамках какой помощи она проводится – в рамках ОМС или вне рамок ОМС. В этой связи, применяемые в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Закон об ОМС) санкции к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, на основе заключений экспертов, не обладающих лицензиями на проведение экспертизы качества медицинской деятельности, не имеют юридических оснований. Однако Росздравнадзор в своей практике не выявляет указанных нарушений.

Противоречивость и неоднозначность правового регулирования в данной сфере необоснованна, поскольку положения ФЗ-323 регулируют и сферу обязательного медицинского страхования, понятийный аппарат одинаков – понятия «медицинская деятельность», «медицинская помощь», «качество медицинской помощи», «экспертиза качества медицинской помощи» являются общими как в рамках обязательного медицинского страхования, так и вне его рамок.

Закон об ОМС регулирует отношения, связанные только с обязательным медицинским страхованием, определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования, участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Однако основополагающим законом в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является именно ФЗ-323.

В случае признания разницы в подходах правового регулирования экспертизы качества медицинской помощи возникает правомерный вопрос о различиях в медицинской помощи, предоставляемой гражданам в рамках обязательного медицинского страхования и вне его рамок. Поскольку экспертиза качества медицинской помощи делится на два вида, требования о необходимости получения лицензии, по мнению Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Росздравнадзора, различны, критерии/параметры оценки качества медицинской помощи в рамках ОМС и вне его рамок также отличаются (вне рамок ОМС не разработаны), то нарушается принцип доступности и качества медицинской помощи, декларированный статьей 4 ФЗ-323, так как определить качество предоставляемой медицинской помощи не представляется возможным.

Такая недостаточность правового регулирования порождает путаницу и при лицензировании экспертизы качества медицинской помощи. Так, в рамках проведенной проверки ФАС России письмом от 30.09.2014 № АЦ/39317-ПР/14 у органов лицензирования субъектов Российской Федерации были запрошены нормативные правовые акты и иные документы, на основании которых устанавливаются требования к медицинским организациям в целях лицензирования и на основании которых выдаются лицензии по каждой работе (услуге), составляющей медицинскую деятельность. В своем ответе от 24.10.2014 № 31-1130064/14-2 Департамент здравоохранения города Москвы, например, указал, что при выдаче лицензий на экспертизу качества медицинской помощи руководствуется Законом об ОМС и приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию».

В статье 14 ФЗ-323 закреплены полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по утверждению соответствующей номенклатуры медицинских услуг. По какой-то причине в номенклатуру медицинских услуг, утвержденную приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 № 1664н (ред. от 28.10.2013),была включена как самостоятельная медицинская услуга экспертиза качества только одного вида медицинских услуг - экспертизы (исследования) качества косметологических и стоматологических услуг (код услуги - B01.045.007), то есть Минздравом России экспертиза качества отнесена к медицинским услугам, предоставляемым в рамках медицинской помощи, а не к видам медицинских экспертиз.

ФАС России отмечает, что по информации, представленной Росздравнадзором по требованию ФАС России от 29.09.2014 № 1, в 2013 году было выдано (переоформлено) 4887 лицензий на медицинскую деятельность по экспертизе качества медицинской помощи, а с января по сентябрь 2014 – 4231 лицензий.

Помимо этого, согласно информации, полученной в рамках проведения проверки от Территориального органа Росздравнадзора по Тамбовской области письмом 15.10.2014 № И68-01.07-1694/14-2 в 2014 году проведено четыре экспертизы качества медицинской помощи в рамках проверок государственных и муниципальных медицинских организаций и три экспертизы качества медицинской помощи в рамках проверок негосударственных медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, Росздравнадзор и его территориальные органы в рамках реализации полномочия по контролю соблюдения медицинскими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, проверяют соблюдение порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи. Согласно «Результатам контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в 2013 году», была проведена 461 проверка соблюдения порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи.

То есть лицензии на экспертизу качества медицинской помощи выдаются, более того, отдельные территориальные органы Росздравнадзора даже осуществляют такую экспертизу в рамках проведения проверок, а также проводят проверки соблюдения порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи. Однако, как уже указывалось выше, Росздравнадзор сообщает о том, что осуществление экспертизы качества медицинской помощи до 01.01.2015 не предусмотрено, в связи с чем возникают вопросы о целесообразности выдачи лицензий на медицинскую деятельность по экспертизе качества медицинской помощи, о порядке выдачи таких лицензий, о порядке осуществления контроля (надзора) в условиях отсутствия нормативно установленных лицензионных требований к организации и выполнению экспертизы качества медицинской помощи, а также о законности проведения экспертизы качества медицинской помощи до 01.01.2015 как территориальными органами Росздравнадзора, так и организациями, получившими соответствующие лицензии, в условиях отсутствия порядка проведения экспертизы качества медицинской помощи и критериев оценки качества медицинской помощи.

2. Экспертиза качества медицинской помощи в рамках ОМС

В соответствии со статьей 40 Закона об ОМС контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения в числе прочего экспертизы качества медицинской помощи. Этой же статьей установлено, что экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата. То есть понятие экспертизы качества медицинской помощи аналогично понятию, содержащемуся в ФЗ-323.

Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утвержден приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230 (далее – Приказ № 230). Контроль осуществляется путем проведения экспертизы качества медицинской помощи.

Согласно пункту 5 Приказа № 230 целями контроля являются:

- обеспечение бесплатного предоставления застрахованному лицу медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования;

- защита прав застрахованного лица на получение бесплатной медицинской помощи в объеме и на условиях, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования, надлежащего качества в медицинских организациях, участвующих в реализации программ обязательного медицинского страхования, в соответствии с договорами на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию;

- предупреждение дефектов медицинской помощи, являющихся результатом несоответствия оказанной медицинской помощи состоянию здоровья застрахованного лица; невыполнения и/или неправильного выполнения порядков оказания медицинской помощи и/или стандартов медицинской помощи, медицинских технологий путем анализа наиболее распространенных нарушений по результатам контроля и принятие мер уполномоченными органами;

- проверка исполнения страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями обязательств по оплате и бесплатному оказанию застрахованным лицам медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования;

- проверка исполнения страховыми медицинскими организациями обязательств по изучению удовлетворенности застрахованных лиц объемом, доступностью и качеством медицинской помощи;

- оптимизация расходов по оплате медицинской помощи при наступлении страхового случая и снижение страховых рисков в обязательном медицинском страховании.

Вместе с тем понятия «медицинская помощь надлежащего качества» и «дефект медицинской помощи», которые характеризуют качество медицинской помощи, в законодательстве отсутствуют.

Экспертиза качества медицинской помощи проводится экспертом качества медицинской помощи, включенным в территориальный реестр экспертов качества медицинской помощи, по поручению ТФОМС или страховой медицинской организации, имеет целевой или плановый характер и осуществляется путем проверки соответствия предоставленной застрахованному лицу медицинской помощи договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинской помощи, сложившейся клинической практике. Однако порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи не являются инструментом контроля качества медицинской помощи, поскольку критерии – это своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов лечения и достигнутый положительный результат.

Таким образом, в настоящее время под критериями (параметрами) оценки качества в сфере обязательного медицинского страхования подразумевается совокупный перечень обязательств медицинской организации по обеспечению прав застрахованных лиц, при нарушении которых они привлекаются к ответственности. Однако к качеству медицинской помощи это никак не относится.

В соответствии с Законом об ОМС программы обязательного медицинского страхования (как базовая, так и территориальные) содержат критерии качества медицинской помощи. В соответствии с разделом VIII «Критерии доступности и качества медицинской помощи» Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2013 № 932, критериями доступности и качества медицинской помощи являются такие параметры как, удовлетворенность населения медицинской помощью, смертность населения, доля пациентов, больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более, удельный вес числа пациентов со злокачественными новообразованиями, выявленными на ранних стадиях, обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом, средняя длительность лечения в медицинских организациях, оценка выполнения функции врачебной должности, показателей рационального и целевого использования коечного фонда, доля расходов на оказание медицинской помощи, полнота охвата профилактическими медицинскими осмотрами детей, удельный вес числа пациентов, получивших специализированную медицинскую помощь, число лиц, проживающих в сельской местности, которым оказана скорая медицинская помощь, доля фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, находящихся в аварийном состоянии и требующих капитального ремонта, удельный вес числа лиц в возрасте 18 лет и старше, прошедших диспансеризацию, удельный вес числа пациентов с инфарктом миокарда, госпитализированных в первые 6 часов от начала заболевания, которым проведена тромболитическая терапия, которым проведено стентирование коронарных артерий, количество проведенных выездной бригадой скорой медицинской помощи тромболизисов, удельный вес числа пациентов с острыми цереброваскулярными болезнями, госпитализированных в первые 6 часов от начала заболевания, удельный вес числа пациентов с острым ишемическим инсультом, которым проведена тромболитическая терапия в первые 6 часов госпитализации, количество обоснованных жалоб, в том числе на отказ в оказании медицинской помощи, предоставляемой в рамках территориальной программы.

Вместе с тем данные критерии носят достаточно общий характер и трудно применимы для определения качества оказания медицинской помощи как в конкретной медицинской организации, у конкретного врача, так и конкретному пациенту. Данные критерии являются статистическими данными, применяемыми для оценки эффективности реализации программы государственных гарантий, необходимыми для составления различного рода аналитических отчетов, поскольку вышеуказанные параметры могут только опосредованно характеризовать качество оказания медицинской помощи, но никак не являются прямыми индикаторами качества медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту, по результатам проверки которых контрольный орган может выдать соответствующий акт реагирования конкретной медицинской организации или конкретному врачу.

Например, такой критерий как удовлетворенность населения медицинской помощью, определяемый с помощью анкетирования (опроса), будет напрямую зависеть от перечня вопросов и вариантов ответов и организации самого процесса анкетирования; критерии «смертности населения» ставят качество в обратную зависимость от количества смертей, однако смертность не всегда связана именно с некачественным оказанием медицинской помощи врачом, а может являться следствием иных причин: поздним обращением пациента за медицинской помощью, наличием у пациента патологий, не связанных напрямую с основным заболеванием, отказом пациента выполнять соответствующие назначения врача и т.д.

Перечисленные критерии доступности и качества медицинской помощи никак не связаны с порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, а также отсутствуют целевые показатели, которые необходимо достигнуть.

Кроме того, все вышеперечисленное не соотносится с определением качества медицинской помощи, данным в ФЗ-323: «качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата».

Таким образом, на основании установленного понятийного аппарата, а также в условиях отсутствия критериев оценки качества вне рамок ОМС и существующих «критериев качества» в рамках ОМС определить качество медицинской помощи, оказанной конкретному пациенту, не представляется возможным.

Качественная медицинская помощь - ключевое понятие, являющееся индикатором соблюдения прав человека, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в сфере здравоохранения. Недостаточная четкость ключевого понятийного аппарата в области качества медицинской помощи может приводить к несоответствию конечного результата лечения ожиданиям пациента, а также к повышению расходов государства.

Неурегулированность вопросов качества медицинской помощи и экспертизы ее качества ведет к различиям и вольности при трактовке понятия «качество медицинской помощи», вследствие чего пациенты, страховые медицинские организации, фонды обязательного медицинского страхования, контролирующие организации, включая Росздравнадзор, и медицинские организации трактуют понятие «качество» при оказании медицинской помощи в своих собственных интересах. Например, для медицинских организаций преимущественное значение имеет отсутствие осложнений в процессе оказания медицинских услуг и своевременное завершение лечебного процесса выпиской пациента «с улучшением» или «с выздоровлением».

Росздравнадзор, органы лицензирования и страховые медицинские организации признают качественной медицинскую помощь, соответствующую порядкам оказания медицинской помощи и стандартам медицинский помощи. Данная трактовка федерального законодательства позволяет страховым медицинским организациям реализовывать свои экономические интересы, допуская возможность применения штрафных санкций по отношению к медицинским организациям даже в тех случаях, когда достигается благополучный результат лечения, однако при этом оказанная медицинская помощь не в полной мере соответствует требованиям порядков и стандартов медицинской помощи.

Органы лицензирования субъектов Российской Федерации проверяют не качество медицинской помощи, а соблюдение лицензионных требований, а это относится не к качеству, а к условиям осуществления медицинской деятельности. Роспотребнадзор осуществляет надзор за оказанием платных медицинских услуг, однако договоры на оказание платных медицинских услуг также не содержат критериев качества, что не позволяет ему оценивать качество оказанной медицинской помощи.

Таким образом, не имея критериев качества оказания медицинской помощи, все перечисленные контрольные органы, включая Росздравнадзор, лишены инструмента оценки качества, поэтому проверяют только условия оказания медицинской помощи, но не качество самой помощи.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: