МУ 3.1.2 ВОЗБУДИТЕЛИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ




Учебная цель: познакомиться с биологическими особенностями возбудителей вирусных инфекций

 

В результате изучения темы студент должен

знать:

1. Принципы систематики и классификации вирусов.

2. Экология и эпидемиологические особенности вирусных инфекций.

3. Механизм повреждающего действия вирусов на клетку.

4. Механизмы развития вирусных инфекций и роль факторов патогенности в развитии инфекции. Принципы лабораторной диагностики вирусных инфекций.

 

уметь:

1.Приобретать новые знания, используя современные образовательные технологии

2.Анализировать теоретический материал, формулировать выводы на основе выполненных лабораторных исследований

3. Применять полученные знания в профессиональной деятельности

Владеть

1. Навыками микроскопии вирусных включений.

2. Навыками индикации цитопатогенного эффекта действия вирусов.

 

Программа выполнения самостоятельной работы

При дистанционном обучении

1. Ответить на предложенные теоретические вопросы исходного уровня знаний

2. Введение в вирусологию (МУ 3.1.1)

3. Возбудители вирусных инфекций (МУ 3.1.2)

4. Общая характеристика вирусов – возбудителей инфекционных заболеваний (МУ 3.1.3)

5. Экология возбудителей вирусных инфекций (МУ 3.1.4)

6. Структурная организация вирусов (МУ 3.1.5)

7. Методы культивирования вирусов 6. (МУ 3.1.6)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТА

 

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

 

Подготовьте теоретический материал по следующим вопросам:

1. Морфология и структура вирионов. Особенности репродукции вирусов.

2. Общая характеристика вирусных инфекций.

3. Принципы систематики и классификации вирусов.

4. Экология вирусных инфекций.

5. Модели для культивирования вирусов: клеточные культуры, куриные эмбрионы, лабораторные животные.

6. Индикация вирусов на биологических моделях.

7. Характеристика цитопатогенного действия вирусов в культурах клеток.

8. Вирусные включения.

9. Роль вирусов в патологии человека.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

МУ 3.1.1 ВВЕДЕНИЕ В ВИРУСОЛОГИЮ

ЗАДАНИЕ 1. Заполните таблицу «Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии вирусологии», пользуясь учебным и лекционным материалом.

Таблица 1. Роль отечественных и зарубежных ученых в развитии вирусологии

Исследователи: Научное открытие: Время открытия:
     

МУ 3.1.2 ВОЗБУДИТЕЛИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ

ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст, выделите главные мысли автора и ответьте на вопрос: можно ли вирусы считать живым организмом?

 

«Организм – некая независимая единица интегри-

рованных и взаимосвязанных структур и функций»

С. Львов

Исходя из определения, вирус не является живым организмом, т. к. он

не обладает независимостью. Для его жизнедеятельности нужна живая клетка в которой он осуществляет процесс репликации генетического материала. Вместе с тем, вирус имеет относительно независимую эволюционную историю, за счет того, что он:

- способен к адаптации в направлении, ведущим к приобретению им возможности передаваться от хозяина к хозяину;

- переживает клетку или организм, в котором паразитирует и фактически «использует» клетку хозяина для своего существования.

Может размножаться на разных типах клеток и передаваться от одних живых организмов другим, систематически даже не связанных между собой. Используя приспособительные механизмы, вирус может использовать разные эволюционные ниши. А это значит, что вирус обладает большой независимостью и таким образом в эволюционном плане вирус представляет собой независимый организм.

Кроме того, если рассматривать вирус как «живой материал» и будучи изолированным, он сохраняет свою специфичность, которая при реинтеграции отождествляет жизнь с наличием независимого самореплицирующего способа организации. Последовательность оснований в нуклеиновой кислоте вируса того или иного гена может копироваться, а ген - некая часть генетического материала, которой располагает только живой организм. Именно за счет своего стабильного генетического потенциала обеспечивается воспроизводство в различных клетках данного вируса и обеспечивается основное свойство живого - наследственность (не может от вируса гриппа сформироваться вирус иммунодефицита и наоборот). В то же время, его нуклеиновая кислота способна под действием разных факторов внешней среды изменяться и формировать внутри данного вида новые формы, чем обеспечивает также свойство жизни - изменчивость.

ЗАДАНИЕ 2. Используя учебник и лекционный материал, выделите свойства вирусов, объединяющие их с живой материей и отличающие вирусы от живых организмов:

 

Таблица 2. Вирусы – особая форма жизни

Признаки, объединяющие вирусы с живыми организмами Признаки, отличающие вирусы от живых организмов
   

 

ЗАДАНИЕ 3. Укажите пути инфицирования человека вирусами, используя схему, представленную на рисунке 1, в которой стрелками обозначьте соответствие картинки и пути инфицирования:

Рисунок 1. – Вирусы возбудители инфекционных заболеваний человека



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: