в номинации «Читающая школа – читающая страна»




Описание практики для участия в конкурсе

1. Общешкольный проект «Читайте вместе с нами».

2. В наш век научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети и подростки теряют интерес к чтению. В обществе наблюдается утрата понимания роли чтения, преобладает ориентация на некнижные формы культуры. Школьники читают в основном для получения информации, а не для удовольствия или расширения кругозора. В ходе реализации данного проекта были изучены и протестированы различные формы, помогающие привлечь обучающихся к чтению.

3. Цель практики: привлечь обучающихся к чтению через различные формы организации процесса знакомства с книгой: акции, интеллектуальные игры, читательские конференции и д.р.

Задачи:

- создать условия для развития интереса обучающихся к книгам как современных авторов, так и к классической литературе,

- разработать серию интеллектуальных игр как по произведениям школьной программы, так и по книгам альтернативной книжной полки,

- разработать методические рекомендации для родителей по привлечению ребенка к чтению.

4. Целевая аудитория – обучающиеся 4-11 классов.

5. Актуальность практики:

Современные дети в большей степени своей зрители, чем читатели и слушатели. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация не решает большинства информационно – образовательных проблем, потому что главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является основой информационной культуры и общей культуры в целом. Уникальность данной практики состоит в том, что многие инициативы в рамках данного проекта исходят от самих обучающихся. Старшеклассники самостоятельно разрабатывают серии интеллектуальных игр для обучающихся 4-8 классах. Книги для «Альтернативной книжной полки» предлагаются обучающимися. Ребята предлагают различные идеи по проведению читательских акций и воплощают их в жизнь.

6. В рамках образовательной практики были проведено ряд акций: «Альтернативная книжная полка», «Книги вслепую», «Перемена с книгой», «Книжное послевкусие», «Библиотека идет к детям», «Читаем перед сном». Разработаны и проведены интеллектуальные игры для разных категорий обучающихся: «Страна Литературия», «Своя игра» по произведениям А. Жвалевского и Е. Пастернак.

7. Технология практики.

1. Создание инициативной группы из обучающихся.

2. Составление рейтинга самых популярных книг среди молодежи, консультации с работниками городской детской библиотеки.

3. Создание в школе «Альтернативной книжной полки» из книг, взятых из рейтинга популярности.

4. Проведение «промоакций» по рекламе конкретных произведений. Ряд предложений по знакомству с имеющимися в наличии книгами, определение сроков для знакомства с произведением.

5. Проведение итоговой активности в любом формате: конференция, интеллектуальная игра, оформление стенда «Книжное послевкусие», создание буктрейлера и др.

6. Запуск новых произведений для знакомства.

8. Опыт реализации

Данная образовательная практика реализуется в МБОУ «СОШ №5» НГО с 2016 года. За период работы в образовательном учреждении была создана «Альтернативная книжная полка», насчитывающая сейчас 25 книг современных авторов, рекомендованных детской библиотекой. Книги имеются в свободном доступе. Часть из них была приобретена педагогами школы, часть была подарена обучающимися, членами инициативной группы. Были написаны правила пользования данной полкой. За период существования данной полки ни одна из книг не пропала. Обучающиеся очень активно включаются в процесс и знакомятся с предложенными произведениями, активно их обсуждают, делятся своими точками зрения.

Для родителей инициативная группа обучающихся совместно с учителем русского языка и литературы разработала методическое пособие «Сто и один способ привлечь ребенка к чтению». На родительских собраниях эти рекомендации были распространены. За 4 года увеличилось количество обучающихся вовлеченных в проект: 2016 г. – 24 человека, 2017 г. – 63 человека, 2018 г. – 94 человека, 2019 г. – 127 человек, 2020г. – 176 человек.

9. Площадка реализации практики.

МБОУ «СОШ №5» НГО, социальными партнерами выступает Центральная детско-юношеская библиотека.

10. Социальные результаты реализации практики.

У некоторых обучающихся появился интерес к книгам определенных авторов, и к следующему этапу формирования перечня книг ребята искали новые произведения уже известных им писателей (например, А.Жвалевский, Е. Пастернак).

Ребята получили возможность самостоятельно подбирать художественные произведения для чтения, исходя из своих интересов.

Ребята получили возможность вести беседы о прочитанном как между собой, так и с педагогами, потому что учителя также обращаются к книгам «Альтернативной книжной полки». Тексты анализируются на разных уровнях.

Круг детского и подросткового чтения значительно расширился.

11. Описание типов получаемых участниками практики образовательных
результатов:

- участники образовательной программы получают возможность развить читательскую компетентность,

- попробовать свои силы в организации социальных проектов и активностей.

- развивают собственную эмоционально-нравственную сферу через выбор художественных текстов.

12. Достижение результатов гарантируется тем, что обучающиеся самостоятельно формируют рейтинг популярных произведений, представляют аннотации к книгам, составляют отзыв. От педагога требуется внимание к возрастным ограничениям тех или иных произведений. Ребята проявляют активность именно потому, что книги рекомендованы не взрослыми людьми, а их сверстниками. Чаще всего это оказываются произведения, которые затрагивают проблемы, интересующие подростков.

13. Достижение описанных выше результатов проверяется через систему мониторинга участия обучающихся в интеллектуальных играх по произведениям. Учет количества обучающихся, прочитавших книги с «Альтернативной книжной полки».

14. Информация о всех мероприятиях, проводимых в рамках образовательной практики, размещается на школьной странице Instagram https://instagram.com/school_5_nhk?igshid=iq0r7rbyxkfn

15. Информация о носителях практики:

ФИО Павлюк Елена Михайловна
Образование высшее
Место работы, опыт работы МБОУ «СОШ №5»НГО, 7 лет
Область профессиональных и научных интересов Заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы
Контакты для связи pavlyuk24@inbox.ru
ФИО Попова Елена Юрьевна
Образование высшее
Место работы, опыт работы МБОУ «СОШ №5»НГО, 19 лет
Область профессиональных и научных интересов Заместитель директора по ВР, учитель русского языка и литературы
Контакты для связи elena1981popova@gmail.com

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: