Современные школы менеджмента (с 1950 г. по н.в.)




Классификация школ управления. Теория научного управления Ф.Тейлор

 

Общая классификация школ управления:

Школа научного управления.

Классическая (административная) школа управления.

Школа человеческих отношений.

Школы поведенческого направления.

Современные школы менеджмента.

Школа научного управления (1885-1920 гг.) - Ф. Тейлор, Фрэнк и Лилия Гилбрет, Генри Гант.

Методология:

Используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда.

Анализ содержания работ и определение ее основных компонентов (Тейлор с помощью кинокамеры анализировал процесс производства).

Заинтересованность работников в увеличении производительности и объемов производства.

Возможность перерывов в процессе производства.

Установление норм производства.

Отбор физически и интеллектуально подготовленных работников и т.д.

Классическая (административная) школа управления (1920-1950 гг.) - А.Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни.

Методология:

Теоретики имели практический опыт руководителей высшего звена управления.

Повышение эффективности работы организации.

Рассматривались общие характеристики и закономерности организации.

Разработаны принципы управления Анри Файоля и т.д.

Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) - Мэри Паркер Фоллет, Элтон Мэйо, Абрахам Маслоу.

Методология:

Человеческий фактор как основной элемент эффективной организации.

Хоторнский эксперимент Элтона Мэйо - это введение психологов на предприятие, открытие отделений психологии в университетах.

Маслоу считал основными не экономические силы, а различные потребности.

Школы поведенческого направления (с 1950 г. по н.в.) - Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Гердцберг, К. Арджирис.

Методология:

Аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, лидерства, организационной структуры, коммуникации, содержание работы, качество трудовой жизни.

Осознание работником собственных возможностей.

Повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Современные школы менеджмента (с 1950 г. по н.в.)

Методология:

Развитие кибернетики и применение ее методов к операционным проблемам организации.

Разработка модели ситуации.

Замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями, использование ПВМ.

Разработка методов математического моделирования.

Создание алгоритмов выработки оптимальных решений и т.д.

 

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки был сделан Ф. Тейлором (1856-1915, США), который возглавил движение научного управления. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления.

Благодаря разработке концепции научного управления менеджмент был признан самостоятельной областью научных исследований. До Тейлора понятие менеджмента носило весьма обобщенный характер. Он впервые определил его как «рациональную организацию вообще» или «организацию производства» по отношению к промышленному предприятию.

Главная заслуга Ф.Тейлора состоит в том, что он как основатель школы «научного управления» разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих (предложил ввести стимулирующую систему оплаты труда). Большую поддержку в развитии и признании системы Тейлора оказал Г.Форд. Работы Ф.Тейлора: «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного менеджмента» (1911).

Система Тейлора была построена на жесткой регламентации трудовых процессов – каждое движение и прием труда хронометрировались, нормировались и задавались работнику, который проходил необходимое обучение и инструктаж, при этом осуществлялся контроль за обязательностью выполнения нормируемых операций. Главное внимание Тейлора было направлено на повышение производительности труда, которая, по его мнению, должна обогатить и хозяев и рабочих, при этом общий объем благ будет больше, и доля каждого участника трудового процесса может возрастать без сокращения доли других. Поэтому, если и управляющие, и рабочие выполняют свои задачи более эффективно, то доходы и тех и других будут возрастать, однако для этого необходима “умственная революция” – переворот в психологии и тех и других, создание атмосферы взаимопонимания руководителей и рабочих на почве удовлетворения общих интересов.

Практическое применение принципов научного менеджмента позволило добиться повышения производительности труда, но недостаточное внимание к возрастающим потребностям сотрудников и социальному контексту труда привело к усилению конфликта между менеджментом и рабочими.

Общий подход

- Разрабатываются стандартные методы выполнения рабочих заданий

- Проводится отбор работников, обладающих способностями для выполнения конкретных заданий

- Работники обучаются стандартным методам труда

- Менеджмент обеспечивает поддержку выполнения рабочих заданий

Использование материальных стимулов способствует увеличению производительности труда

Достоинства

- Получил подтверждение тезис о значении высокой оплаты труда

- Были проведены научные исследования процессов выполнения различных работ и задач

- Была продемонстрирована важность отбора и обучения работников

Недостатки

- Не учитывался социальный контекст работы и возрастающие потребности работников

- Не признавались различия между индивидами

- Менеджеры, как правило, низко оценивали уровень профессионализма рабочих и игнорировали их идеи и предложения

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: