Планы практических и лабораторных занятий по курсу «Организация и проектирование среды образовательной организации» (ППДП)
Практическое занятие № 1. Теоретический анализ понятий «среда» и «пространство» (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «среда» в философии, социологии и педагогике.
2. Виды сред, выделенные в современной науке.
3. Социокультурное пространство как объект проектирования.
4. Отечественный и зарубежный опыт разработки и реализации социальных проектов по формированию социокультурного пространства.
5 Сущность понятия «образовательная среда».
6 Структура образовательной среды (различные подходы).
Задания для самостоятельной работы
1. Заполните таблицу «Примеры проектирования социальной среды в истории образования».
№ | Страна и временной период | Автор | Основная идея проекта, его содержание |
Список источников.
1. Бурдье П.Социальное пространство: поля и практики / Перевод с фр. Н.А. Шматко. – М.: Институт эксперим. Социологии; СПб.: Алтейя, 2005.
2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.
3. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?start_from=20&archive=&subaction=&id=&
4. Лефевр А. Социальное пространство // Неприкосновенный запас. – 2010. - №2(70). (Электронный ресурс). Режим доступа: https://magazines.russ.ru/nz/2010/2/le1.html
Практическое занятие № 2. Социальное моделирование и проектирование (4 ч.)
Вопросы для обсуждения.
1.Теоретический анализ понятий «проектирование» и «моделирование».
2. Систематические параметры социального моделирования и проектирования.
3. Теоретические подходы к характеристике понятия «проектная деятельность».
4. Методы коллективной работы над проектом.
5. Структура проекта (жизненный цикл проекта).
Задания для самостоятельной работы.
1. Проанализируйте Российский национальный проект, обращенный к возрождению института приемной семьи. В чем Вы видите гуманитарный смысл проекта. Перечислите психологические и педагогические теории, которые реализует этот проект.
2. Познакомьтесь с различными подходами к толкованию следующих понятий в толковых, педагогических и философских словарях: «среда, социальная среда, пространство, социальное пространство, проект, модель, методика». Сравните значение этих понятий. Результаты оформите в виде таблице, указав источник и автора.
Понятие | Автор, источник | Содержание понятия |
3. Проанализируйте значение понятий «моделирование» и «проектирование» в словарях, энциклопедиях и научных трудах. Оформите в виде таблицы содержание деятельности специалиста на этапах разработки и реализации модели / проекта, указав автора и источник.
Автор / источник | Этап | Содержание деятельности |
Список источников.
1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: уч. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 416 с.
2. Луков В.А. Социальное проектирование: уч. пос. – М.: Флинта, 2009.
3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.
4. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm
5. Заир – Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.
6. Фокин Н.И. Проектирование и управление развитием безопасной и толерантной образовательной среды в регионе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. - № 51. - С. 313-318.
7. Шляпников С.Е. Социальной проектирование как конструирование темпоральности социальных систем // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 342. - С. 75-76.
Практическое занятие № 3-4. Алгоритм работы над проектом
Вопросы для обсуждения:
- Алгоритм проектирования образовательной среды. Требования к проектированию компонентов образовательной среды.
- Паспорт проектной документации.
- Обоснование актуальности проекта.
- Презентация содержания проекта.
- Выполнение практического задания: разработка актуальности проекта, обоснование проблемы проекта.
Список источников:
1. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm
2. Гончарук А.Ю. Теория и методика социально-педагогического проектирования и прогнозирования: учебно-методическое пособие и практикум по III Государственному стандарту. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2015.
- Журавлева Л.В. Социальная среда образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 3. - С. 19-27.
- Заир – Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.
5. Как оформить документацию инновационного образовательного проекта. Практическое руководство / авт.-сост. Е.И. Фастова, О.Л. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2015.
6. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?start_from=20&archive=&subaction=&id=&
7. Лефевр А. Социальное пространство // Неприкосновенный запас. – 2010. - №2(70). (Электронный ресурс). Режим доступа: https://magazines.russ.ru/nz/2010/2/le1.html
8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М.: «Эгвест», 2004.
9. Программно-целевое проектирование образовательных систем: стратегии инновационного развития / Под ред. Н.В. Томилиной. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.
Интернет-ресурсы
1. Библиотека Гумер – Гуманитарные науки. Раздел «Педагогика» Режим доступа: https://www.gumer.info/ (Читать он-лайн, скачать книги по педагогике).
2. Воспитание ребенка на разных этапах жизни. Все что нужно знать родителям. Режим доступа https://воспитание.net/
3. Дистанционный образовательный портал Продленка. Разработки практикующих учителей для расширения опыта педагогов. Режим доступа https://www.prodlenka.org/
4. Педагогика. Сайт по различным разделам педагогической теории и аспектам педагогической практики. Режим доступа https://paidagogos.com/
5. Учебно-методический кабинет. Сайт для всех, кто занимается обучением и воспитанием детей. Режим доступа https://ped-kopilka.ru/ (Статьи, методические материалы и разработки, конкурсы и публикации)
6. Учительский портал. Режим доступа https://www.uchportal.ru/ (Разработки. Статьи. Внеклассные мероприятия. Праздники. Школьная документация.)
7. Электронная библиотека учебников по педагогике – https://studentam.net/
Электронная библиотека по педагогике и психологии (ресурс электронной библиотеки САФУ) https://elibrus.1gb.ru/psi.shtml