Практическое занятие № 3-4. Алгоритм работы над проектом




Планы практических и лабораторных занятий по курсу «Организация и проектирование среды образовательной организации» (ППДП)

Практическое занятие № 1. Теоретический анализ понятий «среда» и «пространство» (2 ч.)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «среда» в философии, социологии и педагогике.

2. Виды сред, выделенные в современной науке.

3. Социокультурное пространство как объект проектирования.

4. Отечественный и зарубежный опыт разработки и реализации социальных проектов по формированию социокультурного пространства.

5 Сущность понятия «образовательная среда».

6 Структура образовательной среды (различные подходы).

 

 

Задания для самостоятельной работы

1. Заполните таблицу «Примеры проектирования социальной среды в истории образования».

Страна и временной период Автор Основная идея проекта, его содержание

 

Список источников.

1. Бурдье П.Социальное пространство: поля и практики / Перевод с фр. Н.А. Шматко. – М.: Институт эксперим. Социологии; СПб.: Алтейя, 2005.

2. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.

3. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?start_from=20&archive=&subaction=&id=&

4. Лефевр А. Социальное пространство // Неприкосновенный запас. – 2010. - №2(70). (Электронный ресурс). Режим доступа: https://magazines.russ.ru/nz/2010/2/le1.html

 

Практическое занятие № 2. Социальное моделирование и проектирование (4 ч.)

Вопросы для обсуждения.

1.Теоретический анализ понятий «проектирование» и «моделирование».

2. Систематические параметры социального моделирования и проектирования.

3. Теоретические подходы к характеристике понятия «проектная деятельность».

4. Методы коллективной работы над проектом.

5. Структура проекта (жизненный цикл проекта).

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Проанализируйте Российский национальный проект, обращенный к возрождению института приемной семьи. В чем Вы видите гуманитарный смысл проекта. Перечислите психологические и педагогические теории, которые реализует этот проект.

2. Познакомьтесь с различными подходами к толкованию следующих понятий в толковых, педагогических и философских словарях: «среда, социальная среда, пространство, социальное пространство, проект, модель, методика». Сравните значение этих понятий. Результаты оформите в виде таблице, указав источник и автора.

 

Понятие Автор, источник Содержание понятия

 

3. Проанализируйте значение понятий «моделирование» и «проектирование» в словарях, энциклопедиях и научных трудах. Оформите в виде таблицы содержание деятельности специалиста на этапах разработки и реализации модели / проекта, указав автора и источник.

 

Автор / источник Этап Содержание деятельности

 

Список источников.

1. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: уч. пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 416 с.

2. Луков В.А. Социальное проектирование: уч. пос. – М.: Флинта, 2009.

3. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.

4. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm

5. Заир – Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.

6. Фокин Н.И. Проектирование и управление развитием безопасной и толерантной образовательной среды в регионе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. - № 51. - С. 313-318.

7. Шляпников С.Е. Социальной проектирование как конструирование темпоральности социальных систем // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 342. - С. 75-76.

Практическое занятие № 3-4. Алгоритм работы над проектом

Вопросы для обсуждения:

  1. Алгоритм проектирования образовательной среды. Требования к проектированию компонентов образовательной среды.
  2. Паспорт проектной документации.
  3. Обоснование актуальности проекта.
  4. Презентация содержания проекта.
  5. Выполнение практического задания: разработка актуальности проекта, обоснование проблемы проекта.

 

Список источников:

1. Богатырев А.И., Устинова И.М. Теоретические основы педагогического моделирования: сущность и эффективность. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.rusnauka.com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm

2. Гончарук А.Ю. Теория и методика социально-педагогического проектирования и прогнозирования: учебно-методическое пособие и практикум по III Государственному стандарту. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2015.

  1. Журавлева Л.В. Социальная среда образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 3. - С. 19-27.
  2. Заир – Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.

5. Как оформить документацию инновационного образовательного проекта. Практическое руководство / авт.-сост. Е.И. Фастова, О.Л. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2015.

6. Кривых С.В. Соотношение понятий «среда» и «пространство» в социокультурном и образовательном аспектах. (Электронный ресурс). Режим доступа: https://www.portalus.ru/modules/pedagogics/rus_readme.php?start_from=20&archive=&subaction=&id=&

7. Лефевр А. Социальное пространство // Неприкосновенный запас. – 2010. - №2(70). (Электронный ресурс). Режим доступа: https://magazines.russ.ru/nz/2010/2/le1.html

8. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). – М.: «Эгвест», 2004.

9. Программно-целевое проектирование образовательных систем: стратегии инновационного развития / Под ред. Н.В. Томилиной. – Волгоград: Учитель, 2011.

  1. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001.

Интернет-ресурсы

1. Библиотека Гумер – Гуманитарные науки. Раздел «Педагогика» Режим доступа: https://www.gumer.info/ (Читать он-лайн, скачать книги по педагогике).

2. Воспитание ребенка на разных этапах жизни. Все что нужно знать родителям. Режим доступа https://воспитание.net/

3. Дистанционный образовательный портал Продленка. Разработки практикующих учителей для расширения опыта педагогов. Режим доступа https://www.prodlenka.org/

4. Педагогика. Сайт по различным разделам педагогической теории и аспектам педагогической практики. Режим доступа https://paidagogos.com/

5. Учебно-методический кабинет. Сайт для всех, кто занимается обучением и воспитанием детей. Режим доступа https://ped-kopilka.ru/ (Статьи, методические материалы и разработки, конкурсы и публикации)

6. Учительский портал. Режим доступа https://www.uchportal.ru/ (Разработки. Статьи. Внеклассные мероприятия. Праздники. Школьная документация.)

7. Электронная библиотека учебников по педагогике – https://studentam.net/

Электронная библиотека по педагогике и психологии (ресурс электронной библиотеки САФУ) https://elibrus.1gb.ru/psi.shtml

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: