Методические указания студентам по работе с текстом первоисточника.




В рамках семинарских занятий по курсу «История социологии» для углубления понимания материала мы будем работать с фрагментами первоисточников. В каждом триместре изучения дисциплины предполагается проведение контрольных работ по фрагментам текстов первоисточников. В рамках данных контрольных работ студенту требуется продемонстрировать владение навыком работы с неадаптированным текстом (в первую очередь не учебной литературой), а именно:

· Умение составить план текста (раскрытый в подпунктах), который должен отражать логическую структуру текста.

· Умение отвечать на вопросы по тексту по следующей схеме:

o Цитата из текста (~1 балл/~2 балла);

o Интерпретация студентом представленной цитаты (~2 балла/~3 балла).

!!! обратите внимание, что умение грамотно проинтерпретировать цитату оценивается выше, чем просто умение найти нужную цитату в тексте

· Умение сделать вывод по тексту первоисточника, раскрывающий основные идеи текста, значение представленных идей для развития социологии, каким образом указанный текст отражает ключевые воззрения автора и того теоретического направления, к которому он принадлежит.

На контрольной работе текст первоисточника выдается преподавателем студенту на руки. Также студент может принести на контрольную работу свой собственный текст первоисточника со сделанными ранее пометками, подчеркиванием важных мыслей, планами и т.п.

 

Исходя из данного описания проведения контрольной работы, минимальные требования к самостоятельной работе с текстом предполагают следующие этапы работы:

· Чтение текста;

· Подготовка ответов на вопросы, представленные в конце текста;

· Подготовка плана (см. подробнее стр. 3);

· Подготовка выводов по тексту (см. подробнее стр. 4).

Более детально эта работа может разбиваться на описанные ниже этапы и предполагать описанные ниже формы работы. Зачастую тексты первоисточников могут быть сложны для понимания, и для них не подходит элементарный тип чтения [1]. Для работы с текстами первоисточника вам потребуется аналитический и в качестве подготовительного этапа инспекционный типы чтения [2]. Исследовательский тип чтения [3] может вам пригодиться для работы над аналитическими эссе, рефератами, курсовыми и научно-исследовательскими работами. Сейчас на нем подробно останавливаться не будем.

Этапы работы:

1. Необходимо просмотреть материал, выявить особенности текста, его характер и логику (разбит ли он на части самим автором или потребуется сделать это самостоятельно), понять, сложен ли он, содержит ли незнакомые термины (инспекционный тип чтения). На данном этапе работы вы планируете, сколько вам реально! потребуется времени для освоения текста.

Несколько советов:

o Полезно «вчитаться» в название, поскольку в нем автор, так или иначе, говорит об основном предмете своих рассуждений.

o Уделите внимание биографической справке или предисловию, если они имеются. Зачастую там может быть кратко и ясно сформулированы основные идеи данного текста.

o Просмотрите названия глав/частей/параграфов и заключительные строки. В финале иногда располагаются главные выводы, с которыми можно ознакомиться, а уже потом приступить к знакомству с их доказательством.

2. Далее приступить к аналитическому чтению. Снова прочитать текст и тщательно проанализировать его, отделить главное от второстепенного, разделить информацию на составляющие части.

Несколько советов:

ü Читайте активно! В процессе чтения полезно подчеркивать, выделять, комментировать и выписывать самые существенные и значимые части текста. Выделяя для себя важную информацию, вы лучше усваиваете и запоминаете материал, не даете себе расслабиться и держите сознание сосредоточенным на нужном материале, а не просто бегаете глазами по тексту.

ü Делайте заметки! Пишите на полях. Оставляйте закладки. Потом вы сможете возвращаться к вашим записям и заметкам и освежать в памяти самые важные моменты из прочитанного.

ü Смотрите значения незнакомых слов! В случае наличия в тексте первоисточника незнакомых терминов, требуется самостоятельно найти их значение и пояснить его в тексте или в подстрочных ссылках в зависимости от того работаете вы с бумажным или электронным вариантом. Узнавать значение незнакомых или малознакомых слов требуется по нескольким причинам. Одно такое слово может стать причиной непонимания всего предложения или даже целого фрагмента. Вам кажется неясным предложение, весь фрагмент, тогда как на самом деле ваше непонимание произошло исключительно из-за одного слова.

Слово может быть вам частично знакомым, но может оказаться неверным ваше толкование этого слова, что и будет причиной непонимания. И, следовательно, причиной неверного толкования всего текста.

Если материал кажется запутанным и трудным, обязательно найдете непонятое слово до того, как вы перестали понимать. Не спешите двигаться дальше, а вернитесь назад,ДО того места, где материал показался трудным, найдите непонятое слово и посмотрите его значение в словаре.

ü Читайте сноски! Чтение сносок подстрочных и концевых, которые авторы, составители и редакторы издания любовно и зачастую для вашего же удобства поместили буквально на этой же странице внизу – это очень полезное занятие, поскольку раскрывает новые понятия и некоторые неясные аспекты в тексте, дает дополнительную информацию, примеры и т.п. Ознакомление с ними, существенно облегчает понимание текста.

ü Возвращайтесь к сложным моментам! Если вы встречаете трудное или непонятное место, и не получается сразу же с ним разобраться, сделайте пометку и продолжайте чтение. Когда вы закончите весь текст, вернитесь к своим закладкам и уделить уже максимальное внимание всем спорным и непонятным моментам. Привлекайте дополнительные источники, перечитывайте некоторые места повторно, но в результате у вас не должно остаться темных мест в изучаемом материале.

ü Writing&thinking! Откройте свои тетради с курса «Письмо и мышление» и используйте те приемы и техники, которые использовались для работы с текстами в рамках курса. К примеру, та же «Диалектическая тетрадь» сможет помочь сформулировать выводы по тексту или поработать с непонятными местами.

Одной из форм работы с текстом первоисточника является составление конспекта первоисточника. Его можно выполнять в нескольких формах:
· План-конспект. Создается на основе заранее составленного плана материала, состоит из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов. В процессе конспектирования каждый заголовок раскрывается — дополняется коротким текстом, в конечном итоге получается стройный план-конспект. Естественно, чем последовательнее будет план (его пункты должны максимально раскрывать содержание), тем связаннее и полноценнее будет Ваш план-конспект. · Текстуальный конспект. Подобная форма изложения насыщеннее других и составляется из отрывков и цитат самого источника. К текстуальному конспекту можно легко присоединить план, либо наполнить его различными тезисами и терминами. Нужно правильно отделять наиболее значимые цитаты таким образом, чтобы в итоге они дали представление о материале в целом. · Свободный. Этот вид конспекта предназначен для тех, кто умеет использовать сразу несколько способов работы с материалом. В нем может содержаться выписки, цитаты, план и множество тезисов. Вам потребуется умение быстро и лаконично излагать собственную мысль, работать с планом, авторскими цитатами.
При составлении конспекта рекомендуется придерживаться следующих основных правил:
· Обозначить основные мысли текста (тезисы). Их можно записывать как угодно — цитатами (в случае, если вы хотите максимально точно передать авторскую мысль) либо своим собственным способом (также допускается использование схем и таблиц) · Необходимо разграничивать заголовки, подзаголовки, выводы, обособлять одну тему от другой. Рекомендуется делать отступы для обозначения абзацев и пунктов плана, пробельные строки для отделения одной мысли от другой, нумерацию. · Выделение особо важных идей текста можно делать подчеркиванием, курсивом, полужирным начертанием или другим цветом. · Можно употреблять разнообразные сигнальные знаки: указатели и направляющие стрелки, восклицательные и вопросительные знаки, знаки равенства и неравенства, больше и меньше, сочетания PS (послесловие) и NB (обратить внимание). Например, слово «следовательно» вы можете обозначить математической стрелкой =>. · Не нужно стараться зафиксировать материал дословно, при этом часто теряется главная мысль. Второстепенные слова нужно отбрасывать, без которых главная мысль не теряется.
v Альтернативным способом работы с текстом может быть составление mind-maps. Они помогут структурировать информацию, которую нужно четко уяснить и надолго запомнить. НО! в данном случае решите, уместно ли составить mind-map по тексту в целом или по его части. Не потеряется ли важная информация, если делать такую карту по тексту в целом? Как делать майнд-мэппинг см. в Интеренете.
v Если вам понравился текст, и вы почерпнули массу полезной информации, то поделитесь радостью с другими — оставьте отзыв в социальных сетях, напишите полноценную рецензию в своем блоге, составьте перечень лучших цитат, обсудите ее с коллегами по группе. Так вы не только поможете кому-то получить ценные и уникальные знания, а также сами лишний раз подведете итог чтению и разложите по полочкам усвоенную при чтении информацию.

Как составлять план по тексту

Иногда при прочтении текста, в котором содержится сразу несколько идей и аргументация к ним, за многочисленными деталями и хитросплетениями авторской мысли к концу прочтения у вас не складывается единой картины, главная мысль автора забывается. Для того, чтобы иметь видение фрагмента в «ретроспективе» необходим план.

1. Для начала можно составить краткий план, который будет содержать самые общие моменты. Посмотрите, возможно текст уже разделен на заголовки (главы, параграфы и т.п.). Данное разделение может стать основой для плана. Выпишите заголовки, если есть необходимость – переформулируйте их. Если текст поделен на главы/части/параграфы, которые имеют не название, а только нумерацию, подумайте, какие названия им стоило бы дать.

2. В рамках каждой смысловой части (параграфа, части и т.п.) выделите основные тезисы и доказательства концепции автора. Сформулируйте их кратко в виде подпунктов плана. Здесь в качестве подпунктов также могут выступать типы и виды явлений и процессов, анализируемых автором, характерные черты тех или иных явлений, достоинства и недостатки и т.п.

3. Когда будут перечислены основные пункты и подпункты плана, установите смысловые связи между ними. Подумайте, какую роль каждая из частей играет для всего текста в целом. Не пропустили ли вы что-то? Есть ли необходимость еще в каких-то пунктах и подпунктах?

описание типичных ошибок при составлении плана:

§ Несмотря на то, что план составляется ТОЛЬКО по фрагменту текста первоисточника, некоторые студенты почему-то помещают в качестве первого пункта плана биографическую справку, которая содержится в некоторых текстах. Она не является частью текста автора.

§ Некоторые студенты в качестве плана предоставляют просто переписанные заголовки, которые изначально были в тексте. Поскольку эта работа предполагает демонстрацию навыка составления плана, умения увидеть авторскую логику и сконструировать ее в виде плана, а не навыка «чистописания», то описанные выше планы оцениваются низко. Не возбраняется использовать авторские заголовки в качестве пунктов плана, но в таком случае требуется более тщательно поработать с подпунктами.

§ Громоздкие формулировки пунктов плана. Когда заглавие пункта плана само по себе составляет целое предложение, это делает план трудным для понимания. Постарайтесь делать лаконичные, но при этом отражающие суть, формулировки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: