Вопрос 100. Опишите устройство и назначение ручных машин с пневматическим приводом рабочего органа. Приведите их кинематические схемы.




 

Широкое применение нашли ручные пневматические машины. Преимуществами таких машин являются небольшая масса, надежность и безопасность работы даже в запыленной и влажной окружающей среде.

По принципу действия ручные машины с пневматическим приводом разделяются на ударные, вращательные и ударно-вращательные. Наибольшее применение получили ручные машины с пневматическим приводом ударного действия — отбойные, клепальные и рубильно-чеканочные молотки, бетоноломы, трамбовки, шпалоподбойники и др.

Ручной отбойный молоток (рис. 8.10) применяют для отбойки пород различной крепости, разрыхления твердого и промерзшего грунта, пробивки проемов и отверстий в кирпичных стенах, разрушения кирпичной кладки и скалывания льда. Молоток представляет собой поршневую пневматическую машину ударного действия с клапанным воздухораспределителем. Для пуска молотка нажимают на рукоятку, преодолевая сопротивления пружины, амортизатора и вентиля, подпираемого сжатым воздухом со стороны ниппеля. При смещении вентиля вправо воздух через отверстие попадает в кольцевую камеру золотникового распределителя. При помощи клапанного распределителя, ударника и ствола сжатый воздух подается поочередно в камеры прямого и обратного хода ударника, заставляя его совершать возвратно- поступательные движения, периодически ударяя по хвостовику рабочего исполнительного инструмента. Рабочий инструмент удерживается от выпадения кольцевой пружиной.

Пневматические пробойники используют для пробивки скважин на земляных и дорожных работах. Наиболее эффективно использовать их при проходке скважин и забивании труб под шоссейными дорогами, железнодорожными и трамвайными путями, при реконструкции подземных коммуникаций.

Пневматический реверсивный пробойник (рис. 8.11) состоит из корпуса, съемного расширителя, ударника, золотника. Рабочим органом, образующим скважину, является корпус, который забивается в грунт ударником, совершающим возвратно- поступательное движение и ударяющим по переднему внутреннему торцу корпуса. Обратному ходу корпуса пробойника препятствуют силы трения, возникающие между наружной поверхностью корпуса и грунтом. Внутренняя поверхность корпуса и наружная поверхность ударника образуют камеру, а внутренняя полость ударника и патрубок золотника — камеру, которые через осевой канал патрубка и воздухоподводящий шланг сообщаются с источником сжатого воздуха.

 

Рис. 8.11. Пневматический реверсивный пробойник

Первоначально камера снабжается сжатым воздухом через окно, в результате чего из-за разности рабочих площадей камер и ударник движется вправо. Во время подхода ударника к крайнему правому положению происходит выброс сжатого воздуха из камеры через отверстия амортизаторов в атмосферу. В результате ударник сначала останавливается, а затем перемещается влево давлением в камере и наносит удар по наконечнику корпуса, внедряя пробойник в грунт. При подходе ударника к крайнему левому положению сжатый воздух поступает из камеры через окно в камеру и цикл работы повторяется. Для перемены направления движения пробойника перемещают патрубок золотника в крайнее левое или крайнее правое положение, что осуществляется вращением шланга 9, соединенного с патрубком. Механизм перемещения патрубка представляет собой винтовую пару из гайки и винта, которым является стебель патрубка золотника. Воздух в камеру при обратном движении машины попадает раньше, чем при прямом, и ударник останавливается сжатым воздухом, затем производится выпуск отработанного воздуха и поступающий в камеру сжатый воздух движет ударник назад. В результате ударник наносит удары по задней гайке и пневмопробойник движется в обратном направлении.

К ручным машинам ударно-вращательного действия относятся пневмоперфораторы, которые имеют в своей конструкции специальный поворотный механизм, поворачивающий рабочий орган одновременно с нанесением удара. Пневмо- перфоратор может наносить удары рабочим буровым инструментом (буром) и автоматически поворачивать его на определенный угол вокруг продольной оси одновременно с нанесением удара. Таким образом бур разрушает грунт в забое и образует шпур диаметром, несколько большим, чем диаметр коронки бура.

Перфоратор (рис. 8.12) состоит из цилиндра, ствола и крышки с рукояткой управления, соединенных болтами. Сжатый воздух от компрессора поступает в золотниковое воздухораспределительное устройство, размещенное внутри цилиндра. Это устройство осуществляет автоматическое изменение подачи сжатого воздуха для рабочего и холостого ходов поршня-бойка, который совершает в цилиндре возвратно-поступательное движение. Поршень-боек наносит удары по хвостовику буровой штанги, внедряя бур в грунт. В результате удара и поворота бура происходит разрушение грунта.

 

Рис. 8.12. Пневмоперфоратор

Поворот бура выполняется поворотным механизмом при холостом (обратном) ходе поршня-бойка, сопряженного с шестигранной буровой штангой поворотными буксами. В поворотный механизм входят храповое колесо со стержнем, на хвостовике которого нарезаны спиральные (винтовые) шлицы. Хвостовик стержня входит в шлицевое отверстие гайки, запрессованной в головке поршня-бойка. Спиральные шлицы поворачивают храповой стержень против часовой стрелки при рабочем ходе поршня-бойка. Собачки проскальзывают по зубьям храпового колеса, препятствуя повороту стержня храпового колеса в обратную сторону. При этом поршень-боек, навинчиваясь на хвостовик неподвижного стержня, будет поворачиваться сам вместе с поворотной буксой и буром. Бур удерживается в поворотной буксе перфоратора с помощью специального буродержателя. Пневмоперфораторы развивают энергию удара 40… 60 Дж, имеют крутящий момент 10...20 Н-м при частоте ударов поршня-бойка 28...43 в секунду и мощности 1,5…2,2 кВт.

 

 

Рис. 8.13. Ротационный пневматический двигатель

К ручным пневмомашинам вращательного действия относятся сверлильные, шлифовальные, резьбонарезные, а также гайко-, шурупо-, муфтоверты, пневмоножницы и т. д. Назначение и принцип действия этих машин аналогичны электрическим ручным машинам с вращательным приводом рабочего органа. Для привода ручных пневматических машин используется ротационный пневмо- двигатель, который является портативным, простым по устройству, реверсивным и быстроходным. На 1 кВт мощности двигателя приходится не более 1 кг массы. Частота вращения ротационных двигателей достигает 20 тыс. в минуту.

Ротационный двигатель (рис. 8.13) состоит из статора, ротора, в пазах которого свободно перемещаются лопатки. Ротор расположен эксцентрично относительно внутренней цилиндрической поверхности статора. Сжатый воздух, поступающий в двигатель, в зазор между ротором и статором, давит на выступающие части лопаток и заставляет ротор вращаться. При вращении лопатки под действием центробежных сил прижимаются к стенкам статора, препятствуя перетеканию воздуха из одной полости в другую. Ротационные двигатели изготовляют реверсивными и нереверсивными с правым и левым вращением. У реверсивных двигателей впускные и выхлопные отверстия в статоре расположены симметрично. Реверс машин осуществляется пуском сжатого воздуха в правый или левый впускной канал статора.

Иногда применяют поршневые пневматические двигатели, в которых возвратно-поступательное движение рабочих поршней преобразуется во вращательное движение шпинделя с помощью кривошипно-шатунного механизма (аналогично двигателям внутреннего сгорания) и золотникового распределителя. Двигатели имеют достаточно высокий коэффициент полезного действия, но ограниченно применяются в ручных машинах из-за большой массы и значительных габаритов. Используются в машинах, где требуются значительные мощность и пусковой крутящий момент при небольшой частоте вращения. Мощность поршневых двигателей, применяемых для ручных машин,— 0,4…4 кВт, частота вращения — 7,5...38 с-1.

В турбинных пневматических двигателях вращение рабочего вала происходит за счет превращения энергии сжатого воздуха в полезную работу на лопастях рабочего колеса (ротора). Турбинные двигатели просты по конструкции, имеют малую массу, небольшие габариты и большой срок службы, однако редко применяются в ручных машинах. Они используются в тех случаях, когда на шпинделе машины необходимо получить высокую частоту вращения и малый крутящий момент. Для ручных пневматических машин используют турбинные двигатели мощностью до 0,4 кВт с частотой вращения до 250 с-1.

Недостатками турбинных пневматических двигателей являются низкий коэффициент полезного действия, сложность реверсирования.

 

ЗАДАЧА

Определить грузовую, собственную устойчивость и эксплуатационную производительность крана. Для каждого расчет выполнить расчетные схемы.

Таблица 1 — исходные данные для проверки устойчивости и определения производительности кранов

Исходные данные Значения
Масса крана, т G=24∙9,81=235.44 кН
Максимальная разрешенная масса груза, т Q=6.0∙9,81=58.86 кН
Расстояние от ц.т. до плоскости, проходящей через точки опорного контура, м
Расстояние от оси вращения до ребра опрокидывания, м b= 1,6 м
Расстояние от оси вращения крана до ц.т. груза, м a= 9,0 м
Смещение ц.т. крана от оси вращения с учетом наклона пути, м с= 0,9м
Расстояние от оси головного блока стрелы до плоскости, проходящей через опоры крана, м h= 15,0
Расстояние от оси головного блока стрелы до ц.т. поднимаемого груза, м Н=14,0
Расстояние до линии действия силы ветра, м: при определении грузовой устойчивости при определении собственной устойчивости
Подветренная площадь крана (конструкция решетчатая), м2
Подветренная площадь груза (конструкция сплошная), м2
Подветренная площадь стрелы (конструкция решетчатая), м2
Угол поперечного перекоса кранового пути, град
Скорость подъема или опускания груза, м/с
Время разгона при пуске или при торможении, с t= 1.3 сек.
Частота вращения поворотной части, мин-1
Величина перемещения груза при подъеме, м
Величина перемещения груза при опускании, м
Рабочий угол поворота башни крана, град.
Перемещение крана по фронту работы, м
Скорость передвижения крана по фронту работы, м/с
Время на строповку монтируемого элемента, с
Время закрепления элемента в проектном положении, с

 

РЕШЕНИЕ

1. Определение грузовой устойчивости крана

Рисунок 1- Схема для проверки грузовой устойчивости крана.

 

Для проверки грузовой устойчивости крана вычисляется коэффициент грузовой устойчивости по формуле:

 

(1)

где Муд - удерживающий момент от опрокидывания в сторону груза, Н∙м;

Мопр - сумма опрокидывающих моментов, Н∙м;

Мгр - грузовой опрокидывающий момент, Н∙м.

Удерживающий момент определяется по формуле, Н∙м:

(2)

где G - вес крана в снаряженном состоянии, с балластом и противовесом, Н;

b - расстояние от оси вращения крана до ребра опрокидывания, м;

с - расстояние от центра тяжести (ц.т.) крана до оси вращения, м;

- расстояние от ц.т. до плоскости, проходящей через точки опор, м;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

α - наклон пути, град. Для стреловых передвижных кранов (кроме кранов на рельсовом ходу) при работе без выносных опор α = 3°, при работе на вынос­ных опорах а = 1,5°; для башенных кранов α= 1,5°; для портальных α= 1º.

 

 

Сумма опрокидывающих моментов определяется по формуле, кН∙м:

 

(3)

 

где Ми - момент от опрокидывающей инерционной силы, возникающей при опускании (торможении) груза, Нм;

Мв общий момент ветровой нагрузки на кран и на груз, Нм;

Мц - момент от центробежных сил, возникающих при вращении поворотной части, при условии, что груз находится на высоте, равной 1 м, Н∙м.

 

Момент от опрокидывающей инерционной силы, кН м,

 

(4)

где вес груза, Н. При проверке устойчивости принимается соответствующим максимальной грузоподъемности крана брутто (Q=Qтаx);

а - расстояние от оси вращения крана до ц.т. поднимаемого груза (для крана, установленного на горизонтальной плоскости), м;

- скорость опускания груза в установившемся режиме, м/с;

g - ускорение свободного падения, м/с2;

время изменения скорости опускания груза до скорости плавной посадки (время торможения), с;


 

Момент от центробежных сил, возникающих при вращении поворотной части,

 

(5)

где n – угловая скорость вращения поворотной части крана, мин-1;

h – расстояние от оси головного блока стрелы до плоскости, проходящей

через точки опоры крана, м;

Н - расстояние от оси головки стрелы до ц.т. подвешенного груза, м

 

 

Общий момент ветровой нагрузки на кран и на груз, Нм:

 

(6)

ветровые нагрузки на кран и груз соответственно, Н.

 

Ветровые нагрузки на кран и груз соответственно, Н

(7)

(8)

давление ветра, Па. Для центральных районов России

Ка - коэффициент аэродинамического сопротивления. Для ферм, башен, мостов Ка= 1,4;

Крп - коэффициент решетчатости, учитывающий поверхность конструкции. Для решетчатых конструкций Крn = 0,3... 0,4; Для сплошных Крn =1;

- подветренные площади соответственно крана и груза, м;

- расстояние от линии действия силы ветра до ребра опрокидывания, м. В расчетах можно принять

 

Н

= 0,735∙3,1+2,3∙2,5=3,24 кН∙м

 

Грузовой опрокидывающий момент определяется по формуле, Н∙м:

(9)

Коэффициент грузовой устойчивости ,

 

 

Проверка собственной устойчивости башенного крана

2. Определение собственной устойчивости

Рисунок 2 - Схема для проверки собственной устойчивости крана.

 

Для проверки собственной устойчивости крана вычисляется коэффициент собственной устойчивости по формуле

(10)

где Муд - удерживающий момент от опрокидывания в сторону противовеса, Н∙м;

Мв2 - ветровой опрокидывающий момент при нерабочем состоянии крана, Н∙м.

Удерживающий момент от опрокидывания в сторону противовеса, Н∙м:

 

(11)

Ветровой опрокидывающий момент при нерабочем состоянии крана, Н∙м:

 

(12)

где ρ2 - расстояние от линии действия силы ветра до ребра опрокидывания, м;

Рв2 - ветровая нагрузка на кран и стрелу, Н,

(13)

, - давление ветра на кран и стрелу соответственно, Па. При определении собственной устойчивости кранов давление ветра рассчитывают по возможной ураганной скорости ветра. В центральных районах РФ при высоте крана до 20 м принимают

- подветренная площадь стрелы, м2.

Коэффициент собственной устойчивости

Условие выполняется, собственная устойчивость крана обеспечена.

 

3. Определение сменной эксплуатационной производительности

 

Сменная эксплуатационная производительность крана рассчитывается по формуле, т/смену:

 

(14)

где - вес грузозахватного приспособления

- продолжительность смены, час,

Тц - время одного рабочего цикла, с;

Кгр - коэффициент использования крана по грузоподъемности;

Кв - коэффициент использования крана по времени, Кв= 0,86...0,88.

 

Рисунок 3 - Схема для определения эксплуатационной производительности башенного крана

 

Время одного рабочего цикла складывается из времени операций, выполняемых машиной (машинного времени) и времени операций, выпол­няемых вручную (времени ручных операций):

 

(15)

где - время операций одного рабочего цикла, выполняемых машиной, с;

- время операций одного рабочего цикла, выполняемых вручную, с, tp=tc+ty,

 

Машинное время цикла определяется по формуле

 

(16)

где - время вертикального перемещения груза, с.

- время поворота стрелы, с.

- время передвижения крана по фронту работы, с.

β - коэффициент совмещения операций, β= 0,75... 1,0.

=375,58 с

 

Время вертикального перемещения груза, с:

 

(17)

, - длина пути груза соответственно при подъеме и опускании, м.

- скорость подъема и опускания груза в установившемся режиме, м/с. В расчетах можно принимать .

 

 

Время поворота стрелы, с:

 

(18)

где -угол поворота стрелы в одну сторону, град;

n - частота вращения поворотной части крана, с-1.

 

Время передвижения крана по фронту работы, с

 

(19)

где S - расстояние перемещения крана по фронту работы, м;

- скорость передвижения крана, м/с.

 

 

Время ручных операций рабочего цикла определяется по формуле, с:

(20)

где - время, затрачиваемое на строповку груза или монтируемого элемента, с;

- время на выверку элемента при монтаже, удержание его при закреплении в проектном положении и на отсоединение грузозахватных устройств, с.

 

 

Коэффициент использования крана по грузоподъемности в течение смены можно определить с помощью гистограммы по формуле:

 

(21)

где - доля грузоподъемности в i-ом диапазоне поднимаемых грузов.

Рисунок 4 – Распределение относительных весов грузов.

 

 

Сменная эксплуатационная производительность крана рассчитывается по формуле, т/смену:

 

(14)

где - вес грузозахватного приспособления, Н, =50кг=50*9,81=490,5Н

- продолжительность смены, час,

Тц - время одного рабочего цикла, с;

Кгр - коэффициент использования крана по грузоподъемности;

Кв - коэффициент использования крана по времени, Кв= 0,86...0,88.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Меньшиков А.М. Строительные машины: метод указания к выполнению контрольных работ.- Архангельск: АГТУ,2009.-38с.

2 Меньшиков А.М. Транспортирующие и грузоподъемные машины: метод. указания к выполнению лабораторных работ.- Архангельск:АГТУ,2009.-43с.

3 Строительные краны [текст]: справ пособие/ О.Н.Красавина [ и др.];под ред. О.Н.Красавиной. Иван. Гос. Архит.- строит. Ун-т.- Иваново,2007.-248 с.:ил.

4 Строительные машины:Учебник для вузов по спец. ПГС/Д.П. Волков, Н.И.Алешин, В.Я.Крикун, О.Е.Рынсков; под ред Д.П. Волкова.- М.-Высш. Шк., 1988.-319 с.:ил.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: