Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Наименование темы | Дидактические единицы, вынесенные на самостоятельное изучение | Учебно-методическое обеспечение |
Тема 9. Стилизованный натюрморт. Формат А2 | Различные техники при выполнении рисунка. Использование различных материалов. Конструктивный анализ. Графически-образное решение постановки. Поиск пластического языка, выражающего идею образа предметной среды. | Литература к теме 9 Колосенцева, А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие / А.Н. Колосенцева. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 160 с. - ISBN 978-985-06-2279-2; То же [Электронный ресурс]. - URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235760 |
Тема 10. Зарисовки частей фигуры человека Формат А2 | Работа с таблицами Тотфрида Баммеса. | Литература к теме 10 Колосенцева, А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие / А.Н. Колосенцева. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 160 с. - ISBN 978-985-06-2279-2; То же [Электронный ресурс]. - URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235760 |
Тема 11. Рисунок гипсовой головы в 2х-3х ракурсах Формат А1 | Пропорции частей и целого Конструктивный анализ модели. Принцип трехмерности при линейном методе исследования. Аналитическое восприятие и осмысление формы. | Литература к теме 11 Колосенцева, А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие / А.Н. Колосенцева. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 160 с. - ISBN 978-985-06-2279-2; То же [Электронный ресурс]. - URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235760 |
Тема 12.. Рисунок черепа головы человека Формат А2 | Световоздушная характеристика пространства в листе. Целостное видение объекта. | Литература к теме 12 Шашков, Ю.П. Живопись и ее средства. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Ю.П. Шашков. - М.: Академический проект, 2010. - 144 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221093 |
Тема 13. Наброски головы человека Формат А4 | Расчеты идеальных пропорций человеческого тела. Разнообразие графических материалов и инструментария при выполнении набросков обнаженной модели. | Литература к теме 13 Колосенцева, А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие / А.Н. Колосенцева. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 160 с. - ISBN 978-985-06-2279-2; То же [Электронный ресурс]. - URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235760 |
Тема 14. Рисунок рук человека Формат А2 | Анатомическое соответствие с натурой | Литература к теме 14 Колосенцева, А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие / А.Н. Колосенцева. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 160 с. - ISBN 978-985-06-2279-2; То же [Электронный ресурс]. - URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235760 |
Тема 15. Поясной рисунок человека Формат А2 | Анатомический анализ элементов фигуры на полях листа. | Литература к теме 15 Колосенцева, А.Н. Учебный рисунок: учебное пособие / А.Н. Колосенцева. - Минск: Вышэйшая школа, 2013. - 160 с. - ISBN 978-985-06-2279-2; То же [Электронный ресурс]. - URL:https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=235760 |
Тема 16. Рисунок фигуры человека Формат А2 | Работа с диафрагмой. Линейно-конструктивный анализ.Единство модели и контрформы в пространстве листа. | Литература к теме 1 Шашков, Ю.П. Живопись и ее средства. Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Ю.П. Шашков. - М.: Академический проект, 2010. - 144 с. https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=221093 |
Примерные задания для практических занятий (проходят в кабинете академического рисунка)
Задание 1. Длительный рисунок головы человека с передачей портретной характеристики. Цель задания: научиться изображать голову человека с передачей его портретной характеристики. В качестве модели лучше использовать натурщика с хорошо выраженной портретной характеристикой. Портрет компонуется с плечевым поясом, чтобы хорошо просматривались шея, ключицы. Материал: тонированная бумага, уголь (сангина), белила.
Задание 2. Наброски и зарисовки головы разнохарактерных натурщиков в разных ракурсах. Цель задания: развитие целостного восприятия натуры, умения подмечать и передавать индивидуальные портретные черты модели. Рисунки ведутся «от пятна» с последующим уточнением деталей линией, штрихом, пробелом. Материал: тонированная бумага, мягкие рисовальные материалы.
Задание 3. Два рисунка головы человека наклоненном и запрокинутом положениях Цель задания: изучение приемов изображения в рисунке головы в разных пространственных положениях с использованием законов перспективы. Рисунки выполняются конструктивно с легкой тональной моделировкой. Материал: бумага, карандаш.
Задание 4. Наброски фигуры человека в несложных движениях. Цель задания: развитие целостного восприятия натуры, умения видеть изменение пропорций фигуры в пространстве, развитие умений чувствовать механику движения фигуры. Рисунки выполняются в течение 3-5 минут минимальными изобразительными средствами. Материал: бумага, фломастер, карандаш.
Задание 5.Рисунок головы натурщика с плечевым поясом. Цель задания: продолжение изучения приемов изображения головы человека. В рисунке обязательно делается акцент на пластическую взаимосвязь головы с шеей и плечевым поясом. Поэтому в моделировке следует избегать тональной перегрузки. Материал: бумага, карандаш.
Задание 6. Зарисовки экстерьера отдельно стоящих зданий с частью окружающего пространства Цель задания: развитие умений использовать наблюдательную перспективу для передачи окружающего пространства и архитектурных объектов, умений находить выразительные мотивы, ракурсы зданий, решать композиционные задачи. Материал: бумага формата А3, А4, различные рисовальные материалы.
Задание 7. Зарисовки интерьеров различных по характеру и с разных точек зрения. Цель задания: формирование умений передавать внутреннее пространство помещений разного характера, находя выразительные ракурсы и используя различные точки зрения. В качестве мотивов, желательно, выбирать помещения разные по глубине, высоте, с какими- либо архитектурными деталями (окна, двери, выступы, колонны и т.п.). Рисунки выполняются с использованием линий и тона для передачи глубины пространства. Материал: по выбору студента в зависимости от характера объекта.
Задание 8. Два длительных рисунка интерьера во фронтальной и угловой перспективе. Для данного задания лучше выбирать необычные интерьеры, где есть сложные конструкционные элементы – лестницы, арки, сложное освещение. Это позволяет студентам внимательно отбирать выразительные средства, чтобы точнее передать глубину пространства. Один рисунок выполняется во фронтальной перспективе, другой – в угловой. Материал: бумага, карандаш, мягкие материалы.