Роль социальных институтов в развитии личности




Система социальных институтов воспитания детей и взрослых. Их роль в развитии личности.

Социальный институт - исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.

Одним из первых развернутое определение социального института дал известный американский социолог и экономист Т. Веблен. Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями. Другой американский социолог, Ч. Миллс, под институтом понимал общественную форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т. д.), которые образуют институциональный порядок. П. Бергер институтом называет обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных.

Виды социальных институтов

Всего существует пять основных потребностей и основных социальных институтов:
1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);
2) потребности в безопасности и порядке (государство);
3) потребности в добывании средств существования (производство);
4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);
5) потребности в решении духовных проблем (институт религии).

Роль социальных институтов в развитии личности

Ребенок начинает свою социализацию в семье, однако семья сталкивается с необходимостью общения с больницами, школами, детскими учреждениями, школами, трудовым коллективом, спортивными секциями, учреждениями культуры, с государственными ведомствами, с неформальными объединениями, церковью, друзьями и множеством других организаций, именно во взаимодействии всех этих организаций и учреждений и проходит становление юной личности, и чем взаимоотношения у семьи с этими организациями лучше налажены, тем вырастает более социализированная, более успешная личность.

 


Социальные институты классифицируются по общественным сферам:
1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью.

3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи; Семья как институт воспитания занимает самое важное положение, потому что ребенок находится в ней значительную часть своей жизни, является ее эмоциональным центром и то, что он получает от семьи, остается с ним на всю жизнь. Явление педагогической запущенности детей практически в 100 % случаев имеет свои корни именно в семье, взрослые члены которой не уделяли должного внимания развитию ребенка, и он не получил того воспитательного воздействия, которое получают его сверстники в благополучных семьях.
4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

Школа как институт воспитания оказывается действенной в силу того, что в ней развивающийся ребенок в возрасте от 6–7 до 16–17 лет проводит значительную часть своего времени и там воспитательное воздействие на него оказывают сразу много людей разного по отношению к нему статуса – учителя и сверстники. В школе воспитание осуществляется и через учебные предметы. Кроме того, воспитание в школе реализуется через специальные мероприятия: классные часы, внеклассные формы работы, экскурсии и т. п.

В школе, а также вне ее существует самостоятельный институт воспитания – коллектив сверстников. Тезис о том, что полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив, в отечественной педагогике и психологии долгое время был догмой. Начиная с трудов выдающегося советского педагога А. С. Макаренко утверждалось, что сначала непременно нужно создать воспитательный коллектив, а потом уже через него воспитывать каждую отдельную личность. На практике А. С. Макаренко действительно доказал, что развитый детский коллектив играет важную роль в перевоспитании личности ребенка-правонарушителя, имеющего явные отклонения в психологии и поведении и значительно отстающего от нормальных, воспитанных детей.

5) религиозные институты организуют отношение человека к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).

СМИ оказывает широкое и разнообразное воспитательное воздействие на человека любого возраста.

Литература и искусство в отдельности выступают как источники нравственного, эстетического, социального и экономического воспитания, рассчитанного на углубление понимания основных жизненных нравственных категорий добра и зла и формирование более глубокого понимания различных процессов, происходящих в обществе. Они же являются одним из главных источников формирования общей культуры человека.

Наконец личность воспитывается через многочисленные личные контакты, официальные и неофициальные отношения. Более всего сказываются на воспитании ребенка его встречи и контакты с разными людьми в разных социальных группах. Таким образом, система социальных институтов выполняет воспитательную роль на протяжении всей жизни человека.

 


 


Таблица 1. Вопросы      
Вопрос Варианты ответов Правильно / Неправильно Объяснение, почему правильно (неправильно) Ссылка на учебник (автор, название учебника страница)
1. 1.Социальный институт - это 1) искусственно-целевое образование 2) культурно-историческое образование 3) духовное образование 4)профессионально-ориентированное образование 1-не верно, т.к это определение социальной организации; 2-верно 3-не верно, это образование, при котором готовят служителей религиозных культов и дают теологическое образование. 4-не верно, т.к. это высшее профессиональное образование, нацеленное на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональной мобильности в условиях информатизации общества. https://ru.wikipedia.org/wiki/Stanford_Encyclopaedia_of_Philosophy
2.Социализация человека начинается …   a) 1) с началом трудовой деятельности b) 2)с рождения c) 3) в школе d) 4) после окончания трудовой деятельности   1-не верно 2- т.к ребенок начинает социализацию в семье 3- не верно 4-не верно https://pandia.ru/text/77/359/58872.php
3.Функция, которую выполняет экономическая сфера     1) целедостижения 2) создания и поддержания образцов взаимодействия в системе 3)адаптации 4) стабилизации   1-не верно, политика (волевая сфера) — целедостижения 2культура (познавательная сфера) — создания и поддержания образцов взаимодействия в системе 3-верно 4-не верно, эту функцию выполняет политическая сфера   Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика  
 
Продолжение таблицы №1. Вопросы
4.Главное предназначение социальных институтов   1)обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость 2)удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность 3)гарантировать человеку права и свободы 4)обеспечивать всех членов общества   1- 1-не верно 2-верно, т.к одна из главных функций общественных институтов — социальная политика, проводимая правительством и направленная на улучшение качества жизни разных групп населения. 3-не верно 4- не верно https://megabook.ru/article/социальные институты
2. Ученый доказавший, что полноценное развитие личности возможно только в коллективе и через коллектив 1) А. С. Макаренко 2) П. Бергер 3) Т. Веблен 4) А. Гелен 1-верно 2-не верно, П. Бергер преподаватель социологии и теологии 3- не верно, один из первых дал определение социального института 4- не верно, Гелен современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии https://www.e-reading.by/chapter.php/98425/27/Tkacheva_-_Pedagogicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

 

Учебно-методические материалы для СРС:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Stanford_Encyclopaedia_of_Philosophy

2. https://center-yf.ru/data/stat/Rol-socialnyh-institutov.php'>Роль социальных институтов

3. https://www.e-reading.by/chapter.php/98425/27/Tkacheva_-_Pedagogicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html

4. https://pandia.ru/text/77/359/58872.php

5. Щекин Г.В., Социальная теория и кадровая политика

6. https://megabook.ru/article/социальные институты

7. https://www.e-reading.by/chapter.php/98425/27/Tkacheva_-_Pedagogicheskaya_psihologiya__konspekt_lekciii.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: