Металлургия и металлообработка.




Развивалась на городище и металлургия.

Кузнецы и металлурги для получения металла по-прежнему использовали болотную руду, но в их распоряжении уже были высокопроизводительные горны, в которых осуществлялось принудительное вдувание воздуха с помощью кожаных мехов, которые соединялись с горном через глиняные трубки – сопла.

Родановские кузнецы знали практически все способы металлообработки. Одним из видов механической обработки металла кузнецами и слесарями было обтачивание изделий на наждачных камнях. У большинства качественных изделий после кузнечной ковки поверхность обрабатывалась на камне, а у некоторых изделий конструктивные элементы формы вытачивали простым или фигурным камнем. Это был единственный вид технологической операции холодной обработки черного металла, не считая обработки напильником. В повседневной жизни также необходимо было производить заточку ножей, различных орудий и оружия, для чего использовались оселки (см. приложение 5а). На городище были найдены фрагменты как оселков, та и точильного круга. На раскопках, среди металлических предметов были обнаружены топоры, сверла, гвозди, скобы, железные наконечники стрел, фрагмент сабельного клинка, наконечники копий, кольчуга, ножи и др. Ножи среди орудий труда являются одной из самых распространенных категорий на городище, широко представлены они и на могильнике. Кроме всего этого, на комплексе достаточно широко представлены фрагменты металлической посуды. Среди них преобладают обломки стенок, ушки и дужки медных котлов. Известны фрагменты чугунной посуды, фрагмент бронзовой чашечки. Таким образом, можно судить о сильно развитой металлургии на Рождественском городище.

Бронзолитейное и ювелирное ремесло.

Одним из основных приемов изготовления изделий из цветных металлов в эпоху средневековья было литье в формы (см. приложение 5б). Все встреченные на Рождественском городище формы относятся к составным. Составные формы обычно имели 2 створки, с тщательно притертыми друг к другу плоскостями. Для обеспечения неподвижности створок в процессе работы обычно использовали свинцовые или деревянные штыри, вставляющиеся в отверстия, просверленные по углам створок. Применение составных форм давало возможность получения качественных отливок без необходимости трудоемкой последующей обработки изделий. В составных формах отливались плоские, объемные и пустотелые предметы, с орнаментом, подражающим зерни и скани, гравировке и тиснению, с ушками и петлями, сквозными отверстиями и т.п. В составных формах можно было одновременно отливать несколько изделий, что повышало производительность труда бронзолитейщиков и, соответственно, удешевляло стоимость продукции. Такие формы и были обнаружены на рождественском археологическом комплексе. Родановцы владели оригинальной технологией производства украшений. Из бронзовой проволоки делали ажурный каркас, который укладывался в глиняную форму и заливался расплавом бронзы с высоким содержанием олова или свинца. Получалась ажурная вещь. Так изготавливали шумящие подвески. Для расплавления бронзы применяли небольшие горны, металл плавили в толстостенных глиняных тиглях. Разливали расплав по формам глиняными ложками льячками. Бронзовые украшения и детали костюма пользовались популярностью не только в Прикамье, но и на верхней Волге. Их можно найти в могильниках и поселениях Вологодской, Новгородской областей.

Из ювелирных инструментов были найдены щипчики, молоточек, тигли. Свидетельством высокого уровня развития бронзолитейного и ювелирного производства на Рождественском городище также служат не только ремесленные изделия, но и многочисленные готовые изделия (см. приложение 5в и 5г), находки бракованных отливок, разнообразные заготовки, фрагменты круглой в сечении, граненой, витой и расплющенной бронзовой и серебряной проволоки, большое количество медных шлаков. Возможно, что на городище располагался один из центров местного предуральского ювелирного дела, находившегося под влиянием булгарской ремесленной школы. Не исключено, что именно с этим центром связана часть оригинальных ювелирных изделий из Рождественского (Волгинского) клада.

Изделия из стекла

На Рождественском городище обнаружено огромное количество самых различных бус. Коллекция бус насчитывает 1833 экземпляра стеклянных, каменных и глиняных бус. Наибольшее их количество(85,3 %) происходит из погребений Рождественского могильника (см. приложение 6а). Но я бы хотела остановиться на стеклянных бусах. Еще недавно все бусы, находимые на Прикамье, считались предметом импорта. Хотя высказывалось предположение, что в Верхнем Прикамье

существовал собственный центр по производству стеклянных бус, но это мнение в научной среде не утвердилось. Однако на раскопках Рождественского городища в 1997 году нашли фрагмент стеклянной массы голубого цвета, который воспринимался как сырье для изготовления бус. Таким образом, появилось первое косвенное свидетельство возможного производства бус на Рождественском городище. К сожалению, из-за прекращения дальнейших раскопок других данных не имеется. Но в основном бусы поступали на территорию Верхнего Прикамья через посредничество Волжской Булгарии.

Бусы на городище встречались самых разных форм, размеров и цветов. Из цветов были такие оттенки: желтые, зеленые, синие, фиолетовые, черные, коричневые, голубые, белые, красные, бесцветные, бирюзовые и др. Формы были круглые, овальные, вытянутые в трубочку, прямоугольные и др.

Кроме стеклянных бус на рождественском городище было встречено около двух десятков фрагментов стенок стеклянных сосудов и один фрагмент венчика. Фрагменты сосудов с аналогичными венчиками широко представлены в Волжской Булгарии.

Все эти находки порождали легенды о племени чуди – людях, живших в землянках. Когда люди встречаются с чем-то необъяснимым и таинственным, им свойственно придумывать «страшилки». Кто-то услышал голоса, увидел силуэты, кто-то провалился в подземный ход, кто-то увидел черта, купающегося в реке. Все решают, что это духи стерегут древний город, и формируют своего рода «табу», запрещающие кощунственные поступки по отношению к древнему поселению и могильнику. Поэтому до наших времён дошли они не разграбленными.

Торговля

При раскопках городища учеными найдены монеты, весовые гирьки, части от купеческих весов. На городище было найдено большое количество поломанного и выброшенного торгового инструментария, что свидетельствует о проживании здесь купцов, которые занимались дальней транзитной торговлей. Именно сюда доходили караваны из Приволжской Булгарии. Древние пермяне активно торговали мехами черных лисиц и соболей, белок, горностаев, куниц, лис, бобров, зайцев, коз. Продавали воск, крупную рыбу, шапки, белужий клей, рыбьи кости, бобровую струю, юфть, мед, орехи. Кроме меховонивывозили в Булгарию соль, которая ценилась тогда на вес золота, слитки меди и бронзы. Булгары везли посуду и ткани. Сюда привозили также восточное золото и серебро, дорогое оружие, одежда, украшения и утварь, вино и масло. Находки на Рождественском археологическом комплексе и в его окрестностях джучидских и среднеазиатских монет, серебряного весового слитка ляна (ямба), изготовленного на Сунском монетном дворе и выполнявшего в ХΙΙ-ХΙΙΙвв. Роль международной торговой монеты, являются материальным свидетельством существовавших когда-то устойчивых, прямых или опосредованных, торговых отношений между обитателями Рождественского городища и территориями, связанными с Великим шелковым путем. Эти находки подтверждают, что в Х - ХХΙΙΙ вв. на территории Рождественского городища проживали совместно и родановцы и иноземные купцы.

Заключение.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

1. Рождественское городище – древний город Афкула – является наиболее крупным археологическим памятником эпохи средневековья в Прикамье. Основным населением были предки современных коми-пермяков – древние родановцы, являющиеся коренным народом нашей местности, и пришлые народы – волжские булгары. Не исключено, что на городище жили и другие народы.

2. К занятиям населения городища относятся – земледелие, скотоводство, важную роль играли охота, рыболовство и промыслы.

Жители Рождественского городища были настоящими умельцами - занимались многими ремеслами – гончарным, бронзолитейным, косторезным, ювелирным, металлообработкой, металлургией и даже таким редким для средневековья занятием, как искусство изготовления изделий из стекла. До наших дней дошли десятки тысяч находок ремесленных изделий, изготовленных как коренным населением Афкулы, так и умельцами из Волжской Булгарии, приезжавшими с целью торговли, так и постоянно проживавшие на городище. Эти изделия были широко распространены по всей территории родановской археологической культуры, что говорит об их качестве и востребованности.

Особую роль играла внешняя торговля.

3. Изучением городища занимались разные ученые. Я воспользовался работами Белавина А.М., Крыласовой Н.Б., Н.Н. Агафоновой, А.М. Белавина, Подюкова И.А. Но можно использовать более широкий список ученых, думаю, что обязательно это сделаю при дальнейшем изучении темы о городище.

4. Я ставил перед собой цель – познакомиться с Рождественским городищем, так как о нем много говорят, оно находится на земле, где я живу – а я о нем ничего не знаю. Эта работа помогла мне разобраться во многом – можно сказать, я получил хорошее представление об этом древнем памятнике, теперь хочется больше - кто и когда стал изучать городище, есть ли разные точки зрения среди ученых по поводу существования городища. Версии его гибели. Хочется больше узнать об отношениях жителей городища и волжских булгар. Буду заниматься изучением этой темы в будущем.

 

Список литературы.

1. Белавин А.М., Крыласова Н.Б. Древняя Афкула: археологический комплекс у с. Рождественск: Монография. – Пермь, 2008.

2. Горбунова Л.Н. Памятники истории и культуры Рождественского сельского поселения Карагайского района. – Карагайский муниципальный краеведческий музей.

3. Подюков И.А. Карагайская сторона: Народная традиция в обрядности, фольклоре и языке.- Кудымкар, 2004.

4. Н.Н.Агафонова, А.М. Белавин, Н.Б.Крыласова. Страницы истории земли Пермской: Прикамье с древнейших времен до начала XVIII века. - Пермь, 1995.

 

Приложения

Приложение №1

Вид с площадки Рождественского Вид на обрыв Рождественского городища с площадки Филипповского городища

городища на пойму реки Обва

 

 

Приложение №2

 

Вал Рождественского городища

 

 

 


Крутой склон берега реки Обва - естественная защита от неприятеля

 

Время его существования – IX- XIV века.

Приложение № 3

Раскоп I 1997 г.
 
Горн. 3 1. 1981 г.

Горн. № 3. 1991

 

Работы на раскопе 1991 г.  

 

Приложение № 4

а) Костяные манки б) Костяные гребни

 

 
 
в) Гончарная посуда

Приложение № 5

а) Орудия металлообработки б) Формы литейные и матрицы

 
 


Приложение 6

а) Бусы, найденные из погребений Рождественского могильника

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: