«Перелетные птицы»
Программное содержание: обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев. Расширять представления о перелетных птицах. Развитие кругозора, словарного запаса, наблюдательности. Формировать представление о птицах с характерными особенностями внешнего вида, образа жизни.
Ход:
- Как сегодня тепло и светло! Посмотри за окошко, какое сейчас время года? (Весна)
- А какие весенние месяцы ты знаешь? (Март, апрель, май).
-А чем зима отличается от весны?
· Дид. игра на развитие умения подбирать слова антонимы
Зима ушла, а весна - …- пришла.
Зимой - холодно, морозы, а весной… (тепло)
Зимой солнце низко над горизонтом, а весной… (высоко)
Зимой сугробы высокие, а весной… (низкие)
Зимой дни – короткие, а весной…(длинные)
Зимой птицы улетают, а весной …(прилетают)
-Весной прилетают птицы. Почему птицы улетают на зиму в теплые края?
( Потому что становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений).
-А как называют птиц, которые прилетают к нам весной из тёплых краёв?
(Перелётные птицы).
· Рассказ взрослого о граче https://o-prirode.ru/grach/
У грачей стройное, вытянутое тело. Взрослая птица весит 500-600 граммов, размах крыльев до 85 сантиметров. Длина тела 40-45 сантиметров, 20 из них – длина хвоста.
Грач – типичный представитель врановых. Птица худощавого телосложения, с длинными ногами и таким же длинным клювом. Оперение чёрное, блестящее с синим отливом. В полете благодаря обтекаемым перьям, грач развивает скорость до 85 километров в час. Птицы всеядны. Грачи охотятся на мелких насекомых, поедают их личинки и яйца. Пищу отыскивают в земле с помощью длинного клюва. Летом кормятся майскими жуками, червями, лягушками и мелкими змеями. При нехватке живой пищи, предпочитают копошиться на свалках и лакомиться пищевыми отходами и опарышами. Грачи гнездятся на ровных плантациях, рядом с человеческим жилищем. Гнезда устраивают на высоких сооружениях – высоких деревьях, ЛЭП, крышах домов.
Грачей и воронов часто путают из-за одинаковой внешности. На самом деле это две совершенно разные птицы, ведущие непохожий друг на друга образ жизни.
· цвет клюва грача – серый с коричневым, у ворона клюв полностью черный;
· грачи ведут стайный образ жизни. Вороны – птицы-одиночки;
· вороны — оседлые птицы. У грачей есть перелетные виды;
· полет ворона схож с полетом хищных птиц. Грачи летают как типичные представители Врановых;
· у воронов интеллект развит сильнее;
· грачи питаются личинками и червями, вороны предпочитают падаль;
· ворона можно научить говорить человеческим голосом.
· вороны живут дольше грачей.
У грачей развиты умственные способности. Они обладают высоким мышлением, способны связывать события в логическую цепочку. У грачей также развита зрительная память – запомнив человека, они узнают его даже несколько лет спустя. Птицы на протяжении жизни постоянно обучаются, накапливают опыт.
- Какая следующая птица к нам прилетает? – скворец (показ картинки). Они прилетают позже, чем грачи. (предложить ребенку описать скворца) https://o-prirode.ru/skvorec/
Певчие птицы скворцы принадлежат к семейству Скворцовые отряда воробьинообразные. Они не только мелодично поют и отличаются способностями пересмешников, но и уничтожают насекомых, за что полюбились во всех уголках нашей планеты, куда были завезены человеком.
Выделяют около 10 видов скворцов, которые отличаются в основном регионами своего проживания. Самый известный из них – обыкновенный скворец, житель Евразии.
Скворцы – птицы размером с дрозда с длинным и прямым клювом с немного сплюснутым кончиком, коротким хвостом и острыми крыльями.
Скворцы относятся к всеядным птицам, которые находят себе пищу, в зависимости от времени года.
Весной они предпочитают животный корм – дождевых червей, насекомых и членистоногих (пауки, гусеницы, бабочки, кузнечики). Летом и осенью охотно употребляют в пищу растительный корм: фрукты, овощи, ягоды, семена.
Свой крупный и крепкий клюв скворцы могут использовать как своеобразный рычаг для того, чтобы раскрывать плоды, защищенные жесткой кожурой или скорлупой.
· Д/И «Как зовут птенца»
У грача - грачонок и грачата.
У скворца - скворчонок и скворчата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.
-Для чего нужны птицы? (Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.)
-Надо ли охранять и беречь птиц? Как? Делать скворечники, кормушки; подкармливать; нельзя разорять гнёзда, собирать яйца птиц; стрелять по ним из рогатки; шуметь, кричать, слушать громко музыку в лесу, парке, где живут птицы.
ПОЛОВИНА ДНЯ
Наблюдение за воробьем.
Цели:
· продолжать закреплять, уточнять и систематизировать знания детей о знакомой птице — воробье;
· обогащать словарный запас художественным словом о воробье;
· активизировать внимание и память;
· учить видеть изменения в поведении птиц с приходом весны.
Ход наблюдения
В канаве с водою талой
Плещется воробей,
У темной ольхи я встала,
Смотрю из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть...
Задорный, лихой воробьишка —
Боюсь я его спугнуть.
Забыл он и голод, и стужу,
Забыл, как поземка мела.
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла!
Родитель задает детям вопросы.
· Какие изменения произошли в жизни воробья с приходом весны?
· Где любят жить воробьи — в лесу или по соседству с человеком? Почему?
· Кого боятся воробьи?
· Чем они питаются весной?
♦Как люди должны заботиться о птицах?