ПЛАН РАБОТЫ
Педагога – психолога на 2018 – 2019 учебный год
Составитель:
План работы педагога - психолога на 2018 – 2019 учебный год.
Цель работы педагога-психолога:
1. психолого-педагогическое сопровождение учащихся в образовательном процессе;
2. сохранение психологического здоровья детей как основа для полноценного психического и психологического развития ребенка на всех этапах образования;
3. психолого-педагогическое сопровождение процесса развития и воспитания детей в образовательном пространстве школы;
4. создание благоприятных условий для оптимального психического и психологического развития ребенка и оказанию им специализированной помощи в преодолении психологических трудностей.
Задачи:
1. содействовать созданию социально-психолого-педагогических условий для успешной адаптации обучающихся 5х классов;
2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей при переходе на ФГОС ООО;
3. способствовать созданию психолого-педагогических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности,
реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития;
4. повышать психологическую компетентность педагогов и родителей учащихся;
5. содействовать коллективу образовательного учреждения в создании психологически безопасной образовательной среды.
Приоритетные направления в работе:
1. Психологическая поддержка учащихся 5 классов в период адаптации.
2. Психологическое сопровождение детей группы риска.
3. Психологическое сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП.
4. Профориентация.
5. Развитие психологической компетентности субъектов образовательных отношений.
Направления деятельности педагога-психолога
Психологическая диагностика:
- изучение личностных особенностей участников образовательного процесса с целью создания условий для их самопознания и саморазвития;
- проведение психолого-педагогической диагностики детей на разных возрастных этапах с целью определения оптимального образовательного маршрута;
- определение психологических причин нарушений в обучении и развитии, социально- психологической дезадаптации обучающихся (воспитанников);
- изучение межличностного взаимодействия в коллективе детей и взрослых.
Психологическая коррекция и развитие:
- оказание психологической помощи и поддержки детям, педагогам, родителям в решении личностных, профессиональных и других проблем;
- индивидуальная и групповая психологическая коррекция трудностей в обучении, развитии, общении, межличностном взаимодействии;
- осуществление коррекции девиантного и ассоциального поведения школьников
-оказание психологической поддержки развития личности обучающихся и воспитанников с целью сохранения индивидуальности, осуществляемой на основе совместной деятельности педагога-психолога, классных руководителей, медицинской службы и других специалистов образовательного учреждения;
- предупреждение возможных девиаций поведения;
- оказание психологической помощи и поддержки педагогам и другим специалистам образовательного учреждения;
-содействие творческому развитию одаренных детей;
- оказание психологической поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Психологическое консультирование:
- психологическое консультирование всех участников образовательного процесса по запросу;
- консультирование администрации, педагогов и родителей (законных представителей, их заменяющих) по проблемам индивидуального развития детей и подростков;
- консультирование обучающихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Психологическое просвещение:
- повышение психологической компетентности педагогов, обучающихся и их родителей (законных представителей, их заменяющих);
- ознакомление педагогов с основными возрастными закономерностями личностного развития детей;
Организационно-методическая деятельность:
- подготовка методических материалов для проведения психодиагностики и психокоррекции с учетом потенциальных возможностей детей и подростков;
- обработка результатов психодиагностики, их анализ, оформление психологических заключений и разработка психолого-педагогических рекомендаций;
- участие в разработке методов и технологий, связанных с приоритетными направлениями деятельности образовательного учреждения;
- подготовка материалов к выступлениям на педсоветах, родительских собраниях, методических семинарах;
- координация профессионального взаимодействия с педагогами, а также со специалистами социальной и медицинской сфер.
№ п/п | Вид работы | Условия проведения | Сроки проведения | Предполагаемый результат | |
1. Диагностическая работа | |||||
1.1. | Планирование работы (получение согласия на тестирование, составление плана, графика работы и рабочих программ) | Август-сентябрь | |||
5-ый класс Адаптация | |||||
1.2 | Диагностика адаптации, мотивации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднюю школу | 1Тест школьной адаптации 2Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике «Изучение учебной мотивации» | сентябрь –октябрь | 1.Изучение течения адаптации пятиклассников 2. Выявление детей с неблагоприятным течением адаптации 3. Оказание им психологической поддержки | |
1.3 | Диагностика самооценки 6 классы | Методика Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина | ноябрь | 1.Изучение самооценки учащихся 2.Оказание психологической помощи учащимся с заниженной самооценкой | |
1.4 | Выявление детей группы риска | Методика диагностики и выявления детей «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук) | декабрь | 1. Выявление детей группы риска 2.Консультация и оказание психологической поддержки | |
1.5 | Диагностика уровня агрессивности 7-8 классы | Опросник «Агрессивное поведение П.А. Ковалева» | январь | 1. Изучение уровня агрессивности у учащихся 2. Выявление учащихся склонных к агрессивному поведению 3. Оказание психологической помощи | |
1.6 | Профессиональное самоопределение 11 класс | Тест «Карта интересов» | сентябрь | 1 Оказание помощи учащимся в выборе профессии | |
1.7 | Профессиональное самоопределение 9 классы | Тест Голланда, карта интересов, анкеты профессионального самоопределения | в течение года | 1 Оказание помощи учащимся в выборе профессии | |
1.8 | Диагностика уровня тревожности в школе у учащихся: а) 9-х классов, перед сдачей ГИА; б) 11-х классов, перед сдачей ЕГЭ | Тест школьной тревожности Филлипса | февраль | 1.Выявление учащихся с высокой степенью тревожности 2. Оказание им психологической помощи | |
1.9 | Диагностика суицидальных склонностей 7-8,10 классы | Методика субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона | март | 1.Выявление учащихся с суицидальными склонностями 2.Оказание им психологической помощи | |
1.10 | Диагностика учащихся «Группы риска» | Опросник «Агрессивное поведение П.А. Ковалева» | В течение года | 1. Выявление учащихся «Группы риска» 2. Психологическое сопровождение учащихся «Группы риска» | |
1.11 | Диагностика «Одаренных детей» | Матрицы Дж. Равена | В течение года | 1.Выявление «Одаренных детей» 2.Психологическое сопровождение «Одаренных детей» | |
1.13 | Написание аналитического отчета | Июнь | |||
2. Коррекционно - развивающая работа | |||||
2.1 | Работа с учащимися, имеющими трудности в процессе адаптационного периода. Работа с учащимися нуждающимися в поднятии уровня мотивации | Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся 5-х классов | Сентябрь-май | Индивидуальное психологическое сопровождение ребенка, предупреждение дезадаптации, помощь родителям,лицам, их заменяющим, учителям, разработка рекомендаций, игр для развития ребенка. Благоприятное течение адаптации, снижение риска возникновения дезадаптированных детей | |
2.2 | Работа с учащимися, имеющими низкие показатели по уровню познавательных процессов | Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся классов | В течение года | Улучшение показателей таких психических процессов, как память, внимание, мышление, речь и др. упражнений для развития психических процессов. Разработка рекомендаций | |
2.3 | Коррекция поведения у агрессивных учащихся | Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся | январь | Оказание психологической помощи агрессивным учащимся. Разработка рекомендаций | |
2.4 | Коррекционные занятия с детьми с заниженной самооценкой | Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия | Ноябрь | Оказание психологической помощи учащимся с заниженной самооценкой. Разработка рекомендаций | |
2.5 | Коррекционная работа с учащимися, имеющими высокие показатели уровня тревожности в школе | Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся | В течение года | Оказание психологической помощи учащимся с высокой степенью тревожности. Разработка рекомендаций | |
2.6 | Коррекционная работа с учащимися «Группы риска» | Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся | В течение года | Психологическое сопровождение учащихся «Группы риска» и оказание им психологической помощи | |
2.7 | Коррекционные занятия с «Одаренными детьми» | Индивидуальные, групповые коррекционно-развивающие занятия для учащихся | В течение года | Оказание психологической помощи учащимся. | |
2.8 | Коррекционные занятия с учащимися суицидальными склонностями | Индивидуальные занятия для учащихся | Март | Оказание психологической помощи учащимся. | |
3. Психологическое просвещение и профилактика | |||||
3.1 | Предупреждение возможных социально-психологических проблем у учеников разных классов | Индивидуально | В течение года | Психологическое сопровождение учащихся «Группы риска» | |
3.2 | Психологическое занятие для пятиклассников из серии «Я-пятиклассник» | Групповое занятие | Октябрь | Облегчение процесса адаптации при переходе в среднее звено школы | |
3.3 | Психологический тренинг для 9-11 классов «Путь к успеху» | Групповое занятие | 9 класс -апрель 11 класс -май | Повышение психологической культуры учащихся | |
3.4 | Выступление на родительских собраниях: 1 «Трудности периода адаптации школьников при переходе в среднее звено и пути их преодоления» 2 «Психологические особенности подросткового возраста» 3 «Помощь семьи в правильной профессиональный ориентации ребёнка» 4 «Как школьнику справиться со стрессом на экзамене» | Групповые занятия | По школьному расписанию проведения родительских собраний | Повышение психологической культуры родителей и лиц, их заменяющих | |
4. Психологическое консультирование | |||||
4.1 | Индивидуальное консультирование учащихся, родителей и лиц, их заменяющих, педагогов | Индивидуально | В течение года | Оказание конкретной помощи взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, связанных с взаимоотношениями в семье, в кругу друзей, в школе; помощь в формировании новых установок и принятия собственных решений. | |
4.2 | Анализ результатов адаптационного периода в школе | Совещание при директоре | Декабрь | Ознакомление с результатами исследования уровня адаптации учащихся. | |
4.3 | Анализ результатов диагностических исследований, выдача необходимых рекомендаций педагогам, родителям и лиц, их заменяющих | Групповая работа по итогам результатов диагностической работы | В течение года | Ознакомление с результатами психологических исследований | |
4.4 4.5 | Индивидуальные консультации для учащихся «Группы риска», их родителей и лиц их заменяющих Индивидуальные консультации для учащихся 9-11 класов | Индивидуально Индивидуально | В течение года В течение года | Психологическая поддержка учащихся «Группы риска» Помощь учащимся в профессиональном выборе | |
5. Организационно - методическая работа | |||||
Вид работы | Сроки проведения | ||||
5.1 | Подготовка к лекциям, семинарам, практическим занятиям, консультациям. Оформление методических материалов | В течение года | |||
5.2 | Участие в заседаниях, совещаниях, педсоветах | В течение года | |||
5.3 | Обработка, анализ, обобщение результатов, интерпретация полученных данных. Заполнение отчетной документации | В течение года | |||
5.4 | Повышение психологических знаний через: - учебу на семинарах; - обмен опытом коллег; - изучение специальной литературы; | В течение года | |||