Лекция по обществознанию на тему «Образование»




(по учебнику Важенина А.Г. Обществознание для СПО)

 

Образование составляет важный и необходимый институт об­щества. Оно имеет целью передачу накопленных знаний и опыта молодому поколению. Если бы образования не существовало, каж­дому новому поколению пришлось бы заново приобретать те зна­ния, которые уже были получены их предками.

Образование представляет содой процесс целенаправленного воз­действия обучающего на обучаемого с целью привития у последнего новых для него знаний. Образование немыслимо без воспитания. В про­цессе обучения ученик приобретает не только новые знания, но и принятые в данном обществе образцы поведения, образ мыслей, основы мировоззрения.

В процессе образования происходит развитие человека, закла­дываются основы формирования личности. Обучаемый не просто усваивает новый учебный материал, но и анализирует его, делает выводы, обменивается ими со своими товарищами, отстаивает свою точку зрения.

Образование как институт общества возникло в глубокой древ­ности. В первобытном обществе знания передавались устно из по­коления в поколение. Старшие члены рода показывали молодым приемы охоты, изготовления орудий труда, делились практичес­ким опытом. С появлением письменности знания стали фиксиро­ваться на материальных носителях — глиняных и восковых таб­личках, папирусе, пергаменте, бумаге.

С возникновением классового общества образование вышло за рамки семейно-родовых отношений и стало предметом заботы государства. Известно, что уже в древних государствах, таких как Египет, Ассирия, Вавилон, существовали школы, где учили чи­новников. Действительно, для того чтобы управлять людьми, нужно обладать определенными знаниями. Дальнейшее развитие образо­вание получило в периоды расцвета Древних Греции и Рима. Там сложились своеобразные системы образования, состоявшие из нескольких ступеней, на каждой из которых изучались опреде­ленные предметы. В любой системе образования обязательно обу­чение чтению, письму, счету. Но в период античности высоко ценилось знание искусств, а также ораторские способности. По­этому среди изучаемых предметов важное место занимала риторика — искусство полемики, необходимое для успешной полити­ческой карьеры.

На Руси первые школы были созданы при Владимире Свято­славовиче и при Ярославе Мудром. В них учились дети бояр и дру­жинников. В дальнейшем центрами образования стали монастыри. Образование в них строилось на религиозной почве с обучением основам веры, чтению псалмов и пению в хоре.

В 1687 г. открылось первое в России высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия. В правление Петра I образование приобрело светский характер, появилось много учеб­ных заведений, готовивших специалистов в различных областях государственного управления.

В послепетровскую эпоху образование в России продолжало раз­виваться. В 1755 г. был открыт Московский университет. Однако учебных заведений не хватало, и дворяне нанимали учителей и учили своих детей дома.

Подлинный прорыв в образовании приходится на время прав­ления Александра I. При нем было создано 4 новых университе­та, появились первые лицеи — закрытые учебные заведения для дворян, оформилась единая система учебных заведений всех уров­ней — церковно-приходских школ, уездных училищ, губернских гимназий и университетов.

Шкальный устав 1864 г. разрешил открывать учебные заведе­ния земствам, городским думам, коммерческим организациям и частным лицам. С этого времени число школ стало быстро увели­чиваться. В начале XX в. правительство поставило задачу общедо­ступного начального образования. Однако Первая мировая война и последовавшая затем революция не позволили завершить это начинание.

В советский период в нашей стране проводилось много реформ в области народного образования. Основным достижением в этой области нужно считать введение обязательного среднего образо­вания и возможность для каждого получить высшее образование. Система советского образования по качеству и объему получае­мых знаний, умений и навыков была признана одной из лучших в мире.

В статье 43 Конституции РФ провозглашается право каждого на получение образования, гарантируется бесплатное дошкольное и среднее образование и право бесплатного получения высшего об­разования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В Российской Федерации в соответствии с законом устанавли­ваются следующие образовательные уровни:

1) основное обшее образование;

2) среднее (полное) общее образование:

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

После завершения курса обучения каждого уровня выпускни­кам выдается документ об окончании учебного заведения. Тем лицам, которые не завершили образование какого-либо уровня, выдается справка установленного образца.

Каждое образовательное учреждение имеет свой устав, в кото­ром зафиксированы права и обязанности обучающихся. Для детей и подростков с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) школы или классы. Подростки с девиантным (отклоняющимся от норм) поведением по решению суда направ­ляются в специальные учебно-воспитательные учреждения, обес­печивающие их медико-социально реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Учебные заведения в современной России деполитизированы. В них не могут создаваться и функционировать никакие обще­ственные организации и политические партии.

Все участники учебного процесса — учащиеся, учителя, адми­нистрация учебного заведения — имеют взаимные права и обя­занности. Ученики имеют право получать знания в соответствии с образовательным стандартом. В то же время они обязаны со­блюдать учебную дисциплину, выполнять задания, которые дает учитель. Учащийся имеет право на перевод из одного учебного заведения в другое. Учитель имеет право требовать от ученика выполнения предусмотренных программой образовательных норм и соблюдения учебной дисциплины. Учитель обязан давать уча­щимся предусмотренный стандартом минимум знаний, поддерживать дисциплину, уважать личность ученика.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право после получения среднего образования поступить в высшее учебное за­ведение. При этом особое внимание следует обратить на выбор вуза. В современной России существуют государственные, муниципальные и негосударственные вузы. Частные вузы создаются об­щественными, политическими, религиозными организациями, ча­стными лицами и т.д. Среди них выделяют учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, и неаккредитованные.

Дипломы, которые выдают неаккредитованные вузы, имеют законную силу, но у специалистов с такими документами возни­кают проблемы при поступлении в аспирантуру, устройстве на работу в государственные органы, нотариат, адвокатуру и т.д.

Студенты государственных, муниципальных вузов, обучаясь на дневном отделении, получают стипендию, материальную помощь. Они имеют льготы на оплату проезда в общественном транспор­те, на проживание в общежитии и пр. Студенты дневных отделений высших и средних специальных учебных заведении имеют право на отсрочку от службы в армии. По уважительной причине или по своему желанию студенты могут свободно переходить из одного учебного заведения в другое. Статус студента негосудар­ственного вуза, имеющего государственную аккредитацию, при­равнивается к статусу студента государственного вуза, за исклю­чением права на получение государственной стипендии. Статус студента негосударственного вуза, не имеющего государственной аккредитации определяется Уставом вуза. Аккредитованные вузы имеют право выдавать дипломы государственного образца. Поэто­му абитуриенту следует внимательно ознакомиться с тем инсти­тутом, где он решил обучаться.

Если студент заканчивает вуз, не имеющий государственной аккредитации, он сможет получить диплом государственного об­разца. если у этого вуза есть договор с аккредитованным вузом, в соответствии с которым можно сдать экзамены экстерном.

Обучение в вузах направлено на решение следующих задач:

- формирование грамотного научного языка, что составляет важный компонент культуры будущего специалиста;

- развитие логического мышления, речи и творческих способностей студентов;

- закрепление навыков исследовательской деятельности, которые очень важны для дальнейшей учебы в вузе и самосовершенствования, необходимого в профессиональной деятельности.

Высшие учебные заведения в нашей стране представлены: уни­верситетами, академиями, институтами. В университете существу­ет несколько факультетов, отделений, институтов, которые гото­вят специалистов разных специальностей. Университеты имеют со­лидную научную базу, на основе которой проводятся научные исследования. Академия готовит специалистов в конкретной обла­сти науки техники, культуры. Институт может выступать как самостоятельное учебное заведение или как часть университета, академии.

Законом предусмотрено право российских студентов получать высшее профессиональное образование постепенно. Первый уро­вень — это неполное высшее образование. Каждый обучаемый после первых двух лет учебы, успешно сдав все экзамены в вузе, может получить диплом, подтверждающий этот уровень. Затем, если он решит продолжить учебу, то может поступить на следующий курс в любой вуз данного профиля.

Государственные вузы осуществляют подготовку студентов по давно сложившейся в нашей стране системе. Обучение на очном отделении длится пять лет, после чего, в случае успешной сдачи государственных аттестационных экзаменов и зашиты дипломной работы, студент получает определенную специальность (квали­фикация «специалист»).

Сейчас во многих вузах вводится система обучения, широко распространенная на Западе. В ней базовым уровнем высшего про­фессионального образования выступает бакалавриат. Студенты оч­ного отделения учатся четыре года и получают квалификацию «ба­калавр», дающую при поступлении на работу ее обладателю право на занятие должности, для которой квалификационными требо­ваниями предусмотрено высшее профессиональное образование. Второй уровень этой системы — получение квалификации «специалист», соответствующей квалификации российских государствен­ных вузов. Третий уровень называется «магистратура». Он обеспе­чивает более углубленную профессиональную подготовку специа­листов с квалификацией «магистр».

Послевузовское образование включает аспирантуру и докто­рантуру, после окончания которых, в случае зашиты диссерта­ции. присваивается ученая степень соответственно кандидата и доктора наук.

В настоящее время высшие учебные заведения имеют право самостоятельно определять учебные программы; главное, чтобы они соответствовали обязательному минимуму знаний, утверж­денному Министерством образования РФ. Также вузы сами могут определять систему и характер обучения. Преподавание многих учебных дисциплин в вузах России в большинстве случаев ведется в режиме традиционной системы обучения, предполагающей чере­дование лекционных и семинарских занятий в сочетании с зачет­ной и экзаменационной формами контроля знаний и умений сту­дентов. При этом в ряде вузов успешно практикуется дистанцион­ная форма обучения, хорошо зарекомендовавшая себя на Западе.

Дистанционная система обучения значительно отличается от традиционной и предоставляет студенту достаточную свободу при изучении материала. При этом необходимо создание таких усло­вий образовательного процесса, при которых студент смог бы в полной мере реализовать свои способности.

В ходе обучения студент должен научиться:

- самостоятельно осваивать знания, применяя их в конкретных учебных ситуациях;

- проводить самооценку своей деятельности, выявляя не использованные интеллектуальные познавательные возможности;

- корректировать самоорганизацию процесса приобретения знаний для достижения максимального результата самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, студент в условиях дистанционного обучения выступает не только как объект педагогического воздействия, но и как активный субъект познания, способный целенаправленно выявлять и реализовывать свой творческий потенциал, самостоя­тельно выбирать способы использования средств познания, ак­тивно взаимодействовать с товарищами по учебной группе на аудиторных занятиях. При этом меняется роль преподавателя в учеб­ном процессе. Он выступает в качестве консультанта-ведущего, задача которого — направлять работу студента в нужное русло.

Основа дистанционного способа получения образования — мо­дульный принцип обучения по разделам учебной дис­циплины. Модульный подход в организации обучения позволяет реализовать концепцию направляемого и контролируемого обра­зования. В данном случае модулем называется часть учебной про­граммы, предназначенная для индивидуального изучения. При­менение модулей в учебном процессе возможно и при традици­онной системе обучения. В этом случае модульный подход в организации обучения наиболее полно реализуется в процессе под­готовки и проведения семинарских занятий. При дистанционном обучении на основе модульной системы строится полная учебная программа. Содержание каждого модуля должно быть составлено так, чтобы студент мог четко представлять, какой объем теорети­ческого материала он должен усвоить в результате изучения моду­ля, как он будет приобретать необходимые знания, как он будет отчитываться об усвоении этих знаний.

В зависимости от составляющих компонентов различают два типа модулей. Первый представляет собой модуль, весь материал которого изложен в одном печатном издании (брошюре), вклю­чающем в себя выдержки из разнообразной учебной литературы. При этом студенту не нужно привлекать дополнительную литера­туру, так как в данном издании он найдет всю необходимую ин­формацию. Этот тип модуля удобен в том случае, когда библиоте­ки институтов не содержат необходимого набора учебной литера­туры. Недостаток такого модуля — узость информационного пространства и затруднительность полной реализации индивиду­альных качеств студента.

Второй тип модуля включает в себя различные источники ин­формации (учебная литература, аудио- и видеоматериалы, ком­пьютерные программы и т.д.), что позволяет разнообразить учеб­ные занятия и вместе с тем требует от студента большей самостоятельности, самодисциплины, умения работать с источниками.

Степень эффективности обучения студентов во многом зави­сит от его организации и адаптации к психологическим особен­ностям будущих специалистов. Эти задачи можно решить в рамках и традиционной, и дистанционной системы обучения. Большую роль в обоих случаях играют деятельность преподавателя как орга­низатора учебного процесса, его способность мобилизовать скры­тые возможности каждого студента, привить ему навыки самоор­ганизации, дифференцировать требования к каждому студенту в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Технологию учебного процесса в традиционной и дистанцион­ной системах обучения можно представить в следующем виде.

Традиционная система обучения:

- лекция;

- семинар (различные формы учебных занятий);

- текущий контроль (тест, аудиторная контрольная работа);

- итоговый контроль (зачет, экзамен).

Дистанционная система обучения:

- изучение учебно-методического пособия;

- лекция-консультация;

- выполнение домашнего задания;

- семинар;

- тест.

Следует отметить, что схема технологии традиционной систе­мы обучения отражает процесс изучения всего курса учебной дис­циплины, тогда как в схеме дистанционной системы обучения рассматривается структура только одного модуля. Из их совокупности состоит курс учебной дисциплины, после изучения кото­рого, так же как и в традиционной системе, следует итоговый контроль (экзамен).

Приведенные схемы учебного процесса двух систем обучения позволяют говорить о различиях в поэтапности овладения теоре­тическими знаниями.

Основные этапы овладения знаниями при традиционной системе обучения:

- прослушивание и конспектирование лекции;

- самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: работа с лекционным материалом, учебниками и дополнительной литературой;

- работа на семинарском занятии, в ходе которого происходит углубление и закрепление полученных знаний;

- промежуточный контроль: тест или контрольная работа по пройденной теме.

Этапы овладения теоретическими знаниями при системе дистан­ционного обучения:

- приобретение базовых теоретических знаний: чтение текста учебного пособия и дополнительной литературы;

- встреча с преподавателем (тьютором) на обзорной лекции, консультации, в ходе которой снимаются неясные вопросы, формулируются учебные цели, определяются ориентиры на выполнение домашнего задания и тестового контроля;

- самостоятельная работа студента по изучению теоретического материала, выполнение домашнего задания;

- работа студента на семинарском занятии;

- тестирование, представляющее собой контроль усвоения материала данного модуля.

Рассмотренные системы обучения не всегда существуют в чис­том виде. Чаше всего они комбинируются. Поэтому абитуриент, поступая в вуз, должен уточнить, по какой методике проходит обучение, и выбрать то, что ему больше подходит.

Кроме того, каждый поступающий учиться в вуз должен пони­мать, что каким бы престижным он ни был, обучение не будет эффективным, если не прикладывать собственных усилий. Нужно не только присутствовать на занятиях, но и обучаться во внеучебное время, заниматься самообразованием, стремиться к самореа­лизации и творчеству. А эти качества надо воспитывать в себе со школьной скамьи.

 

Вопросы и задания

1. Почему образование выступает одним из важнейших институтов общества?

2. В чем состоит взаимосвязь образования и воспитания?

3. Расскажите об историческом развитии образования.

4. Какие уровни образования существуют в современной России?

5. Каковы права и обязанности участников учебного процесса? В каком документе они зафиксированы?

6. На что надо обратить внимание при выборе вуза? В чем различие аккредитованных и неаккредитованных вузов?

7. Какие ступени образования существуют в современной России? Чем различаются квалификации «бакалавр», «специалист», «магистр»?

8. В чем состоит различие традиционной и дистанционной систем обу­чения? В чем их достоинства и недостатки?

9. Проанализируйте Устав вашего учебного заведения. Охарактеризуй те его основные положения, как в нем определены ваши права и обязанности?

 

 

Тест «Образование»

 

1. Согласно Российскому закону об образовании обязательным является

1) среднее (полное) общее образование 2) основное общее образование

3) профессиональное образование 4) дополнительное образование

2. Верны ли следующие суждения об образовании в Российской Федерации?

А. Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам бесплатное основное общее образование.

Б. В Российской Федерации предусмотрена возможность бесплатного высшего образования на конкурсной основе.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

3. По окончании 9 класса общеобразовательной школы Костя поступил в 10 класс гимназии. Он с удовольствием учится, участвует в спектаклях гимназического театра. На какой ступени образования находится Костя?

1) основное общее образование 2) среднее общее образование

3) среднее профессиональное образование 4) дополнительное образование

4. Второклассник Саша посещает музыкальную школу и кружок по техническому моделированию. На какой ступени образования находится Саша?

1) начальное профессиональное образование

2) начальное общее образование

3) основное общее образование

4) полное общее образование

5. Ан­дрей осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет таким школь­ным пред­ме­там, как ли­те­ра­ту­ра, ис­то­рия, об­ще­ст­во­зна­ние. Можно ска­зать, что сфе­рой ин­те­ре­сов Ан­дрея яв­ля­ют­ся

1) гу­ма­ни­тар­ные науки 2) есте­ствен­ные науки

3) точ­ные науки 4) тех­ни­че­ские науки

6. В стра­не N име­ют­ся мно­го­чис­лен­ные учеб­ные курсы, за­ня­тия на ко­то­рых на­прав­ле­ны на со­вер­шен­ство­ва­ние про­фес­си­о­наль­ной ква­ли­фи­ка­ции людей раз­лич­ных специальностей. Какую тен­ден­цию раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет дан­ный пример?

1) непрерывность образования 2) гуманизация образования

3) информатизация образования 4) приоритетность образования

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ра­зо­ва­нии?

А. Об­ра­зо­ва­ние слу­жит для пе­ре­да­чи зна­ний и опыта от одних по­ко­ле­ний к дру­гим.

Б. В ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния лежат на­коп­лен­ные лю­дь­ми куль­тур­ные тра­ди­ции, си­сте­ма цен­но­стей.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

8. Верны ли следующие суждения о возможности получения образования в РФ?

А. Получение основного общего образования даёт возможность поступления в вуз.

Б. После окончания средней школы можно продолжить обучение в учреждении среднего профессионального образования.

1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о сущ­но­сти тен­ден­ций раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния?

А. Гу­ма­ни­за­ция об­ра­зо­ва­ния — это по­вы­ше­ние роли со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­плин (со­цио­ло­гии, по­ли­то­ло­гии, права и др.) в об­ра­зо­ва­тель­ном про­цес­се.

Б. Гу­ма­ни­та­ри­за­ция об­ра­зо­ва­ния — это по­вы­ше­ние вни­ма­ния к лич­но­сти обу­ча­ю­ще­го­ся, его ин­те­ре­сам, за­про­сам, ин­ди­ви­ду­аль­ным осо­бен­но­стям.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

10. Непрерывность образования предполагает

1) постоянное развитие, обновление знаний

2) введение всеобщего обязательного среднего образования

3) склонность человека учиться только в детстве

4) получение учащимися школы профессионального образования

11. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о самообразовании?

А. Самообразование необходимо для успешности любого образования.

Б. Самообразование необходимо для повышения собственного культурного уровня.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «образование».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: