ИСТОРИЯ ДРУЖИННОГО ЗНАМЕНИ




Елена ГРОМОВА.

Весть о начале войны пришла на Ставрополье на следующий день после ее объявления. Неделю спустя правительство опубликовало манифест о мобилизации. Ставропольская губерния была объявлена на положении чрезвычайной охраны. Документы, хранящиеся в Государственном архиве Ставропольского края, свидетельствуют о патриотическом подъеме, охватившем население губернии. Крестьянские сходы единодушно выражали готовность стать «на защиту родной России». «Одухотворенное святостью долга и царского призыва, население Медвеженского уезда не замедлило поставить от мирных полей и нив под ратные знамена многие тысячи своих сынов. Тревоги за них тонут в тревоге за землю родную, за будущность ее, неразъединимые в сознании и в сердце народном с царем-батюшкой. И оставшиеся у своих домашних очагов, все мы, от мала до велика, объятые тем же священным кличем царя к народу, не можем знать иных забот за время столь грозной брани, как готовность положить душу свою за царя и Родину», - гласило решение земского собрания Медвеженского уезда.

Никто тогда еще не представлял, каким тяжелым бременем ляжет война на плечи народа. И как обострятся в России другого рода противоречия, и пожар войны перерастет в пожар революции. А пока…

 

За годы войны в армию были призваны более ста тысяч ставропольцев. Они воевали в Закавказье против турецкой армии, в Галиции, Румынии и Польше – против германских и австрийских войск. Сохранившиеся архивные материалы донесли до нас имена некоторых ратников. Среди них ставропольские мещане Александр Кандауров, Иван Пересыпкин, Павел Ребров, Григорий Шальнев, Петр Ковалев, Николай Фирсов, Александр Дьяченко и многие, многие другие. Из Ставрополя в первый месяц войны на театр военных действий выступили 83-й Самурский, вновь сформированный 263-й Гунибский пехотные полки и Осетинский конный дивизион. Позднее на Кавказский фронт была направлена 598-я Ставропольская пешая дружина. Интересно дело «О сооружении 598-й Ставропольской дружине знамени», хранящееся в краевом архиве. На нем хочется остановиться подробнее.

 

9 сентября 1914 г. из министерства внутренних дел на имя ставропольского губернатора поступило письмо, в котором предлагалось в связи с окончанием формирования дружин Государственного ополчения передать из губернских хранилищ старые ополченские знамена, пожалованные еще в 1855 году. Если таких знамен не окажется, то разрешалось изготовить новые за счет городов и губерний.

В то время как вопрос об ополченском знамени обсуждался в губернском правлении, пришло письмо от командира 598-й пешей Ставропольской дружины подполковника Салмина, который сообщал, что штабом Кавказского военного округа предложено назвать имя святого, в честь которого установить годовой праздник дружины. «Общество господ офицеров вверенной мне дружины, - говорилось в письме на имя губернатора, - избрав годовым праздником дружины 12 февраля в честь Иверской Божьей Матери, изображение коей Ваше Превосходительство преподнесли дружине при проводах, уполномочило меня просить не отказать в распоряжении при сооружении знамени для дружины на обратной стороне полотнища поместить изображение Иверской Божьей Матери, в честь которой установлен годовой праздник дружины».

 

Почему именно такой годовой праздник был избран дружиной? В Ставрополе в то время особо почиталась Иверская икона Божьей Матери. Интересна ее история. По одной из версий она была прислана из Русского Свято-Пантелеймоновского монастыря, расположенного на греческом полуострове Афон, 9 октября 1867 года на имя настоятеля Троицкого собора г. Ставрополя протоиерея Василия Розалиева. Список чудотворной иконы, хранящейся в Афонской обители, был изготовлен по заказу неизвестного человека. Уже в первые годы пребывания иконы Иверской Божьей Матери в Ставрополе появились случаи ее благодатной помощи и исцелений верующих.

По указанию епископа Феофилакта от Покрова Пресвятой Богородицы по день Святой Троицы (храмового) праздника собора икона находилась в Троицком соборе. Затем ее крестным ходом через весь город несли в Иоанно-Мариинский монастырь, где летом было много богомольцев. Последний раз перенесение иконы из монастыря в Троицкий собор, как свидетельствует документ, состоялось 16 ноября 1921 г. с разрешения губ-исполкома. В 1922 году после выхода декрета ВЦИК «Об изъятии церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья» Иверская икона была «раздета». С нее сняли серебряный оклад весом 18 фунтов, украшенный жемчугами, некогда пожертвованными купеческими женами.

В 30-е годы, как и многие церкви г. Ставрополя, Троицкий собор был разрушен. Но икона Иверской Божьей Матери, к счастью, уцелела и попала в Успенскую церковь, которая со времени своего основания никогда не закрывалась. В пятидесятые годы икону реставрировали, монахини и прихожане вышили для нее новый оклад. В настоящее время ставропольцы могут прийти в Успенский храм и поклониться древней иконе.

 

Неудивительно, что дружина, сформированная в Ставрополе в 1914 году, пожелала избрать годовой праздник в честь почитаемой иконы Иверской Божьей Матери.

 

Поскольку в Ставрополе не было ни точного описания ополченческих знамен 1855 г., ни мастерских по их изготовлению, председатель Ставропольской губернской земской управы М. Поярков обратился в Петербург к члену государственного Совета Н. Ныркову с просьбой помочь в изготовлении знамени дружины.

 

Переписка, сохранившаяся в архивном деле, рассказала, с какой добросовестностью откликнулся Н. Нырков на просьбу. Он обратился за советом в комиссию по описанию боевых трофеев русского воинства и старых русских знамен, состоящую при военно-походной канцелярии Его Величества. Члены комиссии полковник С. Петин и известный военный писатель-археолог капитан 2-го ранга Белавенец разъяснили, что для обыкновенных ополченческих знамен установлена единообразная форма. При желании же поместить на правой стороне изображение Иверской Божьей Матери (просьба Ставропольской дружины) потребуется Высочайшее разрешение. Посетил Н. Нырков и интендантский музей, где изготовлялись всевозможные знамена. Результатом хлопот Н. Ныркова явились шесть рисунков знамен, изготовленных в специальной мастерской трофейной комиссии. Эти рисунки и составляют основную ценность сохранившегося архивного дела. За 90 лет акварельные краски ничуть не утратили своей яркости.

 

В основу проектного рисунка дружинного знамени было положено знамя Владимирского драгунского полка, участвовавшего в строительстве Ставропольской крепости. На лицевой стороне в синем квадрате изображена икона Иверской Божьей Матери с надписью вокруг нее на красном фоне: «Благословение на ратную службу царю и родине Ставропольскому ополчению 1914 года». На оборотной стороне в центре желтого круга помещен вензель императора Николая II, по углам, заполненным синим и красным цветом, – гербы Ставропольской губернии и Владимирского драгунского полка, вокруг надпись «С нами Бог». Кайма на обеих сторонах зеленая, по углам ополченческие кресты, по бокам восьмиконечные звезды. Вместо навершия (копья на древке) предполагалось поместить копию креста, как считали создатели проектного рисунка, установленного Суворовым в Ставропольской крепости.

 

Рисунки, присланные Н. Нырковым, были одобрены Ставропольской губернской управой, а затем в Петербурге начальником военно-походной канцелярии императора князем Орловым, но, к сожалению, военный министр не согласился представить проект знамени на утверждение государю. Дело в том, что к этому времени вышел циркуляр министерства внутренних дел, которым утверждался единообразный тип знамен для ополченческих дружин. На светло-зеленом полотнище с обеих сторон изображался ополченческий крест с вензелем имени государя императора. В верхней части золотом надпись «За веру», в нижней – «Царя и отечество».

 

Все тот же Н. Нырков заказал знамя официально установленного образца в золотошвейной мастерской Н. Семенова в Петрограде. И вот как сообщала газета «Северо-Кавказский край» за 7 апреля 1915 г.: «В воскресенье, 5 апреля с.г. после поздней обедни, на площади около кафедрального собора при огромном стечении народа епископом Александровским Михаилом было совершено торжественное освящение знамени 598-й Ставропольской пешей дружины, сооруженное на средства губернского земства и города Ставрополя…

 

Знамя было передано представителям дружины. Во время передачи знамени оркестр музыки исполнил «Коль славен». Приняв знамя, представители отошли к стоящей тут же полуроте 112-го запасного батальона. После принятия знамени, по предложению епископа Михаила, была пропета молитва «Спаси, Господи, люди Твоя». Воинский начальник провозгласил здравицу Государю Императору, Верховному Главнокомандующему и 598-й ополченческой дружине, покрываемое громовым «ура»…».

 

К сожалению, мало что известно о подвигах солдат и офицеров, сражавшихся в Ставропольской пешей дружине на Кавказском фронте. Хочется надеяться, что когда-нибудь мы узнаем об этом больше, что еще лежат где-то другие «Дела» с не прочитанными пока интересными документами…

 

Зато свидетельствуют о многом так называемые «Скорбные списки», публиковавшиеся в губернских газетах: об убитых, раненых, пропавших без вести ставропольцах. Широко известен героический подвиг сестры милосердия из г. Ставрополя Риммы Ивановой, ставшей единственной женщиной, награжденной орденом Св. Георгия 4-й степени в Первую мировую войну (могила ее находится в ограде кафедрального Андреевского собора). Менее известно имя дочери губернатора Елены Брониславовны Мавило, участвовавшей в сражениях на Юго-Западном фронте в качестве сестры милосердия Туркменского санитарного отряда, сформированного в Ставропольской губернии. За мужество, проявленное в боях, она награждена Георгиевской медалью.

 

"Ставропольская правда", 30 июля 2004 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: