Как изучать и применять наследие св. отцов? Святые отцы о молитве. Как влияет современный образ жизни и культурные особенности на понимание св. отцов?




Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)

ЦИКЛ 4 «ЧЕЛОВЕК В БОЖЬЕМ МИРЕ»

ТЕМА 4.2. "Наследие святых отцов Церкви в современном мире"

1. О чем пишут св. отцы? Значение святоотеческого наследия в деле христианского спасения. Какова цель (вопросы, задачи) христианина при изучении этого наследия?

Как изучать и применять наследие св. отцов? Святые отцы о молитве. Как влияет современный образ жизни и культурные особенности на понимание св. отцов?

- Любой человек, который хочет разумно проходить свой жизненный путь, нуждается в том, чтобы обогащаться опытом тех людей, которые прошли этим путем прежде него.

- Человека подстерегает множество искушений, возможностей совершить ошибку, не случайно святые отцы называли науку спасения «искусством из искусств». Закономерно задаваться вопросом, каким образом достигали спасения те, кто достиг святости.

- Беседа и общество ближних очень действует на человека. " С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши" (Пс. 17).

- «Православный христианин должен не просто знать отцов и цитировать их: он должен войти в их дух и приобрести «святоотеческий ум», «образ мысли», а святоотеческая эпоха продолжается и поныне (митр. Каллист (Уэр)

– «Обойтись» можно и без книг. Но если мы хотим по-настоящему узнать вероучение Церкви, то без святоотеческих творений обойтись сложно.

– Более простыми для нас являются те авторы, которые ближе к нам по времени. Можно читать труды современников-подвижников благочестия. Это, напр., письма иг. Никона (Воробьева), схиг. Иоанна (Алексеева), где есть отсылки к древним святоотеческим творениям.

- Затем советуют читать труды свт. Игнатия (Брянчанинова), свт. Феофана Затворника, св. Иоанна Кронштадтского, для некоторых по рассуждению и благословению - «Невидимую брань» прп. Никодима Святогорца.

- После проще переходить к более древним отцам – но в первую очередь - книгам о жизни деятельной. Не браться за опыты созерцаний и высокие гимны, а узнавать, как в себе распознавать страсти и как с ними бороться. Это, например, книги: «Душеполезные поучения» прп. аввы Дорофея или «Лествица» прп. Иоанна Лествичника.

- «Книги читать, смотря по устроению; но более читать не умозрительные, но деятельные, и смотреть от них плода - познания своей немощи и смирения, а не того, что: все знаю, и в случае беседы оспаривать других. А далее Господь Сам даст им разум истинный, который стяжается от смирения; и сколько оно приносит пользы, столько, напротив, возношение повреждает; что видели сами на опыте на многих » (прп.Макарий Оптинский).

- Есть еще целый ряд книг, которые редко бывают прочитаны современными христианами. Это прпп. Исаак Сирин, Ефрем Сирин, Иоанн Кассиан Римлянин, сщмч. Петр Дамаскин, а также ответы на вопросы учеников прпп. Варсонофия Великого и Иоанна Пророка.

- «Святых отцов обязательно нужно читать делами » (прп. Лев Оптинский). Если человек читает святоотеческую книгу, но не пытается это применить в своей жизни – не останавливается, не рассматривает самого себя, как бы перед зеркалом находясь перед этой книгой, – это обязательно забудется. Люди иногда говорят: «Вот я и это читал, и это читал – и ничего не помню». Святоотеческие творения - как зеркало нашего духовного состояния.

- Это не просто материал, с которым можно познакомиться, а руководство практическое. Открыли мы святоотеческую книгу, начали читать о действии какой-то страсти – нужно остановиться и подумать: как конкретно эта страсть действует во мне? Читаем мы о борьбе с этой страстью – и опять останавливаемся и задаемся вопросом: а борюсь ли с этой страстью так я? Или я борюсь как-то иначе? Или я вообще не борюсь? То есть чтение святых отцов должно быть для нас не только радостным и сладостным, но и должно быть мучительным. Если этого момента мучительности нет, то на самом деле оно бесплодно.

- Когда мы принимаемся читать книгу того или другого отца, то обязательно с ним вступаем в некое общение. Хорошо, конечно, когда мы еще молимся этому святому автору.

- Чтение книги, помимо всего прочего, создает определенный духовный настрой. Прп. Амвросий Оптинский советовал обязательно с утра уделять чтению святых отцов хоть пять, хоть десять минут, если у тебя другого времени нет. Прп. Варсонофий Великий говорил, что в жернова бросить, то и получится: если туда положить чистое зерно, то получится мука, из которой можно испечь хлеб. Если ты с утра проснулся и можешь дать себе чистое зерно – дай себе его. «Чистым зерном» в данном случае может быть и молитва, и чтение.

- Чтение святоотеческих книг и Священного Писания уподобляется промыванию сосуда проточной водой: «Налей в этот грязный стакан воду. Вылей и налей еще раз, и еще раз. Ты видишь, стакан становится чище».

– Любое подвижническое делание должно носить упорядоченный характер. В любой сфере беспорядок приводит к "перекосу". А переизбыток чтения может привести к надрыву.

- Чтение святых отцов – это пища твердая, не всегда легко усваивается. Избери себе чтение, соответствующее твоему образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполненными самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, – мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут рождать в твоем сердце смущение. Мирянам, читающим творения древних отцов-аскетов, следует учитывать, что эти творения были адресованы монахам или даже отшельникам (как например, сочинения прп. Исаака Сирина). Поэтому не всем советам этих отцов можно следовать на практике.

- Замечено, что новоначальный никак не может применить книги к своему положению, но непременно увлекается направлением книги. Если книга преподает советы о безмолвии и показывает обилие духовных плодов, собираемых в глубокой пустыне, то в новоначальном непременно явится сильнейшее желание удалиться в уединение, в безлюдную пустыню. Не доверяйте, братия, вашим помыслам, разумениям, мечтам, влечениям, хотя бы они казались вам самыми благими, хотя бы они представляли вам в живописной картине святейшее монашеское жительство» (свт. Игнатий Брянчанинов).

- Читать конкретные отрывки из книг по какому-то определенному духовному поводу.

- «Заботящемуся о своем спасении отнюдь не следует спрашивать при чтении святоотеческих книг только о приобретении знаний, а более пристало вопрошать о страстях, о том, как прожить свою жизнь, то есть как спастись; это необходимо, это ведет к спасению» (прп. Варсонофий).

- «Так же, как облаченный в лохмотья нищий может во сне увидеть себя богатым, а пробудившись от сна, снова видит себя бедным и неодетым, также и рассуждающие о духовной жизни, кажется, говорят правильно, но как то, о чем они говорят, не укреплено в их умах опытно, усилием, убеждением, они остаются словно в мире мечтаний» (прп. Макарий Великий).

- Понимать, что цель чтения Отцов - это не дать нам какое-то «духовное наслаждение» или утвердить нас в нашей праведности или превосходном знании «созерцательного» состояния, но единственно в том, чтобы помочь нам с усилием продвинуться по тропе добродетелей.

- Подходить к чтению святых Отцов нужно с должной мерой серьезности (современное общество характеризуется легкомыслием, отвлеченными «играми в идеи»).

- Опасаться «ревности не по разуму», которая может привести к негативным последствиям, осуждению, самомнению или к охлаждению духовной жизни, разочарованиям.

- Чтение святых Отцов действительно необходимое дело для того, кто дорожит своим спасением и желает соделовать его в страхе и смирении.

ВАЖНО: при изучении и применении святоотеческого опыта получать благословение / советоваться с духовником, священниками или опытными в духовной жизни христианами.

ВЫВОДЫ: __________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ: проанализировать, какие святоотеческие книги и жития святых мы читаем (читали); какие препятствия имеются (нет времени, сил, желания, потребности, понимания и т.д.?)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: