Тема 4. Сущность и порядок организации таможенной проверки.
Цель – изучить сущность и порядок организации таможенной проверки.
Вопросы для обсуждения:
1. Организация и проведение таможенной проверки (формирование плана таможенной проверки, этапы и их содержание): камеральная и выездная (по отдельности).
Задание № 1. Составьте схему проведения камеральной таможенной проверки (понятие, нормативное правовое регулирование, сроки, периодичность, основания её проведения, сущность проведения, место проведения, акт камеральной таможенной проверки).
Задание № 2. Составьте схемы аналитического и подготовительного этапов выездной таможенной проверки.
Задание № 3. Заполните пропуски и внесите исправления.
Основным видом контроля, который осуществляют таможенные органы, является таможенный контроль. Таможенный контроль осуществляется в отношении перемещаемых товаров и в зависимости от факта перемещения может подразделяться на виды: ____________________, ____________________ и ___________________.
____________________ контроль осуществляется на этапе предварительного информирования.
____________________ контроль осуществляется на этапе таможенного декларирования при подаче декларации на товары.
____________________ инициируется таможенными органами. Основаниями для проведения ___________________________ являются: срабатывание системы управления рисками, поступление информации, свидетельствующей о наличии признаков правонарушения, проведение плановых проверок в целях контроля соблюдения лицами обязательных требований.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок организации и проведения таможенного контроля, являются:
Таможенный кодекс Таможенного союза (далее ТК ТС);
Федеральный закон от 27 октября 2011 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Статья 322 ТК ТС закрепляет 12 форм таможенного контроля, которые образуют процессуальную форму осуществления контрольных мероприятий.
Формами таможенного контроля после выпуска товаров являются:
1) проверка документов и сведений;
2) устный опрос;
3) получение объяснений;
4) таможенное наблюдение;
5) таможенный осмотр;
6) таможенный досмотр;
7) личный таможенный досмотр;
8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;
9) таможенный осмотр помещений и территорий;
10) учет товаров, находящихся под таможенным контролем;
11) проверка системы учета товаров и отчетности;
12) таможенная проверка.
Каждую форму таможенного контроля можно рассматривать как самостоятельную административную процедуру, характеризующуюся специфическими задачами, особым предметом, порядком и методами проведения, совокупностью прав и обязанностей таможенных органов и проверяемых лиц.
Форма таможенного контроля предопределяет различный объем административных действий, совершаемых в процессе ее проведения, и, как следствие, различную детализацию ее правового регулирования. Основными направлениями таможенного контроля определены: контроль таможенной стоимости, контроль правильности классификации товаров, контроль определения страны происхождения. Данные направления определяются исходя из влияния на таможенное декларирование товаров в части основ начисления и уплаты таможенных платежей, а также запретов и ограничений, установленных нормами права Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками в соответствии с главой 18 ТК ТС.
Таможенные органы РФ проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Основной формой таможенного контроля после выпуска товаров является таможенная проверка, видами которой являются камеральная и выездная таможенные проверки.
Срок проведения камеральной таможенной проверки (статья 131 ТК ТС) ограничен сроком ________________. Камеральные таможенные проверки проводятся в сроки, достаточные для получения всех документов, на основании которых может быть сделан вывод о наличии или отсутствии в действиях проверяемого лица нарушений, влекущих принятие решений в области таможенного дела и (или) возбуждения дел об административных правонарушениях, а также уголовных дел.
Выездные таможенные проверки (статья 132 ТК ТС) проводятся в срок, не превышающий одного месяца с ее начала. При этом в данный срок включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений. В отдельных случаях по решению таможенного органа срок проведения выездной таможенной проверки продлевается еще на два месяца.
Несоблюдение указанных сроков является основным процедурным нарушением, выявляемым в действиях должностных лиц таможенных органов региона. В целях обеспечения соблюдения сроков контроля вышестоящие таможенные органы осуществляют мониторинг установленных сроков, по выявленным фактам нарушений в таможенные органы направляются поручения об их устранении. Кроме того, совершенствуется администрирование данной процедуры за счет автоматизации процесса контроля за соблюдением сроков с применением программных средств таможенных органов.
Выездная таможенная проверка может быть плановой и внеплановой. Плановые выездные таможенные проверки проводятся на основании планов проверок, подготовленных таможенными органами. В отношении одного и того же лица плановая выездная таможенная проверка может проводиться не чаще 1 раза в 3 года, в отношении уполномоченного экономического оператора – не чаще 1 раза в год. Внеплановые таможенные проверки проводятся не чаще одного раза в год как в отношении одного и того же проверяемого лица, так и в отношении уполномоченного экономического оператора.