Борьба с потреблением наркотических средств




Наркомания — заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества. Проблема наркомании существует в большей или меньшей степени практи­чески во всех странах. Реальное число наркозависимых в России даже по самым оптимистичным оценкам превышает 1 млн человек. По данным Министерства внутренних дел РФ, подростки и молодежь составляют 70% всех потребителей наркотических средств. При этом употребление наркотических средств — война на полное уничтоже­ние; наркоман, как правило, редко доживает до 30 лет.

Наркотическая зависимость — состояние человека, когда он постоянно думает о наркотических средствах, стремится получить их для определенных приятных ощущений или избавления от диском­форта. Ради того чтобы получить ощущение эйфории, наркоман идет на все. Он легко переступает границы морали, разрушает свою семью, становится преступником.

Выделяют три вида наркотической зависимости: социальную, психическую и физическую.

О социальной зависимости говорят, когда человек еще не начал потреблять наркотические средства, но уже вращается в среде их потребляющих, принимает стиль поведения, отношение к нарко­тическим средствам и внешние атрибуты группы. Желание не быть отторгнутым столь сильное, что заслоняет привычные представле­ния, изменяет поведение.

После начала потребления наркотических средств у челове­ка быстро формируется психическая зависимость. Она проявля­ется в стремлении вернуть состояние наркотического опьянения. Стремление избежать психологического и эмоционального диском­форта настолько велико, что человек не в силах отказаться от даль­нейшего потребления наркотических средств.

При продолжительном потреблении наркотических средств фор­мируется физическая зависимость, которая возникает вследствие включения наркотического средства в процесс обмена веществ. В этом случае при прекращении приема наблюдается состояние физи­ческого дискомфорта различной степени тяжести — от легкого недо­могания до тяжелых проявлений абстинентного синдрома (ломка).

К наркотическим средствам те или иные вещества относят обычно по следующим критериям:

способность вызывать эйфорию (приподнятое настроение);

способность вызывать зависимость (психическую и/или физи­ческую), т.е. желание снова и снова использовать наркотиче­ское средство;

существенный вред, наносимый психическому и/или физиче­скому здоровью человека, их употребляющего.

Виды наркотических средств

Героин — наиболее распространенное опийное наркотическое средство. Даёт сильный наркотический эффект, обладает крайне высокой токсичностью и способностью быстро (после 2—3 приемов) формировать физическую зависимость.

Марихуана — высушенная и измельченная верхняя часть индий­ской конопли (Cannabis indica) с листьями и цветками, содержание в которых активных веществ наиболее высоко.

Через 15 мин после потребления:

человек начинает ощущать острую сухость во рту и учащенное сердцебиение;

вместо удовольствия наступает ощущение внезапного страха.

Кокаин — белый кристаллический порошок. Психостимулятор растительного происхождения, содержится в растениях рода эритроксилум (Erythroxylum). Время действия — 1—2 ч.

Через 2 ч после потребления:

состояние эйфории сменяется упадком сил, резко ухудшается настроение;

кокаин «вымораживает» область от глаз до груди - тело стано­вится нечувствительным.

лсд — синтетическое наркотическое средство. Бесцветный поро­шок без запаха или прозрачная жидкость без запаха, цвета и вкуса. Действие начинается через 30—60 мин и продолжается до 12 ч.

Через 1 ч после потребления:

- происходит раздвоение и потеря личности;

-психические процессы (восприятие, ощущение, память, мыш­ление, речь) становятся неуправляемыми;

-человек переживает ужас, тоску;

-жизнь становится бессмысленной;

-появляются приступы агрессии.

Экстази — общее название для группы синтетических наркоти­ческих средств амфетаминной группы часто с галлюциногенным эффектом. Действие препарата начинается через 30—60 мин после приема и длится 8—12 ч.

Через несколько часов после потребления:

- развиваются психоз, галлюцинации и бред;

-возникает мания преследования: человеку кажется, что за ним следят, что его собираются убить, ограбить или арестовать;

-человек впадает в панику.

Снотворные — группа седативных (успокаивающих) и снотворных веществ, встречающихся в виде официальных препаратов, обычно таблеток или капсул. Как правило, их принимают внутрь, но иногда вводят внутривенно. Вызывают сильную зависимость как на физиче­ском, так и на психологическом уровне.

Обладают возбуждающим действием:

- темнеет в глазах, все «плывет»;

-движения беспорядочны, суждения неосмысленны, внимание рассеянно; человек легко раздражается, веселость мгновенно переходит в гнев.

В РФ операции с наркотическими средствами (изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и сбыт) преследуются в уголовном порядке; невозможно потреблять наркотические сред­ства, не конфликтуя с законом.

Основные принципы деятельности по профилактике заболеваний зависимого поведения:

-соблюдение прав гражданина;

-гуманность;

-системность;

-осуществление профилактики на индивидуальном, семейном и социальном уровнях;

-соблюдение конфиденциальности полученной информации.

В соответствии с международной практикой можно выделить сле­дующие основные модели профилактики наркомании.

Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматрива­ет в основном информирование о негативных последствиях при­ема наркотических и иных психоактивных веществ для физического и психического здоровья.

Образовательная модель направлена на обеспечение населения полной информацией о проблеме наркомании и свободой выбора при максимальной информированности.

Психосоциальная модель базируется на утверждении необходи­мости развития определенных психологических навыков в противо­стоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, н умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотических средств.

В соответствии с целевыми группами воздействия профилакти­ческие мероприятия могут быть отнесены к определенному уровню: первичному, вторичному или третичному (табл. 2.11).

Особенно важно проведение первичной профилактики среди школьников и студентов. В этой ситуации основная роль отводится медицинскому работнику образовательной организации. Для эффек­тивной реализации профилактической деятельности нужно придер­живаться следующих принципов.

1.Вся работа по предупреждению вредных привычек и наркоза­висимости должна проводиться целенаправленно и последовательно от первого до выпускного класса. В начальной школе акцент в этой работе делается на воспитании полезных привычек, в 6—7-х клас­сах - на предупреждении табакокурения, в 8—9-х классах - на профилактике потребления алкоголя, далее- на предупреждении потребления наркотических средств.

2.Основные формы и методы работы — деловые игры, тренинги, дискуссии, просмотры и анализ видеоматериалов.

3.Представляемая информация должна быть объективной и достоверной. Даже из самых лучших побуждений не следует иска­жать данные, пытаясь предостеречь своих слушателей от первого приема наркотического средства. Художественные преувеличения способны вызвать недоверие аудитории к лектору, сомнения в его компетентности.

4.Следует избегать избыточности информации. Нередко меди­цинский работник для завоевания аудитории старается рассказать абсолютно все, что ему известно по данной проблеме, забывая о том, что далеко не всякая информация интересна и полезна для слуша­телей. Полностью должны быть исключены сведения, касающиеся технологии приготовления и использования психоактивных веществ, описания эффектов, вызываемых различными препаратами, т.е. все, что может провоцировать знакомство с наркотическими средствами.

5.Информация должна быть в целом позитивной, а не безысход­ной. Негативная ее часть должна содержать сведения о трагических последствиях потребления наркотических средств.

6.Не следует злоупотреблять статистическими данными, посколь­ку устрашающие цифры вместо тревоги, ощущения опасности могут вызвать у подростка прямо противоположную реакцию: «все уже про­бовали, а я еще нет». Использование статистики более целесообразно во время выступления перед взрослой аудиторией — родителями, педагогами.

7.Следует учитывать следующие факторы:

■ подростки уже могут иметь опыт потребления наркотических средств, у них, возможно, уже сформировано свое отношение к проблеме, нередко расходящееся с оценками и взгля­дами медицинского работника;

· для подростков большое значение имеют общение со свер­стниками, взаимодействие с группой, ее мнение и оценки; позиция подростка во многом формируется под влиянием его референтной группы; мнение и оценки учителя, родите­лей, медработника зачастую оказываются менее значимыми;

· подростки часто с недоверием относятся к информации о различных аспектах наркомании, которую они получа­ют от взрослых: считая, что взгляды взрослых устарели, не соответствуют действительности, взрослые преувеличивают опасность наркотизации;

· традиционно при объяснении опасности наркотизации основ­ной акцент делается на негативных последствиях знакомства с наркотиками для здоровья; между тем личностная ценность здоровья у подростков недостаточно сформулирована; далеко не все подростки (в силу возрастных особенностей) осознают здоровье как обязательное условие для достижения жизненно­го успеха, самореализации, могут прогнозировать возможные последствия своего поведения для здоровья.

 

В связи с этим медицинская сестра должна руководствоваться сле­дующими принципами антинаркотической пропаганды.

Избегать навязывания учащимся готовых оценок и норм, связанных с аспектами проблемы. Основное внимание следует уде­лять созданию условий, стимулирующих активный обмен мнениями между подростками, обсуждению и анализу различных позиций в отношении проблемы. Важно не оценивать высказывания учащихся как правильные или неправильные, а неявно руководить дискуссией, обращая внимание подростков на значимые обстоятельства и факты.

Использовать формы и методы, обеспечивающие самим под­росткам роль ведущих, организаторов работы. Антинаркотическая информация, представленная сверстниками, будет иметь более дей­ственный эффект, чем сведения, представленные медработником. К тому же роль ведущего, организатора работы дает возможность удовлетворить одну из основных потребностей этого возраста — почувствовать взрослым и проявить себя в социально значимой дея­тельности.

При объяснении подросткам негативных последствий знаком­ства с наркотическими веществами основной акцент следует делать на том, как отразится возможное приобщение к наркотическим сред­ствам на более значимых для них факторах: внешности, спортивных достижениях, взаимоотношениях с окружающими и т.д., какие огра­ничения это может наложить на выбор профессии.


 

 

 



 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: