Образование – на переломе




Мои мысли насчет «удаленки» в вузах вызвали неожиданно для меня столько просмотров, что подумал: почему бы не продолжить?

Сегодня – по поводу системы образования вообще. Кое-что я писал в чате, созданном петербургской профсоюзной организацией профсоюза «Учитель», когда там затеяли поговорить о необходимости реформы образования. К сожалению, среди членов профсоюза – учителей практически не нашлось желающих поддержать тему. Что, на мой взгляд, печально. Кое-что я, совершенно мельком, упомянул в посте про «удаленку». А теперь поподробнее.

1. Современная система образования, построенная, в первую очередь, на уроке-лекции, складывалась в те времена, когда преподаватель был для учащегося, фактически, единственным источником ценной информации.

Надо сказать, что такие времена были еще совсем недавно. Как бы не развивалось книгопечатание, все же нужную книгу далеко не всегда можно было легко достать. Не спасали даже библиотеки. Книг могло просто не хватать на всех желающих, поскольку количество этих желающих заранее спрогнозировать было невозможно. К тому же хороший преподаватель говорил «не по книге», а издать собственный курс лекций далеко не всегда мог. Потому единственным выходом еще в те времена, когда я учился сам (70-е – 80-е годы XX в.) было слушать преподавателя и вести конспект. Кроме того, книгу было не сильно удобно с собою таскать, и в ней не сильно удобно было искать информацию. Больше приходилось рассчитывать на память.

2. Вторая особенность старого (точнее, существующего до сих пор) образования – получение образования гарантировало более высокий статус и более достойную жизнь. Учащийся знал, ради чего напрягается.

3. Третья особенность: человек получал образование по определенной профессии, фактически, на всю жизнь. Профессии меняли редко. Следовательно, от учащегося требовалось как можно лучше и глубже запомнить доносимую преподавателем информацию. Она ему нужна будет всю жизнь.

С начала разрушения сословного общества возникла еще одна особенность, способствовавшая развитию лекционного принципа построения образования. В образование ломанулись не то, чтобы толпы, но все же оно перестало быть уделом немногих избранных.

В античные и средневековые времена у каждого педагога было не так много учеников, так что он мог их учить в режиме диалога. Теперь желающих почерпнуть знания стало столько, что диалог стал невозможным. Только лекция.

Однако сегодня все эти три кита образования начали тонуть.

1. Развитие интернета и массовая цифровизация информации, вместе с развитием компактных, но достаточно мощных гаджетов, создали ситуацию, когда практически любая информация стала доступной любому человеку в любое время в любой точке земного шара.

Причем, поиск ее облегчен, а объем практически не ограничен. Любой педагог может, при желании, записать свой курс на видео или аудио, и разместить для любого желающего. И так далее. Следовательно, лекция педагога перестала быть единственным и неповторимым источником информации.

2. Наличие образования совершенно не является нынче синонимом положения и, тем более, достатка. Масса молодых людей после вуза не находят себе рабочих мест. При этом масса рабочих мест, на которых не требуется образованности (разве что формально, наличием бумажки об образовании), позволяют жить куда лучше.

3. Человек по несколько раз за жизнь меняет профессию. Причем, меняет коренным образом. Это становится нормой. Но при таком положении вещей смешно стараться глубоко закапываться в каждую из профессий. Достаточно знать самый основной минимум, а дальше, пользуясь п.1., пополнять необходимую информацию по ходу дела.

Таким образом, современный школьник, а тем более, студент, лишен стимулов, которые заставляли упорно учиться еще его пап и мам. Для него учеба – это что-то такое условно нужное, что должно проходить легко, играюче.

При этом условии

ЛЕКЦИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ СТАНОВИТСЯ ПРОСТО НЕПРИЕМЛЕМОЙ.

Лекция требует для своего усвоения серьезного напряжения от слушателей, как бы хороша она не была. Просто потому, что информацию, транслируемую на ней педагогом, нужно услышать, понять и запомнить. Или хотя бы записать, но тогда понять и усвоить ее придется после, самому, что требует дополнительных усилий. А это опять не ложится в представление об обучении нынешнего юного и молодого человека.

При этом число тех, кого требуется обучать, ничуть не сокращается, а скорее даже увеличивается. Государство и общество почему-то требуют уже чуть ли не обязательного высшего. Реалии жизни и экономики таковы, что оно на самом деле не требуется для большинства работ, но… мы же «прогрессируем»!

Возникает дилемма:

УЧИТЬ НУЖНО МНОГО НАРОДА, НО ПРИ ЭТОМ МЕТОДИКА,
ВЫРАБОТАННАЯ ИМЕННО ДЛЯ ЭТОГО СЛУЧАЯ, НЕ ГОДИТСЯ!

Что делать? На мой взгляд, следующее:

1. Коренным образом менять содержание как школьных, так и студенческих курсов всех дисциплин. Уходить от урока-лекции. Пусть смотрят информацию в интернете.

2. Не сообщать учащемуся информацию, а учить его эту информацию добывать, анализировать, усваивать и использовать. Переходить на активные формы занятий: дискуссии, деловые и ролевые игры, разработку и защиту проектов, практические занятия. Активнее использовать виртуальную реальность.

3. Категорически уходить от общения с учащимися в традиционном стиле «я – начальник, ты – дурак». Вызывать учащегося на спор, дискуссию, отстаивание своей позиции. Ценить не то, насколько дословно он повторил формулировку из учебника, а то, насколько он умеет к ней прийти и ее аргументировать сам.

4. Вернуть в программу школ и вузов такие предметы как логика и риторика (диалектика). Именно они позволяют человеку, во-первых, отсеивать нелепое, а, во-вторых, убедительно отстаивать свою точку зрения.

5. Школьник должен постоянно чувствовать в своей жизни, что знания и умения, полученные в процессе обучения в школе, ему пригождаются. Тогда у него будет желание учиться!

Больше внимания уделять дисциплинам, необходимым всем людям в обычной жизни: юриспруденция, экономика, психология, этика, информатика, иностранный язык. Причем, делать это уже в школе. Даже если это потребует сокращения объемов курса естественно-научных дисциплин и математики. Большая часть той же школьной математики в жизни большинству не пригождается. Если мы научим учащегося доставать и обрабатывать информацию, он сам ее добудет, когда она потребуется.

6. Вузы могут себе позволить вводить более глубокие курсы специализированных дисциплин, учитывая, что их студенты уже знают, зачем они этим занимаются. Да и то нужно постоянно помнить: немногие будут этим заниматься до конца жизни. Разве что те, кто пошел на магистратуру, да и то не факт. Потому нужно обращать особое внимание не столько на углубление собственной дисциплины, сколько на возможные междисциплинарные связи.

7. Необходимо насытить информационное пространство, доступное всем учащимся, максимально возможным числом учебников, учебных пособий, курсов лекций и занятий от различных педагогов. Поощрять педагогов делать доступными в информационном пространстве свои курсы. Учащийся должен иметь возможность выбора, и при этом в информационном пространстве должны в обязательном порядке быть представлены лучшие образцы программ.

Еще раз повторю:

МЫДОЛЖНЫНЕ НАБИВАТЬ МОЗГИ УЧАЩИХСЯ КУЧЕЙ НЕНУЖНОЙ И НЕСТРУКТУРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ, А ПРОБУЖДАТЬ И ПОДДЕРЖИВАТЬ В НИХ СТРЕМЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ, УСВАИВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАНИЯ!

Понятно, что такое серьезное изменение содержания образования потребует и серьезного изменения требований к его обеспечению.

1. Активные формы образования невозможно проводить в классах и группах, где по 30 учащихся! Давно известно: они не должны быть больше 15 человек. Соответственно, это потребует

БОЛЬШЕ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И БОЛЬШЕ ПЕДАГОГОВ!

2. Активные формы обучения требуют более серьезного материального обеспечения учебного процесса. И изменения некоторых привычных условий.

Например, для них не годится класс с рядами парт и учительским столом у доски перед ними. Чаще всего придется сидеть кругом, чтобы каждый видел каждого. Иногда нужно иметь возможность разбиться на группы и рассесться в разных частях класса (аудитории). Таким образом, мебель должна легко трансформироваться и передвигаться.

Демонстрационная доска должна находиться в таком месте, где ее легко видно всем, независимо от того, где и как они сидят. А потому в идеале было бы ее не иметь вообще. Иметь планшет или ноутбук на каждого учащегося, локальную сеть и возможность для педагога (и любого учащегося) проецировать все на каждый экран.

В каждом классе, по идее, должны быть такие компьютеры, снабженные необходимым набором компьютерных программ, позволяющих, например, заниматься компьютерным моделированием. Ну, м.б., не в каждом, но таких классов должно быть несколько. Столько, сколько нужно для обеспечения учебного процесса.

Каждая школа должна быть обеспечена всем необходимым для проведения лабораторных работ, иметь мастерские с необходимыми материалами, чтобы педагоги и учащиеся могли в них делать необходимые для занятий пособия.

3. Новый формат образовательного процесса требует, соответственно, и новых педагогов. Но об этом в следующий раз.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: