Немного о войне в воздухе и советских летчиках в корейском небе.




Разрешение на атаку китайской территории или хотя бы «горячее преследование» (боевые действия в воздушном пространстве КНР в пределах 2-3 минут полётного времени) самолетов противника в воздушном пространстве КНР Макартур запросил практически сразу, мотивируя это тем, что без этого американское господство в воздухе становится фикцией. В ответ Трумэн отправил Макартуру специальную депешу, в которой пояснял, что санкцию на проведение операции против Китая может дать только президент сША как верховный главнокомандующий. Тем не менее, уже 27 августа 1950 г. американские ВВС атаковали китайский приграничный аэродром в г. Аньдун[46]. С его негласного одобрения американская авиация продолжала совершать рейды на китайскую территорию[47].

Э. ди Нольфо тоже указывает, что американские самолеты регулярно вторгались в китайское воздушное пространство[48], и тот же Аньдун бомбили 22 сентября 1950 г.[49]

 

8 октября 1950 г. американские ВВС вторглись в воздушное пространство СССР и подвергли бомбардировке военно-морскую базу Сухая Речка, находящуюся в 100 км от советско-корейской границы.

По А. Розину, два американских реактивных истребителя F-80 "Шутинг-Стар" направились на «свободную охоту» в район китайско-корейской границы. Обнаружив железную дорогу, по которой шли эшелоны с грузами, американцы полетели вдоль неё и, не замеченные радиолокаторами, проскочили государственную границу СССР. Обнаружив аэродром, лётчики атаковали его, сбросив бомбы, а затем обстреляли из пулемётов строения и стоянки самолётов, прежде чем дежурное звено успело подняться в воздух. В результате атаки один из находившихся на аэродроме самолётов был уничтожен полностью, шесть сильно повреждены. К счастью, бомбы и реактивные снаряды не попали в склады с горючим и боеприпасами[50]

В ответ на резкий дипломатический протест Советского Союза и приведение в боевую готовность Тихоокеанского флота и Дальневосточного военного округа Госдепартамент США принес официальные извинения и заявил о готовности выплатить необходимую компенсацию и сместить командира эскадрильи, проводившей налет[51].

Понятно, что в отношении данного инцидента в российской историографии есть определенная ажитация. В то, что это было случайностью, верят далеко не все, и более того, этот инцидент является важной частью тех конспирологических теорий, в которых Корейская война рассматривается как спровоцированная США репетиция третьей мировой в ходе которой Америка планировала обкатать на Северной Корее основные элементы своей военной доктрины: «подобный инцидент вряд ли мог произойти без санкции высоких военных инстанций»[52].

 

В начале ноября 1950 г. «горячее преследование» было официально разрешено. Это был серьёзный шаг, означавший втягивание в сферу Корейской войны во всеобщую, хтя при этом США не консультировались со своими союзниками и только поставили в известность о решении, принятом американскими военными властями [53].

Естественно, это вызывало вполне определенные опасения китайского руководства, которое в переписке с Москвой обращало внимание на слабость авиации и необходимость воздушного прикрытия. 4 октября, согласно мемуарам Пэн Дэхуая, Мао заявил ему, что «Сталин дал согласие на участие в войне советских ВВС, так что за воздушное пространство будут ответственны они, за наземные войска – мы»[54].

Для решения данной проблемы в КНР был переброшен 64-й истребительный авиакорпус, боевая задача которого заключалась в «прикрытии от ударов авиации противника с воздуха мостов, переправ, гидроэлектростанций, аэродромов, а также объектов тыла и коммуникаций корейско-китайских войск в Северной Корее до рубежа Пхеньян — Вонсан». Одновременно с этим корпус должен был «быть в готовности к отражению во взаимодействии с частями китайской авиации возможных ударов противника по основным административным и промышленным центрам Северо-Восточного Китая на мукденском направлении».

Точнее, первоначально районом действия 64 ИАК, помимо прикрытия районов сосредоточения войск в Китае, был район китайско-корейской границы. Потом максимальный рубеж боевых действий был постепенно перенесен на территорию КНДР до линии Пхеньян – Гензан, что примерно соответствует 37-й параллели, а полёты ограничены береговыми чертами с запада и востока.[55]

 

Этот момент является довольно важным при рассмотрении вопроса о «советском участии в Корейской войне»: наши летчики не принимали участия в боевых действиях непосредственно на театре военных действий, и перед ними не ставились задачи наступательного плана, связанные с чем-то большим чем «перехват самолётов противника в район китайско-корейской границы»[56].

В связи с этим автор даже сталкивался с точкой зрения, согласно которой советская авиация не принимала участия в военном конфликте per se, а защищала военные и хозяйственные объекты КНР или те объекты КНДР которые имели важность не только для Кореи (например, Супхунская ГЭС давала электричество как в Корею, так и в Китай). Иными словами, лишь прикрывала китайскую территорию, заходя в воздушное пространство КНДР по тем же причинам, по которым Макартур добивался «горячего преследования».

 

Впрочем, в данной работе, рассматривающей в основном внутренние факторы, автор не будет уделять слишком большое внимание действиям 64 авиационного корпуса. Хроника его столкновений с врагом, эволюция тактики, быт советских летчиков и иных военных специалистов хорошо описан в военной литературе.

 

До ноября 1951 года 64-й иак организационно входил в состав оперативной группы советских ВВС на территории Китая, затем взаимодействовал с Объединенной китайско-корейской воздушной армией. Советские летчики были одеты в китайскую форму, а на самолетах были нанесены опознавательные знаки ВВС НОАК.

Режим работы был очень тяжелым. После 4-5 месяцев напряженной боевой работы (в том числе 2-х – 3-х вылетов в день) около половины летчиков нуждалось в госпитальном лечении или освобождении от полетов из-за высокой утомляемости[57].

Первые реактивные истребители МИГ-15 появились в небе Кореи в ноябре 1950 г., произведя почти шоковый эффект. 1-7 ноября 1950 г. советские летчики вынудили американцев прекратить дневные бомбардировки северокорейской территории.[58]

Хотя, по данным советских источников, противник в первые два месяца понес значительные потери в технике, лишившись 68 самолётов, что в 8 раз превышало потери советской стороны, это не было победой. Авиация США по-прежнему полностью господствовала в воздухе[59].

Район, где действовали советские летчики, американцы прозвали «Аллеей МиГов», так как основными боевыми самолетами, бывшими на вооружении корпуса, были реактивные самолеты МиГ-15 и МиГ-15-бис, которые в боевых условиях проходили своеобразную «обкатку» против новейших образцов американских истребителей, среди которых выделялся F-86 «Сейбрджет».

Это противостояние советских и американских истребителей является поводом для больших и жарких дискуссий как среди историков, так и среди политизированных пользователей интернета, желающих на примере этого единственного прямого противостояния советского и американского оружия показать, «как наши им дали».

Первое столкновение МиГ -15 и F-86 произошло 17 декабря 1950 г. и закончилось сбитым МиГом. Первый F86 был сбит три дня спустя.

Что же касается общей статистики потерь, то данные довольно сильно разнятся. Как свидетельствуют советские боевые документы, с ноября 1950 по ноябрь 1952 г. общее соотношение потерь составляло 7,9: 1, в 1952 г. – 2,2:1, в 1953 г. – 1,9: 1 в пользу пилотов Мигов[60]. По словам авторов «Корея в огне войны», «за неполных три года, в течение которых советские летчики воевали в небе Кореи, 64-й истребительный авиационный корпус потерял 120 летчиков и 335 самолетов МиГ-15»[61]. При этом, только зенитчиками было сбито 40 F-86 при том что по словам Гастингса, за весь период пребывания в Корее число этих самолетов не превышало 150[62].

Официально признанные потери советских летчиков по А. Миллетту, кстати, близки к этим данным – более 200 пилотов и 345 МИГ-ов[63].

Историки США, в частности авторы энциклопедии Корейской войны, говорят о счете 7:1 в свою пользу. М. Гастингс утверждает, что американские летчики во время войны уничтожили 900 самолетов противника, из них – 792 МИГ- а., потеряв при этом всего 78 своих боевых самолетов F-86[64].

А. Миллетт отмечает, что в вопросе о воздушных боях обе стороны преувеличивают свои победы. Так, внутренние записи американских ВВС говорят о 101 сбитом F86, в то время как некоторые коммунистические источники доводят эту цифру до 1300. В свою очередь, по американским данным, было сбито 792 МИГа, по данным их противника –498. Однако следует отметить, что деятельность советских летчиков однозначно изменила тактику американских бомбардировщиков, что говорит об эффективности этой деятельности: американцы были вынуждены сменить тактику и не летать, как на параде[65].

Ссылаясь на американских историков, работавших в российских архивах, он полагает, что реальные цифры составляют порядка 5:2 в пользу американцев[66]. хотя данные цифры касаются всех сбитых МИГ-ов., среди которых американцы не выделяли пилотируемые советскими летчиками. Поэтому реальное соотношение потерь именно российских и американских пилотов может быть еще ниже.

Автор же в этом вопросе доверяет Е. Пепеляеву: «Я твердо заявляю, что групповые воздушные бои самолетов МиГ-15 с F-86 проходили на равных. В первых групповых воздушных боях успех сопутствовал больше летчикам «Сейбров». Начиная с июня-июля 1951 г. летчики 196-го авиаполка проводили воздушные бои уже на самолетах МиГ-15, и в большинстве случаев эти бои заканчивались вытеснением противника из охраняемого района, а это значит, свободным выходом из боя, то есть без своих потерь»[67].

Кроме того, считать стоит не только или не столько число сбитых самолетов, сколько то, была ли выполнена поставленная задача. По советским данным, «прикрытие переправ и электростанций в районе Аньдун, а также других объектов на территории Северо-Восточного Китая авиасоединениями корпуса выполнялись полностью, самолёты противника за весь период боевых действий к этим объектам не были допущены. Задача по прикрытию путей сообщения и других объектов тыла на территории Северной Кореи соединениями иак выполнена частично» [68].

 

При анализе этих споров стоит учитывать следующее.

· Тактико-технические данные истребителей в целом равноценны.

Показатели Ед. изм. МиГ-15 «Сейбр» (F-86)
Взлетный вес т 5,044 Почти в 2 раза больше
Тяга двигателя кг    
Тяговооруженность   0,54 0,53
Максимальная скорость у земли Км/ч    
Практический потолок м    
Вооружение   Одна 37-мм пушка Две 23-мм пушки Прицел-полуавтомат Шесть 12,7-мм пулеметов[69] Прицел-автомат с дальномером

 

Как отмечают авторы книги «Корея в огне войны», «МиГ-15 бис превосходят американские истребители Ф-86 по вооружению, скороподъёмности и незначительно по горизонтальной скорости[70], но уступают им по дальности и продолжительности полёта, горизонтальной маневренности, пикированию и стрелковому прицелу»[71]. По М. Гастингсу, МиГ имел более мощное вооружение, но F-86 был более удобен в управлении и стабилен на большой высоте [72].

МиГ-15 получал преимущество в разгоне и скороподъемности, мог быстрее сократить дистанцию и подойти к противнику. «Сейбр» лучше маневрировал на малой высоте и имел бόльшую скорость, что позволяло ему уходить от преследования[73]. Он мог также дольше держаться в воздухе, имея 1,5 т «лишнего» топлива. Электронное, пилотажное и навигационное оборудование на самолете F-86 было более совершенным, чем на МиГ-15 бис.

 

· Обе стороны довольно активно «играют со статистикой». Помимо различных критериев подсчета сбитых самолетов противника[74] стоит учитывать хотя бы то, что не каждый вражеский самолет, который задымил и пошел на снижение, был уничтожен. Нередко самолет удавалось довести до аэродрома и впоследствии отремонтировать. Нужно помнить и то, что число уничтоженных самолетов и пилотов противника – это несколько разная статистика. Для тех же американских ВВС, где сохранению жизни пилота уделялось много внимания, уничтожение самолета не означало гибель команды, - в критической ситуации американский летчик мог катапультироваться, и если это происходило над «своей» территорией, он имел хорошие шансы добраться до своих без приключений. [75]

· За рулем американского истребителя всегда сидел именно американец. Когда же речь идет о сбитых американцами МиГ-ах, то помним, что за рулем МиГ- ов китайских летчиков было, как минимум, не меньше, чем советских. При этом подготовка китайских летчиков была значительно хуже. Не случайно одной из причин оттягивания сроков вступления КНР в войну Мао в свое время называл недостаточную обученность и экипированность летного состава.

· Основной целью американского истребителя был МиГ. Но основной целью МиГа был не американский истребитель, а американский бомбардировщик, поскольку главной целью советских и китайских летчиков было предотвращение атак американской авиации на промышленные объекты, располагающиеся на корейско-китайской границе и на территории Китая. Американские истребители главной целью не были, и специальная охота за ними не велась. Впрочем, советские летчики чаще брали на себя F86, а китайцы – остальные цели[76].

Кроме того, советские летчики вообще не особенно гонялись за головами. Е. Пепеляев пишет: " Мы воевали не за свое отечество, поэтому я не требовал от подчиненных проливать кровь и отдавать жизнь, любой ценой выполняя боевую задачу. Но мы были полны решимости не давать противнику сбивать своих, а главное не дать бомбить обороняемые объекты. Основной задачей летчиков 196-го полка было выжать самолеты противника из района боя, не иметь потерь, а если представится возможность сбить, то воспользоваться этим. "

С другой стороны, А. Миллетт отмечает, что хотя у противников американцев часто было преимущество вплоть до четырехкратного, американцы были лучше подготовлены. Это связано с тем, что среди китайцев не было хороших асов, а советские летчики часто менялись, т. к. целью советского командования было пропустить через столкновения с американцами как можно больше личного состава[77].


[1] Корея в огне войны.С. 212

[2] К весне 1951 г. под командованием Риджуэя были сосредоточены более чем значительные силы.

Три американских корпуса состояли из семи дивизий и одного десантного полкового соединения. Армия Республики Корея состояла из трех корпусов), в которых насчитывалось девять дивизий. Силы других стран ООН состояли из бригады Британского Содружества, Британской бригады, Турецкой бригады и отдельных пехотных батальонов из Канады, Бельгии, Франции, Греции, Нидерландов, Филиппин и Таиланда, а также полевой артиллерийской батареи из Новой Зеландии. Это была самая большая полевая армия в истории, которой когда-либо командовал американский генерал.

[3] Полагаю, что имеется в виду упор на огневую мощь и логистику плюс привычка к определенным шаблонам.

[4] Hastings, Max. The Korean War.С. 173-175.

[5] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 286.

[6] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 225

[7] Hastings, Max. The Korean War.С. 190.

[8] Пэн Дэхуай. Мемуары маршала. М., 1988. С. 355-356.

[9] А. С. Орлов, В. А. Гаврилов. Тайны Корейской войны.С. 126.

[10] Hastings, Max. The Korean War.С. 139.

[11] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 287

[12] Hastings, Max. The Korean War.С. 196

[13] Корея в огне войны.С. 213

[14] Корея в огне войны.C. 213

[15] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 211 - 212

[16] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 210

[17] Allan R. Millett. The Korean War С. 139.

[18] Hastings, Max. The Korean War.С. 66.

[19] Hastings, Max. The Korean War.С. 65.

[20] Allan R. Millett. The Korean War С. 139.

[21] Allan R. Millett. The Korean War С. 35-36.

[22] Allan R. Millett. The Korean War С. 42.

[23] Корея в огне войны.С. 137

[24] Hastings, Max. The Korean War.С. 178.

[25] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 183.

[26] Hastings, Max. The Korean War.С. 193.

[27] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 223

[28] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 200

[29] Корея в огне войны.С. 205 – 206

[30] Стоит помнить, что Республиканская партия активно критиковала администрацию Трумена и требовала расширения войны.

[31] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 214

[32] Корея в огне войны.С. 208

[33] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 216

[34] Ди Нольфо,С. 182.

[35] Корея в огне войны.С. 209

[36] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 308.

[37] Hastings, Max. The Korean War.С. 206

[38] Hastings, Max. The Korean War.С. 271.

[39] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 314.

[40] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 286

[41] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 287

[42] Корея в огне войны.С. 214 - 216

[43] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 288

[44] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 156 — 157

[45] Allan R. Millett. The Korean War С. 53.

[46] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 126.

[47] Корея в огне войны.С. 128

[48] Ди Нольфо,С. 181

[49] Стьюк Уильям. Корейская война. С. 162 (комментарии).

[50] Розин Александр. Корейская война. Эпизоды участия Советского Флота.

[51] Круглый стол «Страницы прошлого». С. 30.

[52] Корейский полуостров: метаморфозы послевоенной истории. С. 155

[53] Ю. В. Ванин Корейская война (1950-1953) и ООН.С. 175.

[54] Корея в огне войны.С.167.

[55] Розин Александр. Корейская война. Эпизоды участия Советского Флота.

[56] Корея в огне войны. С. 335

[57] Корея в огне войны. С. 300.

[58] Allan R. Millett. The Korean War С. 39.

[59] Корея в огне войны. С. 345

[60] Корея в огне войны. С. 275.

[61] Корея в огне войны. С. 275.

[62] Hastings, Max. The Korean War. С. 258.

[63] Allan R. Millett. The Korean War С. 73-74.

[64] Hastings, Max. The Korean War. С. 263.

[65] Allan R. Millett. The Korean War С. 169.

[66] Allan R. Millett. The Korean War С. 98.

[67] Корея в огне войны. С. 322.

[68] Корея в огне войны. С. 337

[69] В конце войны американцы учли опыт боев с МиГами и начали вооружать «Сейбры» 20-мм пушками.

[70] По мнению известного советского аса Е. Г. Пепеляева, существенным недостатком МиГ-15 было «очень плохое скольжение самолета.

[71] Корея в огне войны. С. 360

[72] Hastings, Max. The Korean War. С. 261.

[73] Корея в огне войны. С. 321. МиГ

[74] Например, в советских источниках автор часто встречает упоминание о том, что когда американцам удавалось сбить МИГ, на цель заходило несколько американских истребителей, чтобы каждый мог зафиксировать его своим «фото-пулеметом», и каждый указывал его в своих отчетах как сбитый именно им, так что один самолет превращался в несколько.

[75] Корея в огне войны. С. 248-249.

[76] Корея в огне войны. С. 253.

[77] Allan R. Millett. The Korean War С. 73-74.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: