Тема 5. Предметная неделя как форма организации внеурочной работы в области эколого-биологической деятельности




Методика подготовки и проведения предметной недели. Виды деятельности в рамках предметной недели. Особенности эколого-биологических предметных недель в начальной школе. Тематика эколого-биологических недель в начальной школе

Современный этап развития общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей.

Центр тяжести переносится на формирование способности личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.

Известный практик и ученый, доктор педагогических и психологических наук А.И. Савенков говорил следующее: «Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Есть те, кто одарен больше, есть те, кто одарен меньше, но даром этим отмечен каждый».

Выявить, в какой области одарен ребенок, развить его способности, помогает внеурочная деятельность.

В ней выражены все необходимые для полноценного саморазвития личности этапы: самоцелеполагание (свобода, воля), самопланирование (инициатива, творчество), самоорганизация (самостоятельность, решительность), самореализация намеченных целей (трудолюбие, способности), самоанализ и самооценка результатов (совесть, честность). Она приобщает ребенка к освоению богатств духовной культуры, являясь областью раскованного общения и участия в самых разнообразных видах практической деятельности. Именно во внеурочной деятельности удовлетворяются потребности ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации.

Одной из приемлемых форм внеурочной деятельности по предмету для любой общеобразовательной школы является предметная неделя. Ее популярность вызвана тем, что она включает разные виды деятельности.

Работа в предметной недели формирует составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной компетенции:

· умение понимать поставленную задачу, суть учебного задания, характер взаимодействия со сверстниками и преподавателем, требования к представлению выполненной работы;

· умение планировать конечный результат работы и представить ее в вербальной форме;

· умение вносить коррективы в ранее принятые решения;

· умение оценивать результаты;

· умение поиска и нахождения необходимой информации самостоятельно;

· умение конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа деятельности.

Помимо этого позволяет пробудить у обучающих интерес к учебным предметам; выявить одаренных школьников, воспитать у слабоуспевающих учеников веру в свои силы, возможности.

Цель работы: развитие потребностей ребенка в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самореализации через внеурочную деятельность.

Задачи:

· рассмотреть предметную неделю как одну из форм внеурочной деятельности учителя и учащихся;

· изучить методическую литературу по данной проблеме;

· разработать план мероприятий предметной недели.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми ценностей. При этом воспитание должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Цель внеурочной деятельности - создание условий для развития творческого потенциала обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего усвоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в форме, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе внеурочной деятельности доступны следующие виды деятельности:

1. игровая деятельность;

2. познавательная деятельность;

3. проблемно-ценностное общение;

4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

5. художественное творчество;

6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

7. трудовая (производственная) деятельность;

8. спортивно-оздоровительная деятельность;

9. туристско-краеведческая деятельность.

Виды деятельности не исчерпываются этим списком.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Внеурочная деятельность в рамках нашего образовательного учреждения решает следующие задачи:

- создать комфортные условия для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

- способствовать осуществлению воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых формируются нравственные, духовные и культурные ценности подрастающего поколения;

- компенсировать отсутствие и дополнить, углубить в основном образовании те или иные учебные курсы, которые нужны учащимся для определения индивидуального образовательного маршрута, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств;

- ориентировать обучающихся, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности, на развитие своих способностей по более сложным программам.

Модель внеурочной деятельности разрабатывалась в соответствии с принципами:

1. Принцип учёта потребностей учащихся и их родителей.

2. Принцип преемственности.

3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающей реализацию четырех направлений.

4. Принцип учета социокультурных особенностей школы.

5. Принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности.

Стремление к знаниям в наш век бурного развития науки и техники не только не снижается, а наоборот, непрерывно растет. Как же сделать так, чтобы ученик не только запоминал различные правила, но и научился мыслить, находить самостоятельно решения разнообразных задач. Этого можно добиться, если школа будет учить общим методам мышления, различным способам подхода к решению задач, в любой неожиданной ситуации.

На решение данной проблемы обучения и воспитания направлено проведение предметных недель в школе.

Предметная неделя – это одна из форм внеурочной работы. К планированию предметных недель привлекаются обучающиеся с учетом их интересов, вопросов, предложений и пожеланий. Предметные недели способствуют формированию побуждений к творческому исследовательскому труду. Важно, чтобы главным мотивом, стал их познавательный интерес, их пытливость и любознательность.

Проведение предметных недель – это не только развлечения для обучающихся, но одна из форм организации обучения, которая должна быть связана с основным программным курсом обучения, углублять, дополнять его и тем самым повышать уровень образования обучающихся, способствовать их развитию, расширять их кругозор.

Предметные недели в школе уже на протяжении нескольких лет

традиционно стали частью внеурочной деятельности.

Цели проведения предметных недель:

1. Обеспечение активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного отдыха во внеурочное время.

2. Создание условий для раскрытия способностей каждого ребенка, выявление одаренных детей.

3. Воспитание осознания важности знаний в жизни каждого человека.

4. Развитие умения работать коллективно.

5. Развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей детей.

Принцип проведения предметных недель: каждый ребенок является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, рисовать, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их. Загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.

Главной особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы учащихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Учителя школы включают в план Недели мероприятия, в которых принимают участие ребята с первого по одиннадцатый классы.

Организатором предметной недели является методический совет образовательного учреждения.

Участниками предметной недели являются:

- все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которой проводится предметная неделя;

- учащиеся, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.

План проведения предметной недели, написанный на большом листе бумаги, вывешивается на стенде школы минимум за три дня до начала недели. За пять дней до начала недели на очередном заседании комитета по ее подготовке и проведению отчитываются ответственные за каждое мероприятие. Намечается порядок вручения призов и памятных сувениров победителям конкурсов

Открывается неделя торжественной линейкой.

В течение следующих дней в классах проводятся различные мероприятия. Диапазон применяемых форм разнообразен: встречи, олимпиады, выставки ученических работ, ярмарки, турниры, интеллектуальные игры, агитбригады, конкурсы, КВНы, разгадывание кроссвордов, устные журналы, защита проектов, практические занятия, тематические линейки и др.

Учащиеся готовят интересные выступления, создают красивые стенды и стенные газеты, принимают участие в различных соревнованиях и викторинах. Все это дает возможность лучше и глубже узнать любимый или не очень любимый предмет, найти в нем для себя что-то новое и неожиданное.

Одним из непременных условий плодотворной работы предметных недель является подведение итогов, которое проходит открыто. На общешкольной линейке вручаем призы и грамоты призерам, победителям, участникам. Обязательно материал помещаем на школьный сайт.

Проведение предметной недели сопровождается разнообразной наглядной информацией, которая располагается на стенде школы.

В результате повышается интерес к предмету и возбуждается потребность в его удовлетворении, а система инновационных средств обеспечивает включение школьника в активную познавательную учебную деятельность, усвоение им знаний в единстве с умениями и перевод учебно-познавательной деятельности на продуктивно-творческий уровень. Предметная неделя – это праздник длиною в целую неделю.

Изучив психолого-педагогическую, методическую литературу приходим к выводу, что организация внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС нового поколения - одна из составляющих образовательногопроцесса.
Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей. Только многообразие видов деятельности и включение ученика в систему позитивных отношений с окружающей действительностью сможет выявить и развить индивидуальные особенности каждого ученика и привести к успешной социализации личности.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Специфика предметной недели как одной из форм внеурочной деятельности в современной школе заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую, с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.

Особенностью предметной недели является то, что она объединяет разные возрастные группы обучающихся и создает условия для их совместной познавательной и творческой деятельности. Такая форма мероприятий дает возможность расширить свой кругозор, повысить уровень мотивации учебной деятельности, понять, насколько увлекательны и необходимы учебные предметы, найти новых друзей. Также предметная неделя пробуждает интерес к учебным предметам; выявляет одаренных детей; воспитывает у слабоуспевающих ребят веру в свои силы, возможности.

Дети овладевают навыками коллективного творчества, а главное: они могут жить, прикасаясь к миру прекрасного, предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески.

Неделя показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма. Очень важно, чтобы неделя для педагогов стала возможностью апробации новых технологий, новых форм организации урока. Она позволяет в полной мере раскрыть потенциалы учителя, способствует развитию его профессиональной культуры, профессиональному мастерству.

 

Учиться должно быть интересно. Только тогда учение может быть успешным. В этом твёрдо убеждены педагоги начальной школы. Поэтому одна из основных задач учителя – научить детей учиться, сформировать у них потребность в учении, научить получать от учёбы удовольствие.

Основная цель – повышение интереса учеников к предмету, формирование познавательной активности, кругозора, расширение образовательного пространства, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.

Предметные недели в начальной школе – это праздник длиною в целую неделю. Готовиться к нему ученики и учителя начинают за месяц.

Каждым учеником выбирается направление, которое ему интересно. Кто-то изображает предмет на рисунке, кто-то составляет ребусы, подбирает загадки, стихотворения и т.д.

Все работы учащихся вывешиваются на школьных стендах за несколько дней до начала Недели для ознакомления, а представлять свои работы и защищать свои проекты ученики будут уже в рамках мероприятия. Накануне Недели оформляется большой стенд, где вывешивается план проведения Недели и лучшие работы учащихся всех классов.

В первый день недели учащихся и родителей встречает в фойе красочное объявление о проведении Недели с приглашением посетить все мероприятия. Во всех классах вывешиваются тематические газеты, проводится конкурс на лучшую газету.

В рамках предметных недель учащиеся обучаются азам проектной и исследовательской деятельности.

Даже первоклассники готовят свои проекты, выступают в роли исследователей неизведанных пока тайн.

В классе действует незыблемое правило: каждый проект или творческая работа имеют право на оценку и признание одноклассников и учителя.

В рамках Недели обязательно проводятся классные и школьные олимпиады по предмету. Формировать в детях желание участвовать в олимпиадах надо с первого класса, с обязательным выявлением победителей и награждением.

Всю неделю в школе праздничное приподнятое настроение, все дети заняты делом: играют, соревнуются, обсуждают, переживают.

В конце недели подводятся итоги: награждаются победители, учащиеся готовят друг другу сюрпризы. Здесь принимают участие и родители, готовят своим детям подарки и организуют чаепитие.

Таким образом, после проведения предметных недель у многих учащихся меняется отношение к учёбе, появляется заинтересованность в познании нового, усиливается интерес к процессу обучения.

Такие формы работы дают большой эмоциональный заряд, надолго запоминаются детям, улучшают успеваемость по предмету, способствуют формированию положительной мотивации учебной деятельности.

2.1. Положение о школьной предметной неделе.

1. Общие положения.

1.1 Школьные предметные недели проводятся ежегодно методическими объединениями с целью повышения профессиональной компетенции учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности учащихся.

1.2. Задачи предметной недели:

совершенствование профессионального мастерства учителей через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;

вовлечение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым дисциплинам;

выявление школьников, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

2. Организация и порядок проведения предметной недели.

2.1 Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.

2.2 План подготовки и проведения предметной недели утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до начала ее проведения.

2.3 Организатором предметной недели является научно-методический совет школы.

2.4 Участниками предметной недели являются:

все учителя, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которой проводится предметная неделя;

ученики школы, изучающие предмет или образовательную область, по которой проводится предметная неделя.

2.4. В рамках предметной недели могут проводиться:

· предметные олимпиады;

· нетрадиционные уроки по предмету;

· внеклассные мероприятия на параллели учебных классов и между параллелями;

· общешкольные мероприятия.

2.5. Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях гимназии.

2.6. По итогам предметной недели может быть проведен набор в Научное общество учащихся, определены участники предметной районной олимпиады.

2.7. По итогам предметной недели наиболее активные участники награждаются памятными призами или грамотами.

2.8. По окончании предметной недели на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе предметной недели.

2.9. По итогам предметной недели заместителю директора по УВР сдаются планы открытых мероприятий, включая тексты заданий для проведения предметных олимпиад и протоколы с их результатами.

2.2. Предметная неделя по окружающему миру «Знатоки Природы».

2.2. 1. Основные задачи предметной недели.

1. Повышение интереса учащихся к учению, развитие их познавательных способностей, расширение кругозора.

2. Развитие у учащихся логического мышления, пробуждение глубокого интереса к решению нестандартных задач, умение применять полученные знания на практике.

3. Выявление одарённых детей по предмету, всестороннее развитие интересов, способностей учащихся, оказание им помощи в сознательном выборе профессии.

2.2.2. Организация Недели.

Руководство занимается:

1. Подготовкой и проведением предметной недели руководит оргкомитет.

2. В состав оргкомитета входят представители Педагогического совета.

3. Оргкомитет намечает план проведения предметной недели и утверждает ответственных.

2.2.3.Порядок поведения школьной предметной недели.

1. В течение недели проходят различные мероприятия: конкурсы, игры, направленные на формирование познавательных интересов, способствующие развитию способностей учащихся.

2. Учителя, воспитатели в течение предметной недели проводят творческие недели, открытые уроки, способствующие обмену методическим опытом.

2.2.4. Подведение итогов предметной недели.

1. Итоги предметной недели подводятся оргкомитетом, который определяет самых активных участников.

2. Победители тематических конкурсов, викторин и т. д. награждаются призами.

3. Итоги проведения школьной предметной недели анализируются на заседании Педагогического совета.

2.2.5. План проведения недели.

Неделя окружающего мира «Знатоки Природы».

Цель недели: поддержать интерес учащихся к окружающему миру, расширять знания ребят о природе, воспитывать бережное отношение к природе, развивать умение видеть красоту окружающего мира.

План проведения недели.

Понедельник

1) Линейка - открытие недели (ознакомление с планом проведения недели)

2) Экскурсия в природу "Как прекрасен этот мир" (1 - 4 кл.)

Вторник

1) Выставка рисунков "Осенняя пора, очей очарованье…" (1 - 4 кл.)

2) Викторина "Что растёт на грядке?" (1 - 4 кл.)

Среда

1) Олимпиады по окружающему миру (2 - 4 кл.)

2) Беседы о животных и растениях "Самые, самые..." (из книги рекордов Гинесса) - 1 классы.

Четверг

1) Праздник «Мисс Кис – кис и мистер Мяу» (2-4 кл.).

2) Заочная викторина по окружающему миру. (1-4 кл.)

3) Конкурс загадок «Самый умный» - 1классы.

Пятница

1) КВН «Знатоки природы» (1-4 кл.)

2) Конкурс поделок «Природа и фантазия» (1-4кл.)

3) Праздник «Осенины» (1-4кл.)

Суббота - день сюрпризов.

Линейка – (подведение итогов, награждение).

Таким образом, проведение предметных недель в начальной школе является традиционным и вовлекает в работу всех учащихся младших классов. Это не только развлечения для учащихся, но одна из форм организации обучения, которая углубляет, дополняет и повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет кругозор. Предметные недели способствуют развитию познавательной активности учащихся. Через предметные недели мы можем вовлечь практически всех детей, создать условия, при которых вся начальная школа будет в течение определенного срока буквально погружаться в предложенную образовательную область, объединяя в едином порыве всех учащихся и педагогов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: