Организация рабочего места учителя в системе бережливого производства 5S




С 2018 года в рамках проекта «Бережливая школа» наша образовательная организация работает над вопросами разработки и введения стандартов рабочего места учителя и рационального распределения оборудования и дидактического материала в учебных кабинетах и лабораториях. Очевидно, что правильная организация рабочего места, его оснащение позволяют экономить время и улучшать качество работы. Для того, чтобы наилучшим образом организовать порядок, следует обратить внимание на ряд общих принципов, оттолкнувшись от действий учителя при подготовке и проведения урока.

Перечень действий учителя с использованием необходимого оборудования на рабочем месте:

1. Подготовка к уроку

2. Проверка тетрадей и проектов

3. Объяснение материала

4. Работа с литературой

5. Работа на компьютере

6. Работа с принтером и сканером

7. Хранение необходимых материалов

Удобный стол, рабочее кресло, компьютер, сканер, принтер, проектор - вот тот минимум, который необходим современному учителю в школе. Учитывая требования времени, учитель проводит всё больше и больше времени за компьютером при подготовке к урокам, внеклассным занятиям, повышая свою педагогическую квалификацию.

Эргономически обоснованный проект рабочего места педагога позволит сберечь здоровье учителя и повысить его работоспособность. Необходимо обратить внимание на мебель, параметры которой можно подобрать и регулировать. Исходя из вышеперечисленного перечня действий учителя, становится ясно, что учителю необходим просторный удобный стол со столешницей Г-образной формы, с большим количеством ящиков, с местом для компьютера, принтера, сканера, канцелярских принадлежностей и т.д.

При неправильных размерах рабочего места подвергаются нагрузке особенно мышцы шеи, плечевого пояса и спины, что неправильно с точки зрения эргономики. При выборе и установке рабочего стола и кресла необходимо учитывать следующие правила:

· Рекомендуется, чтобы верхний край экрана монитора находился на одном уровне с глазами пользователя.

· Устанавливайте монитор согласно приведенного рисунка таким образом, чтобы от него не отражался свет.

· Клавиатура должна находиться на том же уровне, что и предплечья.

· Для мыши следует предусмотреть достаточное место для её перемещения на одном уровне с предплечьем.

· Специальная подставка под бумажные документы облегчит вам одновременную работу на компьютере и с бумажными носителями.

· Подбирается удобное положение спинки кресла, столешницы, монитора и так далее.

Вещи, которые используются регулярно, всегда должны находиться под рукой, в пределах досягаемости, чтобы не тянуться за ними. Если над столом оборудованы полки, они должны располагаться таким образом, чтобы можно было дотянуться до вещи, находящейся на полке, не поднимаясь со стула.

Кроме соблюдения требований эргономики рабочие места учителей в нашей организации были стандартизированы по системе 5S (рациональная организация рабочего пространства, которая предполагает сортировку вещей, организацию хранения и постоянное поддержание порядка). Суть данной системы можно выразить через ее цели:

1. Обеспечение чистоты на рабочем месте.

2. Экономия времени, главным образом на поиск необходимого в работе.

3. Обеспечение безопасного труда, снижение числа несчастных случаев.

4. Повышение уровня качества продукции, снижение количества дефектов.

5. Создание комфортного психологического климата, стимулирование желания работать.

6. Исключение всех видов потерь.

7. Повышение производительности труда.

Стандартизация- это набор определенных процедур, устанавливающих применение оптимальных методов работы и последовательность операций для каждого процесса. В нашей организации разработано положение о классном кабинете. Ведутся портфолио кабинетов, где отмечаются изменения, улучшения или планируется устранение недостатков. Кабинет проходит ежегодную аттестацию. Существуют и требования к рабочему месту учителя в соответствии с системой 5S.

Важно добиться того, что каждая вещь оказалась «на своем месте». Распределяя предметы по пространству, ориентируемся на принципы безопасности, качества вещей и их эффективность. Главные четыре правила расположения: на виду, легко взять, легко использовать, легко положить обратно. Клеим надписи (с названием, количеством), поскольку с ними глазу проще ориентироваться в местах хранения оборудования и инвентаря, в рабочей зоне. Письменно закрепляем правила содержания рабочих мест, технологии работы, инструкции по поддержанию порядка. Стандартизация является необходимым условием на пути к бережливому производству.

Исследования подтвердили, что мозгу легче обрабатывать картинки, чем текст. Процедуры графического планирования (графики, таблицы, и др.) помогают представить любой процесс (в том числе и образовательный) комплексно. Инструмент визуализации позволяет оптимально структурировать учебный процесс. Таким образом, визуализацию можно рассматривать в двух аспектах:

· как размещение всех инструментов, папок, информации о рабочем процессе так, чтобы они были видны с первого взгляда.

· как метод представления информации в виде оптического изображения (рисунков, диаграмм, графиков, структурных схем, карт, таблиц и т. д.)

· Метод цветового кодирования — указывает, для чего конкретно нужны те или иные детали, инструменты, приспособления. Например, рамки плакатов, карт для определенного возраста могут быть окрашены в один цвет.

· Метод оконтуривания — хороший способ определить места хранения деталей, инструментов, технических приспособлений. Самый яркий пример — органайзеры для рабочих инструментов.

· Метод информационных табличек — таблички могут быть магнитные, электронные, бумажные. Например, расписание занятий и расписание работы кабинета размещены на информационных стендах в учебных кабинетах.

· Метод красных меток — специфический метод при внедрении 5S, который используется для обозначения «ненужных» объектов на рабочем месте. Его можно использоваться и в общих целях бережливого производства — например, ставить красные метки на запасах бумаги, канцелярских принадлежностях и т.п.

Делим вещи на нужные и ненужные и, не раздумывая, избавляемся от всех ненужных вещей. Для этого делим инструменты, оборудование, материалы на 3 категории: нужные всегда (то, что используем в данный момент); нужные иногда (то, что периодически используем, но не в данный момент); ненужные (то, что не используем, тара, посторонние предметы). В этих случаях используется инструмент «Кампания красных меток» — яркие ярлыки, которые постоянно напоминают о том, что пора решить судьбу неоднозначного предмета.

Автоматизированное рабочее место учителя, как система электронных материалов для сопровождения учебного процесса включает:

• Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам программы

• Электронные библиотеки

• Электронная база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.

• Игровые и тестовые компьютерные программы

• Видеофильмы по разделам курса

Все это позволяет готовить материал к уроку для демонстрации на экране и для распечатки раздаточного материала, приглашать к компьютеру детей во время урока и давать им индивидуальное задание, предоставлять учащимся возможность провести свое мультимедиа выступление, выводить нужную информацию (в том числе и из Интернета) на экран. Данные материалы тоже необходимо структурировать и стандартизировать. Этому способствует возможность воспользоваться сетью Интернет, локальной сетью, чтобы делиться материалами с коллегами.

Таким образом, использование инструмента правильной организации рабочего места

· устраняет множество потерь в обеспечении оптимальности структурирования и хранения дидактического материала;

· создает возможность использования учебных пособий и технических средств обучения сразу несколькими учителями.

Все свои методические материалы, разработки, УМК учителя вводят в программу Обмен. Кроме этого, учителя отправляют задания и рекомендации для самостоятельной работы учащихся на сайты учителей и в электронный журнал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: