Повторения и затянутость стихотворения.




Часто затыкая «дыр ритма» в стихотворении местоимениями и лишними словами (о чём речь выше) автор никак не соберётся сказать самого главного и затягивает стихотворение. Вообще, если основную мысль можно изложить двумя-тремя фразами, лучше сделать так и не мучить себя и читателя. Пусть это будет не в рифму и не в ритм, (можно сказать, что это хокку) и читатель оценит его намного выше, чем бесконечная ода с употреблением местоимений и глаголов с объяснением кто кому чего сказал и кто куда пошёл.

Иногда стихотворение затянуто, потому, что автор наоборот, повторяет уже сказанное несколько раз. Особенно это бросается в глаза, когда повторение стоит в следующих друг за другом строчках.

 

Я хочу всегда с тобой быть вместе –

Чтобы были рядом навсегда

Счастливы на этом белом свете

И не разлучались никогда.

 

Здесь, кажется без слов всё понятно, вторая строчка полностью повторяет первую, а четвёртая их перефразирует. В этом же примере ошибка использования слова лишнего «этом» оно здесь явно в качестве заплатки для ритма. И полбеды, если бы подобные стихотворения заканчивались одним четверостишием, но обычно они растягиваются на три – пять, потому, что автора или его ЛГ (а в подобных стихах это чаще всего одно и то же лицо) эмоции переполняют и закрывают здравый смысл. И со «шторкой на здравом смысле» автор выносит такое творение на суд читателей, а они бедные читают и думают: когда же это закончится? А чаще всего не читают. В качестве терапии пострадавшим от подобных творений хочется прописать настоящие хокку, где всё просто, лаконично и ясно:

 

ПРИМЕР 5

Аиста гнездо на ветру.

А под ним за пределами бури –

Вишен спокойный цвет.

 

Так писал знаменитый японский поэт Басё. И лишних слов ему было не нужно, и рифмы нет, а мы всё равно понимаем, что это прекрасные стихи, потому что здесь мы видим не только изумительное описание пейзажа, но и особый авторский слог, которого невозможно добиться, если постоянно использовать глаголы, местоимения и штамповые фразы.

 

Штампы

На мой взгляд (повторяюсь, что как у каждого человека он субъективен) стихотворение только тогда будет настоящим стихотворением, когда в нём появятся уникальные образы. Появление в стихотворении образа - это уже достижение - значит, автор из простого автора становится стихотворцем, а уж если образы уникальны, то автор не просто стихотворец, а настоящий поэт. Но об основах стиха, такие как ритм и рифма, всё-таки не стоит при этом забывать, потому, как до Басё нам далеко, да и живём мы немного в другом культурно-поэтическом формате.

И вот на этом пути превращения из стихотворца в поэта, автора ждут другие трудности и название им штампы, их много, и они предостерегают на каждом шагу, но их можно избежать:

«голубое небо» - типичная штампованная фраза, но если тема неба вас и вправду интересует, и вы его добавили не для того, чтобы красивее «залатать дырку в ритме», посмотрите, а на самом деле, какое небо у вас над головой? Может оно тёмно-синее, или на нём облака, похожие на сахарную вату, вспомните детское стихотворение Маяковского про тучки: «По небу плыли тучки, тучек четыре штучки» - детское стихотворение с уменьшительно-ласкательной рифмой, но всё-таки это настоящая поэзия, потому, что в нём уникальные образы и уникальный авторский слог.

«одинокий волк», «волк одиночка» - штампованное выражение, так часто встречающееся у современных молодых поэтов, которые под парами рок музыки тянутся к готике. Во-первых одинокие волки встречаются в природе не так уж часто, потому, что волки живут стаями, а если волк один, значит животное либо неадекватное, либо смертельно больное, в ином случае он просто ищет стаю. Волки всё-таки не люди, добровольно по желанию они не уходят - в холодном зимнем лесу выжить в стае куда легче, чем одному. Во-вторых я до сих пор не понимаю в чём уникальность этого образа? В повествовании об одиночестве? Картина одинокого старика, живущего в современном обществе, представляется мне на много душевнее, печальнее, а главное правдивее, чем эфемерный образ одинокого волка, который бегает по лесу.

Не знаю почему, но мне захотелось остановиться именно на этих двух штампах, но на самом деле их тысячи, просто перечислю некоторые из них, которые на слуху:

«верный друг», «чёрный ворон», «белая береза», «нежное объятие», «страстный поцелуй», «красивые глаза», «глаза, как зеркало души», «горькие слёзы», «боль в душе» и т.п.

Чаще всего штампы строятся на словах, которые не требуют пояснений, и так понятно, что друг должен быть верным, ворон – чёрным, объятие – нежным, поцелуй - страстным. Но если автор отойдёт от этих штампов, и посмотрит на мир своими глазами, то он может обнаружить, что друг не всегда верен, оперение ворона можно назвать угольным, а объятия, поцелуи и глаза тоже бывают разными, смотря о ком речь.

«Перепрыгивая» через подобные штампы автор становится настоящим поэтом – творцом с собственным миром и собственным восприятием. И для него уже не существует последней ошибки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: