Ход урока
Ход урока | Работа учителя | Работа учащихся |
1-2 мин | Организационный момент: 1. Проверка присутствующих учащихся, заполнение отсутствующих в журнале. 2. Организация рабочего места учащихся. 3. Настраивание учащихся на активную работу. | 1. Дежурный называет тех, кто отсутствует. 2. Учащиеся открывают учебники и тетради. 3. Отвечают, все ли подготовились к занятию. |
1-5 мин | Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы говорили с вами о БССР периода НЭПа. Пожалуйста вспомните, что такое НЭП и каковы были его итоги? Подводя итоги существования в российской истории новой экономической политики, можно выделить положительные итоги: 1. Удалось возродить сельское хозяйство, позволившее накормить население страны 2. Национальная валюта стала полновесной и стабильной 3. Заметно росло материальное благосостояние населения Но новые планы по индустриализации было решено обеспечивать за счёт перекачки средств из сельского хозяйства, доходов с национализированных предприятий и государственного планирования, что закономерно привело к отмиранию НЭПа и переходу к плановой экономике. | Ученики внимательно слушают. Самостоятельная работа Таблицу ученики записывают в тетрадь Рассказ учителя Ученики слушают и делают записи в тетради |
1 мин | Учащиеся записывают тему урока | |
3 мин | Задание: Пользуясь планом в учебнике определить предпосылки и цели индустриализации. | Таблицу ученики записывают в тетрадь |
30 мин | Сообщение нового материала: Наступление на частный капитал началось во второй половине 1920-х гг. Значительно увеличивались налоги, отменялись арендные договоры, сокращались денежные и товарные кредиты частникам. Был взят курс на вытеснение частного капитала из сферы производства, финансов и торговли, на постепенное свертывание новой экономической политики. Во второй половине 1920-х гг. в полном соответствии с программой социалистического строительства новая экономическая политика была постепенно заменена политикой социалистической индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции. Достаточно низкий уровень развития производительных сил в середине 1920-х гг. потребовал создания крупного машинного производства и перестройки всего народного хозяйства на основе высокопроизводительной техники. Этот процесс в СССР и БССР получил название социалистической индустриализации. В странах Запада он известен как индустриальная (промышленная) революция. Курс на проведение социалистической индустриализации в СССР принял в 1925 г. 14 съезд ВКП(б). Индустриализация в СССР отличалась от промышленной революции в капиталистических странах. На Западе она длилась столетия и начиналась с развития легкой промышленности, которая требовала меньше финансовых расходов и обеспечивала получение в короткие сроки высокой прибыли. Заработанный капитал направляли затем в тяжелую промышленность. В СССР и БССР индустриализацию необходимо было осуществить за 10 – 15 лет, и начиналась она с тяжелой промышленности, что требовало больших капитальных вложений. | Ученики слушают и делают записи в тетради |
Вопросы к классу в ходе изложения нового материала: 1. Подумайте, какие цели преследовала форсированная индустриализация в БССР и СССР? 2. Возможно ли было по вашему провести индустриализацию другими методами? | ||
Поскольку страны Запада отказались давать ссуды и кредиты СССР, финансовые средства для индустриализации приходилось искать внутри страны. Это прибыль от национализированных фабрик, заводов, предприятий средств связи, других отраслей хозяйства; продажи зерна, леса и нефтепродуктов за границу, а также картин, скульптур и других художественных ценностей; сокращение средств на содержание управленческого аппарата; установление жесткого режима экономии. Были использованы золото и серебро, проданные за границу колокола, иконы и другие церковные ценности. Введена государственная монополия на водку, а также валютная монополия, в результате которой червонец лишился конвертирования и стал внутренней валютой. Формами перекачивания средств населения на нужды индустриализации были недоплаты за работу рабочим и служащим, сверхналог для крестьян в виде переплат за промышленные товары и недоплат по линии цен на сельскохозяйственные продукты, прямые и косвенные налоги (налог с оборота), эмиссия денег, подписка на государственные займы, конфискация имущества и сбережений у зажиточных крестьян, кампании в городах по изьятию у населения золота и ценностей. Индустриализация в БССР являлась частью единого процесса индустриализации в СССР. Вместе с тем она имела и свои особенности. Во-первых, с учетом достаточных запасов местного сырья, нужды в товарах народного потребления, удобных путей сообщения и производственных традиций основное внимание в БССР уделялось топливной, деревообрабатывающей, бумажной, кожевенной, швейной, обувной и пищевой промышленности. Во-вторых, приграничное положение БССР, неразведанность ее природных богатств, недостаток сырья, инженерно-технических и рабочих кадров не позволяли развернуть крупномасштабное строительство объектов тяжелой промышленности, как это делалось в других регионах СССР. В-третьих, в БССР были созданы новые отрасли промышленности – топливная, машиностроительная, радиотехническая, химическая, наладилось производство искусственного волокна и трикотажа. Сформировались инженернотехнические кадры. Множество специалистов и квалифицированных рабочих было подготовлено в профессионально-технических учебных заведениях, а также на фабриках и заводах. Итоги осуществления индустриализации в Белорусской ССР. В результате осуществления индустриализации СССР стал одной из пяти стран мира (США, Англия, Франция, Германия), способных производить любой вид промышленной продукции, доступной тогда человечеству. Белорусская ССР из аграрной страны превратилась в республику с развитой промышленностью. Появились новые отрасли промышленности. БССР стала индустриально-аграрной республикой Советского Союза. В 1930-е гг. была ликвидирована безработица, отменена карточная система на промышленные и продовольственные товары. | Ученики слушают и делают записи в тетради | |
3-5 мин | Осмысление и закрепление сообщенного материала учащимся. Вопросы: 1. Какое значение имела индустриализация для дальнейшего развития страны? 2. Чем индустриализация в СССР отличалась от промышленной революции на западе? 3. Какие средства использовались для проведения индустриализации в СССР и БССР? | Ученики слушают и делают записи в тетради |
1 мин | Домашнее задание: Параграф 13 | Ученики слушают и делают запись задания в тетрадь |
Протокол-анализ урока по истории в в группе 105 «СД» ГУО «Минский государственный медицинский колледж» студентка 5 курса исторического факультета БГУ заочного отделения
Бердникова Александра Алексеевича
Тема урока – «Проведение индустриализации в Белорусской ССР»
1. Анализ цели урока.
Выявить причины постепенного сворачивания новой экономической политики и причины перехода к плановой государственной экономике. Рассмотреть особенности проведения индустриализации в БССР и её итоги. Цели и задачи были достигнуты, ученики заинтересовались данной темой. Следовательно, цель и задачи были поставлены правильно.
2. Анализ структуры и организации урока.
Структура урока была выстроена так, чтобы соответствовать цели урока. Комбинированный тип урока позволил ознакомиться с новым материалом, обобщить и систематизироваться знания. Новой теме было достаточно уделено внимания. Все элементы комбинированного урока присутствовали, так что организацию труда практиканта и учащихся можно считать рациональной.
3. Анализ содержания урока.
Содержание урока соответствовало учебной программе и современным научным подходам. Новый материал был изложен достаточно полно, достоверно и доступно.
Тема вызвала интерес у учащихся. Главная идея урока – рассказать про причины и методы проведения индустриализации в нашей стране. Можно сказать, что новый материал учащимися был усвоен.
4. Анализ методики проведения урока.
При проведении урока использовались различные методы: объяснительно иллюстративный, устный (в виде беседы), наглядный. Методический аппарат урока в достаточной мере соответствовал задачам активации познавательной деятельности учащихся. Дисциплину в группе поддерживать было не сложно, что объяснялось воспитанностью учащихся, их уважением к преподавателям и заинтересованностью в материале. В ходе работы с учащимися учитывался уровень их познавательной деятельности, что отразилось в различной сложности вопросов. При выставлении оценки учитывались следующие критерии:
· раскрытие общего хода события, явления
· раскрытие причинно-следственных связей и закономерностей развития
· определение хронологических рамок событий
Оценки выставлялись объективно с учётом реального уровня знаний и умений учащихся. При объяснении домашнего задания были указаны основные моменты, на которые следовало обратить внимание при подготовке.
5. Анализ работы и поведения учащихся на уроке.
Если говорить об общей оценке работы группы, то она будет положительной. Благодаря сильным ученикам беседа протекала довольно бурно и активно, некоторые ученики не были заинтересованы в предмете и изредка отвлекались. Остальные учащиеся вели себя хорошо и проявляли интерес к данной теме.
6. Оценка санитарно-гигиенических условий труда.
Освещение и температура в классе были оптимальными. Проводить урок было вполне комфортно.
7. Общие выводы, предложения по устранению недостатков.
Я считаю, что цель и задачи урока (учебная, воспитательная, развивающая) в общем были достигнуты. Большая часть учащихся положительно оценила урок. Но и недостатки, тоже присутствовали. Среди них можно выделить то, что внимание уделялось больше сильным ученикам, чем слабым (это объясняется незаинтересованностью предметом последних). В целом урок прошёл успешно, а те недостатки, которые присутствовали, можно устранить. Следует больше внимания уделить развитию у учащихся умения высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
8. Анализ заключительно слова.
Заключительное слово содержало выводы и обобщения по всему уроку. В нём были отмечены сильные и слабые стороны ответов, а так же то, что хотелось бы услышать.
Отчет о педагогической практике студента 5 курса
Исторического факультета
Белорусского Государственного Университета
Заочного отделения
Бердникова Александра Алексеевича в ГУО «Минский государственный медицинский колледж»
(7 октября – 2 ноября 2019 г.)
В период с 7 октября по 2 ноября я проходил педагогическую практику в ГУО «Минский государственный медицинский колледж». Атмосфера в колледже для педагогической деятельности и образовательного процесса является благоприятной, преподавательский состав и администрация настроены положительно, всегда готовы подсказать и оказать помощь в выполнении поставленных задач. Преподаватели и администрация делают всё возможное для комфортной и плодотворной работы и поддержания учебной дисциплины.
В колледже созданы все необходимые условия для учебной и воспитательной деятельности учащихся. Организовываются культурные и спортивные мероприятия, в которых учащиеся с удовольствием участвуют. Колледж уделяет много внимания физическому развитию учеников. В колледже организованы спортивные секции по волейболу и настольному теннису.
Также имеется доска почёта, с лучшими учениками колледжа. На высоком уровне находится воспитательная работа. В колледже постоянно организовываются разноплановые мероприятия, смотры художественной самодеятельности.
В первую неделю практики я посещал занятия преподавателя истории. Посещение занятий и рекомендации, полученные от него, а также полученные мной знания на историческом факультете способствовали успешному проведению собственных уроков. Во время практики я провёл 4 зачётных урока и одно внеклассное мероприятие. Проводил психологическое наблюдение, беседовал с учащимися. Все собранные материалы проанализированы, составлена психолого-педагогическая характеристика.
Характеристика на студента-практиканта 5 курса
исторического факультета
Белорусского государственного университета
заочного отделения
Бердникова Александра Алексеевича
Бердников Александр Алексеевич проходил практику в УО «Минский государственный медицинский колледж» с 7 октября по 2 ноября 2019 г.
За время прохождения практики зарекомендовал себя как грамотный специалист. Быстро нашел контакт с учащимися, благодаря своей молодости, умению общаться, поддерживать инициативу учащихся, понимать их потребности.
Во время прохождения практики студент показал хороший уровень знаний по предмету и высокий уровень методической подготовки. К занятиям он подходил творчески, и каждое новое занятие было не похоже на предыдущее.
В период практики Бердников А.А. ознакомился с педагогическим коллективом колледжа, образовательным процессом, работал с учебными планами, посещал занятия, составил индивидуальный план работы.
За отчетный период он показал хорошую теоретическую подготовку по предмету, творчески применял свои знания, умения и навыки на практике.
Бердников Александр Алексеевич с уважением относится к учащимся, видит в каждом из них личность, обладает педагогическим тактом, дисциплинирован, спокоен, уравновешен, всегда готов выслушать и помочь. Усердно выполнял все поставленные перед ним задачи.
Директор | __________________________ |
Преподаватель | __________________________ |
12 ноября 2019 г.
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Исторический факультет
Учебная практика. Задание по педагогике.
Внеклассное мероприятие
Бердников А.А. |
Студента 5 курса, заочного отделения, |
специальность «История по направлениям» |
Место проведения практики: |
УО «Минский государственный медицинский колледж» |
_______________________________ |
Групповой руководитель |
от факультета |
_________________________________ |
Руководитель практики |
от кафедры педагогики |
_________________________________ |
Срок сдачи отчета: 18 ноября 2019 г. |
Минск, 2019
План-конспект
внеклассного мероприятия по истории в
УО "Минский государственный медицинский колледж"
Воспитательное мероприятие в форме игры
"По страницам Великой войны..."
Цель мероприятия:
расширение исторических знаний и представлений учащихся о Великой Отечественной войне, развитие интереса к изучению истории.
Задачи:
• Образовательная: закрепить, совершенствовать, углубить знания по истории Великой отечественной войны, побуждать учащихся к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.
• Развивающая: развивать память, быстроту реакции, умение работать в команде.
• Воспитательная: содействовать формированию у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, воспитание у молодежи чувства патриотизма и любви к Родине.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация "Великая Отечественная война. Общий план и ход войны".
В игре участвуют две команды (группа делится на две части) во главе с капитанами. Учащиеся рассаживаются со своими командами с разных сторон помещения. Команды отвечают на вопросы, получая за каждый правильный ответ по одному баллу. Победитель определяется по наибольшему количеству баллов.
В роли жюри выступают преподаватель истории и куратор группы.
Ход игры:
Первый раунд
Опрос:
1. Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
2. Какая страна начала войну? (Германия)
3. Назовите руководителя Германии в то время? (Адольф Гитлер)
4. Как назывался план "молниеносной войны", разработанный Германией для борьбы с Советским Союзом? (план "Барбаросса")
5. Какие чрезвычайные органы по руководству страной и армией были созданы в СССР? (Государственный Комитет Обороны во главе с И.В. Сталиным, Совет по эвакуации, Ставка Главного Командования (позднее Ставка Верховного Главнокомандования))
6. Как назывался исторический документ, в котором предусматривалось 75% белоруссов, русских и украинцев фактически уничтожить или выселить, а остальных онемечить? (план "Ост")
7. В какие сроки проходила оборона Брестской крепости? (около месяца, с 22 июня по 20 июля 1941 года)
8. Cколько времени продолжалась блокада Ленинграда? (с 8 сентября 1941 по март 1943 года)
9. Как называлась единственная дорога, которая связывала с сентября 1941 по март 1943 г. через Ладожское озеро блокадный Ленинград с тыловыми районами страны во время Великой Отечественной войны? ("Дорога жизни")
10. В Беларуси было создано более 260 лагерей смерти. Назовите самый крупный на всей территории Беларуси лагерь смерти, занимающий четвертое печальное место по количеству уничтоженных людей после Освенцима, Майданека и Треблинки (минимально 206500 человек). (Малый Тростенец)
Второй раунд
Игрокам предстоит расставить предложенные исторические события в хронологическом порядке. За правильное выполнение - 3 балла, за скорость - 1 балл.
Исторические события:
а) начало Белорусской наступательной операции "Багратион"
(23 июня по 29 июня 1944 года, в результате операции освобождены Беларусь, большая часть Литвы и часть Латвии, восточные районы Польши);
б) создание первых партизанских отрядов
(26 июня 1941 года - формирование первых партизанских отрядов в Пинском районе под руководством В. Коржа и отряда "Красный Октябрь" в Октябрьском районе Полесской области, который возглавляли Т. Бумажков и Ф. Павловский, они первые из белорусских партизан получили звание Героя Советского Союза);
в) начало "рельсовой войны"
(3 августа 1943 года в период контрнаступления войск Красной Армии под Курском; массовое разрушение железнодорожных путей и мостов, подрыв вражеских эшелонов на важнейших магистралях, в результате перевозки живой силы и техники врага сократились на 40 %);
г) создание БШПД - Белорусского штаба партизанского движения
(9 сентября 1942 года, руководитель - П. Калинин).
Правильный ответ: БГВА
Третий раунд
Командам раздаются фрагменты с набором букв на карточках. Игроки должны на скорость собрать слова - ответы на следующие вопросы (оценивается правильность - 3 балла и скорость - 1 балл):
1. Город, 23-дневной обороной которого руководил генерал-майор Михаил Романов (Могилев, с 3 по 26 июля 1941 года, среди отважных защитников отличился стрелковый полк под командованием полковника Семена Кутепова, только за один день бойцы Кутепова уничтожили 39 вражеских танков);
2. Установка реактивной артиллерии, использовавшаяся для борьбы с танками, получила название ("катюша", 14 июля 1941 года - первое использование советских реактивных установок в районе г. Орша);
3. Запишите название крепости, на стенах которой ее защитником была сделана надпись "Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина. 20.VII.41 г." (Брестская крепость, 22 июня - 20 июля 1941 г., около батальона гитлеровцев за первую неделю боев уничтожили бойцы пограничной заставы лейтенанта Андрея Кижеватова, которая находилась в западной части Брестской крепости, штаб защиты крепости возглавили капитан И.М. Зубачев, полковой комиссар - Ефим Фомин, уроженец Витебщины; руководил обороной майор Петр Гаврилов).
Четвертый раунд
Конкурс капитанов. Капитаны команд выходят и становятся перед своими командами. Ведущий задает вопросы с вариантами ответов, время на ответ - 5 секунд. Если капитан отвечает неправильно, ход переходит к капитану соперника.
1. Когда был захвачен Минск? (28 июня 1941 г.)
2. Где и когда состоялось одно из крупнейших танковых сражений начального периода Великой Отечественной войны, в котором принимало участие, по разным оценкам, от 1,5 до 3 тыс. танков и бронемашин с обеих сторон, в том числе новые советские танки Т-34? (6-10 июля 1941 г. под г. Сенно в ходе Лепельского контрудара, враг был отброшен на 40 км)
3. Советский летчик, уроженец Беларуси, единственный в мире, который сбил в одном бою 9 самолетов врага во время Курской битвы (А. Горовец).
4. Когда был освобожден Минск? (3 июля 1944 г.)
5. Назовите партизанский псевдоним командира 1-ой Белорусской партизанской бригады (Батька Минай - Минай Шмырев).
6. Для обозначения геноцида в отношении еврейского населения Европы используется понятие "Холокост". В Беларуси его жертвами стали свыше 600 тыс. человек. Что означает "холокост" с греческого? (сжигание, уничтожение огнем)
Подведение итогов игры
Ведущий объявляет итоги (общее количество баллов каждой команды), определяется команда-победитель. Слово предоставляется членам жюри, которые дают оценки выступлению команд и высказывают свое впечатление от участвующих игроков.
Анализ воспитательного мероприятия
Мероприятие было проведено с учащимися группы 105 СД УО "Минский государственный медицинский колледж" студентом-практикантом Бердниковым Александром Алексеевичем.
Данное занятие соответствует основным направлениям воспитательной работы колледжа, возрастным особенностям учащихся.
Внеклассное мероприятие "По страницам Великой войны..." прошло в форме игры. Тема была выбрана в соответствии с пожеланиями учащихся и рекомендацией куратора группы. Цель, которую мы ставили - расширение исторических знаний и представлений учащихся о Великой Отечественной войне, развитие интереса к изучению истории.
Подготовительный этап мероприятия проходил следующим образом. Учащиеся были предупреждены о проведении игры за неделю. Им рекомендовалось просмотреть соответствующую литературу, а также изучить подготовленный мной материал (карты, схемы, даты). Выбранная тематика игры очень заинтересовала учащихся, а соревновательный момент только усилил вовлеченность. Вопросы были подготовлены с целью систематизации ранее полученных учащимися знаний.
Мероприятие началось со вступительного слова ведущего и членов жюри. Далее учащиеся разделились на команды и выбрали капитанов.
Вначале игры учащиеся шумели и не могли сосредоточиться на вопросах, отвечали неуверенно. Постепенно втянулись в игру и со второго раунда уже высказывали свою точку зрения по заданным вопросам и ответам. Часто дополняли или аргументированно опровергали ответ противника. Мыслили они чаще логично и правильно, что соответствовало возрасту. Некоторые учащиеся демонстрировали высокий уровень подготовки к игре, что было отмечено жюри. Методика мероприятия основывалась на постановке различных вопросов и заданий. Это должно было помочь рассмотреть и закрепить тему с разных позиций.
Мероприятие прошло успешно. Учащимся понравилась игровая форма проведения занятия, а различные задания и соревновательный процесс не давали заскучать. Такая форма проведения помогла заинтересовать всех без исключения участников, расширить их кругозор и побудила развивать навыки не только самостоятельной работы, но и работы в коллективе.