Драма как род литературы




Беседа Перед вами на партах произведения С.Я Маршака с названием «Двенадцать месяцев».
драматическая сказка.(отрывок из которой дан в учебнике

Скажите, какой текст легче пересказать, а какой труднее? (легче пересказать текст эпической сказки, труднее - драматической)

- Почему? (Потому что сказка написана по ролям, т.е. для исполнения не одним человеком)
- А для чего она написана? (Для постановки на сцене- Т.е., где же мы смогбы, крониги, увидеть эту пьесу? (В театре)

- Итак, сформулируйте, что такое драма

Действительно трудно. Мы постараемся ответить на вопрос, связанные с понятием «драма».

Вспомним, что такое роды литературы (см. материал учебника, часть первая, с. 53).
Роды литературы — это три большие группы, на которые делятся художественные произведения.
— Назовите роды литературы.
Эпос, лирика, драма.
— К какому роду литературы мы отнесем стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы?
— Произведения каких видов мы отнесем к драме?
— Чем, по-вашему, отличается пьеса от других произведений?

Сообщение ученика о том что такое пьеса,драма, ремарки.

· Пьеса — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре, для исполнения со сцены.
Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, особенностей интерьера, внешности персонажей и т.д.). Как правило, пьеса начинается списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, родственных связей и т.п.

Сказка - повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, как правило с участием волшебных, фантастических сил.
Пьеса-сказка строится по законам драматического жанра. В основе может лежать известный сказочный сюжет, но от него, как правило, остаётся только последовательность развития событий, способы же организации художественного мира здесь совершенно иные.

РЕМАРКИ — в драматическом произведении (см. Драма) краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик,Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы. Начиная с конца XIX века ремарки приобретают все большее значение, указывая, в частности, на эмоциональную окрашенность того или иного эпизода, создавая определенное настроение

Драма – это 1. Один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир. Подразделяется на жанры: трагедия, комедия, а также собственно драма. 2. Драмой также называют драматическое произведение, не имеющее четких жанровых признаков, соединяющее в себе приемы разных жанров; иногда такое произведение именуют просто пьесой.

- На что вы обратили внимание, познакомившись с произведением?(В эпической – сразу повествование, в драматической – перечень действующих лиц.
-Из чего состоит текст драмы? (Из диалогов, т.е. речи нескольких лиц; из монологов, т.е. речи одного лица)
- Обратимся опять к текстам. Найдите в тексте драматической сказки слова, заключенные в круглые скобки. А в эпической сказке они есть? Что это за слова? Зачем они нужны? (В эпической сказке их нет. Там все поясняет автор. А в драматической сказке эти слова поясняют, как действовать актерам, а если читаешь, узнать, как действуют персонажи).
- Это РЕМАРКИ - слова, заключенные в круглые скобки, с помощь которых автор помогает понять, как действуют герои.
- Продолжим исследование. Давайте посмотрим, как называются составные части драматической сказки (акты, действия, сцены, картины)
- А есть ли такое деление в эпической сказке? (Нет)

-Дома вы читали драматическую сказку. Есть ли в ней описание (отдельное) внешности и характера персонажей? Откуда мы узнаем об этом? (Из реплик героев)
- А в эпической сказке? (Из отдельных описаний автора)

 

Что надо сделать, чтобы выразительно прочитать реплики «своего» героя?

(Надо представить характер этого героя, мысленно увидеть поступки, которые он совершает, передать мысли и настроения действующего лица.

 

 

Вопросы для анализа эпизода.

1 Как вы расцениваете отношение королевы к профессору? Можно ли так относиться к людям?(нет, проявление неуважения к взрослому человеку.Королева ведет себя,как избалованный ребенок)

2 Чем можно объяснить капризы и нелепые поступки королевы?

(Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. С. Я. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге)

3Какой урок вы извлекли для себя? (Надо уважать старших, не все зависит от желаний, а ещё и от возможностей; необходимо учиться, чтобы знать много).

 

 

1.Что мы узнаём о Падчерице в этой сцене? (живёт с мачехой и её дочкой, во всём им подчиняясь…) 2. Как вы можете её охарактеризовать? Какая она? (Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, честная, воспитанная, она признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все месяцы, если будет надо, придут ей на помощь). 3. Почему Дочка сама решает идти за подснежниками? Действительно ли она этого хочет? (нет,хочет разжалобить мать и сестру) 4. Почему Падчерице приходится подчиниться приказанию Старухи и Дочки? Что о них скажите? (Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак). 4. Как отнеслись к ней братья-месяцы? Почему? (Ещё в самом начале работы над пьесой в письме к родным Маршак писал:

"Тема углублена тем, что героиня пьесы "12 месяцев" живет в природе и в труде. Все месяцы ее знают: один видел ее у проруби, когда она ходила по воду, другой в лесу, когда она рубила дрова, третий на огороде, где она поливала рассаду, и т. д." (23 декабря 1942 г.).

9. Итог урока. – Назовите положительных героев пьесы-сказки.

Падчерица

Профессор Мачеха,

12 месяцев Дочка,

Солдат Королева

 

- Какими положительными качествами они обладают?

(доброта, милосердие, образованность, воспитанность, отзывчивость)

– Какие отрицательные качества людей автор высмеивает в своем произведении? (Жадность, глупость, невежество.) Кто является отрицательными героями?

- Чему учит нас Маршак?

(Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и справедливость.)- Какие уроки получили герои сказки? Докажите, что каждому воздалось по его заслугам.
- Докажите, что финал пьесы, в котором Старуха и её дочь превращены в собак, закономерен.

Вывод: Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: