Организация развивающей предметно-пространственной среды




При построении развивающей предметно-пространственной среды педагогами учитываются следующие принципы:

- Принцип уважения к потребностям, нуждам воспитанника;

- Принцип статичности – динамичности развивающей среды;

- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

- Принцип детской активности, самостоятельности, творчества;

- Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

- Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

- Принцип открытости-закрытости среды;

- Принцип учета половых и возрастных различий воспитанников.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) МАДОУ Детский сад № 214 обеспечивает:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства групп, участков и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей раннего и дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта их развития.

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

- реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;

- учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство групп, участков оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными воспитанниками материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения воспитанников.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей воспитанников.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор воспитанников;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников.

5) Доступность среды предполагает:

● доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Высокая конкуренция на рынке образовательных услуг заставляет организовывать деятельность дошкольного учреждения в режиме развития, что требует обновления оборудования образовательного процесса и совершенствования пространственной среды. Особенностью предметно-пространственной среды детского сада можно считать информационность, эстетичность, современность.

Вид помещения, функциональное использование Оснащение
Групповые комнаты второй группы раннего возраста • Сюжетно-отобразительные игры • Самообслуживание • Трудовая деятельность • Самостоятельная деятельность • Ознакомление с природой * Детская мебель для практической деятельности * Книжный уголок: книги, наглядно-иллюстративный материал, картинки на классификацию, дидактические игры и др. * Сенсомоторный центр: дидактический стол с фтулками, вкладышами, объёмными формами; развивающие игры по сенсорике: дидактический материал – мозаика; игрушки с действиями: нанизывающиеся (башенки, пирамидки, бусы и др.) сортировщики, вкладыши и др.), бизиборды * Игровой уголок: игровая мебель с крупными мягкими конструкциями, разнообразные игрушки, машинки, куклы, коляски, кукольная посуда, кукольная одежда, муляжи овощей, фруктов, игрушечной еды; атрибуты для сюжетно-отобразительных игр: «Семья», «Магазин», «Автобус», «Больница», «Парикмахерская» * Уголок ряжения: стойки с костюмами и элементами костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, бусы), уголок театра с различными видами театров (настольные, ложковые, театр игрушек, фартучковый, перчаточный и др.) атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей) * Уголок природы: муляжи овощей и фруктов, наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых, плоскостные макеты по временам года * Уголок для игр с водой и песком: оборудование для простейшего экспериментирования * Уголок настольно-печатных игр: разрезные картинки, пазлы, наборы кубиков с картинками и др. * Уголок двигательной активности с атрибутами и спортивным инвентарем для спортивных игр и упражнений; для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики. * Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной с разнообразными видами конструкторов и мягких модулей, кубиками, пластмассовыми и резиновыми игрушками для обыгрывания; изобразительной, музыкальной (детские музыкальные инструменты, диски для слушания, озвученные книги, магнитофон); световой песочный планшет
Групповые комнаты младшей группы • Сюжетно-ролевые игры • Самообслуживание • Трудовая деятельность • Самостоятельная творческая деятельность • Ознакомление с природой, труд в природе * Детская мебель для практической деятельности * Книжный уголок: книги, наглядно-иллюстративный материал, картинки на классификацию, дидактические игры, игры на отработку воздушной струи и др. * Игровой уголок: игровая мебель с крупными мягкими конструкциями, разнообразные игрушки, машинки, куклы, коляски, кукольная посуда, кукольная одежда, муляжи овощей, фруктов, игрушечной еды; атрибуты для сюжетно- ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Автобус», «Больница», «Парикмахерская», «Автомастерская» * Центр «волшебных превращение» с различными видами театров (настольные, ложковые, театр игрушек, фартучковый, перчаточный, магнитный театр и др.) * Игровой центр с крупными мягкими конструкциями * Уголок природы. Календарь погоды. Муляжи овощей и фруктов, плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых обитателей морей и рек * Центр экспериментирования: оборудование для экспериментальной деятельности, наглядный материал * Уголок настольно-печатных игр: разрезные картинки, пазлы, наборы кубиков с картинками, лото, домино, головоломки, мозаика, развивающие игры по математике, разнообразный материал для измерения, взвешивания, сравнения по величине, форме, счетный материал и разноцветные стаканчики для сортировки, сенсорике, бизиборды * Уголок двигательной активности с атрибутами и спортивным инвентарем для спортивных игр и упражнений; для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики. * Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной с разнообразными видами конструкторов и мягких модулей; изобразительной, музыкальной * Музыкальный центр, аудиозаписи * Телевизор * Световой песочный планшет
Групповые комнаты средней группы • Сюжетно-ролевые игры • Самообслуживание • Трудовая деятельность • Самостоятельная творческая деятельность • Ознакомление с природой, труд в природе * Детская мебель для практической деятельности * Книжный уголок: книги, озвученные книги, аудиозаписи, наглядно-иллюстративный материал, картинки на классификацию, дидактические игры, игры на отработку воздушной струи, зеркала и др. * Игровой уголок: игровая мебель с крупными мягкими конструкциями, разнообразные игрушки, машинки, куклы, коляски, кукольная посуда, кукольная одежда, муляжи овощей, фруктов, игрушечной еды; атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Парикмахерская», «Супермаркет», «Кулинария», «Медицинский центр», «АЗС», «Салон красоты», «Автомастерская», переносные ширмы, бизиборды * Центр «волшебных превращение» с различными видами театров (настольные, ложковые, театр игрушек, фартучковый, перчаточный, магнитный театр, куклы на гапите «би-ба-бо», пальчиковый театр и др.); ширма * Игровой центр с крупными мягкими конструкциями * Уголок природы: календарь погоды и природы, муляжи овощей и фруктов, плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых обитателей морей и рек * Уголок экспериментирования (с игровым оборудованием для познавательной и исследовательской деятельности: наборы различных объектов для исследований (природный материл: семена, шишки, желуди, камешки); увеличительные стекла, лупы; наборы для экспериментирования; набор магнитов; часы песочные, наборы мерных стаканов * Уголок настольно-печатных игр: головоломки, мозаика, пазлы, настольно-печатные игры по всем образовательным областям, лото, развивающие игры по математике и логике (логические блоки Дьенеша, развивающие игры Никитина, палочки Кюизенера, развивающие игры Воскобовича и др.) * Уголок двигательной активности с атрибутами и спортивным инвентарем для спортивных игр и упражнений; для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики. * Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной с разнообразными видами конструкторов и мягких модулей; изобразительной, музыкальной * Уголок безопасности: макет улица города, макеты дорожных знаков и светофора, наглядный материал, различные виды машин, дидактические игры, бизиборды, обучающие личной безопасности * Музыкальный центр, аудиозаписи * Телевизор и видеопрезентации
Групповые комнаты старшей группы • Сюжетно-ролевые игры • Самообслуживание • Трудовая деятельность • Самостоятельная творческая деятельность • Ознакомление с природой, труд в природе * Детская мебель для практической деятельности * Речевой и литературный центр: книги, озвученные книги, аудиозаписи, наглядно-иллюстративный материал, картинки на классификацию, дидактические игры, игры на отработку воздушной струи, зеркала и др. * Центр патриотического воспитания (куклы разных национальностей, наглядно-иллюстративный материал, народные изделия; фотооткрытки и др., дидактические игры) * Центр науки и природы (с игровым оборудованием для познавательной и исследовательской деятельности: наборы различных объектов для исследований (коллекции камней, раковин, сосновых шишек, минералов, тканей, семян, растений (гербарий) и пр.); увеличительные стекла, лупы; микроскоп; наборы для экспериментирования, весы, набор магнитов; часы песочные, наборы мерных стаканов; календарь погоды и природы; муляжи овощей и фруктов, плакаты и наборы дидактических материалов с изображением животных, птиц, насекомых обитателей морей и рек, рептилий и др. * Уголок трудовой деятельности (алгоритмы, оборудование для трудовой деятельности) * Уголок безопасности: макет улица города, макеты дорожных знаков и светофора, наглядный материал, различные виды машин, в том числе и спецтехника, дидактические игры, бизиборды, обучающие личной безопасности, диски по безопасности * Центр конструирования и моделирования с различными видами конструкторов, мягкими модулями * Центр изобразительной и творческой деятельности: материалы для детского творчества: бумага и картон разных размеров и разных цветов альбомы для рисования: бумага для акварели восковые мелки, пастель; простые и цветные карандаши, маркеры, фломастеры (смываемые, на водной основе); краски акварельные и гуашевые; кисти круглые и плоские, разных размеров; палитры, стаканчики для воды, подставка для кистей; печатки, линейки, трафареты, губка, ластик, салфетки, тряпочка для кисти; пластилин, глина, масса для лепки, доски для лепки; стеки; бумага и картон для поделок разных цветов и фактуры, материалы для коллажей (не менее 3 типов) ножницы с тупыми концами, клей-карандаш, природный материал, бросовый материал, световой песочный планшет * Игровой центр. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Супермаркет», «Кулинария», «АЗС», «Семья», «Медицинский центр», «Пожарные», «Салон красоты», «Банк», «Модельное агентство», «Космодром», «Автомастерская», переносные ширмы; бизиборды * Центр «волшебных превращение» с различными видами театров (настольные, ложковые, театр игрушек, фартучковый, перчаточный, магнитный театр, куклы на гапите «би-ба-бо», пальчиковый театр, театр марионеток, «куклы «Живой рукой», куклы-топотушки и др.); ширма * Центр музыкальных игр: детские музыкальные инструменты (шумовые, струнные, ударные, клавишные); музыкально-дидактические игры; наглядно-иллюстративный материал * Уголок настольно-печатных игр: головоломки, мозаика, пазлы, настольно-печатные игры по всем образовательным областям, лото, развивающие игры по математике и логике (логические блоки Дьенеша, развивающие игры Никитина, палочки Кюизенера, развивающие игры Воскобовича и др.) * Уголок двигательной активности с атрибутами и спортивным инвентарем для спортивных игр и упражнений. * Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной с разнообразными видами конструкторов и мягких модулей; изобразительной, музыкальной * Музыкальный центр, аудиозаписи * Телевизор и видеопрезентации
Групповые комнаты подготовительной к школе группы • Сюжетно-ролевые игры • Самообслуживание • Трудовая деятельность • Самостоятельная творческая деятельность • Ознакомление с природой, труд в природе * Детская мебель для практической деятельности * Речевой и литературный центр: диски с аудиозаписями (сказки, рассказы); диски с музыкой; детская художественная литература; иллюстрированные книги с крупным простым текстом); детская познавательная литература; детские познавательные энциклопедии с иллюстрациями; наглядно-иллюстративный материал и др. * Центр патриотического воспитания (куклы разных национальностей, наглядно-иллюстративный материал, народные изделия; фотооткрытки, дидактические игры и др.) * Центр науки и природы (с игровым оборудованием для познавательной и исследовательской деятельности, часы песочные, весы измерительные, календарь погоды и природы. Муляжи овощей и фруктов, плакаты и наборы дидактических наглядных материалов с изображением животных, птиц, насекомых обитателей морей и рек, рептилий; глобус, географические карты, детский атлас иллюстрированные познавательные книги, плакаты, картинки * Уголок трудовой деятельности (алгоритмы, оборудование для трудовой деятельности) * Уголок безопасности: макет улица города, макеты дорожных знаков и светофора, наглядный материал, различные виды машин, в том числе и спецтехника, дидактические игры, бизиборды, обучающие личной безопасности, диски по безопасности * Центр конструирования и моделирования с различными видами конструкторов, мягкими модулями * Центр изобразительной и творческой деятельности (материалы для детского творчества: бумага и картон разных размеров (А5, А4, А3, А2) и разных цветов альбомы для рисования: бумага для акварели восковые мелки, пастель; простые и цветные карандаши, маркеры, фломастеры (смываемые, на водной основе); краски акварельные и гуашевые; кисти круглые и плоские, разных размеров; палитры, стаканчики для воды, подставка для кистей; печатки, линейки, трафареты, губка, ластик, салфетки, тряпочка для кисти; пластилин, глина, масса для лепки, доски для лепки; стеки; бумага и картон для поделок разных цветов и фактуры, материалы для коллажей (не менее 3 типов) ножницы с тупыми концами, клей-карандаш, природный материал, бросовый материал, световой песочный планшет) * Игровой центр. Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Супермаркет», «Кулинария», «АЗС», «Семья», «Медицинский центр», «Пожарные», «Салон красоты», «Банк», «Модельное агентство», «Космодром», «Автомастерская», «Школа», «Библиотека», «Почта», «МЧС», переносные ширмы, бизиборды * Центр «волшебных превращение» с различными видами театров (настольные, ложковые, театр игрушек, фартучковый, перчаточный, магнитный театр, куклы на гапите «би-ба-бо», пальчиковый театр, театр марионеток, «куклы «Живой рукой», куклы-топотушки, куклы системы «Люди-куклы» и др.); ширма * Центр музыкальных игр: детские музыкальные инструменты (шумовые, струнные, ударные, клавишные); музыкально-дидактические игры; наглядно-иллюстративный материал * Уголок настольно-печатных игр: головоломки, мозаика, пазлы, настольно-печатные игры по всем образовательным областям, развивающие игры по математике и логике (логические блоки Дьенеша, развивающие игры Никитина, палочки Кюизенера, развивающие игры Воскобовича и др.); лото, домино, цифры и арифметические знаки большого размера, (демонстрационный материал), счеты, весы с объектами для взвешивания и сравнения, наборы моделей: для деления на части от 2 до 16 набор карточек с цифрами, шашки и т.п. * Уголок двигательной активности с атрибутами и спортивным инвентарем для спортивных игр и упражнений; для гимнастики после сна: ребристая дорожка, массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики. * Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной с разнообразными видами конструкторов и мягких модулей; изобразительной, музыкальной * Уголок будущего школьника: магнитная азбука, кубики с буквами и слогами, кассы букв и слогов, цветные и простые карандаши, фломастеры, трафареты букв, тетради в клетку, счетные палочки; напольные классики «Цифры», дидактические игры «Поиграй, подбери, подумай» «Чем отличаются слова», «Готов ли ты к школе», «Азбука» «По дорожке слов», «Слоги, слова», «Веселая азбука» * Музыкальный центр, аудиозаписи * Телевизор и видеопрезентации
• Спальное помещение • Дневной сон • Гимнастика после сна * Спальная мебель
Раздевальная комната • Информационно- просветительская работа с родителями * Информационный уголок: наглядно-информационный материал для родителей * Выставки детского творчества
Методический кабинет • Осуществление методической помощи педагогам • Организация консультаций, семинаров, педагогических советов • Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям развития • Выставка изделий народно - прикладного искусства * Библиотека педагогической и методической литературы * Библиотека периодических изданий * Пособия для занятий * Опыт работы педагогов * Материалы консультаций, семинаров, семинаров-практикумов * Демонстрационный и раздаточный материал для проведения ООД с детьми * Иллюстративный материал * Изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрешки, Богородские игрушки * Скульптуры малых форм (глина, дерево) * Игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений * Диски, интерактивные игры
Музыкальный зал, кабинет музыкального руководителя • Занятия по музыкальному воспитанию • Индивидуальные занятия • Тематические досуги • Развлечения • Театральные представления • Праздники и утренники • Занятия по хореографии • Занятия по ритмике • Родительские собрания, прочие мероприятия для родителей * Библиотека методической литературы, сборники нот * Пособия, игрушки, атрибуты для игр инсценировок * Музыкальный центр * Пианино * Синтезатор * Видеодвойка * Микрофоны * Комплект «Детский оркестр» с набором металлофонов, шумовых и ударных инструментов * Подборка аудио- и видеокассет с музыкальными произведениями * Различные виды театров, ширма для кукольного театра * Детские и взрослые костюмы для утренников и развлечений
Физкультурный зал • Физкультурные занятия • Спортивные досуги • Развлечения, праздники • Консультативная работа с родителями и воспитателями * Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания: шведская стенка, баскетбольные щиты, гимнастические скамейки, спортинвентарь, массажные дорожки, сенсорные мячи, спортивный уголок, маты, тренажёры, модули, лыжи, лыжные палки, палки для скандинавской ходьбы, пособия для игр; Нетрадиционное спортивное оборудование * Магнитофон * Тренажеры * Сухой бассейн * Батут
Мини-музей краеведения * Предметы старинного быта * Наглядно-иллюстративный материал и пособия * Литература * Куклы в национальной одежде * экспозиция «Быт башкир в древности» (юрта, улей, колодец)
Театральная комната Интерактивная доска, проектор, ноутбук, фортепиано, столы, стулья, театры системы люди-куклы, атрибуты для спектаклей
Кабинет учителя – логопеда * Игры и пособия по формированию артикуляционной моторики: * Картотека артикуляционной гимнастики * Игры для формирования воздушной струи *Игры и пособия для формирования звукопроизношения: *Игры и пособия для формирования мелкой моторики * Игры и пособия для формирования связной речи * Наглядно-демонстрационный материал * Игры для формирования лексико-грамматической стороны речи. * Игры по обучению грамоте: * Интерактивные игры «Конструктор Картинок – 2»; * Игры Мерсибо
Кабинет педагог-психолога * Наглядно-демонстрационный материал * Бизиборды * Дидактический материал «Логико-малыш» * Стимульный материал для психолого-педагогического обследования детей * Игровой материал: развивающие игры, компьютер с компьютерными играми и диагностикой, планшеты, дидактические игры, настольно-печатные игры, тактильные игры, куклы, развивающие тренажеры, пазлы, строительные наборы * Альбомы, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пластилин и др.
Сенсорная комната Световой планшет, сухой душ, сухой бассейн, светящаяся настенная панель «Звездный дождь», светящаяся колба.
Технопарк LEGO-стол, наборы болтовых конструкторов, LEGO-конструкторы, конструктор «Супергигант», деревянные конструкторы, металлические конструкторы, магнитные конструкторы, мультистудия, ноутбук (2 шт.), умные игрушки, полидрон Супер-гигант, электронный конструктор
Галакамера Мягкие модули-кресла, телевизор, развивающие игры, песочные наборы, шарики «Су-джок»
Изостудия Кабинет художественного труда Наглядный материал, методическая литература, мольберты, материалы для продуктивной деятельности, образцы народного искусства, изделия народного промысла

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: