IV. Механизмы решения задач Стратегии, целевые показатели




6. Диспансеризация определенных групп взрослого населения\ методические рекомендации (3-е издание с дополнениями и уточнениями), утв. главным специалистом по профилактической медицине Минздрава России С.А. Бойцовым, 2015

АННОТАЦИЯ Методические рекомендации содержат описание организации проведения диспансеризации взрослого населения в медицинских организациях первичной медикосанитарной помощи в соответствии с приказом Минздрава России от 3 февраля 2015 г. № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения». Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения России и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов. Диспансеризация проводится 1 раз в три года и включает в себя помимо универсального для всех возрастных групп пациентов набора методов методы углубленного обследования, предназначенные для раннего выявления наиболее вероятных для данного возраста и пола хронического неинфекционного заболевания. Регулярная диспансеризация является важнейшей массовой и высокоэффективной медицинской технологией сбережения здоровья и снижения преждевременной смертности населения. Рекомендации выполняют задачу методической помощи в проведении основных мероприятий диспансеризации, а также разъяснения и комментариев к отдельным пунктам Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 февраля 2015 г., № 36ан. Методические рекомендации предназначены для руководителей медицинских организаций, осуществляющих диспансеризацию определенных групп взрослого населения, а также врачебного и среднего медицинского персонала непосредственно участвующих в их проведении.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫПРОВЕДЕНИЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАМКАХ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

2.1. Критерии факторов риска. Кодирование по МКБ-10

2.2 Целевые уровни факторов риска

2.3 Общие принципы профилактического консультирования

2.3.1 Взаимоотношения «врач-пациент» в ходе профилактического консультирования

2.3.2 Азбука эффективного мотивационного консультирования

2.3.3 Варианты профилактического консультирования

2.4 Краткое профилактическое консультирование

2.4.1 Алгоритм краткого профилактического консультирования

2.4.2 Рекомендации по факторам риска при кратком профилактическом консультировании

2.5 Углубленное профилактическое консультирование

2.5.1 Алгоритм углубленного профилактического консультирования

2.5.2 Консультирование по неотложным мерам самопомощи и взаимопомощи при острых жизнеугрожающих состояниях

2.5.3 Рекомендации по факторам риска при углубленном профилактическом консультировании

2.5.3.1 Повышенное артериальное давление (артериальная гипертония)

2.5.3.2 Избыточная масса тела (ожирение). Нерациональное питание

2.5.3.3 Гиперхолестеринемия. Дислипидемия.

2.5.3.4 Гипергликемия

2.5.3.5 Потребление табака (курение)

2.5.3.6 Психологические аспекты эффективного профилактического консультирования при пагубном потреблении алкоголя

2.5.3.7 Пагубное потребление наркотиков, психотропных средств без назначения врача

2.6 Методические принципы группового профилактического консультирования (школ пациента)

2.7 Рекомендуемая литература

ПРИЛОЖЕНИЯ (нормативно-методические материалы и конкретные примеры практической реализации основных организационных и лечебно-диагностических мероприятий по проведению диспансеризации взрослого населения)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств и Перечень определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 Поименный и повозрастной список граждан врачебного (терапевтического, в том числе цехового участка, участка врача общей практики (семейного врача)), фельдшерского или комплексного участка № ____ по состоянию на 1 января 201_ года

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 Календарный план-график прохождения диспансеризации гражданами врачебного (терапевтического, в том числе цехового участка, участка врача общей практики (семейного врача)), фельдшерского или комплексного участка № ___в 201_ году

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Краткая информация для граждан о диспансеризации и порядке ее прохождения

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Порядок заполнения учетной формы № 131/у «Карта учета диспансеризации (профилактического медицинского осмотра)»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Анкета на выявление хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, риска потребления алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача: форма 1 - анкета для граждан до 75 лет; форма 2 - правила вынесения заключений по анкете для граждан до 75 лет; форма 3 - анкета для граждан 75 лет и старше; форма 4 - правила вынесения заключений по анкете для граждан 75 лет и старше

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Порядок заполнения отчетной формы № 131 «Сведения о диспансеризации определенных групп взрослого населения» 89 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Суммарный сердечно-сосудистый риск, (прогностическое значение и методика определения

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10 Онкологическая составляющая врачебного осмотра

ПРИЛОЖЕНИЕ № 11 Методика оценки результатов дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий

ПРИЛОЖЕНИЕ № 12 Методические рекомендации по проведению консультации (осмотра) врачом-хирургом или врачом-урологом пациентов с повышенным риском рака предстательной железы, выявленным по результатам обследования на первом этапе диспансеризации Авторы: О.И. Аполихин, Б.Я. Алексеев, А.В Сивков, М.И Катибов, Д.А. Рощин, И.А. Шадеркин, А.В.Корякин

ПРИЛОЖЕНИЕ № 13 Объем диспансеризации и число медицинских мероприятий, составляющее 100 % и 85 % от объема обследования, установленного для данного возраста и пола гражданина при прохождении диспансеризации

ВВЕДЕНИЕ Современные системы скрининга - раннего выявления заболеваний (эквивалент российской диспансеризации) в настоящее время внедрены во многих развитых странах. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения скрининговые программы должны содержать не только тесты на раннее выявление заболеваний, но и тесты на выявление факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, являющихся основными причинами смерти населения. Отказ от курения, контроль артериального давления, рациональное питание, достаточный уровень физической активности, ограничение употребления алкоголя, нормализация массы тела расценивается как важнейшие условия для улучшения прогноза и снижения уровня инвалидности и смертности населения.

Диспансеризация в нашей стране имеет многолетнюю историю. Программа всеобщей диспансеризации населения была принята в 1986 г. (приказ МЗ СССР от 30.05.1986 г., № 770), согласно которой в поликлиниках были созданы отделения и кабинеты профилактики, увеличена численность участковых врачей и педиатров, улучшено лабораторно-инструментальное оснащение. По результатам диспансеризации рекомендовалось выделять группы здоровых, практически здоровых и больных. Впервые указывалось, что в каждой из вышеперечисленных групп следует учитывать лиц с факторами риска возникновения определенных заболеваний (производственного, бытового, генетического характера) и давались рекомендации по их диспансерному наблюдению.

Однако запланированное ежегодное всеобщее обследование населения не было достаточно обосновано с позиции ресурсного и организационного обеспечения и оказалось весьма затратным, в значительной степени затрудняющим текущую работу поликлиник и в конечном итоге недостаточно эффективным. От участия в диспансеризации практически был отстранен участковый врач, поскольку он не нес достаточной ответственности за ее проведение. Организация диспансеризации, контроль ее проведения, учет и анализ результатов - все это было возложено на отделения (кабинеты) профилактики. Отсутствие необходимого уровня ответственности и прямой заинтересованности в результатах диспансеризации участкового врача является основным и очень серьезным недостатком не только советской системы диспансеризации, но и организованной в последние годы дополнительной диспансеризации работающих граждан.

Опыт проведения дополнительной диспансеризации работающего населения, стартовавшей в нашей стране с 2006 года по месту работы граждан, показал, что отказ от участково-территориального принципа ее организации привел к тому, что медицинские осмотры работающих не стали реальным способом контроля за их здоровьем, поскольку в большинстве случаев диспансеризация заключалась только в обследовании и выявлении болезней без реализации последующего комплекса лечебно-профилактических и реабилитационных мер.

С учетом имеющегося отечественного и зарубежного опыта, исходя из реальных возможностей государства и существующей системы здравоохранения в 2012 г. была разработана принципиально новая система всеобщей диспансеризации населения, которая позволила обеспечить устойчивое ее функционирование, не нарушающее повседневный режим работы амбулаторно-поликлинического учреждения (подразделения) при непосредственном участии и личной ответственности участкового врача (фельдшера) за ее результаты. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 1006н "Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 1 апреля 7 2013 г. Регистрационный N 27930), разработанная система диспансеризации введена в действие на всей территории страны.

Указанный порядок диспансеризации взрослого населения предусматривает проведение ее путем углубленного обследования граждан в целях:

- раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, основных факторов риска их развития, туберкулеза, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;

- определения группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан, имеющих заболевания (состояния) или факторы риска их развития, а также для здоровых граждан;

- проведения краткого профилактического консультирования больных и здоровых граждан, а также проведения индивидуального углубленного профилактического консультирования и групповых методов профилактики (школ пациентов) для граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском;

- определения группы диспансерного наблюдения граждан, с выявленными заболеваниями (состояниями), а также здоровых граждан, имеющих высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск.

К основным особенностям разработанного Порядка диспансеризации относятся:

- участковый принцип ее организации (правда следует иметь в виду, что в соответствии с Порядком выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 26 апреля 2012 г. № 406н, гражданин может проходить диспансеризацию в медицинской организации, выбранной им для получения первичной врачебной или доврачебной медико-санитарной помощи, что в определенной мере может нарушать стройную систему территориального принципа организации врачебных участков);

- возложение ответственности за организацию и проведение диспансеризации населения, находящегося на медицинском обслуживании в медицинской организации, на ее руководителя и на отделение (кабинет) медицинской профилактики (в том числе входящий в состав центра здоровья), а ответственности за организацию и проведение диспансеризации населения терапевтического, в том числе цехового, участка - на врачатерапевта участкового, врача-терапевта цехового врачебного участка, врача общей практики (семейного врача) (далее – участковый врач-терапевт);

- двухэтапный принцип проведения диспансеризации; первый этап диспансеризации (скрининг) проводится с целью выявления у граждан признаков хронических неинфекционных заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, а также определения медицинских показаний к выполнению дополнительных обследований и осмотров врачами-специалистами для уточнения диагноза на втором этапе диспансеризации; первый этап заканчивается приемом (осмотром) врача-терапевта, включающим определение группы состояния здоровья, группы диспансерного наблюдения и проведение краткого профилактического консультирования; второй этап диспансеризации проводится с целью дополнительного обследования и уточнения диагноза заболевания (состояния), проведения углубленного профилактического консультирования и включает в себя проведение по определенным на первом этапе показаниям целого ряда инструментально-лабораторных методов исследования и осмотров специалистов;

- конкретизация понятия «факторы риска», к которым относятся повышенный уровень артериального давления, дислипидемия, гипергликемия, курение табака, пагубное потребления алкоголя, нерациональное питание, низкая физическая - дифференцированный набор инструментально-лабораторных методов исследования в целях повышения вероятности раннего выявления наиболее часто встречающихся для данного пола и возраста хронических неинфекционных заболеваний;

- уменьшения числа групп здоровья с шести до трех и новый принцип их определения, позволяющий четко обозначить порядок действий в отношении каждого гражданина;

- обязательное проведение профилактического консультирования в целях коррекции факторов риска уже в процессе диспансеризации.

В течение 2012-2013 годов диспансеризации прошло более 40 млн. взрослых граждан России, в ее осуществлении приняло участие более 3 тыс. медицинских организаций и десятки тысяч медицинских работников. Накоплен и обобщен большой опыт проведения диспансеризации, выявлен и ряд недостатков, к наиболее существенным, из которых в первую очередь относятся:

избыточное проведение исследований на выявление злокачественных новообразований у граждан старших возрастных групп, когда существующие научные исследования, проведенные в последние годы, не подтверждают их клиникоэкономическую эффективность и целесообразность;

отсутствие в программе диспансеризации обследования граждан старших возрастных групп на выявление у них инвалидизирующих заболеваний органа зрения и слуха, тяжелой сердечной недостаточности, ограничений движений и самообслуживания, депрессивных расстройств, рекомендованных к проведению всемирной организацией здравоохранения;

большой и недостаточно обоснованный объем учетно-отчетной документации по диспансеризации, оформление которой требует отвлечения больших сил и средств.

Устранение указанных недостатков и оптимизация объема обследования, входящего в программу диспансеризации явилась предметом обсуждения шести заседаниях профильной комиссии Минздрава России по медицинской профилактике, двух конгрессов терапевтов (2013 и 2014), национального конгресса кардиологов (2014), а также двух всероссийских конференций «Неинфекционные заболевания и здоровье населения России» (2013 и 2014) и др. Оптимизации онкологического компонента диспансеризации были посвящены многочисленные сессии конгресса онкологов (2014), два совместных круглых стола онкологов, онкоурологов и колопроктологов с участием ведущих специалистов по скринингу Европы и США (2014 и 2015).

Подготовленный рабочей группой Минздрава России проект изменений Порядка проведения диспансеризации взрослого населения прошел широкое общественное обсуждение, в котором приняли участие Комитет Государственной Думы по охране здоровья и Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению; Общественная палата Российской Федерации (29 октября 2013 г. провела общественные слушания на тему: "Диспансеризация и здоровый образ жизни"); Национальная медицинская палата (представила более 60 предложений по совершенствованию Порядка); известные общественные организации «ЛИГА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ», «ОПОРА РОССИИ», «ОПОРА ЗДОРОВЬЯ» «ЗА ЗДОРОВУЮ РОССИЮ» и др.

Кроме того, проект обсуждаемого Порядка находился в свободном доступе на сайте Правительства РФ, в результате чего поступило еще 29 предложений по его совершенствованию. Большой интерес и обсуждение вызвала диспансеризация в странах Европы, США и Всемирной организации здравоохранения.

Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях оказания практической помощи как ответственным лицам организаторам проведения диспансеризации населения, так и врачебному и среднему медицинскому персоналу, непосредственно участвующему в этом процессе. В процессе дальнейшего накопления опыта по диспансеризации населения предполагается совершенствование их нормативноправовой базы и соответствующее обновление настоящих методических рекомендаций.

Методические рекомендации разделены на три основные части.

Часть I «ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫПРОВЕДЕНИЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ» изложена по принципу комментариев, методических приемов и практических примеров реализации отдельных, требующих пояснений, пунктов Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения» (далее – Порядок диспансеризации), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.02.2015, № 36ан а также приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 марта 2015 г., № 87н «О формах медицинской документации и статистической отчетности, используемых при проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения и профилактических медицинских осмотров».

Часть II «ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В РАМКАХ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ» представляет собой краткое изложение основных принципов, положений и приемов проведения краткого и углубленного (индивидуального и группового) профилактического консультирования для выявления и коррекции основных факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний (далее – ХНИЗ).

Часть III «ПРИЛОЖЕНИЯ», включает нормативно-правовые и методические материалы, конкретные примеры практической реализации основных организационных и лечебно-диагностических мероприятий по проведению диспансеризации взрослого населения.

7. Постановление Правительства Свердловской области от 20.05.2009 N 557-ПП «Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний в Свердловской области на период до 2020 года»

Глава 1. Общие положения

Концепция формирования здорового образа жизни у населения Свердловской области на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана с целью сохранения и укрепления здоровья населения Свердловской области посредством влияния на управляемыефакторы риска.

Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения «Здоровье» в части формирования здорового образа жизни, Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом отечественного и зарубежного опыта. Концепция определяет цели, задачи, принципы и основные направления государственной политики в области формирования здорового образа жизни населения на период до 2020 года.

Глава 2. Основные понятия, используемые в Концепции

Восстановительная медицина Вторичная профилактика

Гигиеническое воспитание и обучение Здоровый образ жизни

Здоровье Неинфекционные заболевания

Общественное здоровье Общественное здравоохранение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: