Из-под крыла Ирины Архиповой




Сольный концерт Дмитрий Хворостовский посвятил памяти певицы

Марина Гайкович Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Цветы от благодарных поклонниц. Фото Сергея Бирюкова

 

Дмитрий Хворостовский открыл серию концертов, организованных Московской филармонией, камерным вечером памяти Ирины Архиповой – великой певице 2 января исполнилось бы 90 лет. В Большом зале консерватории Хворостовский пел романсы русских композиторов на стихи Пушкина, а также поэму Георгия Свиридова «Петербург», почтив тем самым 100-летие композитора.

Перед концертом певец трогательно рассказывал журналистам об Ирине Константиновне – о том, как с самого начала его публичных выступлений она всегда была рядом; о том, как поддержала его на конкурсе Глинки – контакт с жюри был запрещен регламентом, но Ирина Константиновна в конце выступления встала и начала аплодировать. О том, как искал взглядом ее поддержки в Кардиффе, когда вдруг вылетело из памяти слово в одном из сочинений, а Архипова и бровью не повела, сидела с каменным лицом – не выдала. О том, что только сейчас понимает всю правоту ее замечаний (а в молодости сопротивлялся), о том, как готовился к тому же Кардиффу у нее дома и с ее концертмейстером Ивари Ильей. Пианист и сейчас постоянно выступает с Хворостовским, и на прошедшем вечере тоже, как всегда, очень чутко следуя за певцом. О редкой традиции камерного пения, к которой пристрастила его – в том числе и своим примером – Ирина Константиновна. Поэтому прошедший концерт – для нее…

Хворостовский (как всегда, в модном дизайнерском фраке) традиционно поиграл на публику, одарил ее лучезарной улыбкой и «подпитался» приветственными овациями, картинно обернулся на звуки некстати зазвучавших мобильных, моментально собрался и дал знак концертмейстеру.

Певец выстроил «пушкинскую» программу по хронологии: от Глинки (начал со знаменитого «Я помню чудное мгновенье») и Даргомыжского через «Могучую кучку» и Чайковского – к Рахманинову, Метнеру и Свиридову («Подъезжая под Ижоры»). Хворостовский идеален во всем: в построении фразы и формы, в динамике, он знает меру в протяженности кульминационных нот (никогда не передержит, снимет ровно у предельной черты), четко произносит текст, в каждом романсе он видит маленький мир, он брутален и одновременно лиричен, словом, перфекционист. Но при этом похоронная поступь «Для берегов отчизны дальной» и бурное течение метнеровских пьес ему, экстраверту, удаются чуть лучше тонкой вязи «Юноши и девы» или «Царскосельской статуи». Апокалиптический «Петербург» Хворостовский поет эталонно, недаром цикл для него сочинен и ему посвящен: здесь страх, отчаяние, горечь, дыхание крушения мироздания.

Гастроли Хворостовского продолжатся троекратным исполнением оперы Рубинштейна «Демон» (30 января и 2 февраля в Концертном зале им. Чайковского, 5 февраля – в Филармонии-2), заглавная партия, как известно, одна из коронных в репертуаре баритона. Певца поддержат солисты «Геликон-оперы», а Дмитрий Бертман придумал постановочное решение вечера.

А события, посвященные 90-летию Ирины Архиповой, подхватывает «Новая опера». 27 января сольным концертом Игоря Головатенко откроется фестиваль «Вокальные перекрестки», в этом году его возглавят баритоны (благо в театре целое соцветие хороших певцов). Как говорят, именно баритон был любимым голосом Архиповой – недаром и Хворостовский вышел из-под ее крыла.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: