Тема 1.2. Познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение




Вопрос 1:

Ощущение и восприятие являются первичными процессами, отвечающими за получение сигналов из внешней среды, их адекватную переработку и передачу в вышележащие структуры.

Ощущение - психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, возникающий при их непосредственном воздействии на органы чувств. Любое ощущение вызывает ответную реакцию организма - иногда это мышечное чувство, иногда вегетативная реакция (например, сужение или расширение сосудов), иногда усиление электрической активности мозга.

В соответствии с видом сигнала у человека в филогенезе сформировались различные органы чувств, имеющие специализированные рецепторы - слуховые, зрительные, обонятельные. Однако ощущение не возникает сразу, в момент попадания энергии раздражителя на рецептор. Для этого сигнал должен быть переработан специальным анатомо-физиологическим аппаратом, имеющим особое строение. Он называется анализатором.

Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения (термин, введенный И.П. Павловым).

Каждый анализатор состоит из 3 частей:

1 - периферического отдела, или рецептора, где происходит трансформация определенного вида воздействия энергии в нервный процесс;

2 - чувствительных нервов (афферентных, или центростремительных, проводящих путей), по которым возбуждение передается в центральный отдел анализатора;

3 - центра анализатора - специализированного участка коры мозга.

Классификация ощущений:

По расположению рецептора ощущения различаются на:

а) интероцептивные (органические) - сигнализируют о протекании обменных процессов во внутренней среде организма (например, голод, жажда, боль, половые ощущения);

б) проприоцептивные - отражают движение частей тела за счет сигналов от мышц и сухожилий;

в) экстероцептивные - отражают сигналы от внешних раздражителей. В свою очередь они делятся на:

- дистантные - слуховые, зрительные, обонятельные;

- контактные - вкусовые, кожные (тактильные, температурные, болевые).

Отдельные органы чувств взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие может протекать в двух формах:

- отдельные ощущения могут влиять друг на друга, причем работа одного органа чувств может стимулировать или угнетать работу другого органа чувств;

- органы чувств могут работать вместе, обуславливая новый вид чувствительности, при которой качества ощущений одного вида (например, слуховых) переносятся на другой вид ощущений (например, зрительный). Это явление переноса качеств одной модальности на другую называется синестезией.

Основные свойства ощущений:

1. Модальность (качество) - специфические особенности ощущений, отличающие их от других видов. Например, слуховые ощущения характеризуются громкостью, высотой, тембром, а зрительные яркостью, цветом, насыщенностью.

2. Интенсивность - количественная характеристика, зависящая от силы раздражителя и состояния рецептора.

3. Латентность - время между воздействием раздражителя и возникновением ощущения.

4. Последействие - время сохранения ощущения после окончания действия стимула. На этом свойстве основана такая закономерность ощущения как последовательные образы. Последовательные образы - это продолжение ощущения, когда действие раздражителя уже прекратилось (основа мгновенной памяти). Например, после выхода из вагона метро нам несколько секунд кажется, что мы еще движемся в поезде.

5. Длительность - время между возникновением ощущения и его исчезновением.

6. Пространственная локализация - пространственный анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Количественные характеристики ощущений:

1. Нижний абсолютный порог (НАП) - это минимальная величина стимула данной модальности, необходимая для возникновения ощущения. Если стимул меньше указанной величины, то сколь бы долго он не действовал на рецептор, ощущение не возникает. Например: для зрительной системы НАП составляет 2-8 квантов света; для слуховой системы (по частоте) звуковые колебания не должны быть ниже 16 гц; для обонятельной - 8 молекул вещества на 1 мЗ воздуха.

2. Верхний порог - это максимальная величина раздражителя, вызывающая за этим пределом болевые ощущения. Например, по громкости звука он составляет 130-140 децибел.

3. Разностный порог (дифференциальный) - минимальное различие силы двух раздражителей, при котором возникает чувство изменения силы ощущения. Для средних значений диапазона ощущений каждой модальности ДПО постоянен.

С этим порогом связан закон Вебера-Фехнера. Он связывает силу ощущения с физической интенсивностью раздражителя. Эта зависимость имеет следующий вид:

R=clog Iο/I

где Rвеличина ощущения;
сконстанта, величина которой зависит от основания логарифма и от отношения Вебера;
Iинтенсивность раздражителя;
Iο - величина абсолютного порога интенсивности.

Приведенное выше уравнение получило название основного психофизического закона, или закона Вебера – Фехнера, согласно которому ощущения описываются кривой уменьшающегося прироста (или логарифмической кривой). Например, увеличение яркости, ощущаемое при замене одной лампочки десятью, будет таким же, как и в случае замены десяти лампочек сотней. Иначе говоря, возрастанию величины раздражителя в геометрической прогрессии соответствует прирост ощущения в арифметической прогрессии.

Способность иметь ощущение называется чувствительностью. У всех людей разная степень чувствительности. Ее определяют: индивидуальные особенности организма; возраст; переутомление; заболевания; употребление алкоголя и психоактивных веществ; влияние гормонов.

Различают две основные формы изменения чувствительности:

- адаптация: зависит от условий среды, чувствительность изменяется в сторону повышения и в сторону понижения;

- сенсибилизация: зависит от состояния организма (физиологических или психологических причин), чувствительность меняется только в сторону повышения. Пример: повышение чувствительности анализаторов в результате взаимодействия ощущений; сенсибилизация при нарушении деятельности одного из анализаторов у слепых или глухонемых людей.

Контраст ощущений - это явление состоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность. Например, серый треугольник на черном фоне кажется светлее, чем на белом.

Нарушения процессов ощущения:

1) Анестезия - потеря чувствительности;

2) Гипостезия - пониженная чувствительность к раздражителям;

3) Гиперестезия - повышенная чувствительность к обычным или даже слабым воздействиям;

4) Парестезия - это специфический вид нарушения чувствительности кожи, который сопровождается субъективными ощущениями покалывания, жжения, ползания мурашек.

5) Сенестопатия - неопределенные, часто мигрирующие, весьма неприятные и тягостные ощущения, которые проецируются внутрь тела: сжимание и растягивание, перекатывание и дрожание, «отсасывание», «прилипание» и пр. Они никогда не имеют четкой локализации, и больные бывают не в состоянии даже правильно их описать. Сенестопатии встречаются при многих психических заболеваниях.

Следует отметить, что наличие сенсорных сигналов является необходимым условием для нормального функционирования психики. Подтверждением служат опыты по полной сенсорной изоляции (сенсорной депривации), когда человека помещают в специальную камеру, где находится солевой раствор с температурой, равной температуре тела. Камера абсолютно изолирована от световых, звуковых и иных сигналов, и даже вес тела в такой среде практически не ощущается. В этих условиях наблюдается нарастание напряженности, беспричинной тревоги, некоторые люди просят прекратить эксперимент. У других через некоторое время возникают иллюзии, галлюцинации различной модальности. Это говорит о том, что мозг все время нуждается в сенсорной информации, а если ее нет, - начинает продуцировать ее сам, опираясь на сигналы, зафиксированные в памяти.

Вопрос 2:

Восприятие (перцепция) является следующей, более сложной ступенью отражения свойств окружающего мира. К ощущению добавляется движение и память, что приводит к интеграции последовательных образов ощущений, а это позволяет создать целостную модель объекта, т.е. его перцептивный образ.

Восприятие - психический процесс целостного отражения предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Физиологической основой восприятия является согласованная деятельность системы анализаторов и центров речи в коре мозга.

Выделяют четыре уровня восприятия:

1) обнаружение - констатируется факт: есть ли раздражитель?

2) различение - формирование образа из ощущений;

3) идентификация - сопоставление воспринимаемого образа с образами, хранящимися в памяти (классификация образа);

4) опознание - отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее.

Основные условия формирования образа восприятия:

а) активность восприятия. Воспринимая, человек не только видит, но и смотрит, не только слышит, но и слушает;

б) наличие обратной связи;

в) достаточное количество информации;

г) структурированность информации.

Виды восприятия:

1) По ведущему анализатору: зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное (осязательное), кинестетическое;

2) По форме психической активности: преднамеренное и непреднамеренное.

3) По форме существования материи: восприятие предметов, восприятие движения, восприятие пространства, восприятие времени.

Свойства восприятия:

1. Константность восприятия - это относительная независимость образа при изменяющихся условиях (в определенных пределах). Это означает, что человек рассматривает окружающие его знакомые предметы (их форму, цвет и размер) как неизменные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, постоянно меняются. При отсутствии константности при любом нашем движении, каждом изменении расстояния до предмета, малейшем повороте головы или перемене освещения, изменялись бы все признаки, по которым мы
узнаем предметы.

2. Предметность восприятия проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется в феномене фигуры и фона. Действительно в процессе восприятия любой предмет воспринимается как фигура, выделяющаяся на фоне. Фигура - это то, что отчетливо осознается человеком. Фон - это что-то неструктурированное, аморфное, расплывчатое.

3. Целостность восприятия означает, что в воспринимаемом образе части и целое едины. Свойство целостности восприятия обнаруживается, когда неполнота или выпадение, искажение каких-либо деталей изображения объекта не мешают его узнаванию, когда мы группируем разрозненные детали, структурируем нерасчлененную совокупность так, что они образуют осмысленное целое.

4. Обобщенность (категориальность) восприятия проявляется в том, что воспринимаемый образ всегда может быть отнесен к классу предметов, имеющих название, т.е. он обладает смысловым значением.

5. Осмысленность означает, что мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, имеющие для нас определенное значение.

6. Избирательность - свойство восприятия, состоящее в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов (или их частей) и признаков.

Законы восприятия (по М.Вертгеймеру):

1. Эффект сходства: фигуры сходные по каким-либо элементам в восприятии объединяются и группируются.

2. Эффект близости: близко расположенные фигуры обычно объединяются.

3. Фактор «общей судьбы»: если группа воспринимаемых элементов смещается или движется относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру.

4. Фактор «хорошего продолжения»: из двух пересекающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.

5. Фактор замкнутости: замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

6. Фактор группировки без остатка: несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной стоящей отдельно фигуры.

Также на наше восприятие оказывают влияние установка и прошлый опыт.

Апперцепция - зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности, от прошлого опыта субъекта.

Установка восприятия - это перцептивное ожидание, основанное на прошлом опыте с такими же или подобными стимулами; склонность индивидов к восприятию только той информации, которая соответствует их ожиданиям. Например, если два объекта различаются только по размеру, мы ожидаем, что больший из них будет тяжелее.

Расстройства восприятия:

1) Иллюзия - искаженное восприятие реально существующего предмета или явления. Иллюзии классифицируют по органам чувств - зрительные, слуховые, тактильные. В зависимости от основных причин, лежащих в основе искажения восприятия, все иллюзии также можно подразделить на физические, физиологические и психические.

2) Галлюцинации - это расстройства восприятия, когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует.

3) Агнозия (от греч. а - отрицат. частица и gnosis - знание) - нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях головного мозга. Различают:

- зрительные А., проявляющиеся в том, что человек при сохранении достаточной остроты зрения не может узнавать предметы и их изображения;

- тактильные А., проявляющиеся в виде расстройств опознания предметов на ощупь (астереогнозия) или в нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела (соматоагнозия);

- слуховые А., проявляющиеся в нарушении фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи, что приводит к ее расстройству, или в нарушениях способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы (при сохранении элементарных форм слуха).

Вопрос 3:

Следующим шагом в развитии системы познавательных процессов является формирование механизма, позволяющего оперировать образами предметов и явлений в их отсутствии, используя информацию, хранящуюся в памяти. В психологии подобный процесс носит название представления.

Представления имеют большое значение для сознательной жизни человека. Если бы их не было, наши мысли и наше поведение навсегда оказались прикованными к настоящему. Прошлое и будущее престало бы существовать для человека. Перестала бы существовать и внутренняя жизнь, поскольку именно представления создают тот план, на котором она разворачивается.

Представление - это психический процесс воссоздания (воспроизведения) конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Функции представлений:

а) антиципирующее или предвосхищающее планирование;

б) формирование образцов (эталонов) действий, поведения человека;

в) контроль и коррекция действий и поведения.

Виды представлений:

1) По видам анализаторов: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные;

2) По степени обобщенности: единичные, общие;

3) По степени проявления: непроизвольные, произвольные;

4) По продолжительности: оперативные, кратковременные, долговременные.

Свойства представления:

1. Фрагментарность представления означает, что в его образе некоторые черты или части воспроизводимого предмета не представлены; они как бы утрачиваются.

2. Неустойчивость представлений выражается в изменчивости, текучести частей, свойств или деталей образа - представления. Благодаря этому представление приобретает большие возможности для обобщенности образа за счет того, что на передний план выступают основные, существенные черты воспроизводимого предмета, а несущественные затушевываются и отступают на задний план.

3. Панорамность представления дает возможность субъекту как бы выйти за пределы наличной ситуации.

4. Схематичность является следствием того, что при переходе от восприятия к представлению изменяется структура образа: одни признаки объекта подчеркиваются, другие - затушевываются.

5. Обобщенность: представленный объект, его образ, обладает определенной информационной емкостью, причем содержание (структура) образа представлений схематизируется или свертывается.

Таким образом, представление является качественно новым психическим образованием, своеобразной переходной ступенью от восприятия к воображению и абстрактно-логическому мышлению.

Вопрос 4:

Люди не только воспринимают и познают окружающую их действительность, но и изменяют, преобразуют ее, внося в нее нечто новое. Но прежде чем преобразовывать действительность на практике, ее нужно преобразовать мысленно, представить в виде некоего нового образа. Воображение - это способность человека к преобразованию данного и порождению новых образов, являющихся продуктами творческой деятельности.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, предметов и явлений на основе переработки представлений, оставшихся у человека от прошлого опыта.

Физиологическая основа воображения - остаточные ассоциации (нервные связи), которые в результате сложной нервной деятельности образуют новые сочетания, ранее не воспринимавшиеся, составляющие базу образов воображения.

Функции воображения:

1) способствует формированию внутреннего плана действий. Так, врач-хирург вначале представляет мысленно весь план подготовки и проведения операции, «проигрывает» возможные варианты действий, в том числе воображает и практические действия в операционном поле;

2) осуществляет планирование и программирование деятельности. Любая деятельность выполняется на основе стратегичёских и текущих планов, подборе способов их реализации, оценке правильности полученных результатов;

3) осуществляет произвольную регуляцию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти);

4) осуществляет регулирование эмоциональных состояний;

5) помогает представить действительность в образах для решения задач. В этом случае воображение выступает как составная часть мышления;

6) управляет психофизиологическими и соматическими состояниями. Так, с помощью тренированного воображения можно менять ритм дыхания, частоту пульса, артериальное давление, температуру тела и другие показатели. В целостном виде это свойство воображения проявляется в аутотренинге - как системе упражнений, позволяющих человеку регулировать функционирование всех уровней психики - от клеточного метаболизма до высших духовных функций.

Виды воображения:

1) Пассивное - активное (связано с волей и мотивами изменить что-то в окружающем мире или самом себе).

2) Преднамеренное (образы вызываются по собственному желанию человека) - непреднамеренное (образы возникают спонтанно, независимо от воли человека, в сновидениях или дремотных состояниях).

3) Репродуктивное (реальность воспроизводится такой, какой является на самом деле) - продуктивное (творческое воображение, когда сознательно конструируется новая действительность).

4) Реалистическое (отражает действительность в виде конкретных, вещных образов, которые могут предвосхищать события) - фантастическое (создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности, но при этом не порывающую с ней связей).

Преобразование действительности, построение новых образов осуществляется благодаря наличию специальных приемов:

- комбинирование: сочетание данных в опыте элементов в новых, более или менее необычных комбинациях;

- агглютинация: частный случай комбинирования, «склеивание», объединение различных, часто несоединимых в реальной действительности свойств и качеств предметов;

- акцентирование (заострение): подчеркивание некоторых сторон отображаемого явления, которое преобразует общий его облик

- гиперболизация: увеличение или уменьшение предмета;

- схематизация: в этом случае отдельные конкретные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают четко.

- типизация - выделение существенного, повторяющегося в однородных образах, т. е. преобразование действительности, идет по линии специфического обобщения.

Особые формы воображения:

1. Мечта - это особая форма желаемого будущего, воплощающаяся в образах. Мечты обладают побудительной силой, они заставляют человека стремиться к достижению желаемой цели. Мечта - это в некотором смысле мотив деятельности, результат которой оказался временно отсроченным.

2. Грезы - это форма преднамеренного пассивного воображения. Как правило, они возникают при наличии стойкого образа желаемого (как в будущем, так и в прошлом), которое не может быть реализовано в настоящее время. Здесь нет участия воли, т. е. эти образы не стремятся воплотиться в жизнь. Нередко это является способом ухода от действительности, а длительное доминирование грез может свидетельствовать о дефектах личности.

3. Галлюцинации - это патологическое конструирование образов (прежде всего образов восприятия), не существующих в данное время. Галлюцинации имеют навязчивый характер и часто вызывают впечатление реальности предметов и явлений, хотя на самом деле они существуют лишь в воображении человека. Галлюцинации могут вызываться как психическими заболеваниями, так и соматическими нарушениями и приемом некоторых лекарств и наркотических препаратов.

4. Сверхбодрствующее сознание - это облегченный поток ассоциаций, яркие образные представления, вызывающие повышенную активность мыслительной деятельности. Однако реальная ее продуктивность в данном случае очень низка. Возникает повышенная отвлекаемость, новизна впечатлений при восприятии самых обыденных ситуаций. Как правило, это является следствием приема больших доз стимуляторов и галлюциногенов (или как парадоксальная реакция на седативные препараты).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: