СВЕДЕНИЯ О ФОНДЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ И ЕГО СОГЛАСОВАНИИ




Фонд оценочных средств для аттестации по дисциплине представляет собой приложение к рабочей программе дисциплины «Органическая и биологическая химия» образовательной программы бакалавра по направлению подготовки 35.03.08 – Водные биоресурсы и аквакультура (профиль программы – «Общий») и соответствует учебному плану этой программы, утвержденному«11 » июня 201 5 г.

 

Автор фонда – доцент, к.б.н. Нефедова Н.П.

 

Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании кафедры химии (протокол № 5 от 27 декабря 2015г.)

 

Заведующий кафедрой __________________/Б. Ю. Воротников/

 

Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии факультета фундаментальной подготовки (протокол № 5 от 28 декабря 2015 г.)

 

Председатель методической комиссии _________________/А.А. Горбачёв/

 

Фонд оценочных средств рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии факультета биоресурсов и природопользования(протокол № ___ от _______201 6 г.)

 

Председатель методической комиссии _________________/К.В. Тылик/

 

Согласовано

Заместитель начальника

учебно-методического управления

университета ________________/В.Е.Огнев/


 

Приложение № 1

к п. 3.1

ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫИ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОПРОСОВ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ТЕМАМ

(для студентов очной формы обучения)

Тема 1. Введение и некоторые теоретические представления в органической химии

1. Что является предметом изучения органической химии? Чем обусловлено выделение органической химии в самостоятельную научную дисциплину?

2. Сформулируйте основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.

3. Дайте определение основному виду химической связи в органических соединениях – ковалентной (полярной и не полярной; s- иp -; простой и кратной).

4. Какие типы гибридизации возможны для электронных орбиталей атома углерода? Охарактеризуйте в каждом случае форму и пространственную нап­равленность гибридных орбиталей.

5. Приведите примеры структурных и пространственных изоме­ров для гексена-2.

6. Какие принципы положены в основу классификации органических соеди­нений?

Тема 2. Углеводороды

I. Сформулируйте понятия «гомологический ряд», «гомологичес­кая разность». Какова общая формула ряда алканов? Напишите моле­кулярные формулы предельных углеводородов, содержащих восемь атомов углерода, напишите формулы и названия их изомеров.

2. В каком валентном состоянии находятся атомы углерода в этане? К каким типам связей (ионная или ковалентная; - илиполярная или неполярная) относятся связи между ато­мами C-C и C-H в молекуле пропана?

3. Какой особенностью электронного строения простых угле­родных связей алканов обусловлена возможность вращения частей молекулы вокруг этой связи? Является ли это вращение вполне свободным?

4. Приведите примеры реакций замещения, отщепления и раз­ложения для пропана.

5. Охарактеризуйте второе валентное состояние атома углеро­да. Приведите атомно-орбитальную модель молекулы пропилена. Срав­ните характер образования s- и p-углерод-углеродных связей.

6. Сравните длину, энергию, полярность и поляризуемость простой и двойной углерод-углеродных связей. Какая связь обладает большей реакционной способностью?

7. Напишите структурные формулы непредельных углеводородов состава С5Н10 и назовите их по рациональной номенклатуре и современной систематической номенклатуре. Для каких изомеров возможна геометрическая изомерия? Напишите формулы цис-транс-изомеров.

8. Какие химические превращения лежат в основе качествен­ных реакций на двойную связь?

9. Напишите реакции дегидрирования бутана, изопентана. Укажите их условия.

10.Дайте определение понятий: "мономер", "степень полимеризации".

11. Сравните длину углерод-углеродной связи в этилене и ацетилене. Объясните имеющиеся различия. Как это сказывается на химических свойствах алкинов?

12. Выведите структурные формулы всех изомерных алкинов молекулярной формулы C5H8. Назовите их по рациональной и современной систематической номенклатуре.

13. Напишите уравнение реакции Кучерова для ацетилена, для метилацетилена.

14. Напишите структурные формулы всех диеновых углеводоро­дов состава C5H8. Назовите их по систематической номенклатуре. К какому типу диенов относится каждый из них?

15. Изобразите атомно-орбитальную модель молекулы 1,3-бутадиена. Как отражаются особенности строения соединений с сопря­женными двойными связями на длине простой и двойной углерод-углеродной связи, на химических свойствах соединений?

Тема 3. Понятие об элементорганических соединениях

I. Какие из заданных соединений относятся к элементоорганическим, металлоорганическим?

СН3СООNa; CH3OPO3H2; Pb(C2H5)4; CH3CH2Na; (CH3)2SiH2.

2. Назовите области применения кремнийорганических, металлоорганических, фосфорорганических соединений.

Тема 4. Галогенопроизводные

1. Напишите структурные формулы всех изомерных соединений состава С5Н11Cl и назовите их.

2. Какое из галогенопроизводных легче вступает в реакцию гидролиза: хлористый пропил или 2-хлорпропен?

3. Приведите примеры фторпроизводных углеводородов, применяемых в качестве: а) мономеров; б) хладоагентов.

Тема 5. Гидроксисоединения и их производные

1. Напишите структурные формулы спиртов состава C4H9OH. Приведите их названия по радикалу, по рациональной и современной международной номенклатуре. Какие из них являются первичными, вторичными, третичными спиртами? На­пишите уравнения реакций их окисления.

2. Напишите для бутанола-2 уравнения реакций дегидриро­вания, внутри- и межмолекулярной дегидратации, этерификации уксусной кислотой.

3. Получите пропанол-2 гидратацией олефина, гидролизом галогеналкила, восстановлением кетона.

4. Напишите реакции взаимодействия глицерина с избытком металлического натрия, избытком бутанола, с гидроксидом меди (II).

5. Почему не удается получить виниловый спирт? Как полу­чают винилацетат, поливиниловый спирт?

6. Напишите уравнения реакций взаимодействия фенола со следующими веществами: едким натром, уксусным ангидридом, бромной водой, азотной кислотой.

7. Напишите реакции получения этилпропилового эфира дву­мя способами. Объясните, в каком случае, кроме заданного эфира, образуются также другие простые эфиры.

8. Сравните химические свойства этилового спирта и этилмеркаптана, диэтилового эфира и диэтилсульфида.

Тема 6. Оксосоединения

1. Напишите структурные формулы всех альдегидов и кетонов состава С5Н10О. Назовите их.

2. Напишите уравнения реакций получения пропионового аль­дегида и ацетона из соответствующих спиртов, дигалогенопроизводных, кальциевых солей карбоновых кислот.

3. По реакции Фриделя-Крафтса получите ацетофенон, для него напишите реакции с фенилгидразином, бисульфитом натрия, с аммиачным раствором нитрата серебра.

Тема 7. Карбоновые кислоты и их производные

1. Напишите уравнения реакций получения пропионовой кисло­ты окислением олефина, спирта, карбонильного соединения; гидро­лизом нитрила, сложного эфира; из натриевой соли.

2. Какие соединения образуются при взаимодействии уксус­ной кислоты со следующими реагентами: NH3 (при комнатной темпе­ратуре и при нагревании); PCI5; метанолом (в присутствии кон­центрированной H2SO4); хлором?

3. Какие из кислот состава C5H8O2 существуют в виде гео­метрических изомеров?

4. Напишите уравнения реакций полимеризации и взаимодейст­вия с HBr для акриловой кислоты.

5. Какое соединение образуется при взаимодействии бензой­ной кислоты с хлором в присутствии железа?

6. Какие из предельных и непредельных кислот входят в сос­тав жиров?

Тема 8. Гидроксикислоты

1. Напишите структурные формулы изомерных оксимасляных кислот нормального строения. Назовите их. Расположите их в ряд по возрастанию кислых свойств. Дайте объяснения. Какие соединения получатся при нагревании каждого изомера?

2. Напишите уравнения реакций взаимодействия молочной кислоты с уксусной кислотой, NaOH, избытком PCI5, избытком метанола.

3. Что понимают под оптической активностью органических соединений?

4. На примере винной кислоты поясните, что означают поня­тия: «оптические изомеры», «зеркальные изомеры», «диастереоизомеры», «рацемат», «мезоформа».

Тема 9. Понятие об оксокислотах

1. Изобразите структурными формулами кето-енольную таутомерию кислот: пировиноградной, ацетоуксусной, щавелевоуксусной. Какая из этих кислот образует наиболее устойчивую еноль­ную форму?

Тема 10. Гетероциклические соединения

1. Напишите схему взаимных превращений фурана, тиофена, пиррола по Юрьеву.

2. Напишите реакции галогенирования, нитрования, суль­фирования тиофена, сравните химические свойства тиофена, фурана, пиррола.

3. Напишите уравнения реакций пиридина с HCI, СН3I, KOH, NaNH2, HNO2.

4. В каких природных соединениях содержатся производные пурина, пиримидина?

Тема 11. Амины

1. Что получится при нитровании изобутана по реакции Ко­новалова? Разберите механизм этой реакции.

2. Напишите структурные формулы всех аминов состава C4H9N. Назовите их. Какие из них являются первичными, вто­ричными, третичными?

3. Какие из аминов: CH3 NH2; (CH3)2NH; (CH3)3N; C6H5N(CH3)2 будут вступать в реакции с HCI, CH3I, HNO2? Напишите уравнения реакций. Какие из этих аминов являются наиболее сильными и наиболее слабыми основани­ями? Дайте объяснение.

4. Сравните основные свойства этиламина и ацетамида. Дайте объяснения.

Тема 12. Аминокислоты

1. Рассмотрите строение α-аминокислоты на примере аминоуксу-
сной кислоты. Что называется биполярным ионом? Напишите уравнения
реакций, характеризующих амфотерный характер аминокислот.

2. Объясните, почему в изоэлектрической точке аминокислоты не
движутся ни к катоду, ни к аноду. В какой среде находится изоэлектрическая точка у глутаминовой кислоты?

3. На примере аминовалериановых кислот охарактеризуйте отно­шение различных по строению аминокислот к нагреванию. Назовите полученные продукты. Какие из изомерных аминокислот оптически ак­тивны?

4. Напишите уравнения реакций взаимодействия аланина со сле­дующими реактивами: НСl, NaOH, CuSO4, ацетальдегидом, ацетилхлоридом.

Тема 13. Белки

1. Приведите схему образования и названия одного из трипептидов из аминокислот: аланина, цистеина, триптофана. В какой среде лежит его изоэлектрическая точка?

2. Какие уровни организации структуры белков вам известны и какие химические связи участвуют в их образовании?

3. Что такое глобулярные и фибриллярные белки, на каком уровне организации происходит их подразделение?

4. Какой вид гидролиза белков вы примените для получения триптофана? Объясните почему.

5. Что называется денатурацией белка и в чем ее отличие от гидролиза?

6. Какие способы выделения, очистки и количественного определения белков вы знаете?

7. Какие факторы вызывают гидролиз белка?

8. Какие цветные реакции на белки и аминокислоты вы знаете?

9. В какой зоне рН лежит изоэлектрическая точка щелочного белка?

10. Какова структурная формула тетрапептида сер–тир–сер–мет? Какой заряд несет заданный пептид в воде?

11. К какой группе белков относится миоглобин?

12. К какой группе белков относится казеин?

Тема 14. Углеводы

1. Какие химические свойства глюкозы соответствуют её циклической
форме?

2. Какие химические свойства рибозы отвечают её оксикарбонильной
форме?

3. Какие соединения называются ацеталями и полуацеталями? Напишите уравнения реакции образования полуацеталя для уксусного альдегида и фруктозы.

4. К какому типу сахаров (восстанавливающих или невосстанавливающих) относятся мальтоза и сахароза? Раствору какого сахара
свойственна мутаротация?

5. Чем отличаются по строению крахмал и клетчатка?

6. Какова биологическая роль и распространение глюкозы?

7. Какиеуглеводы играют энергетическую роль в организме?

8. Какие углеводы являются резервными веществами?

9. Какие особенности состава и строения гликогена обусловили резервную роль?

10. Какие углеводы входят в состав нуклеиновых кислот?

11. Какой углевод входит в состав АТФ?

12. Какие углеводы обнаружены в составе липидов?

13. Какие углеводы обнаружены в организме животных?

14. В организме каких животных содержится клетчатка?

15. В составе каких полисахаридов обнаружены уроновые кислоты?

16. В составе каких ди- и полисахаридов обнаружена галактоза?

Тема 15. Липиды

1. Напишите основные жирные кислоты, входящие в состав жиров рыб. Какие из них являются незаменимыми?

2. Опишите химические процессы, протекающие в жире при прогоркании.

3. Что такое кислотное число жира и как оно меняется в процессе хранения?

4. Какие продукты образуются при гидролизе лецитинов?

5. В чем состоит отличие жиров рыб от жиров наземных млекопитающих?

6. Какие жирные кислоты являются незаменимыми?

7. Как связана температура плавления жира с его составом?

8. Как отличаются значения йодного числа рыбьего жира и свиного сала?

9.Какие факторы способствуют увеличению кислотности жира?

10. Какие факторы вызывают прогоркание жира?

11. Какие факторы стимулируют увеличение перекисного числа жира?

12. Какие жирные кислоты входят в состав природных жиров?

13. Какие важные в биологическом отношении вещества стероидной природы вы знаете?

14. Какие азотистые основания входят в состав фосфолипидов?

Тема 16. Нуклеиновые кислоты

I. Какова структурная формула фосфорной кислоты?

2. Каковы структурные формулы следующих пентозофосфатов:

а) рибозо-5-фосфат;

б) рибозо-3,5-дифосфат;

в) дезоксирибозо-3-фосфат?

3. Каковы структурные формулы нуклеозидов, имеющих следующие названия: аденозин, гуанозин, цитидин, уридин?

4. Какие вещества называются мононуклеотидами?

5. Каковы структурные формулы мононуклеотидов, имеющих следующие названия: аденозин-5-фосфорная кислота; аденозин-3-фосфорная кислота?

6. Какие вещества называются рибонуклеотидами и дезоксирибонуклеотидами?

7. Изобразите фрагмент молекулы РНК с помощью химических формул.

8. Между какими частями пуриновых и пиримидиновых основа­ний в составе ДНК существуют водородные связи? Изобразите их с помощью формул.

9. Изобразите фрагмент двойной спирали ДНК с помощью хими­ческих формул.

10. Какова пространственная структура нуклеиновых кислот?

11. Какие типы РНК вам известны?

12. Какие простые белки входят в состав нуклеопротеидов?

Тема 17. Химический состав живых организмов

1. Что изучает биохимия?

2. При развитии какой науки возникла биохимия?

3. Какие методы использует биохимия?

4. Какие рабочие направления в биохимии вы знаете?

5. Что изучает общая биохимия?

6. Какие проблемы в области ихтиологии и рыбоводства могут быть решены на основе знаний по биохимии?

7. Какие химические элементы относят к микро- и макроэлементам?

8. Какие микроэлементы добавляют в корма животных?

9. Какие химические элементы относят к органогенам?

10. Какие вещества называют метаболитами?

11. Какие вы знаете пластические и энергетические вещества?

12. Какие химические вещества в организме играют каталити­ческую роль?

13. Какие химические вещества в организме играют генети­ческую роль?

14. Какие конечные продукты жизнедеятельности вы знаете?

15. Какие продукты полного распада веществ в организме вы знаете?

16. Какие металлы имеют наибольшее значение для живых ор­ганизмов?

17. Каково содержание основных химических элементов в живом организме?

18. Каково содержание основных химических веществ в живом орга­низме?

Тема 18. Витамины

1. Какова история открытия витаминов?

2. Какова биологическая роль витаминов?

3.Какие организмы синтезируют витамины?

4. В каких единицах принято выражать содержание витаминов в продуктах?

5. На каких принципах основана классификация витаминов?

6. Что такое антивитамины? Приведите примеры.

7. Каковы условия хранения кормов, являющихся источником витаминов группы А?

8. Каковы условия хранения кормов, являющихся источни­ком витаминов группы Д?

9. Каковы условия хранения кормов, являющихся источни­ком витамина В1?

10. Какие вы знаете витамины, входящие в состав фермен­тов?

11. Известен ли вам гипервитаминоз Д?

12. Какие провитамины и витамины стероидной природы вам известны?

13. Какие методы определения витаминов вам известны?

Тема 19. Ферменты

1. Как вы понимаете выражение "каталитический характер обменных процессов"?

2. Какова биологическая роль ферментов?

3. Что такое профермент, апофермент и кофермент?

4. Какова роль витаминов в работе ферментов?

5. Какова роль атомов металлов в работе ферментов?

6. Что вы знаете о механизме биокатализа?

7. Как действуют активаторы и ингибиторы ферментов?

8. На каких принципах основана классификация ферментов?

9. К какому классу относится фермент аденозинтрифосфатаза?

10. Какие химические реакции катализируют ферменты, содер­жащие витамин РР?

11. К какому классу относятся ферменты, содержащие витамин В2?

12. Какой тип специфичности действия характерен для фер­мента амилазы?

13. В составе каких ферментов обнаружена пантотеновая кис­лота?

14. Какие ингибиторы ферментов вы знаете?

15. Каков оптимум рН для фермента пепсина?

Тема 20. Гормоны

1. Какие процессы называются внутренней секрецией?

2. Каковы анатомические особенности эндокринных желез?

3. Что вам известно о механизме действия гормонов?

4. Каковы химическая природа и место выработки прогестерона?

5. Какие гормоны-антагонисты вы знаете?

6. Какие гормоны-синергисты вы знаете?

7. Какие железы внутренней секреции вырабатывают белковые гормоны?

8. Какие железы внутренней секреции вырабатывают стероидные гормоны?

9. Какое заболевание возникает при понижении функций b-островковой ткани поджелудочной железы?

10. Какова химическая природа гормонов передней доли гипофиза?

11. Какова химическая природа гормона, вызывающего гипергликемию при введении его в кровь?

12. В какой эндокринной железе вырабатываются гонадотропные гормоны?

Тема 21. Вода. Минеральные вещества

I. Каково содержание и функции воды ворганизме?

2. Каково состояние воды в тканях животных?

3. Каковы функции свободной воды?

4. Какие формы связанной воды вы знаете?

5. Каково содержание минеральных веществ в организме?

6. Какие важнейшие минеральные вещества обнаружены в организме животных?

7. Каковы функции минеральных веществ в организме?

8. Какие буферные системы в организме животных вы знаете?

9. Какой металл обнаружен в составе гемоглобина?

10. Какой металл входит в состав витамина B12?

11. Какой галоген входит в состав гормонов щитовидной же­лезы?

12. Какие минеральные вещества обнаружены в составе кост­ной ткани?

13. Какова роль фосфатов в организме?

Тема 22. Понятие об обмене веществ и энергии

I. Каково биологическое значение обменных процессов?

2. Какие обменные процессы относят к так называемому обмену веществ с внешней средой?

3. Какие обменные процессы относят к промежуточному обме­ну?

4. По какому признаку живые организмы делят на автотрофные и гетеротрофные?

5. По какому признаку живые организмы делят на фототрофные и хемотрофные?

6. По какому признаку биохимические процессы делят нааэробные и анаэробные?

7. Какие анаэробы называются облигатными и факультативными?

8. Что такое анаболизм?

9. Что такое катаболизм?

10. Сколько макроэргических связей содержится в молекуле АТФ?

11. Какова биологическая роль креатин-фосфата?

12. Какие макроэрги, содержащие тиоэфирную макроэргическую связь, вы знаете?

13. Какой макроэрг, содержащий карбоксилфосфатную макроэргическую связь, вы знаете?

14. Какой макроэрг, содержащий енолфосфатную макроэргическую связь, вы знаете?

15. Как вычисляется дыхательный коэффициент?

Тема 23. Биологическое окисление

1. Какой путь проходит кислород от органов аэрации к клеткам и тканям?

2. Приведите схему тканевого дыхания и кратко охарактеризуйте его этапы.

3. В чем проявляются общность и различие горения углеводов и их биологического окисления?

4. Как образуется перекись водорода в ходе тканевого дыхания?

5. Какие ферменты участвуют в разрушении перекиси водорода в клетках?

6. Какие ферменты входят в так называемый водород-транспортный участок дыхательной цепи?

7. Какие ферменты составляют так называемый электрон-транспортный участок дыхательной цепи?

8. Как называются ферменты, в состав которых входят НАД и НАДФ?

9. Какова простетическая группа цитохромов?

10. Какой витамин входит в состав ФАД и ФМН?

11. Какие цитохромы объединены названием «цитохромоксидаза» и почему?

12. Каковы пути протонов и электронов с восстановленной формы ФМН?

13. Сколько молекул АТФ синтезируется в клетке из АДФ сопряженно с переносом протонов и электронов с восстановленной формы НАД через систему ферментов дыхательной цепи на кислород?

14. Сколько молекул АТФ синтезируется в клетке из АДФ сопряженнyо с переносом протонов и электронов с восстановленной формы ФАД на кислород через систему ферментов дыхательной цепи?

Тема 24. Обмен углеводов

1. Каким химическим превращениям подвергаются углеводы в ходе их переваривания в органах пищеварения?

2. Какова относительная скорость всасывания различных моносахаридов?

3. Как происходит превращение галактозы в глюкозу в клет­ках слизистой кишечника?

4. Какие процессы в своей совокупности составляют проме­жуточный обмен углеводов?

5. Какой отдел пищеварительного тракта является органом всасывания моносахаридов?

6. Какова роль поджелудочной железы в обмене углеводов?

7. Сколько молекул АТФ образуется в результате окислитель­ного декарбоксилирования пировиноградной кислоты?

8. Каково биологическое значение синтеза молочной кислоты при молочнокислом брожении и гликолизе?

9. Какие ферменты катализируют гидролиз гликогена в клет­ках печени?

10. К какому классу ферментов относится гликогенфосфорилаза?

11. Какие железы внутренней секреции участвуют в регуляции углеводного обмена?

12. Чем отличается гликолиз от спиртового брожения?

13. Какие вы знаете примеры субстратного фосфорилирования в ходе промежуточного обмена углеводов?

14. Как идет процесс предварительного фосфорилирования глюкозы и каково его значение?

15. Какие витамины участвуют в обмене углеводов?

16. В каком органе тела рыбы депонируются углеводы?

17. Какой углевод является резервным веществом у рыб?

18. В какой ткани организма в значительном объеме осуществляется гликогенолиз?

Тема 25. Обмен липидов

1. Какова биологическая роль желчных кислот?

2. Какова биологическая роль простагландинов?

3. Какие пищеварительные железы участвуют в переваривании липидов?

4. Какие ферменты необходимы для переваривания лецитинов?

5. В ходе каких химических реакций происходят взаи­мопревращения азотистых оснований, входящих в состав фосфолипидов?

6. Какова химическая природа холеиновых комплексов?

7. К какому классу, подклассу, подподклассу относится липаза?

8. Каково уравнение реакции активации глицерина в живых клетках?

9. Какие жировые депо имеются в животном организме?

10.Каково уравнение реакции активации насыщенных жирных кислот в клетках?

11. Каковы источники глицерина в живом организме?

12. Каково уравнение реакции превращения стеариновой кис­лоты в олеиновую? Какой фермент катализирует эту реакцию?

13. Каково происхождение термина "b-окисление" жирных кислот?

14. Каков энергетический эффект полного окисления в живой клетке одного моля бутиропальмитостеарина?

15. Каковы формула и название продукта, начиная с образо­вания которого расходятся пути биосинтеза жиров и лецитинов?

16. В результате каких процессов в животной клетке образуется НАДН2, необходимый для биосинтеза насыщенных жирных кислот?

17. Каковы формула и название продукта, начиная с образова­ния которого сходятся пути окисления глицерина и глюкозы?

18. Какие гормоны участвуют в регуляции обмена липидов?

19. Какие витамины необходимы для нормального осуществле­ния липидного обмена?

Тема 26. Обмен белков и нуклеиновых кислот

1. Какова биологическая роль белков?

2. Перевариваются ли белки в ротовой полости?

3. Какова роль соляной кислоты в процессе переваривания белков?

4. Каков механизм активации пепсиногена?

5. Какие продукты вырабатывают главные, обкладочные и до­бавочные клетки пищеварительных желез дна желудка?

6. В каком отделе пищеварительного тракта происходит всасы­вание аминокислот?

7. Каков механизм активации трипсиногена?

8. Где вырабатывается фермент энтерокиназа и какова его роль?

9. Каков механизм активации химотрипсиногена?

10. Какие факторы вызывают гниение белков и аминокислот в кишечнике?

11. Какие тканевые пептидазы аналогичны пепсину и трипсину?

12. Каковы оптимальные значения pН для пепсина и трипсина?

13. В чем состоит пластическая роль белков и аминокислот?

14. Как участвует в биосинтезе белка информационная и транспортная РНК?

15. Какое отношение к синтезу белка имеет ДНК?

16. Каковы различия между прямым и непрямым окислитель­ным дезаминированием аминокислот?

17. В результате каких реакций аминокислоты превращают­ся в амины? Почему эти амины называются протеиногенными?

18. В биосинтезе каких веществ участвует аминокислота гли­цин?

19. В синтезе каких аминокислот участвует аланин?

20. Каково участие метионина в обменных процессах?

21. В образовании каких химических связей в молекуле белка принимает участие цистеин?

22. В синтезе каких важных веществ участвует серин?

23. Какая аминокислота участвует в синтезе никотиновой кис­лоты в клетках некоторых животных?

24. Какие аминокислоты участвуют в синтезе мочевины?

25. Каковы основные этапы биосинтеза нуклеиновых кислот?

26. Каковы основные этапы биосинтеза гемоглобина?

27. Как идет деструкция гемоглобина в организме?

28. Какие железы внутренней секреции принимают участие в регуляции белкового обмена?

29. Что такое глюконеогенез?

30. Какие аминокислоты образуются из промежуточных продук­тов углеводного обмена?

31. Какое вещество, образующееся в результате окисленияжирных кислот, является участником цикла трикарбоновых кислот?

32. Что означает выражение: "жиры сгорают в пламени углево­дов"?

33. Какие аминокислоты называют глюкопластическими?

34. Какие промежуточные продукты обмена углеводов могут принимать участие в биосинтезе аминокислот?

35. Какие вещества-участники цикла трикарбоновых кислот мо­гут превращаться в организме в аминокислоты?

36. Каким путем аминокислоты могут принять участие в синте­зе жиров?

37. В ходе каких процессов углеводного обмена может образоваться глицерин, необходимый для синтеза липидов?

38. Какое вещество, образующееся при окислительном распаде углеводов, является непременным участником биосинтеза жирных кислот?

39. В каких случаях восстановленная форма НАДФ, образовавшая­ся в результате дегидрирования дериватов углеводов, участвует в обмене липидов?

40. Как осуществляется в организме переход от 3-фосфоглицериновой кислоты к высокомолекулярным жирным кислотам?

41. Какая аминокислота является исходным веществом для био­синтеза адреналина?

42. Как аланин участвует в глюконеогенезе?

43. Какие соединения принимают участие в биосинтезе пуринового кольца?

44. Предшественником какой аминокислоты является a-кетоглютаровая кислота?

45. Какой гормон активирует b-окисление высших жирных кислот?

46. Какие гормоны участвуют в обмене белков?

 

Приложение № 2

к п. 3.2

ТИПОВЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

(для студентов очной формы обучения)

Индивидуальное задание № 1.

1.Назовите по современной международной номенклатуре заданные углеводороды и укажите, к каким классам они относятся. На основе соединения а) напишите формулу и название одного первичного радикала. Для соединения б) напишите формулы двух ближайших гомологов и структурных изомеров (по одному примеру на каждый вид изомерии), назовите соответствующие виды изомерии. Для соединения в) укажите валентные состояния атомов углерода и величины валентных углов в главной цепи. Определите, какие из приведенных соединений содержат сопряжённые системы электронов.

а) 3,4-диметилоктан

б) 3-этилгептен-2

в) 4-метилгексин-1

г) 1-метил-4-третбутилбензол

д) гексадиен-1,3

2. Напишите уравнения следующих реакций. Укажите, к какому типу реакций относится каждая из них. Определите, к какому классу органических соединений относится главный продукт каждой реакции.

а) пентин-2 + НОН ®

б) глицерин + Cu(OH)2®;

t

в) γ-аминомасляная кислота ®

г) уксусный альдегид + Н2N-CН3 ®

3. Для заданных кислород- и азотсодержащих органических соединений укажите, к каким классам производных гидроксисоединений, оксосоединений, карбоновых кислот и аминов они относятся; приведите названия; напишите уравнения реакций гидролиза производных гидроксисоединений и карбоновых кислот.

а) (СН3)2С=N-NH2

б) СН2-О-СО-СН3

|

СН2-ОН.

4. Дайте названия заданным гидроксисоединениям. Определите, какие из них неустойчивы, реагируют с NaОН, Сu(ОН)2, FeCl3, какие продукты образуют при окислении^

а) глицерин б) пирогаллол в) гексен-1-ол-2

 

5. Соединение состава C6H14O при дегидратации дает продукт C6H12, при озонолизе которого получается смесь пропионового альдеги­да и ацетона. Каково строение соединения C6H14O?

6. Напишите структурные формулы и названия пространственных изо-меров приведенных соединений. Назовите виды изомерии.

а) молочная кислота; б) гептен-2.

7. Напишите структурную формулу биоорганического соединения и формулу гетероциклического соединения, производным которого оно является. Для последнего охарактеризуйте ароматические свойства. Опишите биологическое значение заданного соединения.

Цитозин.

8. Напишите формулы строения заданных углеводов (в случае полисахаридов – формулы элементарных звеньев). К какому типу углеводов они относятся? Кратко опишите их физико-химические свойства (растворимость, вкус, способность к гидролизу и таутомерии, реакции метилирования и ацетилирования, окисления ).

а) D-седогептулоза; б) мальтоза; в) хитин.

9. Напишите структурные формулы заданных липидов. Если названия жирных кислот не указаны, напишите необходимое количество остатков различных кислот, входящих в состав природных липидов. На примере реакции гидролиза объясните их строение. Укажите функции заданных липидов в живом организме.

а) лизолецитин; б) гликолитохолевая кислота.

10. Напишите формулу одного из трипептидов, состоящих из остатков трех заданных аминокислот. Какие связи и в какой структуре белка могут образовывать остатки этих аминокислот? В какой среде находится изоэлектрическая точка тетрапептида? Какой заряд имеет ион трипептида в сильнокислой среде?

Триптофан-аспарагин-валин.

 

Индивидуальное задание №2.

1. Объясните, в чём состоит значение биохимии для рыбоводства?

2. Какие вещества называют пластическими? Приведите примеры.

3. Определите, к каким классам относятся заданные биоорганические соединения. Укажите их значение для живых организмов, напишите структурные формулы и уравнения реакций гидролиза. Укажите, есть ли среди связей в молекулах заданных соединений макроэргические?

1,3-дифосфоглицериновая кислота.

4. Для заданного витамина напишите структурную формулу и название; охарактеризуйте биохимическую роль; напишите примеры обменных реакций с его участием; укажите пищевые источники и признаки недостаточности.

Витамин В6.

5. Для заданного фермента напишите уравнение катализируемой реакции; определите, к какому классу относится фермент; укажите, какое отношение имеет к действию фермента заданное вещество (активатор, ингибитор, кофермент, субстрат и т.д.); объясните, как изменится активность фермента при заданном условии или внешнем воздействии:

Фермент Вещество Условие или внешнее воздействие
Алкогольдегидрогеназа НАД 0 оС

6. Для указанных гормонов укажите место выработки; приведите названия, опишите химическую природу; охарактеризуйте сущность регулирующего влияния на обменные процессы и объясните механизм передачи гормонального воздействия в клетку-мишень.

Гормоны коркового вещества надпочечников.

7. Для триацилглицерина заданного состава напишите уравнения реакций полного окислительного распада в аэробных условиях с указанием названий соответствующих ферментов и их принадлежности к определенному классу. Рассчитайте, какое количество АТФ может синтезироваться при полном окислительном распаде одного моля триацилглицерина заданного жирнокислотного состава. Пересчитайте аккумулируемую энергию в килокалории на грамм. Сравните полученный результат с данными средней калорийности жиров. Объясните причины их расхождения. Напишите соответствующие суммарные уравнения окисления заданного триацилглицерина и сопряжённого окислительного фосфорилирования:

Миристиновая, пальмитиновая, арахидоновая.

8. Для заданного метаболического процесса определите тип (анаболический, катаболический, центральный); напишите уравнения реакций; назовите соответствующие ферменты и их классы, а также витамины, принимающие участие в работе этих ферментов; напишите суммарное уравнение процесса, укажите его локализацию в органах и тканях организма, клеточных органеллах, охарактеризуйте регуляцию и значение.

Глюконеогенез.

9. На конкретных примерах охарактеризуйте механизм и биологическое значение слияния путей биологического окисления углеводов и аминокислот.

10. Охарактеризуйте биологические функции нуклеиновых кислот и их содержание в организме человека и рыб.

 

 

Приложение № 3

к п. 3.2

ТИПОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

(для студентов заочной формы обучения)

Контрольная работа № 1.

1. Напишите формулы заданных углеводородов и укажите, к каким классам они относятся. На основе соединения а) напишите формулу и название одного первичного радикала. Для соединения б) напишите формулы двух ближайших гомологов и структурных изомеров (по одному примеру на каждый вид изомерии), назовите соответствующие виды изомерии. Для соединения в) укажите валентные состояния атомов углерода и величины валентных углов в главной цепи. Определите, какие из приведенных соединений содержат сопряжённые системы электронов.

а) 3-метилгексан

б) 3-метилгептен-3

в) 3-этилоктин-1

г) вторбутил-бензол

д) пентадиен-1,3

2. Напишите уравнения следующих реакций. Укажите, к какому типу реакций относится каждая из



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: