ОПРОСНИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТОРОНЫ
Инструкция:
Уважаемые родители! Оцените, используя пятибалльную шкалу, справедливы ли ваши утверждения:
5 – абсолютно верно
4 – скорее всего, это так
3 – в некоторых случаях верно
2 – не совсем верно
1 – абсолютно неверно
Утверждения | Баллы |
1. Я сразу замечаю, когда мой ребёнок расстроен. | |
2. Когда мой ребёнок обижается, то невозможно понять, по какой причине. | |
3. Когда моему ребёнку больно, мне кажется, я тоже чувствую боль. | |
4. Мне часто бывает стыдно за своего ребёнка. | |
5. Что бы ни сделал мой ребёнок, я буду любить его. | |
6. Воспитание ребёнка – сложная проблема для меня. | |
7. Я редко повышаю голос. | |
8. Если часто обнимать и целовать ребёнка, можно испортить его характер. | |
9. Я часто даю понять моему ребёнку, что верю в его силы. | |
10. Плохое настроение ребёнка не может быть оправданием его непослушания. | |
11. Я легко могу успокоить своего ребёнка. | |
12. Чувства моего ребёнка для меня загадка. | |
13. Я понимаю, что мой ребёнок может грубить, чтобы скрыть обиду. | |
14. Часто не могу разделить радость моего ребёнка. | |
15. Когда я смотрю на своего ребёнка, то испытываю любовь и нежность, даже если он плохо ведёт себя. | |
16. Я многое хотела бы изменить в своём ребёнке. | |
17. Мне нравится быть матерью. | |
18. Мой ребёнок редко спокойно реагирует на мои требования. | |
19. Я часто глажу моего ребёнка по голове. | |
20. Если у ребёнка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно. | |
21. Я жду, пока ребёнок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав. | |
22. Если мой ребёнок разбаловался, то я уже не могу его остановить. | |
23. Я чувствую отношение моего ребёнка к другим людям. | |
24. Я часто не могу понять, почему плачет мой ребёнок. | |
25. Моё настроение часто зависит от настроения моего ребёнка. | |
26. Мой ребёнок часто мне досаждает. | |
27. Ничто не мешает мне любить своего ребёнка. | |
28. Я чувствую, что процесс воспитания слишком сложен для меня. | |
29. Мне приятно проводить время вместе с ребёнком. | |
30. Я раздражаюсь, когда ребёнок «липнет» ко мне. | |
31. Я часто говорю ребёнку, что высоко ценю его старания и достижения. | |
32. Даже когда ребёнок устал, он должен довести начатое дело до конца. | |
33. У меня получается настроить ребёнка на серьёзные занятия. | |
34. Часто мой ребёнок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует. | |
35. Я всегда понимаю, почему мой ребёнок расстроен. | |
36. Когда у меня хорошее настроение, капризы моего ребёнка не могут испортить его. | |
37. Я чувствую, что мой ребёнок любит меня. | |
38. Меня огорчает, что мой ребёнок растёт не таким, как мне хотелось бы. | |
39. Я верю, что могу справиться с большинством проблем в воспитании моего ребёнка. | |
40. Часто у нас с ребёнком возникает взаимное недовольство друг другом. | |
41. Мне часто хочется взять моего ребёнка на руки. | |
42. Я не поощряю мелкие успехи ребёнка, так как это может испортить его. | |
43. Бесполезно требовать что-то от ребёнка, когда он устал. | |
44. Я не в силах изменить плохое настроение моего ребёнка. | |
45. Мне достаточно только взглянуть на ребёнка, чтобы почувствовать его настроение. | |
46. Часто радость ребёнка кажется мне беспричинной. | |
47. Я легко заражаюсь весельем моего ребёнка. | |
48. Я очень устаю от общения с моим ребёнком. | |
49. Я много прощаю ребёнку из-за любви к нему. | |
50. Я нахожу, что гораздо менее способна хорошо заботиться о своём ребёнку, чем я ожидала. | |
51. У меня спокойные, тёплые отношения с ребёнком. | |
52. Я редко сажаю ребёнка к себе на колени. | |
53. Я часто хвалю своего ребёнка. | |
54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребёнка. | |
55. Когда мой ребёнок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие. | |
56. Мне тяжело понять желания ребёнка. | |
57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребёнка. | |
58. Иногда я не понимаю, как ребёнок может расстраиваться по таким пустякам. | |
59. Я получаю удовольствие от общения со своим ребёнком. | |
60. Не всегда легко принять моего ребёнка таким, как он есть. | |
61. Мне удаётся научить ребёнка что и как делать. | |
62. Наши занятия с ребёнком часто заканчиваются ссорой. | |
63. Мой ребёнок любит ко мне прижиматься. | |
64. Я часто бываю строгой с ребёнком. | |
65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребёнок не в духе. | |
66. Когда ребёнок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему. |
Ключи к опроснику детско-родительского взаимодействия:
- Способность воспринимать состояние ребёнка – 1, 23, 45, 12, 34, 56 (норма 3,7)
- Понимание причин состояния – 13, 35, 57, 2, 24, 46 (норма – 3,2)
- Способность к сопереживанию – 3, 25, 47, 36, 58 (норма – 2,8)
- Чувства в ситуации взаимодействия – 15, 37, 59, 4, 26, 48 (норма – 3.3)
- Безусловное принятие – 5, 27, 49, 16, 38, 60 (норма – 3.2)
- Отношение к себе как к родителю – 17, 39, 61. 6, 28, 50 (норма – 3.1)
- Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия – 7, 29. 51, 18, 40. 62 (норма – 3.0)
- Стремление к телесному контакту – 19, 41, 63, 8, 30, 52 (норма – 3.3)
- Оказание эмоциональной поддержки – 9, 31, 53, 20, 42, 64 (норма – 2.8)
- Ориентация на состояние ребёнка – 21, 43, 65, 10, 32, 54 (норма – 2.3)
- Умение воздействовать на состояние ребёнка – 11, 33, 55, 22, 44, 66
(норма – 3).
Обработка результатов:
Каждая характеристика диагносцируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три, указанные в скобках), т.е. согласие с данным утверждение свидетельствует о высокой степени выраженности качества, и три – отрицательные (вторая тройка утверждений, указанных в скобках), т.е., согласие с данным утверждением означает низкую степень выраженности качеств. Таким образом, заполняющий Опросник родитель шесть раз высказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из указанных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положительную и отрицательную направленность, позволяет выявить суждения родителей и повышает достоверность полученных оценок.
Для получения стандартных баллов необходимо перевести в «сырые «баллы по формуле (a + b + c - d - e - f +1) / 5 где a, b, c - оценки с положительным утверждением, d, c, f – оценки с отрицательным утверждением. Знак «минус» перед утверждением означает, что для них используется инвертированная шкала оценок; если за ответ «абсолютно верно» для положительного утверждения даётся 5 баллов, то за ответ «абсолютно верно» для отрицательного утверждения даётся 1 балл. Таким образом, степень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1/5 до 5 баллов.