Глава 3. Знамения о России в годы Великой Отечественной войны




 

 

Как знает наш читатель, самые значимые события, затрагивающие судьбу России, были отмечены пророчествами. Независимо от характера чудес, они в той или иной мере являлись пророческими предзнаменованиями бедствий и славы России. Такими чудесными явлениями были отмечены и годы, предшествовавшие суровым испытаниям Великой Отечественной войны. В начале 1941 г. старцу Валаамского монастыря во время службы в храме случились видения. В первом видении ему предстала Божья Матерь, Иоанн Креститель, святитель Николай и сонм святых, молившие Спасителя о сохранении России. Спаситель отвечал 6 невозможности Богу терпеть эти беззакония. Но святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Он сказал: «Я не оставлю Россию». Во втором видении Божья Матерь и святой Иоанн Креститель стояли перед престолом Господа Спасителя и умоляли Его о спасении России. Он ответил (как и в первом видении): «Я не оставлю Россию». Третье видение состояло в том, что Божья Матерь, стоя перед Сыном Своим, слезно молит Его о спасении России, говоря: «Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним». Спаситель сказал: «Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю её. Накажу, но сохраню...» Любой россиянин знает, что произошло в том же году, когда случились видения старцу: началась страшная война, в которой фашистская Германия вознамерилась уничтожить Россию, ее народ. Но Господь, посылавший предупреждения через Святых людей, и на этот раз не оставил Россию и чудесным образом предупреждал об опасности Свои чада. Зимой 1941 г., когда немцы рвались к Москве, страна стояла на грани катастрофы. Тогда почти никто не верил в победу. Гитлеровцам казалось, что с захватом Москвы будет достигнута конечная цель блицкрига — разгром нашей Родины. Когда Великая Отечественная война только началась, Патриарх Антиохийский Александр III обратился к христианам всего мира с молитвенным обращением о 1 материальной помощи России. После обращения Александра III митрополит Антиохийского патриархата Илия стал горячо молиться за спасение России от погибели. Он решил просить Божью Матерь открыть путь спасения России. Для этого он спустился в каменное подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божьей Матери. Илия затворился там, без пищи й воды, он не спал, а только исступленно молился перед иконой Божьей Матери. Наконец, после трех суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Богородица и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать промысел Божий народа российского. Если все, что определено, не будет выполнено, то Россия неминуемо погибнет. Богородица передала весть Илии: «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда — сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божьей Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконой следует совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». Владыка связался с представителями Русской Православной Церкви и советским правительством и передал им все, что было определено. Сталин вызвал к себе митрополитов Ленинградского Алексия и Сергия и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, так как видел в этом последнюю возможность спасти положение. Все произошло, как было предсказано. Сил сдержать врага уже не было. Страшный голод тысячами косил жителей блокадного Ленинграда Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божьей Матери, крестным ходом она была пронесена вокруг Ленинграда, и, в конце концов, город был спасен, он выстоял, хотя многим до сих Пор непонятно; чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. Снова подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божьей Матерью, и пока Казанская икона находится в городе и есть молящиеся, враг не сможет войти в город. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России. Чудом была спасена Москва. Разгром немецко-фашистских полчищ под Москвой — это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божьей Матери. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, бросая технику; это было первое значительное поражение считавшегося непобедимым вермахта. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрекращающаяся служба — молебны и поминовения о погибших воинах шли один за другим. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города оказывались прижатыми на маленьком пятачке у Волги, но немцы так и не смогли столкнуть наших воинов в реку, ибо с ними была Казанская икона Божьей Матери. Знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. После этого икону привозили на самые трудные участки фронта, где наложение было особенно отчаянным, и в места, где готовились наступления. Священники служили молебны, солдат окропляли святой водой. И пришло время славы российского оружия и славы заступников и молитвенников за Русскую землю: Божья Матерь по их молитвам отгоняла врагов. Рассказы о чудесах приходилось слышать и от многих фронтовиков, в том числе и от неверующих. Один из таких случаев произошел во время штурма Кенигсберга в 1944 г. Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были все еще сильны, потери были огромны. Чаша весов колебалась то в одну, то в другую сторону. И тут прибыл командующий фронтом в сопровождении офицеров и... священников с иконой. Многие солдаты стали шутить: «Вот попов привезли, сейчас они нам помогут...» Но командующий быстро одернул особенно дерзких шутников, приказал всем построиться и снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Со стороны немцев была буквально стена убийственного свинцового огня, но священники спокойно шли в огонь. И вдруг стрельба с немецкой стороны одновременно прекратилась, как оборвалась. Тогда был дан сигнал — и наши войска начали общий штурм Кенигсберга с суши и с моря. Произошло невероятное: немцы гибли тысячами и тысячами сдавались в плен. Как потом в один голос рассказывали пленные, перед самым штурмом в небе они увидели Богородицу, и у всех абсолютно отказало оружие — они не смогли сделать ни одного выстрела. И тогда-то наши войска, преодолев мощные укрепления города-крепости, легко сломили сопротивление и взяли город, который до этого был неприступен. Глубоко символичен и тот факт, что Киев — матерь городов русских — был освобожден нашими войсками 22 октября — в день чествования Казанской иконы Божьей Матери (по церковному календарю, или 4 ноября гражданского стиля). И это было весьма знаменательно: ведь от этого города пошла Земля Русская, здесь произошло Крещение нашего народа, избравшего Православную веру. Во время Великой Отечественной войны было открыто 20 000 православных храмов. Молилась вся Россия! По свидетельству современников, молился даже сам Иосиф Сталин. Церковь благословила Отечественную войну русского народа, и Благословение это было утверждено на Небе. Не счесть, сколько офицеров, не говоря уже о солдатах, молились перед боем. Открывались духовные семинарии, академий, возобновлена работа Троице-Сергиевой, Киево-Печерской лавры и многих других монастырей. Было решено перенести мощи святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, в Богоявленский собор, где стояла всю войну та самая чудотворная икона Казанской Божьей Матери, которая была с ополчением 1812 года. Наступило время возвращения Беры на Русской земле, как и предсказывали Православные святые. В 1947 г. Сталин исполнил свое обещание и в октябре пригласил митрополита Илию в Россию. Он побоялся не исполнить указания Божьей Матери, так как все пророчества, переданные им, сбылись. Перед приездом гостя Сталин вызвал митрополита Алексия» уже ставшего к тому времени Патриархом, и спросил: «Чем может отблагодарить митрополита Илию Русская Церковь?» Патриарх предложил подарить икону Казанской Божьей Матери, крест с драгоценностями и панагию, украшенную драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке. По распоряжению Сталина самые искусные ювелиры изготовили панагию и крест. Митрополит Илия прибыл в Москву, где его встретили очень торжественно. Ему преподнесли икону, крест и панагию. «Я счастлив, — сказал митрополит Илия, — что мне довелось стать свидетелем возрождения Православной Веры на Святой Руси и увидеть, что Господь и Божья Матерь не оставили вашу страну, а напротив — почтили ее особым Благоволением. С великой благодарностью принимаю эти дары от всей земли Русской, как память о любимой мною стране и ее народе. Желаю вам, дорогие мои, и надеюсь, что, по словам великого святого земли Российской — преподобного Серафима Саровского, — вы посреди лета запоете «Христос Воскресе!» Вот радость-то будет по всей земли великой». Тогда же советское правительство наградило его Сталинской премией за помощь нашей стране во время Великой Отечественной войны. Но от премии Илия отказался, заявив, что монаху деньги не нужны и сам передал 200 тыс. долларов для помощи детям-сиротам» у которых родители погибли на войне. Из Москвы митрополит Илия поехал в Ленинград. Во время службы в одном из храмов города митрополит Илия в своей проповеди рассказал, как явилась ему Божья Матерь, что Она поведала ему. «Я молился за ваш прекрасный город и так благодарен Господу, что Он удостоил меня побывать здесь, молиться вместе с вами! Я увидел, что Матерь Божья не оставила чад Своих. Мне преподнесли крест с камнями со всей земли Русской, панагию и икону Казанской Божьей Матери. Крест этот я положу на престол нашего кафедрального собора в Ливане и обещаю вам, дорогие, что крест из России всегда будет лежать на престоле, пока я буду жить на земле. Я завещаю, чтобы и после моей кончины крест остался на престоле. Икона Казанской Божьей Матери будет находиться в алтаре и всегда будет напоминать мне во время богослужения о России. Простите, дорогие мои, что не могу благословить и обнять каждого из вас! Посылаю Благословение Господне на всех вас и всегда, пока я жив, буду молиться о вас!» — сказал, обращаясь к ленинградцам, митрополит. Ныне чудотворная икона Казанской Божьей Матери стоит во Владимирском соборе Ленинграда и все так же является знамением благодатного Покрова Богородицы. Пока стоит Казанская икона в городе и молятся Божьей Матери верующие, до тех пор будет жить город.

Глава 4. Нетленные мощи

 

 

С первых же веков христианства начинаются сказания о нетлении тел. С течением времени, когда христианская вера стала распространяться по разным странам, распространялись и эти сказания. Они сохранились до нас от всех последующих веков и народов, куда проникла христианская вера. На основании этих сказаний можно утверждать, что не было века, в котором бы не являлось несколько нетленных мощей Божьих угодников. Эти сказания идут от бесчисленного множества людей и подтверждаются действительными фактами нетления мощей. Нетление святых мощей есть чудо, заменяющее многие другие чудеса, и тем преимуществует перед ними, что те однократны, нередко мгновении и могли быть убедительны для очевидцев и терять свою силу для родов последующих, а нетление тел есть чудо постоянное, свидетельствующее о том,, что в нетленном теле, особенно чудотворящем, постоянно пребывает чудодейственная сила Божья, я поэтому оно представляет сильнейшее и убедительнейшее доказательство божественности христианской веры. Святость святых, святость их души и их тела имеет своим источником их ревностную благодатно-добродетельную жизнь в богочеловеческом теле Церкви Христовой. Таким образом, святость охватывает всю личность человека: и душу, и тело. Святость святых не содержится только в их душе, но неминуемо распространяется и на их тело, у святых святы и душа, и тело. Почитая святых, мы почитаем их личность в ее целостности, не разделяя ее на святую душу и святое тело. Отсюда и благочестивое почитание мощей святых — составная часть благочестивого почитания и молитвенного призывания святых. Все это составляет единый неделимый подвиг, так же, как душа и тело составляют единую неделимую личность Благостно почитая мощи святых, Церковь почитает храмы Святого Духа, храмы ж иного Бога, в которых Бог живет своей благодатью и после телесной кончины святого и творит чудеса — от них и через них. И те чудеса, которые бывают от святых-мощей, свидетельствуют, что их благочестивое почитание людьми угодно Богу. Источая исцеления, мощи, очевидно, являют присутствующую в них животворную силу, которая, сохраняя их в нетлении, через соприкосновение сообщается всем, с верою приходящим. Одно из самых почитаемых православных святынь России являются нетленные мощи преподобного Александра Свирского. Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Летом 1998 г. в Петербурге произошло настоящее чудо. 28 июля пропавшие в 1918 г. святые мощи преподобного Александра Свирского были обретены. Событие это знаменательно тем, что именно с вскрытия раки Александра Свирского началась в 1918 г. затеянная большевиками сатанинская кампания по ликвидации и дискредитации русских православных святынь. В ходе ее были вывезены из церквей и монастырей 63 раки со святыми мощами. Милостью Божьей все они спустя 18 лет обретены. Когда в рентгенологическом кабинете судебно-медицинской экспертизы слушали молебен после завершения исследований по поводу идентификации мощей, началось мироточение, сопровождающееся сильным благоуханием. Все присутствующие были свидетелями этого чудесного: проявления. Уже при изъятии первой частицы священники были поражены увиденным. И было чему удивляться. «Я ожидал увидеть плотную спрессованную ткань, но вместо этого на срезе, сделанном копией, я увидел, что под слоем кожи воскового цвета § находится белоснежная пористая и мягкая ткань, в музее анатомии Военно-медицинской академии мне показали, как выглядит на разломе высохшая человеческая плоть, предложив для обозрения человеческую голень. Было видно, что кость со всех сторон окружена плотной слоистой тканью, похожей на спрессованный картон. Связки и крупные сосудистые пучки сохранились в виде плотных тяжей, напоминающих обрывки веревок. Цвет высохшей ткани голени был желтый и с поверхности и изнутри. Подкожная ткань преподобного Александра резко отличается от той, что мы увидели, и по цвету, и по структуре: ткань поражала своей белизной, рыхлостью и воздушностью», — вспоминает один из священников. По заключению авторитетных ученых, подобного результата не достичь никакими способами искусственного бальзамирования: «При бальзамировании ткани уплотняются и темнеют, а тут — разрыхленность, белоснежность, под поверхностным слоем эпидермиса — таким дифференцированным искусством бальзамирования человеческие умы и руки не владеют». При обсуждении со специалистами (гистологами, патологоанатомами) выяснилось, что они оценивают это как неординарное явление. Можно сказать, что состояние плоти прел. Александра — его святых мощей — находится вне известных закономерностей развития и дегенерации (распада) тканей человеческого организма. Старейший сотрудник Военно-медицинской академии, анатом, кандидат медицинских наук М. В. Твардовская высказалась следующим образом по поводу необычайно хорошей сохранности тела: «Я ничего подобного за все годы своей работы не видела». Рентгенолог Е. Р. Борисов [сотрудник СМЭС, участвовал в исследовании мощей св. Иоасафа (Белгородского)] так-же оценивает сохранность тела как совсем особенную, полагая, что этот случай «представляет интерес для науки». Сохранилась не только пожизненная внешность, но и кожа лица — не сморщенно-высохшая, а весьма гладкая и эластичная; цвет кожи светлый с желтовато-янтарным оттенком. Неудивительно в этой связи, что мощи святого Александра (и только они) в ходе «кампании по изъятию мощей» в 1919 г. были названы «восковой куклой». Эта негативная, ложная по сути своей аттестация является вместе с тем невольной характеристикой очень хорошей сохранности мягких тканей лица. Из заключения главного стоматолога Министерства обороны РФ, начальника кафедры челюстно-лицевой, хирургии и стоматологии, профессора и полковника медицинской службы В. Н. Балина, на кафедре которого мощи Св. Александра Свирского тоже проходили экспертизу: «Совершенно уникальна сохранность мягких тканей лица и околозубных тканей: лоб, нос, щеки, десна, что вписывается в известные свидетельства об исключительно хорошей сохранности мощей некоторых святых в сравнении с мумифицированными телами мирских людей». Вот эта-то уникальная сохранность и дала возможность провести иконографическое исследование, подобно тому, как в 1641 г., в момент первого обретения мощей святого, это сделали наши предки. Когда всматриваешься в дни земной жизни русских святых, ясно видишь, что они были лучшими среди людей своего времени. И по уму, и по талантам, и по мужеству своему. Но все эти столь высоко почитаемые в миру свойства и дарования были для святых несущественными и незначащими. Главными для них были смиренномудрие, молитвенность, покорность воле Божьей, служение Господу. И Церковь, когда прославляет святых, руководствуется не их земными заслугами, а заслугами перед Богом. И тут уж не возникает ошибок, связанных с политическими симпатиями или антипатиями, с сиюминутной конъюнктурой. Не истлевают тела угодников Божьих, нетленными обретает Церковь их святые мощи. Не кончается вместе с погребением и жизнь святых — после кончины продолжают они участвовать в земной истории, являясь на помощь всем, кто сердцем к ним обращается. 9 июля 2005 г. в Нило-Столобенской пустыни на озере Селигер (Тверская область) состоялось празднование 10-летия перенесения мощей основателя обители святого преподобного Нила Столобенского. Мощи Нила были возвращены в места, где он подвизался, в 1995 г. Впервые за 450 лет в Ниловой пустыне совершали литургию сразу три архиерея: архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, митрополит Орехово-Зуевский Алексий и архиепископ Зарайский Меркурий. На глазах изумленной публики, съехавшейся на праздник, произошло настоящее чудо. Когда после окончания литургии крестный ход с мощами Нила вышел из храма Богоявления Господня, в чистом и ясном небе, как раз над колокольней храма, появилась радуга в виде круга (венца). Она была абсолютно круглой формы, горизонтальна и точно располагалась над храмом, сияя неземным светом. Держалась она в небе минут пятнадцать — до тех пор, пока крестный ход не вышел за ограду монастыря к Селигеру. Тогда радуга как бы растворилась. Мощи Нила обнесли вокруг острова, избранного им когда-то для своего отшельнического подвига. После крестного хода митрополит Алексий зачитал собравшимся приветственное слово патриарха. После выступили тверской архиерей, губернатор Тверской области. При этом в толпе все только и говорили о явившемся над храмом венце. Архимандрит Вассиан, настоятель Ниловой пустыни, не мог сдержать волнение. Он растроганно обратился к паломникам и важным гостям, впервые сказав публично о чудотворном знамении — радуге (о которой ему рассказали паломники — настоятель сам ее не видел по причине того, что в этот момент находился в храме). И в этот момент в толпе, слушавшей архимандрита, опять зашумели:. «Радуга, радуга!» — и стали показывать на небо. Знамение появилось опять. Прямо у креста над колокольней снова возникла радуга, сияющая неземным светом — теперь в виде, извилистой ленты. Погода была сухой и жаркой и никак не предполагала появления радуги. К тому же форма ее была очень странной (радуга бывает обычно этаким коромыслом, а тут в чистом небе — круги и ленты). У всех находившихся в обители людей, даже не склонных к мистике, создалось чувство сопричастности чуду, все истолковали появление радуги как знак свыше. Чудеса преподобного Нила Столобенского не прекращались все 450 лет с его преставления. Прежде всего это совершающиеся у его мощей исцеления и помощь попавшим в беду путникам. В XX веке чудом можно назвать то, как его мощи остались в церкви. После закрытия в 20-х гг. монастыря Нилова пустынь мощи преподобного передали в Осташковский краеведческий музей, располагавшийся в главном храме города. В конце 40-х гг. Сталин вернул Русской православной церкви множество храмов, в том числе и тот, где был осташковский музей. Придя в возвращенный храм наводить порядок, верующие увидели, что музейные работники, съезжая... забыли мощи преподобного Нила. Будущий архимандрит Вассиан тогда был еще молод. Он всю жизнь служил у мощей преподобного, а овдовев, принял монашеский постриг и возглавил начавшую в 90-е гг. возрождаться Нило-Столобенскую пустынь. История Русской Православной Церкви знает множество случаев обретения мощей святых. Среди них — мощи преп. Евстратия Печерского Преп. Евстратий Печерский взят был в плен половцами и потом продан в рабство, где его морили голодом и на праздник Пасхи распяли на кресте, а потом бросили в море (в 1096 г.). Верующие отыскали тело страдальца и привезли его в Киев, где мощи его и поныне почивают в Антоньевых пещерах. Гроб другого святого — преп. Сергия (преставился в 1391 г.) — был найден в воде. Несмотря на тридцатилетнее пребывание во влаге, святое тело преподобного сохранилось цело и светло, самая одежда на нем нисколько не Повредилась. Мощи св. Иакова Боровицкого в 1540 г. принесены были на льдине на р. Мете, против ее течения, и пристали к Боровицкому порогу. Жители положили их на берегу в обрубе, потом они были перенесены в Боровицкий Духов монастырь; а в 1657 г. патриарх Никон перенес их в город Валдай, в Иверский монастырь. Св. мощи Митрофана, первого епископа Воронежского (преставился в 1703 г.) 128 лет находились в грунте влажного чернозема и при торжественном открытии их в 1832 г. найдены совершенно нетленными. В 1842 г. по случаю сооружения в Задонском монастыре нового храма в честь Владимирской иконы Богоматери встретилась надобность разобрать ветхий каменный храм и алтарь, под которым в склепе был погребен св..Тихон, епископ Воронежский (преставился в 1783 г), и перенести гроб его в другое место. При этом оказалось, что склеп, под которым почивал святитель, от давности времени и от сырости обвалился, гробовая крышка раздавлена кирпичами, и гроб близок был к разрушению; между тем тело святителя, несмотря на шестидесятилетнее пребывание его в сыром месте, обретено было совершенно нетленным; даже архиерейское облачение, в котором он был погребен, найдено целым. Тело св. князя Глеба (мученическая кончина его последовала в 1015 г.) лежало на берегу Днепра (близ Смоленска) на открытом воздухе, без всякой защиты около пяти лет и оказалось совершенно целым, нимало не повредившимся от воздушных перемен и от близости воды, было бело и цвело, как живое. Мощи святого страстотерпца перенесены были Ярославом в Вышгород и положены вместе с телом св. Бориса в церкви св. Василия. Вскоре в честь святых братьев-мучеников сооружен был в Вышгороде храм, в который торжественно, при бесчисленном множестве народа перенесены были мощи святых братьев. По подлинным словам древней рукописи, «по открытии рак мощей в новом храме, телеса обоих братьев были белы, как снег, и ангельские их лица сияли небесным светом; место все исполнилось благовония, как бы от обилия фимиама». Митрополит Киевский Макарий на дороге из Вильны в Киев был настигнут татарами, мученически убит ими и брошен в поле (в 1487 г.). Мощи его привезены были в Киев и доныне нетленно почивают там в Софийском соборе. Тело преп. Антония Римлянина (преставился в 1147 г.) лежало 450 лет в каменном гробе, под полом, поверх земли; его нашли на камне нетленным, и самый покров на нем остался в целости. Великий князь Михаил Тверской был погребен в Москве (мученическая кончина его последовала в 1318 г.), в Спасском монастыре. Впоследствии супруга его сына перенесла мощи князя в Тверь. Жители Твери встретили гроб своего любимого князя на берегу Волги; и когда доставили гроб перед Архангельским монастырем, сняли крышку, то с великой радостью и изумлением увидели, что святые мощи не были повреждены ни от земли, в которой лежали, ни от дальнего пути. Мощи преп. Афанасия Афонского (преставился в 980 г.) были найдены нетленными под развалинами церковного здания. Мощи св. священномученика Автонома (мученическая кончина последовала около 313 г.) были найдены нетленными под грудой камней. Один писатель VI века так говорит об этих мощах: «Проникая иногда очами в гроб мученика, я видел св. мощи его, остававшиеся непобежденными силою смерти, которая, хвалясь в три дня разрушить весь состав живого существа, вот уже в продолжение 200 лет не могла уничтожить и волосы сего славного мужа; волосы его густы, лицо его бело, кожею хорошо обтянуто, усы его не повреждены, очи открыты... Во всем теле находятся в целости все составы его, так что ни от головы его ничего не отпало, ни от прочих частей тела ничего не отделилось». Некий пресвитер Павел в житии св. Амвросия, епископа Медиоланского, говорит о мощах св. Назария так: «Мощи его, найденные за городом в вертограде, Амвросий перенес в церковь св. Апостолов. И мы видели в гробе, в котором лежали мощи мученика, кровь, как бы сегодня вытекшую; голова же с волосами и бородою так нетленны, что как бы сегодня положены во гроб; лицо его светло, как бы сейчас омыто; и мы такого исполнились благоухания» которое превосходит всякие ароматы». Мощи св. Петра, митрополита Московского (преставился в 1326 г.), находились в земле около 150 лет; в 1471 г. его мощи были переложены в каменный гроб и перенесены в соборный Успенский храм. Вскоре его гроб был истреблен пожаром, а его тело осталось невредимым. В 1581 г, обретены были нетленными мощи преп. Герасима, основателя Ново-Иерусалимского женского монастыря на о. Кефалонии (преставился в 1579 г.), так как католики сомневались в их нетлении, митрополит Филадельфийский Гавриил Север велел закопать их снова в землю на восемь месяцев. По прошествии этого срока мощи были опять освидетельствованы, найдены нетленными и с честью перенесены в храм. Чудеса от них побудили патриарха Константинопольского лет сорок спустя внести имя Герасима в список святых Православной Церкви. Во Владимирском кафедральном соборе почивают мощи князя Андрея Боголюбского, убитого в 1174 г. от своих присных!, и сына его Глеба, мирно скончавшегося незадолго до убиения отца. С тех пор до времен Петра Великого мощи обоих князей лежали в земле, а с его царствования (с 15 октября 1702 г.) доныне лежат доступными для благочестивого чествования. Ни время, ни земля, ни атмосферный воздух не коснулись разрушительно святых тел, и те лица, которые удостаиваются видеть открытыми части святых тел, проникаются глубоким чувством благоговения перед святыми мощами. Во Владимирском соборе почивают мощи великого князя Георгия II (Всеволодовича), убитого татарами в нашествие Батыя (в 1238 г.). Великий князь пал в рядах своих воинов на р. Сити. Ростовский епископ Кирилл, возвращаясь из Белоозера и желая видеть место несчастной для русских битвы, нашел в куче мертвых воинов обезглавленное тело Георгия. Святитель узнал его по княжескому платью, привез тело в Ростов и похоронил там в храме Богоматери, в каменном гробе. Глава великого князя была отыскана после и приложена к телу. На втором году после кончины Георгия тело его, по распоряжению князя Ярослава, брата Георгия, торжественно перенесено было во Владимир и положено в соборном храме. Тогда увидели невиданное чудо: «Глава святая прильнула к св. телу, так что и следа не было отсечения на его шее; правая рука поднята была как бы у живого, показывая на подвиг». В 1645 г., в царствование Михаила Федоровича, при святейшем патриархе Иосифе, обретены были мощи князя Георгия нетленными и из прежнего каменного гроба переложены в серебряную раку, на коей вычеканены, между прочим, следующие слова: «Всем зрящим бысть чудо преславно и удивления достойно, яко святая глава его (Георгия) совокупно прильпе к честному телеси его, якоже ни следа видети отсечения на шее его; но все составы его целы и неразлучны и доныне таково гробе пребывают, от всех людей видимы и удивляемы». Действительно, богомольцы, удостоившиеся видеть открытыми мощи св. князя Георгия, поражаются дивным явлением прильнувшей к телу святой главы. Поражена была этим чудом, между прочим, и императрица Екатерина II, посетившая однажды Владимирский собор. Были святые, которые подвизались в горах, в вертепах, в пропастях, при болотах, озерах, гнилой воде, среди гадов и насекомых; так, например, преп. Авраамий (преставился в 1077 г.) подвизался при водах великого озера ростовского Неро - Леонтий (преставился в 1073 г.) и Иаков (преставился в 1391 г.) Ростовские, Никита (преставился в 1186 г.) и Даниил (преставился в 1540 г). Переяславские, Никита Новгородский (преставился в 1108 г.) спасались среди вод мутных, гнилых, наполненных всякими гадами. Мощи их в тех местах и погребены были; однако через долгое время и многие лета они явились прославленными нетлением, и доселе хранятся не только вся кости их, но и плоть. Опыт нетления обычных людей не уменьшает чудесности нетления святых. Большой Московский собор 1667 г. постановил строго отличать нетленные тела не святых от нетленных тел святых: «Нетленных телес, — говорит собор, — обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достоверного свидетельства и соборного повеления во святых почитати, зане обретаются телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлученна и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще ум-оша, или за преступление божественных и священных правил и закона цели и неразрешимы бывают. А кого во святых хсг щете почитати, о таковых обретающихся телесах достоит всячески испытати и свидетельствовали достоверными свидетельствы пред великим и совершенным собором архиерейским». В Христианской Церкви нетление тел святых почти всегда соединялось и соединяется со множеством других необычайных чудесных явлений. Эти чудесные явления, и особенно чудодейственные исцеления, иногда так бывают поразительны, что свидетели их из неверующих обращались ко Христу и делались истинными христианами. И описания многих этих исцелений отличаются такой точностью, обстоятельностью и основательностью, что никакая придирчивая и требовательная критика не может подорвать достоверность их. И в нашей Русской Православной Церкви нетление святых также соединяется с чудесами. Самое открытие мощей какого-либо святого предваряется и сопровождается чудесами. И это обыкновенно бывает так: совершаются над разными лицами, при молитвенном призывании известного святого, чудеса, доказывающие его святость и близость к Богу- Чудеса эти записываются; свидетели и очевидцы удостоверяют верность их, нередко под присягой. Вследствие чудес возбуждается и распространяется чествование и благоговение к чудотворцу, Но никто не осмеливается ударить заступом в могилу чудотворца, чтобы откопать его останки; ибо всякий благоговейно чтит останки умерших братии. Могила священна в глазах христианина. Но когда Господу бывает угодно явить людям нетленное тело святого, творятся кроме многоразличных чудесных исцелений другие дивные знамения, указывающие на лежащее в известном месте нетленное тело Божьего угодника: иногда, например, сам угодник является разным лицам во сне или даже наяву и возвещает Божью волю об открытии своего нетленного тела; иногда об этом возвещается через распространение благоухания над его могилой. Когда, таким образом, на основании этих признаков верующие вполне удостоверятся в прославлении святого нетлением его мощей и в Божьей воле на их открытие, тогда уже приступают к открытию мощей, которое бывает торжественно, в присутствии множества народа. Подтверждает сказанное выше история открытия мощей св. Тихона, епископа Воронежского, скончавшегося в 1783 г. В 1842 г. во время разборки ветхого каменного храма и алтаря, под которым в склепе был погребен святитель, тело его найдено нетленным. Об этом тогда же покойный архиепископ Воронежский Антоний доносил св. Синоду, доводя вместе с тем до его сведения о многих чудесных исцелениях, совершавшихся над разными лицами при молитвенном призывании святителя Тихона. Было установлено, что «тело святителя Тихона благодатию Божиею сохранилось нетленным, и архиерейское облачение, в коем погребен был святитель, также осталось в целости несмотря на сырость могилы». Преосвященные Исидор и Иосиф получили показания разных лиц, которые под присягой засвидетельствовали, что из них одни на себе, а другие на своих сродниках испытали чудесные исцеления по молитвам святителя. Св. Синод, рассмотрев во всех подробностях обстоятельства, положил совершить торжественное открытие святых мощей святителя Тихона 13 августа 1861 г. И оно совершено в это число и ознаменовалось множеством чудесных исцелений. Не верить этим сказаниям о чудесах, из таких верных источников заимствованных, или самые чудеса, строго обследованные, считать делом естественным — значит не верить вообще в чудеса; скажем более — значит потерять здравый смысл. Та же осторожность Церкви в деле канонизации видна из того, что она до сего времени не причисляет к лику святых некоторых усопших благочестивых мужей, тела которых сияют нетлением. Так, в городе Лубнах (Полтавской губернии) покоятся нетленные мощи святого Афанасия, Цареградского патриарха. Мощи почивают в сидячем положении на святительской кафедре, поставленной во гробе, имеющей вид ковчега с растворчатыми окнами, через которые прикладываются к нетленным мощам сидящего святителя. Нетленное тело епископа Белгородского Иоасафа Горленко открыто почивает в Троицком Белгородском монастыре (Курской губернии). При гробе совершается немало чудес, поэтому он чтится как прославленный угодник Божий, очень милостивый к болящему и скорбящему человечеству; однако он до сего времени еще не признан Церковью в лике святых. Нужно заметить, что канонизация святых в России и в глубокой древности происходила с особой осторожностью. Чрезвычайные заслуги перед Церковью (например; равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги), мученичество за веру (Феодоpa-варяга и сына его Иоанна), нетление мощей, соединенное с разительными чудесами, с особенным вниманием и иногда неоднократно свидетельствованное, обыкновенно были условиями для внесения в богослужебные книги и всеобщего чествования с ликом святых. С XI до половины XVJ в., то есть до соборов 1547 и 1549 гг., признание святости известного лица производилось сонмом архипастырей, митрополитами Русской Церкви, иногда по согласовании с Константинопольским патриархом; по меньшей мере оно производилось сначала местным епископом с благословения митрополита для местной Церкви, а потом принималось со временем и всей Церковью по воле ее архипастырей. Как в этот период времени (то есть до означенных соборов), так и после — на соборах 1547 и 1549 гг. и до настоящего времени при решении вопроса о признании святости известного лица ставился на вид главным образом вопрос: совершало ли канонизируемое лицо силою Божьей чудеса и какие именно? Не все чудеса от святых мощей совершаются для исцеления телесных недугов и болезней. Совершались и совершаются чудеса с целью вразумления маловерующих и вольномыслящих. Много было случаев, когда вольнодумцы, желая поглумиться так или иначе над святыми мощами, ис


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: