Шахиды вне сомнения в раю.




Абу Али Абдуллах.

Баку.

1) Имам аль-Бухари[4] в своей книге «ас-Сахих» сказал: Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари[5], да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я совершил у себя дома омовение, а потом вышел наружу и сказал (себе): “Я не расстанусь с посланником Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) и обязательно буду находиться вместе с ним весь этот день (, чтобы служить ему)!”»

(Передатчик этого хадиса сказал):

«После этого он пришёл в мечеть и спросил о пророке (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) а (люди) сказали (ему): “Он ушёл в ту (сторону)”».

(Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал):

«Тогда я пошёл вслед за ним, расспрашивая о нём (людей, и в конце концов узнал, что) он находится в (месте, которое называется) Бир Арис. Тогда я уселся у ворот, сделанных из голых пальмовых ветвей, (и ждал там,) пока посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) не удовлетворил свою нужду и не совершил омовение. После этого я направился к нему и увидел, что он сидит на середине края колодца Арис, подняв одежду до колен и свесив ноги в колодец. Я поприветствовал (пророка, саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) а потом отошёл и (снова) уселся у ворот, сказав (себе): “Поистине, сегодня я буду привратником посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ”, а (через некоторое время туда) пришёл Абу Бакр и толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” Он ответил: “Абу Бакр[6]”. Я сказал: “Подожди”, а сам пошёл (к пророку, саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) и сказал: “О посланник Аллаха, Абу Бакр просит позволения войти”. Он велел: “Впусти его и порадуй вестью о том, что его ждёт рай!” Я вышел и сказал Абу Бакру: “Входи (и знай, что) посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сообщает тебе радостную весть о рае!” Тогда Абу Бакр вошёл и сел на том же краю справа от посланника Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) свесив ноги в колодец и подняв одежду до колен так же, как это сделал пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) а я вернулся (на своё место) и сел (там). Что же касается моего брата, который (хотел) присоединиться ко мне, то я расстался с ним в то время, когда он совершал омовение, и я сказал (себе): “Если Аллах желает такому-то блага, Он приведёт его сюда”, и в этот момент кто-то толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” (Пришедший) ответил: “‘Умар бин аль-Хаттаб”. Я сказал: “Подожди”, а сам пошёл к посланнику Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) поприветствовал его и сказал: “‘Умар бин аль-Хаттаб просит позволения войти”. Он велел: “Впусти его и порадуй вестью о том, что его ждёт рай!” Тогда я подошёл (к воротам) и сказал (‘Умару): “Входи (и знай, что) посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) порадовал тебя вестью о рае!” (‘Умар) вошёл и сел на (том же) краю слева от посланника Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) свесив ноги в колодец, а я вернулся (на своё место), сел (там) и (снова) сказал (себе): “Если Аллах желает такому-то блага, Он приведёт его сюда”. (Через некоторое время) пришёл кто-то ещё и толкнул ворота. Я спросил: “Кто там?” (Пришедший) ответил: “‘Усман бин ‘Аффан”. Я сказал: “Подожди”, а сам пошёл к посланнику Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) и сообщил ему (о приходе ‘Усмана). Он велел: “Впусти его и порадуй вестью о том, что его ждёт рай после того, как его постигнет беда!” Тогда я вернулся к нему и сказал: “Входи (и знай, что) посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) порадовал тебя вестью о рае (, куда ты попадёшь) после того, как тебя постигнет беда!” И (‘Усман) вошёл; увидев же, что на этом краю (колодца уже нет места), он сел на другой стороне напротив (пророка, саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям)»[7].

2) Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал:

«Мне приснилось, что я вошёл в рай, где увидел Румайсу, жену Абу Тальхи. Потом я услышал звук (чьих-то шагов) и спросил: “Кто это?” (Мне) ответили: “Это Билял”. А потом я увидел дворец, во дворе которого находилась какая-то девушка, и спросил: “Кому принадлежит этот (дворец)?” (Мне) ответили: “‘Умару”, и я хотел войти внутрь и посмотреть на него, но потом вспомнил о твоей ревности». (Услышав это,) ‘Умар воскликнул: «Да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха, могу ли я ревновать, когда речь идёт о тебе?!»[8].

В это предание есть доказательство того, что Умар и Билал (да будет доволен ими Аллах) будут в раю.

3) Как передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Ко мне пришел Джабраиль (алайхи салам), взяв меня за руку, он показал мне дверь рая, через которую войдет моя община». Абу Бакр сказал: «О посланник Аллаха! Как бы я хотел бы быть с тобой, чтобы увидеть ее». На что пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «О Абу Бакр! Вне сомнения ты первым из моей общины войдешь в рай»[9].

4) Передал имам Тирмизи[10], со слов Саида ибн Зайда, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «10 человек (будут) в раю. Абу Бакр в раю, Умар в раю, Усман, Али, Зубайр, Тальха, Абдуррахман (ибн Ауф), Абу Убайда, Сад ибн Аби Ваккас». Хумейд (рассказчик этого предания) сказал: «Саид ибн Зайд перечислив этих 9 человек, на 10 смолк. Люди (сказали): «О Абуль Авар! Скажи ради Аллаха, кто 10-ый?» Саид ответил: «Тот, о ком вы меня спрашиваете ради Аллаха, Абуль Авар» [11].

Имам Абу Дауд ас-Сиджистани[12] в своей книге привел причину, которая предшествовала тому, что Саид ибн Зайд рассказал это предание. Он писал: «Как передал Абдуррахман ибн Ахнас, однажды когда он был в мечети, кто-то стал (плохо) отзываться об Али. Услышав это Саид ибн Зайд, поднявшись на ноги, сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «10 человек (будут) в раю. Пророк в раю, Абу Бакр в раю, Умар в раю, Усман в раю, Али в раю, Тальха в раю, Зубайр ибн Аввам в раю, Сад ибн Малик в раю, Абдуррахман ибн Ауф в раю». Саид ибн Зайд сказал: «Если хотите я назову вам имя десятого». Один из присутствующих спросил кто это? Саид ибн Зайд промолчал. И сказали, кто это (вновь)? Он сказал: «Саид ибн Зайд»[13]. Как отметил Абу Дауд в следующим хадисе, человеком который ругал Али, был куфиец Кайс ибн Алькама.

Шейх Албани сказал: «Хадис достоверный»[14].

Подобный хадис также передавал имам Ахмад в «Муснаде»[15], шейх Ахмад Шакир сказал: «Цепочка передатчиков достоверная».

Передал имам Насаи[16] в «Суннан аль-Кубра»[17], что Абдуррахман ибн Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Абу Бакр в раю, и Умар в раю, и Усман в раю, и Али в раю». И также сказал в другой раз: «Али в раю, и Усман в раю, и Тальха в раю, и Зубайр в раю, и Абдуррахман ибн Ауф в раю, и Сад ибн Абу Ваккас в раю, и Абу Убейда ибн аль-Джаррах в раю».

Ахмад Шакир в комментариях к «Муснаду»[18] сказал о подобном хадисе, также передаваемым со Абдуррахмана ибн Ауфа, да будет доволен им Аллах, что цепочка передатчиков достоверна.

Шейх Албани сказал: «Сахих» в «Мишкат аль масабих»[19].

5) Джабир ибн Абдуллах и Умм Мубашир, да будет доволен ими Аллах, передали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не войдет в (адский) огонь никто из тех, кто присягнул под деревом»[20].

Абдуллах ибн Аби Ауфа сказал: «Под деревом (присягнули) 1300 людей»[21].

Джабир ибн Абдуллах аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, сказал: «В день Худайбии нас было 1400 человек, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы лучшие из обитателей земли»[22].

В этом есть доказательство, что Джабир, как один из тех кто присягнул под деревом, будет в раю.

Саид ибн Мусайб передал от своего отца: «Около посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, под деревом было 1400 (человек)»[23].

Речь идет о событие, произошедшим в то время, когда мусульмане, намереваясь совершить малое паломничество, вышли из Медины в направление Мекки, которая в то время еще была во власти многобожников. Для того чтобы успокоить мекканцев «посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, решил отправить к курайшитам своего посланца, который должен был ещё раз заверить курайшитов в том, что единственной целью его появления у стен Мекки было совершение Умры. Кроме того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поручил Усману ибн Аффану, которому он доверил выполнение этой миссии, встретиться в Мекке с неимущими и слабыми мусульманами и мусульманками и порадовать их вестью о скорой победе и о том, что Аллах окажет помощь Своей религии, и никому больше не придётся скрывать свою веру.

Усман ибн Аффан, да будет доволен им Аллах, приехал в Мекку, заручившись гарантиями безопасности, которые дал ему Абан ибн Са‘ид аль-Умави, взявший его под свою защиту. Он доставил послание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, курайшитам, которые предложили ему совершить обход вокруг Каабы, однако он отказался, поскольку в этом было отказано посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Курайшиты, желавшие обсудить между собой все детали, а потом отпустить Усмана, да будет доволен им Аллах, с ответом, довольно долго задерживали его, и среди мусульман разнёсся слух, что он убит. Убийство посланца было равнозначно объявлению войны, и поэтому когда эти слухи дошли до посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Мы не уйдём отсюда, пока не сразимся с этими людьми!» Сидя под деревом, он призвал к себе людей, чтобы они поклялись ему, что будут сражаться насмерть, и все они устремились к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, присягая ему в том, что будут биться до конца и не побегут с поля боя. Сам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, накрыл одну свою руку другой и сказал: «Это за Усмана!». А когда мусульмане закончили приносить свои клятвы, появился и сам Усман, да будет доволен им Аллах, и через некоторое время Всевышний Аллах ниспослал об этой клятве аят, в котором говорилось:

«Аллах был доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом», и поэтому ее стали называть «клятвой, угодной Аллаху»»[24].

Среди присягнувших также был Абу Умама Судай ибн Аджлан аль-Бахили. Как передал Хаким[25] в «Мустадраке», Абу Умама сказал: «Когда был ниспослан аят «Аллах был доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом», я сказал: «О посланник Аллаха! Я тоже из тех кто присягнул тебе под деревом». На что он ответил: «Ты от меня и я от тебя»[26].

5) Как передал Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) спросил: «Кто из вас сегодня постится?» Абу Бакр ответил: «Я». И он спросил: «Кто из вас сегодня учавствовал в похоронной процесии?» Абу Бакр ответил: «Я». «Кто из вас сегодня накормил бедняка?» Абу Бакр сказал: «Я». Пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Есть ли среди вас кто-нибудь, кто посетил сегодня больного?» Абу Бакр сказал: «Я». На, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Непременно войдет в рай, тот кто собрал в себе эти качества»[27].

6) Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) Джибрил явился к Пророку, (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) и сказал: “О посланник Аллаха, Хадиджа принесла приправу к хлебу (или: еду; или: питьё). Когда она подойдёт к тебе, приветствуй её от имени её Господа и от меня и порадуй её благой вестью о том, что в раю (её ждёт) дом из полой жемчужины, где не будет шума (и где не будет она знать) усталости”»[28].

Даулаби[29] в «аз-Зурияту тахират ал-муттахара»[30] передал два мурсал хадиса с подобным смыслом от Урвы ибн Зубайра.

7) Как сообщается посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Лучшими женщинами рая являются: Хадиджа бинту Хувайлид, Фатима бинту Мухаммад, Марьям бинту Имран, Асия бинту Махзум-жена фараона»[31].

8) Как передал ибн Хиббан[32] в «Сахихе»[33], мать правоверных Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Джабраиль принес посланнику Аллаха /кумаш/ из зеленого шелка, на котором была изображена она, и сказал: «Это твоя супруга в этом мире, и в загробном мире».

Вне сомнения посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) будет в высших садах рая, и Аиша (да будет доволен ею Аллах) будет там его женой.

9) Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Я видел, как Джафар летал по раю с ангелами».

Хадис передал Тирмизи в «Суннан»[34], и шейх Албани назвал его достоверным в «Сахих Тирмизи».

Речь идет о Джафаре ибн Абу Талибе, да будет доволен им Аллах, родном брате повелителя правоверных Али, да будет доволен им Аллах. Джафар пал смертью мученика на поле боя при Муте на земле Сирии, будучи во главе войска Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

10) Как передал Тальха ибн Убейдуллах, посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «У каждого пророка есть свой друг в раю, и мой друг в раю Усман».

Тирмизи привел этот хадис в «Суннан» и сказал: «Цепочка передатчиков не сильная, и прерванная»[35].

11) Как передал Али ибн Абу Талиб, посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Тальха и Зубайр два моих соседа в раю»[36].

12) Ибн Хиббан передал в «Сахихе»[37], со слов Авна ибн Абу Джухайфы, который передал от своего отца, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Абу Бакр и Умар господа первых и последних зрелых людей рая. Кроме посланников и пророков».

Шуайб Арнаут сказал: «Хадис достоверный».

Шейх Албани сказал хадис достоверный[38].

13) Как передал ибн Хаджар аль-Аскалани[39] со слов Хузайфы, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Фатима госпожа женщин рая, Хасан и Хусайн господа молодежи рая»[40].

14) Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Хасан и Хусайн господа молодежи рая».

Мухаммад ибн Джафар аль-Каттани в книге «Назмуль мутанасира миналь хадисаль мутаватира»[41] писал: «Ас-Суюти передал этот хадис в «Аль Азхар» со слов:

1) Абу Саид Аль-Худри.

2) Хузайфа ибн аль Йаман.

3) Умар.

4) Али.

5) Джабир ибн Абдуллах.

6) Хусайн ибн Али.

7) Усама ибн Зайд.

8) Бара ибн Азиб.

9) Курра ибн Йяс.

10) Малик ибнуль Хувайрис.

11) Абу Хурайра.

12) Ибн Умар.

13) Ибн Масуд.

14) Анас.

15) Бурайда.

16) Ибн Аббас, да будет доволен ими Аллах.

В общем 16 человек.

(Я говорю) Этот хадис также передавал Хасан ибн Али (да будет доволен ими Аллах).

Мунави в «Файз аль кадир» передал, ссылаясь на «Тайсир» Суюти, что это предание /мутаватир/». (Конец цитаты от Каттани).

Шейх Албани сказал, что это предание /мутаватир/[42].

Тирмизи в «Суннан» №3668, сказал: «/Хасан-сахих/».

Хейсами[43] в «Маджма аз заваид» 9/187 сказал, цепочка передатчиков хорошая.

Я не знаю другого /мутаватир/ предания об обрадованных раем, кроме этого.

15) Как передал аль-Бара, посланнику Аллаху (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) подарили шелковое одеяние. Все были поражены ее мягкостью и красотой. Пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Вы удивляетесь (красоте и мягкости) этого (одеяния)? Платки Сада ибн Муаза в раю лучше этого»[44].

Хадис /хасан-сахих/ как отметил имам Тирмизи.

Имам Бухари передал подобный хадис от Анаса ибн Малика: «(Однажды) пророку (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) запрещавшему (мужчинам носить одежду из) шёлка, подарили тончайшую шёлковую джуббу, (красотой которой) люди были удивлены, а (пророк, саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям,) сказал: “Клянусь Тем, в Чьей длани душа Мухаммада, в раю носовые платки Са‘да бин Му‘аза будут красивее, чем это!”»[45].

16) Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(Однажды) посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал:

«Мне были показаны (все) народы, и (я увидел) одного или двух пророков, с которыми было (всего лишь) несколько человек1, и такого пророка, с которым не было вообще никого. Вдруг передо мной показалось великое множество людей, и я спросил: “Что это? Это моя община?” — однако мне было сказано: “Это Муса и народ его”, и мне было сказано: “Посмотри на горизонт”. (Я посмотрел туда,) и оказалось, что там находится много людей, закрывавших собой горизонт. И мне было сказано: “(А теперь) посмотри туда и туда”, и там тоже было много людей, закрывавших собой горизонт, а потом (мне) сказали: “Это твоя община, и семьдесят тысяч (человек) из них войдут в рай без расчёта”». После этого (пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся) и вошёл (в свой дом), не объяснив (слушавшим его, кого он имел в виду), а люди стали говорить: «Мы — те, кто уверовал в Аллаха и последовал за Его посланником, и (этими людьми) будем мы или наши дети, которые родятся в исламе, так как мы родились во времена джахилийи». Услышав это, пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям)вышел (к ним) и сказал: «Это — те, которые не просят других заговаривать их, не верят в дурные предзнаменования, судя по полёту птиц, не делают себе прижиганий и уповают на своего Господа». После этого ‘Уккaша бин Михсан спросил: «Отношусь ли я к их числу, о посланник Аллаха?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да». А потом со своего места поднялся другой (человек) и спросил: «А отношусь ли к их числу я?» — (пророк же, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «‘Уккaша опередил тебя в этом»[46].

В этом предание есть довод, что Уккаша ибн Михсан (да будет доволен им Аллах) будет в раю. Его звали Уккаша ибн Михсан ибн Хурсан ибн Кайс ибн Мурра ибн Букайр ибн Ганм ибн Дудан ибн Асад ибн Хузайматуль Асади. Он был одним из первым мусульман, и ветераном битвы у Бадра. Как было сказано, он погиб в бою с вероотступниками в период правления Абу Бакра[47].

17) Как передал Джабир (да будет доволен им Аллах), один из рабов Хатиба ибн Балты пришел к посланнику Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям). Жалуясь на Хатиба, он сказал: «О посланник Аллах! Хатиб непременно войдет в огонь». На это пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Ты солгал! Он не войдет (в огонь, ведь) он учавствовал в (битве) при Бадре и Худайбии»[48].

Хадис /хасан-сахих/ как сказал Тирмизи.

18) Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

(В своё время) Умм ар-Рубаййи' бинт аль-Бара, да будет доволен ею Аллах, которая была матерью Харисы бин Сураки, да будет доволен им Аллах, пришла к Пророку (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) и сказала: «О посланник Аллаха, не расскажешь ли ты мне о Харисе?», - а он был убит в день (битвы при) Бадре - «Если он находится в Раю, то я буду (проявлять) терпение, а если нет, то я буду непрестанно оплакивать его!» (В ответ ей Пророк, да благослoвит его Аллах и да приветствует,) сказал: «О Умм Хариса, поистине в Раю есть множество садов и, поистине, твоему сыну досталась (высшая часть) аль-Фирдауса!»[49].

19) Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

Один человек спросил: «О посланник Аллаха, где я окажусь, если меня убьют?» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует) ответил: «В Раю», - и тогда (этот) человек выбросил финики, которые он держал в руке, (бросился в бой) и сражался, пока его не убили[50].

В другом предание до нас дошло имя этого сподвижника.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) и его сподвижники двинулись в путь и достигли Бадра раньше многобожников, а когда появились и многобожники, посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям)сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае ничего не делает раньше меня!» Когда же многобожники приблизились, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ответствует, сказал: «(Поспешите) к Раю(, равному) по ширине небесам и земле!»

Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

Умайр бин аль-Хумам аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, спросил: «О посланник Аллаха, (неужели) рай равен по ширине небесам и земле?!» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Да!», - а (Умайр) воскликнул: «Прекрасно, прекрасно!» Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) спросил: Почему ты говоришь: «Прекрасно, прекрасно!?» (Умайр) ответил: «Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, только потому, что я надеюсь стать одним из его обитателей!», - (на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Поистине, (будешь) ты среди его обитателей!» Тогда (Умайр) достал из своего колчана финики и стал есть их, (но уже скоро) сказал: «Поистине, (слишком) долгой будет жизнь (моя), если проживу я (столько, что успею) доесть свои финики!» (Сказав это,) он выбросил финики, которые у него были, а потом (бросился в бой) и сражался, пока не погиб[51].

20) Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл какой-то бедуин и попросил его: «Укажи мне на такое дело, которое поможет мне попасть в рай, если я буду совершать его». (В ответ ему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Поклоняйся Аллаху, (никого и) ничего не придавая Ему в сотоварищи, совершай предписанную молитву, выплачивай обязательный закят и постись во время рамадана». (Бедуин) воскликнул: «Клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, я ничего не добавлю к этому!» — а когда он ушёл, пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Пусть посмотрит на этого (бедуина) тот, кому доставит радость взгляд на человека из числа обитателей рая»[52].

21) Сообщается, что, когда ‘Усман, да будет доволен им Аллах, был осаждён, он посмотрел на (осаждавших сверху) и сказал: «Я заклинаю вас Аллахом и (ни о чём) не прошу никого, кроме сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Разве вы не знаете, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: “Тому, кто выкопает (колодец) Рума, (наградой послужит) рай”? И я выкопал его. Разве вы не знаете, что он сказал: “Тому, кто снарядит войско (, отправляющееся в) трудный (поход, наградой послужит) рай”? И я снарядил его», и они подтвердили сказанное им[53].

22) Сообщается, что Ата бин Абу Рабах сказал:

(Однажды) Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал мне: «Не показать ли тебе женщину из числа обитателей Рая?» Я сказал: «Да». Он сказал: «Эта чернокожая женщина (в свое время) пришла к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказала: «У меня бывают приступы падучей и (из-за этого) я обнажаюсь, обратись же к Аллаху с мольбой за меня». (В ответ ей) он сказал: «Если хочешь терпи, и тогда тебя (ожидает) рай, а если хочешь, я обращусь к Аллаху с мольбой, чтобы Он исцелил тебя». Она сказала: «Я буду терпеть», - а потом (добавила): «Поистине я обнажаюсь, попроси же Аллаха, чтобы я не обнажалась», - и он обратился к Аллаху с мольбой за нее»[54].

23) Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

Однажды ко мне пришла какая-то бедная женщина с двумя дочерьми на руках, и я дала ей три финика, она же дала по одному финику каждой из девочек, а (третий) финик поднесла ко рту, (чтобы съесть), но тут девочки снова стали просить у неё еды, и тогда она разделила этот финик между ними. Меня привёл в восхищение её поступок, и я рассказала об этом посланнику Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) который сказал: «Поистине, за это Аллах сделал рай обязательным для неё (или:... освободил ее от Огня)!»[55].

24) Сообщается, что Саубан, да будет доволен им Аллах, сказал:

(Однажды) посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) спросил: «Кто поручится мне за то, что ни о чём не станет просить людей2 (, чтобы) я поручился ему за (то, что наградой за это ему послужит) рай?», — и я сказал: «Я!» И (впоследствии) он (действительно) никого ни о чём не просил.

Навави сказал: «Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд[56].

25) Как передал Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Обитатели высших ступеней (рая) видят тех, кто ниже их, как вы видете звезду, родившуюся на небосводе. Абу Бакр и Умар из них, (они достигли этого великого) блага»[57].

26) Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) и его сподвижники двинулись в путь и достигли Бадра раньше многобожников, а когда появились и многобожники, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Пусть никто из вас ни в коем случае ничего не делает раньше меня!» Когда же многобожники приблизились, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ответствует, сказал: «(Поспешите) к Раю(, равному) по ширине небесам и земле!»

Анас, да будет доволен им Аллах,) сказал:

Умайр бин аль-Хумам аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, спросил: «О посланник Аллаха, (неужели) рай равен по ширине небесам и земле?!» (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Да!», - а (Умайр) воскликнул: «Прекрасно, прекрасно!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: Почему ты говоришь: «Прекрасно, прекрасно!?» (Умайр) ответил: «Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, только потому, что я надеюсь стать одним из его обитателей!», - (на что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: «Поистине, (будешь) ты среди его обитателей!» Тогда (Умайр) достал из своего колчана финики и стал есть их, (но уже скоро) сказал: «Поистине, (слишком) долгой будет жизнь (моя), если проживу я (столько, что успею) доесть свои финики!» (Сказав это,) он выбросил финики, которые у него были, а потом (бросился в бой) и сражался, пока не погиб[58].

27) Как передал Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Рай скучает по троим: Али, Аммару и Салману»[59].

Хейсами в «Маджмау заваид» (№15843) сказал: «Передал Табарани[60], рассказчики сахих кроме Абу Рабии аль-Ийди, его предание посчитал хорошим Тирмизи». Абу Хатим сказал что Абу Рабиа /мункар аль-хадис/[61].

Шейх Албани назвал предание слабым в комментариях к «Мишкат аль-масабих»[62].

Абу Нуайм в «Хиллия» (1/142) передавал это в несколько другом виде: «Рай скучает по четверым: Аммару, Али, Салману, и Микдаду». В цепочке передатчиков Абу Нуайма, Имран ибн Вахб ат-Таи. Абу Хатим считал его слабым[63]. Со слов Имрана это предание передавал Саламат аль-Абраш. Это Саламат ибн аль-Фадль, судья города Рей. Насаи считал его слабым. Бухари отметил, что в его преданиях есть некоторые неприемлимые (манакир) вещи. Абу Хатим отметил, что на него не опираются[64]. Шейх Албани назвал предание слабым в «Сильсиля ад-даифа» (№2328).

28) Как передал Даракутни[65] в «аль-Афрад» от Мусы ибн Тальхи, и тот от своего отца: Когда Тальха (ибн Убейдуллах) был ранен в руку стрелой (при Ухуде), он вскрикнул: «Ах! Ах!». На это посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Если бы ты сказал во имя Аллаха, то непременно будучи в этой жизни, ты бы увидел дом в раю, который тебе воздвиг там Аллах»[66].

Как отметил ибн Хаджар, передатчик Хашим остался один в передаче этого предания.

29) Сад ибн Абу Ваккас сказал: «Я не видел, чтобы о ком-то из ходящих по земле, пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал бы, что он из обитателей рая, кроме как об Абдуллахе ибн Саламе»[67]. Аль-Баззар передал это в «Муснаде» (№1094) с добавкой: «(пророк, саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Войдет к вам сейчас человек из обитателей рая, и вошел Абдуллах ибн Салам».

30) Абуль Касим ат-Табарани[68] передал от Муаза ибн Джабаля, что пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Абдуллах ибн Салам десятый из десятерых в раю»[69].

31) Как передал ибн Сад в мурсал форме, посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Аиша моя жена в раю»[70].

32) Табарани передал в двух муджамах, от Абу Умамы аль-Бахили, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Я вошел в рай, и услышал звук шагов передо мной, я спросил: О Джабраиль, что это за звук? И он сказал: «Это Билал идет перед тобой»[71]. Обе цепочки проходят через Йахъю ибн Абу Хайата. Насаи и Даракутни отмечали его слабость, Фаласи сказал, что он /матрук/[72]. Но достоверность его подкрепляется хадисом №2, который был приведен выше.

33) Имам Ахмад[73] передал в «Фадаилу сахаба»[74], что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Я вошел в рай, и услышал звук шагов передо мной, я спросил: Что это? И мне сказали: Аль-Гумейса бинтуль Милхан».

Гумейса бинтуль Милхан ибн Халид ибн Зайд ибн Харам ибн Джундуб аль-Ансария, более известна как Умм Сулайм, мать Анаса ибн Малика. Также передавалось, что её звали ар-Румейса, Румайла, Мулайка, Сахля. Она и Румейса из второго хадиса, это один и тот же человек.

34) Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Я вошел в рай, и увидел там два уровня принадлежащие Амру ибн Нуфайлу»[75].

35) Хаким передал в Мустадраке, что посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказала Аише: «Ты хочешь быть моей женой в этом мире и в следующем?» (Аиша) я сказал: «Конечно». Пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Ты моя жена в этом мире и в следующем»[76].

Хаким и Захаби посчитали предание достоверным.

36) Когда многобожники мучали семейство Аммара ибн Йасира, посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал им: «Терпите семейство Йасира, обещанным местом для вас, является рай»[77].

37) Как передал Абу Йала[78], с цепочкой передатчиков, восходящей к матери правоверных Аише, посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям): «Кто хочет увидеть человека, освобожденного от огня, пусть посмотрит на Абу Бакра»[79].

Тирмизи передал это предание в несколько ином виде, от Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Абу Бакр вошел к пророку (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал ему: «Ты тот, кого Аллах освободил от огня». И с того дня Абу Бакра стали называть Атик»[80].

Ибн Хиббан передал в «Сахихе»[81] со слов Зайда ибн Сада ибн Аммара ибн Абдуллаха ибн Зубайра, который передал от своих отцов: «Абу Бакра звали Абдуллах ибн Усман, посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал ему: «Ты тот, кого Аллах освободил от огня». И после этого его стали называть /Атик/[82]».

Шейх Абдулькадир Арнаут сказал: «Цепочка передатчиков достоверна».

Шейх Албани сказал, что хадис достоверный благодаря свидетельствам из других преданий[83].

Хейсами привел это предание со ссылкой на Табарани и Баззара[84] и сказал: «Рассказчики правдивы»[85].

38) Бухари передал со слов Анаса бин Малика (да будет доволен им Аллах),что (однажды) пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) поднялся на Ухуд вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом, и (гора) под ними затряслась, (пророк же, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не двигайся, Ухуд, ибо стоят на тебе пророк, правдивейший и два шахида!»[86].

39) Со слов Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Кто хочет увидеть мученика (во имя веры) который ходит по земле, пусть посмотрит на Тальху ибн Убейдуллаха».

Хадис передал Тирмизи в «Суннан»[87], и он назвал его /гариб/.

Шейх Албани сказал /сахих/[88].

Шахиды вне сомнения в раю.

40) Как передал Абу Йала, с цепочкой передатчиков, восходящей к Али ибн Абу Талибу, да будет доволен им Аллах, посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Кто хочет увидеть человека, некоторые конечности которого раньше его вошли в рай, пусть посмотрит на Зайда ибн Сухана»[89].

Хейсами в «Маджмау заваид» (9/398) сказал: «В цепочке передатчиков есть неизвестные мне рассказчики».

41) Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз, когда) пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) обратил внимание на отсутствие Сабита бин кайса, один человек сказал: «О посланник Аллаха, я принесу тебе известия о нём», после чего он пришёл к нему и увидел, что (Сабит) сидит у себя дома, опустив голову. Он спросил (Сабита): «Что с тобой?» (Сабит) ответил: «Дело плохо: (человек)16 часто возвышал свой голос над голосом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и дела его стали тщетными, а сам он окажется среди обитателей огня!» (Выслушав его,) этот человек (вернулся к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) и рассказал ему, что (Сабит) сказал то-то и то-то. А потом этот человек снова пришёл к (Сабиту, да будет доволен им Аллах,) с великой благой вестью и передал ему, что (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) велел (ему): «Отправляйся к нему и скажи: “Поистине, ты не из числа обитателей огня, а из числа обитателей рая!”» [90].

42) Передал Зубайр ибн Баккар, со слов Саида ибн Убейда ас-Сакафи: «В день битвы у Таифа, стрела попала в глаз Абу Суфьяну. Он пошел к пророку (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) и сказал: «Этот мой глаз был выбит на пути у Аллаха». Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал ему: «Если хочешь я помолюсь за тебя, и тебе вернется твой глаз[91] или предпочти рай». На это Абу Суфьян сказал: «Я хочу рай»[92].

Его звали Абу Суфьян Сахр ибн Харб ибн Умайа ибн Абдишамс ибн Абдиманаф аль-Кураши аль-Умави. Скончался незадолго до конца халифата Усмана ибн Аффана.

43) Рассказывая историю переселение ее отца и посланника Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Однажды в середине дня, когда мы сидели в доме Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, кто-то сказал ему: “Вот идёт посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прикрывая себе лицо! В такое время он обычно к нам не приходит!” Абу Бакр сказал: “Да станут отец мой и мать выкупом за него! Клянусь Аллахом, в такой час его могло привести сюда только (важное) дело!” А (через некоторое время) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл (к дому) и попросил разрешения войти. Его впустили, а после того как вошёл, он сказал Абу Бакру: “Вели всем, кто здесь находится, выйти”. Абу Бакр сказал: “Здесь нет никого, кроме членов твоей семьи, да станет отец мой выкупом за тебя, о посланник Аллаха!” (Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Я получил разрешение уехать”. Абу Бакр воскликнул: “(И я буду тебя) сопровождать? Да станет отец мой выкупом за тебя, о посланник Аллаха!” — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Да”. Абу Бакр сказал: “Да станет отец мой выкупом за тебя, о посланник Аллаха! Возьми себе одну из двух этих верблюдиц!” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “(Я возьму её, но) за деньги”. И мы быстро собрали их (в дорогу), сложив их припасы в кожаный мешок, а дочь Абу Бакра Асма оторвала кусок от своего пояса и завязала им этот кожаный мешок, в связи с чем её (потом) и стали называть “обладательницей двух поясов/зат ан-нитакейн/”[93].

Как передал Зубайр ибн Баккар, посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Вместо этого пояса, Аллах даст тебе два пояса в раю»[94].

44) Каис ибн Зайд, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Когда) Посланник Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) дал развод Хафсе, ее дяди, Кудама и Усман ибн Мазун зашли к ней. Плача, Хафса сказала им: «Клянусь Аллахом! Посланник Аллаха не развелся со мной, потому что не нуждается больше во мне». В этот момент Пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) пришел (к ним). Усевшись (рядом), он сказал: «Ко мне пришел Джабраиль, и сказал: «Верни Хафсу себе женой, ведь она много постится, и молится по ночам, и она твоя жена в раю»[95].

Хейсами в «Маджмау заваид» (№15334) привел такое же предание, и сказал: «Передал Табарани и передатчики из рассказчиков сахих».

Абу Нуайм аль-Исфахани передал похожее предание от Аммара ибн Йасира, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, хотел развестись с Хафсой, но Джабраиль придя, сказал: «Не разводись, ведь она много постится, и молится п<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: