Профессионально-педагогическая культура учителя




Практические занятия

Практическое занятие 1

Тема: Профессиональная педагогическая деятельность

План.

1. Возникновение и развитие педагоги­ческой деятельности.

2. Система образования в современной России.

3. Ценностные (аксиологические) характеристики педагогической деятельности.

4. Понятие, виды, компоненты педагогической деятельности.

5. Общая характеристика педагогической профессии.

6. Профессионально важные качества личности педагога. Педагогическая профессиограмма.

7. Педагогические способности и умения.

8. Профессиональная педагогическая компетентность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте соотношение понятий «компетенция» и «компетентность».

2. Какие компоненты включает понятие «гуманистическая направленность личности педагога»?

Задания для самостоятельной работы:

1. Изучив учебные пособия [2, с. 45-50, с. 139-157], [4], [7], [9], отобразите графически (в виде схемы, хронологической таблицы и т.п.) этапы становления образовательных учреждений для профессиональной подготовки учителей.

2. Запишите в словарь определения следующих понятий (всего - 12): гуманизм, гуманистический идеал человека, инварианты педагогические, система образования, система педагогическая, традиции базисные педагогические, умения педагогические, педагогическая деятельность, профессионально-педагогическая направленность, компетентность общекультурная, компетентность учителя профессиональная, компетенция социальная [3].

3. Изучив рекомендованную литературу, подготовьте сообщение/ реферат на тему «Выдающиеся учителя» (разных времен).

 

Литература основная:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 304 с. - (Серия «Учебник нового века»). - Глава 5. Профессионально-педагогическая деятельность - С. 141-169.

2. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошников и др.; Под ред. А.С. Роботовой. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 208 с.

3. Панченко Т.В. Введение в педагогическую деятельность (Учебно-методическое пособие) - Мурманск: МГПУ, 2010. - 119 с. - Тираж 100 экз.

4. Панченко Т.В. Электронное гипертекстовое учебно-методическое пособие «Введение в педагогическую деятельность». Национальный информационный фонд неопубликованных документов. - Номер государственной регистрации: 50200900248 от 09.02.2009. - Свидетельство об отраслевой регистрации разработки в Отраслевом фонде алгоритмов и программ № 12215 от 11.02.2009.

5. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с. - Раздел 1. - Введение в педагогическую деятельность. - С. 3-57.

6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2004. - 432 с. - С. 317-345.

7. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2006. - 480 с. - С. 74-89.

Литература дополнительная:

1. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2000. - 174 с.

2. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1999. - 464 с. - Лекция III. Педагогическая деятельность как общественное явление. - С. 28-50.

3. Педагогика: педагогические теории системы, технологии: Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. С.А. Смирнова - М.: Академия, 2000. - 512 с. - Глава 5. Педагог - профессия и личность. - С. 90-114. - Параграф 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе. - С. 90-94. - Понятие педагогической деятельности. - С. 28-32.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1. - 576 с. - Общие основы педагогики. Процесс обучения. - Тема 8. Учитель современной школы. - С. 230-288.

5. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

Практическое занятие 2

Профессионально-педагогическая культура учителя

План.

1. Общая культура – условие профессионализма педагога.

2. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры.

2.1 Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры.

2.2 Технологический компонент профессионально-педагогической культуры.

2.3 Личностно-творческий компонент профессионально-педагогической культуры.

3. Гуманитарная культура и гуманность учителя. Ценностные ориентации педагогической деятельности.

4. Этика и эстетика педагогического труда (педагогический такт, этика отношений с коллегами).

Вопросы для обсуждения.

1. Чем отличается профессиональная пригодность педагога от профессиональной готовности?

2. Что включают в себя понятия «педагогическая» и «гуманитарная культура»? Каково их соотношение?

3. Какими личностными характеристиками должен обладать педагог?

4. Зачем учителю нужны навыки творческой деятельности?

Примерные темы рефератов: «Коммуникативная культура учителя», «Этнопедагогическая культура учителя», «Методологическая культура педагога», «Психологическая культура педагога».

Задание для самостоятельной работы: запишите в словарь определения следующих понятий: гуманистическая направленность, квалификация, мировоззрение, педагогическая компетентность, педагогическая культура, педагогическая техника, педагогическое мастерство, педагогический такт, саморегуляция, самосознание учителя профессиональное, социализация учителя профессиональная, Я-концепция учителя профессиональная, профессионализм, профессионал, этика, эстетика.

Литература основная:

1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошников и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.

2. Михайлова Н.Н., Демашёва М.Е. Технология управления развитием педагогической деятельности. – М.: ИРПО, 2002. – 244 с. – Гуманистическая направленность личности преподавателя. – С. 41-61.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 576 с. - Гуманность как качество личности. – С. 33-34.

4. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с. – Раздел 1. – Введение в педагогическую деятельность. – С. 3-57.

Литература дополнительная:

1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. – 174 с.

3. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.: Наука, 1994. – 190 с.

4. Митина Л.М. Учитель как личность и как профессионал. – М.: Педагогика, 1994. – 215 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: