О судебной практике по делам о контрабанде




Постановление Пленума Верховного Суда

Российской Федерации

 

от 27 апреля 2017 г. № 12 г. Москва

О судебной практике по делам о контрабанде

 

 

В целях обеспечения единообразного применения судами норм уголовного закона об ответственности за контрабанду (статьи 2001, 2002, 2261 и 2291 Уголовного кодекса Рос­сийской Федерации (далее — УК РФ), а также в связи с вопросами, возникшими у судов, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конститу­ции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

1. При рассмотрении уголовных дел о контрабанде судам необходимо учитывать, что правовое регулирование таможенных отношений в Российской Федерации осуществля­ет­ся в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Феде­рации о таможенном деле.

К числу международных договоров, в частности, относится Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор и Союз соответственно), а также иные международные договоры, заключенные Российской Федерацией с государ­ствами — членами Союза, другими государствами (например, Соглашение о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского эконо­мического союза от 23 декабря 2014 года).

Обратить внимание судов на то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможен­ное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года (далее — ТК ТС) и иными между­на­родными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза (на­пример, Соглашение о порядке перемещения наркотических средств, психотропных ве­ществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза от 24 октября 2013 года).

С учетом положений пункта 2 статьи 101 Договора под используемыми в статьях 2001, 2002, 2261 и 2291 УК РФ терминами «таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» («таможенная граница Таможенного союза»), «Государственная гра­ница Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» следует понимать соответственно «таможенная граница Евразийского эконо­мического союза» (далее — таможенная граница), «Государственная граница Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза» (далее — государственная граница).

2. Судам следует принимать во внимание, что порядок перемещения через таможен­ную границу или государственную границу товаров и иных предметов, а также связанные с таким перемещением запреты и (или) ограничения наряду с законодательством Россий­ской Федерации (о таможенном деле, о Государственной границе Российской Федерации, о валютном регулировании и валютном контроле, об экспортном контроле и другим) уста­навливаются правом Союза (статьи 6 и 32 Договора).

К праву Союза в том числе относятся решения и распоряжения постоянно действу­ющего регулирующего органа Союза — Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках ее полномочий (например, решение Коллегии Евразийской экономической ко­миссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования»).

При рассмотрении дел о контрабанде культурных ценностей судам надлежит учиты­вать, что перечень культурных ценностей, в отношении которых установлен разрешитель­ный порядок вывоза с таможенной территории Союза, правила их вывоза из Российской Федерации в другие государства, не являющиеся государствами — членами Союза, опре­деляются решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

3. При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков составов преступле­ний, предусмотренных статьями 2001, 2002, 2261 и 2291 УК РФ, судам необходимо уста­навливать принадлежность незаконно перемещенных товаров или иных предметов к пере­численным в этих статьях предметам контрабанды.

Если при установлении принадлежности незаконно перемещенных товаров или иных предметов к предметам контрабанды требуются специальные познания, то суды должны располагать соответствующими заключениями экспертов или специалистов.

4. При определении размера стоимости незаконно перемещенных через таможенную границу либо государственную границу предметов контрабанды судам следует исходить из государственных регулируемых цен, если таковые установлены; в остальных случаях размер указанной стоимости определяется на основании рыночной стоимости товаров, за исключением перемещенных физическим лицом через таможенную границу товаров для личного пользования, в отношении которых используется таможенная стоимость, опреде­ляемая в соответствии с главой 49 ТК ТС. При этом необходимо принимать во внимание правовые нормы, позволяющие не учитывать ту часть стоимости незаконно перемещен­ных товаров, которая разрешена к перемещению без декларирования и (или) была заде­кларирована (например, примечание 3 к статье 2001, примечание 2 к статье 2002 УК РФ).

При отсутствии сведений о цене товара его стоимость определяется на основании за­ключения эксперта или специалиста.

5. Перемещение через таможенную границу или государственную границу товаров и иных предметов заключается в совершении действий по ввозу соответственно на тамо­женную территорию Союза или территорию Российской Федерации или вывозу с этих территорий товаров или иных предметов любым способом.

Под незаконным перемещением товаров или иных предметов через таможенную гра­ницу следует понимать перемещение товаров или иных предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с со­крытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекла­рированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные све­дения о товарах или иных предметах, и (или) с использованием поддельных либо относя­щихся к другим товарам или иным предметам средств идентификации.

При установлении факта незаконного перемещения товаров или иных предметов че­рез государственную границу судам необходимо учитывать, что правовое регулирование ввоза или вывоза товаров и иных предметов с территории одного государства — члена Союза на территорию другого государства — члена Союза имеет свои особенности.

В частности, несмотря на то, что в Союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, пункт 3 статьи 29 Договора допускает возможность огра­ничения оборота отдельных категорий товаров по основаниям, указанным в пункте 1 дан­ной статьи Договора. При этом порядок перемещения или обращения таких товаров на та­моженной территории Союза определяется в соответствии с Договором, а также между­на­родными договорами в рамках этого Союза.

Кроме того, на территории Российской Федерации, исходя из положений пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или в установленном законом порядке могут вводиться меры правового регулирования, ограничивающие сво­бодный оборот отдельных веществ или предметов, в частности, представляющих угрозу общественной безопасности.

6. Незаконное перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу при контрабанде может совершаться посредством сокрытия от таможенного контроля то­варов или иных предметов, то есть путем совершения любых действий, направленных на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров (предметов) либо утаить их подлинные свойства или количество, в том числе придание одним товарам (предметам) вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контра­банды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, ис­пользуемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу.

7. Недекларирование как возможный способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права Союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле по декларированию товаров, то есть таможенному органу не заявляет­ся весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декла­ри­ровании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Если декларантом либо таможенным представителем в таможенной декларации заяв­лены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о на­именовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стои­мости), то указанные действия следует рассматривать как недостоверное декларирование товаров.

При этом следует учитывать, что сведениями, необходимыми для таможенных це­лей, являются сведения, представляемые таможенным органам для принятия решения о выпуске товаров, помещения их под избранную таможенную процедуру, исчисления и взимания таможенных платежей, либо сведения, влияющие на применение к товарам за­претов или ограничений.

8. Судам следует иметь в виду, что при контрабанде, совершенной путем использова­ния документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных предметах, та­моженному органу в качестве оснований или условий для перемещения (помещения под таможенную процедуру) товаров или иных предметов, указанных в статьях 2001, 2002, 2261, 2291 УК РФ, могут представляться документы, содержащие недостоверные сведения,в частности, о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной но­менклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, отправления, о таможенной стоимости, об описании упаковки (ко­личество, вид, маркировка и порядковые номера).

Использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентифи­кации при контрабанде является использование поддельных таможенных пломб, печатей, иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к дру­гим товарам.

Незаконное перемещение товаров или иных предметов, совершенное с использова­нием изготовленного другим лицом поддельных официального документа, печати, полно­стью охватывается составом контрабанды и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.

Если лицо использует подделанный им же официальный документ или печать, соде­янное квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренных статьей 327 УК РФ и статьями 2001, 2002, 2261 и 2291 УК РФ.

9. Контрабанда, совершенная при ввозе на таможенную территорию Союза или вы­возе с этой территории товаров или иных предметов вне установленных мест (пунктов пропуска через таможенную границу) или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, является оконченным преступлением с момента фактического пе­ресечения товарами или иными предметами таможенной границы.

В тех случаях когда при контрабанде применяются иные способы незаконного пере­мещения товаров или иных предметов, например, недостоверное декларирование или ис­пользование документов, содержащих недостоверные сведения о товарах или иных пред­метах, контрабанда признается оконченной с момента представления таможенному органу таможенной декларации либо иного документа, допускающего ввоз на таможенную тер­риторию Союза или вывоз с этой территории товаров или иных предметов, в целях их не­законного перемещения через таможенную границу.

10. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 2261 и 2291 УК РФ, в тех случаях, когда незаконное перемещение предмета контрабанды осуществлено не только через таможенную границу, но и через государственную границу, содеянное следу­ет рассматривать как одно преступление при наличии единого умысла лица на соверше­ние перечисленных действий. Если у лица, совершившего контрабанду предметов, указан­ных в статьях 2261 и 2291 УК РФ, через таможенную границу, в дальнейшем возник умы­сел на перемещение этих же предметов через государственную границу, содеянное обра­зует совокупность преступлений.

11. Обратить внимание судов, что в соответствии с примечанием 4 к статье 2001 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если им добровольно были сданы денежные средства и (или) денежные инструменты и если в его действиях не содержится иного состава преступления. По смыслу закона, добровольная сдача означает выдачу на­личных денежных средств и (или) денежных инструментов представителям правоохра­ни­тельных органов по своей воле, несмотря на реальную возможность распорядиться ими.

Если лицо наряду с контрабандой наличных денежных средств и (или) денежных ин­струментов обвиняется в совершении иных преступлений, оно освобождается от ответ­ственности по статье 2001 УК РФ независимо от привлечения его к ответственности за со­вершение иных преступлений.

12. Если лицо наряду с незаконным перемещением через таможенную границу либо через государственную границу предметов, перечисленных в статьях 2261 и 2291 УК РФ, совершает умышленное противоправное деяние, связанное с незаконным оборотом этих предметов, в том числе их перевозку, то содеянное подлежит квалификации по совокупно­сти преступлений, предусмотренных статьями 2261 и (или) 2291 УК РФ и соответству­ющими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации (в частности, статьями 218, 220, 222, 2221, 228, 2281, 2282, 2283, 2284, 234, 355 УК РФ).

13. В случае признания контрабанды совершенной организованной группой действия всех ее членов, принимавших участие в подготовке или в совершении этого преступления, независимо от их фактической роли следует квалифицировать по части третьей статьи 2002, части третьей статьи 2261, пункту «а» части четвертой статьи 2291 УК РФ без ссылки на статью 33 УК РФ (например, одни участники организованной группы приобретали то­вар или иные предметы, другие — незаконно их перемещали через таможенную границу, третьи — руководили указанными действиями).

14. Если лицо, владеющее товарами или иными предметами, осуществило их неза­конное перемещение через таможенную границу либо государственную границу, исполь­зовав в этих целях другое лицо, которое при этом не осознавало незаконности такого пе­ремещения, оно подлежит ответственности по статье 2001, 2002, 2261 и (или) 2291 УК РФ как исполнитель данных преступлений. В этих случаях действия лица, не осознававшего факта совершения им контрабанды, не являются уголовно наказуемыми.

15. Получатель международного почтового отправления, содержащего предметы контрабанды, если он, в частности, приискал, осуществил заказ, оплатил, предоставил свои персональные данные, адрес, предусмотрел способы получения и (или) сокрытия за­казанного товара, подлежит ответственности как исполнитель контрабанды.

16. При решении вопроса о территориальной подсудности уголовного дела о пре­ступлениях, предусмотренных статьями 2001, 2002, 2261 и 2291 УК РФ, судам следует ис­ходить из положений статьи 32 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федера­ции (далее — УПК РФ) и при этом учитывать пункт 1 статьи 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законода­тельства Таможенного союза и государств — членов Таможенного союза, согласно поло­жениям которого уголовное дело возбуждается и расследуется по месту совершения пре­ступления, а в случае невозможности определения места совершения преступления — по месту обнаружения преступления.

В частности, если предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию под видом товара посредством регистрируемого международного почтового отправления (заказным письмом, бандеролью, мелким пакетом), местом совершения такого преступле­ния является место, по которому с таким товаром совершаются операции, связанные с его выпуском (место международного почтового обмена).

Если указанный предмет контрабанды перемещается на таможенную территорию простым (нерегистрируемым) международным почтовым отправлением и установить точ­ное место перемещения через таможенную границу либо государственную границу такого почтового отправления невозможно, то местом совершения преступления следует счи­тать: почтовый адрес получателя — в случае, когда почтовое отправление получено адре­сатом; адрес почтовой организации — в случае, когда почтовое отправление вручено по­лучателю в почтовой организации или изъято в ней сотрудниками правоохранительных органов.

17. Обратить внимание судов на необходимость применения положений главы 151 УК РФ о конфискации предметов незаконного перемещения через таможенную границу либо государственную границу, ответственность за которое установлена статьями 2001, 2002, 2261 и (или) 2291 УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.

Если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении, то такие предметы контрабанды подлежат конфискации.

18. В соответствии с частью третьей статьи 81 УПК РФ при вынесении приговора, а также определения или постановления о прекращении уголовного дела суд должен разре­шить вопрос о признанных вещественными доказательствами предметах контрабанды и транспортных средствах, использовавшихся для незаконного перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу либо государственную границу.

Если принадлежащее виновному транспортное средство было оборудовано специ­альными хранилищами для сокрытия товаров или иных предметов при перемещении их через таможенную границу или государственную границу (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия преступ­ления и подлежит конфискации в соответствии с пунктом 1 части третьей статьи 81 УПК РФ.

При прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям лицу долж­ны быть разъяснены юридические последствия такого прекращения, в том числе о воз­можности конфискации принадлежащего ему имущества, признанного вещественным до­казательством.

В случае неустановления законных владельцев предметы контрабанды должны быть обращены по решению суда в собственность государства в установленном законом по­рядке.

Споры о принадлежности предметов контрабанды, признанных вещественными до­казательствами, разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Предметы контрабанды, запрещенные к обращению (наркотические средства, психо­тропные вещества, их аналоги, оружие и т.п.), согласно пункту 2 части третьей статьи 81 УПК РФ подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожаются.

19. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Пленума Верховного Суда СССР от 3 февраля 1978 года № 2 «О судебной практике по де­лам о контрабанде».

Признать утратившим силу постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2010 года № 23 «О внесении изменения в постановление Пле­нума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 года № 6 «О судебной прак­тике по делам о контрабанде».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: