Во времена античной культуры был апробирован первый образец подлинно научного знания, интуитивно поняты основные особенности, резко отличающие его от донаучного и вненаучного знания:
• Научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других.
• Объектами научного (теоретического) познания выступают не сами предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты (модели).
• Важным признаком научного познания является осознанный контроль над процедурой получения нового знания, фиксация и предъявление строгих требований к методам познания.
• Научное описание исследуемых объектов требует строгости и однозначности языка, четко фиксирующего смысл и значение понятий.
• Научное знание претендует на общеобязательность и объективность открываемых истин, т.е. на их независимость от познающего субъекта.
• Наука изучает только те явления, которые повторяются, и потому ее главная задача — искать законы их существования.
За 2,5 тыс. лет своего существования наука превратилась в сложное, системно организованное образование с четко просматриваемой структурой.
Основными элементами научного знания являются:
• твердо установленные факты;
• закономерности, обобщающие группы фактов;
• теории, как правило, представляющие собой знания системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности;
• научные картины мира, рисующие обобщенные образы реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.
Метод (от греческого methodos – путь исследования или познания) – совокупность приемов, действий, призванных помочь достижению желаемого результата.
Научный метод – это совокупность взаимосвязанных приемов и операций практического и теоретического познания действительности.
В основе методов естествознания лежит единство его эмпирических и теоретических сторон, которые являются взаимообусловленными.
Эмпиризм (от греческого слова empeiria – опыт) – философское учение, признающее человеческий опыт единственным источником знания; эмпирический – основанный на опыте.
Теория (от греческого theoria – наблюдение, исследование) означает в науке:
1) обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества;
2) совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел.
К эмпирическим методам в естествознании относят: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение.
В круг научных методов теоретического уровня исследований входят:
1) формализация – построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности;
2) аксиоматизация – построение теории на основе аксиом, т.е. утверждений, не требующих доказательств;
3) гипотетико-дедуктивный метод – создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.
Методы естествознания могут быть подразделены на следующие группы:
1) всеобщие методы, которые применяются во всех областях науки, других сферах человеческой деятельности;
2) конкретно-научные методы, применяемые в отдельных разделах науки.
К всеобщим методам относятся:
1. анализ – разделение целостного предмета, явления на составные части: стороны, признаки, свойства или отношения с целью их всестороннего изучения;
2. синтез – соединение ранее выделенных частей предмета, явления в единое целое, для формирования общего представления;
3. абстрагирование – отвлечение от ряда несущественных свойств или отношений для данного исследования с одновременным выделением интересующих нас свойств и отношений изучаемого объекта;
4. обобщение – прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов;
5. индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок;
6. дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера;
7. аналогия – прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках;
8. моделирование – изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), заменяющей оригинал в наших исследованиях в части свойств, важных для исследования;
9. классификация – разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствие с каким-либо важным для исследования признаком;
10. исторический метод – воспроизведение истории изучаемого объекта с учетом всех мельчайших деталей и случайностей;
11. логический метод – логическое воспроизведение истории развития объекта без случайных, несущественных деталей.
С учетом научных представлений об окружающем мире могут быть рассмотрены методы освоения, накопления и распространения достижений современного естествознания, например, в практике воинской деятельности.
Любой вид человеческой деятельности, безусловно, подчиняется законам КСЕ, так как и человечество в целом есть одно из проявлений материи. С самых древних времен суть познания окружающего мира сводилась для человека к основной задаче – преобразованию материи для целей выживания. А эта задача опиралась на другую – познание окружающей материи, получение достоверной информации о ее свойствах. Решение этих двух глобальных задач осуществлялось, прежде всего, с помощью законов естественных наук, или, говоря более обще – законов естествознания. При этом в процессе познания использовались все те научные методы, которые рассмотрены выше. В конечном итоге получались определенные материальные объекты, помогающие решать поставленные жизнью задачи.
На примере развития военной науки и техники развитие методов освоения, накопления и распространения достижений естествознания проявляется наиболее наглядно. Со времен, когда человекообезьяной была взята в качестве орудия палка, подавляющее большинство достижений использовалось, прежде всего для военных целей. Достаточно проследить такую цепочку: дубина – копье – щит – стрела – шлем – конь – кольчуга – мушкет – пушка – корабль – танк – самолет – ракета и т.д. В современной воинской деятельности применяется огромное число методов естествознания для достижения главной цели – победы над противником. Достаточно сказать, что готово к использованию и ядерное, и химическое, и бактериологическое оружие. В последние годы появились не менее действенные виды – компьютерное, психологическое, информационное, суть применения которых желательно изучить и представить самостоятельно.