Орг.момент
Здравствуйте, дети. Меня зовут Николай Андреевич, сегодня я проведу у вас урок Севастополеведения. Слушайте внимательно, сейчас я буду вам рассказывать удивительную историю Херсонеса.
Сообщение темы урока
Сегодня мы прикоснёмся к легендам и мифам далёких веков, с их помощью узнаем историю Херсонеса Таврического.
-Ребята, кто был в Херсонесе? (Ответы детей)
-Как вы думаете, что такое Херсонес? (ответы детей)
Легенда о Херсонесе
Давно это было. Так давно, что даже счет времени шел в обратную сторону…
Прослышали о Тавриде в далекой Элладе, и задумали греки покорить эту богатую землю.
У берегов Тавриды появилось множество стремительных судов. В них сидели вооруженные эллины, которые под покровом ночи хотели напасть на Тавриду и завоевать ее. Но море вдруг засветилось голубоватым пламенем, и горцы увидели пришельцев. Поняли они, что битва будет не на жизнь, а на смерть: греков было бессчетное множество. Но вдруг со скал взлетели гигантские орлы, она стали кружиться над греческими кораблями. Своими железными клювами они пробивали пробивали деревянные щиты, обтянутые кожей, а горцы сталкивали в море огромные валуны. Взбунтовалось море, заштормило, поднялись огромные волны. Над морем стояли стон и грохот. В страхе повернули эллины свои суда обратно. Но мало кто возвратился к своим берегам. С тех пор греки стали называть это море своим берегам. С тех пор греки стали называть это море Негостеприимным (Понтом Аксинским). И наказали детям своим, чтобы никогда не нападали на Тавриду.
Мало ли, много ли прошло времени с тез пор, как вновь греки решили отправиться к берегам Тавриды. Но они хорошо помнили наказ своих предков. И не тысячи судов вышли в Черное море, а всего лишь пять. И сидели в них не вооруженные воины, а мирные послы с богатыми дарами для жителей Тавриды…
С тех пор поселились греки-эллины вдали от Эллады и счастливо зажили под солнцем Тавриды в построенном ими же Херсонесе. Стали они выращивать виноград, вели торговлю. И подумали: почему такое ласковое море назвали Негостеприимным?
Нет, это доброе и гостеприимное море! И назвать его нужно Понтом Эвксинским- Гостеприимным морем.
Так и повелось с тех пор. Для кто идет к Черному морю с открытым сердцем и мирным флагом, они всегда гостеприимное, а для недругов оно Понт Аквинский, то есть негостеприимное.
Исторические данные
- Около 422 года до нашей эры на берегу Карантийной бухты высадились греческие колонисты из Гераклеи. Привезли они с собой в Тавриду священный огонь с алтаря главного храма, где поклонялись олимпийским богам. Здесь основали они свою колонию, самостоятельный полис- город государство. Назвали его Херсонес.
- Город действительно располагался на небольшом полуострове между двумя бухтами «Песочной и Карантийной».
- Давайте закрепим, что мы узнали о Херсонесе.
-Между какими двумя бухтами расположен Херсонес? (Песочная и Карантийная)
-Сейчас мы узнаем, что означает Херсонес в переводе с древнегреческого, на странице 32,задание 1.
-Нам нужно собрать буквы по порядку и узнать, что в переводе с древнегреческого языка означает «Херсонес»? (Полуостров)
-Какое слово у вас получилось? (Полуостров)
-Жители Херсонеса были, прежде всего, носителями греческих традиций. Жители древнего Херсонеса построили жилища, оборонительную стену на случай внезапного нападения варваров: тавров или скифов.
-Как вы думаете, кого греки называли «варварами»? (люди, которые для древних греков были чужеземцами, говорили на непонятном им языке)
-Херсонес стал одним из греческих полисов - рабовладельческой республикой. Основным занятием херсонеситов являлось земледелие. Греки выращивали пшеницу, виноград, разводили сады. Благодаря успешной торговле в IV-III (4-3) веках до нашей эры Херсонес достиг наивысшего расцвета.
-Однако в это же время у Херсонеса появился могущественный соперник - Скифское царство.
В III-II (3-2) веках до н.э. скифы совершили нападения на Херсонес и его окрестности. В результате войны Херсонес потерял большую часть своих земель. Херсонеситы обратится за помощью к могущественному соседу- царю Митридату VI Евпатору. Митридат отправил на помощь Херсонесу войско. Скифы потерпели поражение, но и Херсонесу победа досталась дорогой ценой.
-Послушайте стихотворение.
…Вот здесь в руинах на плато лежит
Все то, что греки Херсонесом звали.
Он был известен, плотно населен
И привлекал к себе не только грека
С поры античной, с эллинских времен,
До первых лет пятнадцатого века.
Исчезли люди, но остался след
На стертых плитах площадей и улиц:
Обломки амфор, кругляши монет,
Зола и уголь, раковины устриц...
-Ребята, а теперь остались одни руины из-за войн в древнем городе. Руины Херсонеса - одна из достопримечательностей Севастополя.
Путешествие по Херсонесу
-А сейчас я вам предлагаю попутешествовать по Херсонесу.
-Херсонесский колокол — памятник истории города Севастополя, расположенный в Карантинной бухте Херсонеса.
-Ребята, вместе с туманным колоколом остались колонны древней базилики - самое известное место не только Херсонеса, но наверное и всего Севастополя,
а может быть и всего Крыма. Про саму базилику мало что известно.
-Есть и Уваровская базилика. В Уваровскую базилику входит самая крупная в Херсонесе купельня, ее называют- Крещальня, где принял крещение Киевский князь Владимир. Сооружения, предназначенные для обряда крещения.
-На месте средневекового крестообразного храма в середине XIX столетия был возведен Владимирский собор. Его построили в честь киевского князя Владимира, который, по свидетельству русской летописи, принял крещение в Херсонесе.
Физминутка
- В старинном городе остались Городские ворота и пристенные склепы. Для прохода в Херсонес в толще стены имелись ворота, створки которых запирались на брус.
-А это Орхестра - площадка для хора и музыкантов. Вид на театрон
(зрительные места).
- Главная улица Херсонеса Таврического.
-Что вы запомнили с путешествия по Херсонесу?
-Ребята, кто знает, откуда к нам пришли Олимпийские игры? (ответы детей)
-В 776 году до н.э. открылись первые Олимпийские соревнования и в античном Херсонесе. Греки принесли на Землю тавров свой язык (народ, населявший в древности Тавриду (нынешний Крым), свои обычаи и культуру. С детства херсонеситы воспитывали силу и выносливость, обучали мальчиков грамоте, математике, поэзии, музыке, танцам, рисованию. Но главным предметом была гимнастика.
-Вы знали, что спорт, стадион, Олимпийские игры- все эти понятия пришли к нам из Древней Греции. Как рассказывает миф, бог-громовержец Зевс после победы над одноглазыми циклопами, стоглавым чудищем Тифоном и гигантами со змеиным хвостом отметил свою победу играми на горе Олимп. Победителей награждали священными оливковыми ветвями.
Игры эллинов подарили миру священный огонь Олимпии- символ мужества, гармонии, мира.